Автор: Дерябина Людмила Николаевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУДО ДШИ имени А.А.Алябьева
Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: Открытый урок по теме «Работа над образами в сонате Моцарта ля минор К 310 с учащейся 7 класса ФГТ Натальей Озорниной»
Тема: "Работа над образами в сонате Моцарта ля минор К 310"
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок Департамент по культуре и туризму администрации города
Тобольска МАУ ДО «Детская школа искусств имени А.А. Алябьева»
Открытый урок «Работа над образами в сонате Моцарта ля минор К 310 с
учащейся 7 класса ФГТ Натальей Озорниной»
Подготовила и провела преподаватель фортепианного отдела
Дерябина Людмила Николаевна
Тобольск 2023
Тема урока: « Работа над образами в сонате В.А.Моцарта ля минор К 310»
Цели и задачи:
Цель: Показ основных этапов работы над I частью сонаты Моцарта а moll
Закрепление у обучающейся знаний о классическом сонатном аллегро-
стилистических особенностях, приёмах игры, которые мы использовали
Для раскрытия образов.
Задачи:
1.
Образовательная : формирование основных представлений о стилевых
особенностях музыки Моцарта.
2.
Развивающая: развитие аналитических способностей в области
музыкального мышления
3.
Воспитательные: воспитание интонационно-образного мышления
Воспитание внимания, умения слушать и слышать
Музыку.
Воспитание уважения к классическому наследию.
Оборудование: фортепиано, компьютер, нотный текст,
художественная литература.
Тип урока :комбинированный.
Форма урока: Индивидуальный
Методы ведения урока : словесный, наглядный практический.
Технологии обучения: личностно- ориентированное обучение; технология
активного обучения.
Структура урока:
1.
Организационный момент
Эмоциональный настрой
Сообщение темы урока
2.
Введение в тему
Беседа о творчестве Моцарта и стилевых особенностях фортепианной
музыки.
3.
Основная часть
4.
Подведение итогов ,домашнее задание.
Организационный момент
Сегодня мы будем работать над I частью сонаты Моцарта ля минор К
310.
Учащаяся исполняет 1 часть сонаты Моцарта ля минор
Вопросы к учащейся : какой характер экспозиции сонаты
Быстрая, пульсирующая ,написана в форме сонатного аллегро.т.е. с
определённым типом развития музыкального материала и
соотношением тем.
ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ .
Введение в тему.
Есть музыка которая лечит, завораживает, воздействует на рост
растений. Такую музыку создал В.А.Моцарт (1756-1791гг.)
Клавирная соната а-moll была создана Моцартом в Париже в 1778 году.
Эта соната одна из двух сонат для клавира , написанная Моцартом в
минорной тональности. 1778 год был для Моцарта тяжёлым как в
профессиональном смысле так и личном Самым сильным потрясением
для Вольфганга стала смерть матушки. Вольфганга писал отцу в
Зальцбург, что просил Господа о смирении и стойкости в этот момент,
но музыка сонаты словно говорит о том , что на самом деле творилось
в душе композитора.
Стилевые особенности музыки
Основой музыки Моцарта является МЕЛОДИЯ - ясная, простая
выразительная, сочетающая черты немецкой народной песенности и
танцевальности с певучестью итальянской оперной кантилены. Но
простые ,легко запоминаемые мелодии Моцарта , одновременно
сложны. В них отражается богатство внутренней жизни человека. В
моцартовской музыке много хроматизмов, задержаний при ясной и
определённой мажорной или минорной основе, при простоте
гармонических функций.
Моцарту также свойственны также мелодии мужественного характера.
В этих мелодиях –внутренняя конфликтность , наличие контрастных
элементов.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ ЯЗЫК связан с его мелодикой придает ей
большую выразительностью Но никогда и нигде в его музыке гармония
не подчиняет себе мелодию Основными ступенями являются функции
T, S, D. Мы можем встретить простые соотношения функций I IV V
ступеней , и употребление побочных ступеней лада, и
внутритональные отклонения, смелые модуляции в далёкие
тональности.
Сама аккордика отличается большой простотой, хроматические
модуляции и резкие тональные сдвиги обычно служат созданию
драматических образов. Но и простые ставшие, привычными
гармонии, тоника, субдоминанта доминанта под рукой Моцарта
кажутся свежими и получают новую жизнь благодаря пленительным,
полным красоты и изящества мелодиям.
ПОЛИФОНИЯ в музыке Моцарта занимает важное место. Его по
праву можно считать великим полифонистом. Моцартовские темы
гомофонны по своей природе.
Красота музыки Моцарта обусловлена и ФАКТУРОЙ его
произведений- всегда ясной, прозрачной, тонкой. Безупречность и
чистота голосоведения , совершенство формы, ясность и прозрачность
всей ткани, сквозь которую буквально «просвечивает» каждый голос,
будь то мелодия или контрапункт, или гармоническое
конфигурационное сопровождение. Тонкое изящество , филигранная
отточенность , душевная чуткость , поэтическая одухотворённость- всё
это присуще музыке Моцарта.
Ранние сонаты несут следы влияния сыновей Баха(Филиппа Эмануила
и Иоганна Кристиана ) в них ощущается влияние клавирного стиля
Иоганна Шоберта- необычайная задумчивость , задушевность и
певучесть .Постепенно фортепианные сонаты насыщаются глубоким
драматическим содержанием , яркими драматическими контрастами.
Одной из лучших сонат этого периода является соната ля минор.
В Германии в настоящее время её называют «Die kleine apassionate» за
такой накал страстей!
Учащаяся играет 1 часть сонаты Моцарта ля минор
Будем работать над сонатной формой: контрастом образов главной и
побочной партии; целостным звучанием, артикуляцией, метро-
ритмической сложностью, динамикой, контрастом главной и побочной
партий.
Вопросы к учащейся :каков характер этой сонаты?
С первых нот герой сонаты обрушивает всю боль, отчаянье и
неприятие смерти её героем сонаты. Он выплёскивает море эмоций, в
которых боль, отчаянье, гнев, слёзы. Он взывает к Богу с вопросами:
«Почему она? Почему столь рано? Неужели я недостоин её на этой
земле?» В разработке сонаты герой то просит , срываясь на крик, то
умоляет Бога дать ему сил и душевной стойкости , чтобы выдержать
обрушившееся на него горе. Однако принять его он пока не состоянии.
Первая часть сонаты написана в традиционной сонатной форме.
Далее разбираем сонату в диалоге: учитель- ученик.
Главная партия звучит как эмоциональный протест, неприятие
подчеркивается в постоянном настойчивом повторении звука «ля» в
басу. Форшлаг с ноты а и звук gis в ритме четверть, половинка,
словно пригвозжают ( эффект оглушения) страданием.
Моцарт чередует тонику и доминанту (наслаивая эти гармонии друг на
друга) звук «ля» в качестве неаакордового появляется в D34 ( такты 2
и 4 )
Протест в главной партии несколько раз прерывается интонациями
всхлипов, страдания, (такт7) восходящая малая секунда dis –е и
нисходящая малая секунда а-gis) которое подчёркивается задержанием
на терции cis-e. Протест повторяется с новой силой и приводит к
сильному волнению в связующей партии. Это волнение выражается в
шестнадцатых в басу, которые звучат как взволнованное сердцебиение,
а мелодия звучит подобно вопросу: «Боже, за что?»- и отрицанию: «Я
не согласен !» нужно особо обратить внимание на переход к побочной
партии. Моцарт изначально хотел перейти в тональность c-moll ,но в
последний момент отказался от этого решения . и ввёл C-dur.Тем
самым он до предела обострил эмоциональный накал, здесь словно
слышно , как герой вспоминает светлые и добрые моменты из жизни с
той, о которой скорбит! Побочная партия спокойствия не приносит.
Её взволнованно льющаяся мелодия звучит так, словно человек
пытается собраться с мыслями, пытается помолиться, но у него ничего
не выходит. А настойчивый аккомпанемент напоминает нам о
неприятии. Заключительная партия развивается на материале
побочной и в ней повторяются настойчивые вопросы (такты 35-36).
Возбуждение нарастает и этот мотив звучит как с новой силой в
верхних голосах, но уже как отчаянная просьба ( такты 40-41)В коде
соединяются в своей безутешности боль, отчаянье, неприятие и
крайнее волнение. Это выражено в безостановочном взволнованном
движении аккомпанемента
Учащаяся : «Характер величественный , скорбный; в ней слышится боль,
накал страсти . В разработке даже какое –то отчаянье и упрямство.» Главная
партия имеет два контрастных мотива; в левой руке –пульсирующие
аккорды.
Связующая часть – 16-е тихо в правой руке два раза идут фанфары октав, но
при разной динамике.(Эффект эха).
Побочная партия в параллельном До мажоре-слышно ведение мелодии в
левой руке необычайно красивой. «Das ist gluck»
В разработке неожиданный ход : фортиссимо на фоне «жужжания»ярче
шквал , в левой руке прийти к теме .Далее левая рука очень громко, больно!
Тема должна звучать остро,определённо.
Далее нарастает чувство тревоги и появляется трудное для исполнения
задача, сложное место: уложить 16 е на восмую с точкой-с минимальным
подъёмом пальцев. Показать учащейся несколько способов работы над
трелью. Модуляция до мажор- ми мажор. Побочная партия звучит зловеще
и безысходно «Das ist end»
Уменьшенные септаккорды+ еще септаккорды в левой еще страшнее!
Трагично в низком регистре глубоким тембром ! К концу более страшно,
безысходно, больно.
Таким образом это одна из трагических сонат Моцарта, где один и тот же
звук в пунктирном ритме: это Похоронный марш Шопена и I часть 5
симфонии Густава Малера.
Домашнее задание:
Исходя из характера каждой темы отработать драматичную главную партию,
добиваясь стройности; сделать просветлённой побочную партию,
проработать трели и технические места , соблюдая единство темпа.
Литература
1.Луцкер П. Сусидко И. «Моцарт и его время» М. ,Классика XX1 век 2008..
624с.
2. Эйнштейн А. «Моцарт .Личность .Творчество.» М.,Классика XXIвек.,
2007.,472с.
3.Вейс Д. «Возвышенное и земное» М. , «,Прогресс». 1970.,767с.
4.Ливанова Т. «История западно-европейской музыки» М.,Музыка1982. 622с.
5.Меркулов А.М. «Как исполнять Моцарта» М. Классика XXI век.2006. 236с.
6.Григорович В. «Великие музыканты западной Европы» М.
Просвещение.1982. 224с.