Напоминание

Беседы за круглым столом «Развиваем пальчики – стимулируем речь ребёнка»


Автор: Савощенко Наталья Александровна
Должность: воспитатель старшей логопедической группы
Учебное заведение: МАДОУ - детский сад №1
Населённый пункт: станица Калининская Краснодарский край
Наименование материала: Педагогический практикум для родителей
Тема: Беседы за круглым столом «Развиваем пальчики – стимулируем речь ребёнка»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Беседы за круглым столом

«Развиваем пальчики – стимулируем речь ребёнка»

Цель: Расширение контакта между педагогами и родителями; повышение

педагогической культуры родителей;

Приобщить родителей к участию в жизни группы и детского сада.

Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах взаимосвязи

речевого развития и развитие мелкой моторики кисти руки.

Задачи: Познакомить родителей с задачами и особенностями работы в

группе с детьми по развитию мелкой моторики; научить родителей

наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться

помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по

развитию речи детей. Формирование у родителей чувства ответственности за

развитие своего ребёнка.

Привлечь к изготовлению пособий для развития речи.

Обучить игровым приемам: сопровождение действий словами в игре;

повторение звукосочетаний; проведение логоритмических упражнений.

Оборудование: игры для развития мелкой моторики, выполненные

воспитателем; цветные шнурки, пробки от пластиковых бутылок, картотека

пальчиковых игр, листы ватмана А -4, ножницы, клей, файлы, камешки,

прищепки, грецкие орехи.

План проведения встречи:

1.

Упражнение «Приветствие»;

2.

«Развиаваем пальчики – стимулируем речь» - Воспитатель;

3.

«Особенности развития речи детей в группе ТМНР » -Дефектолог;

4.

Проведение пальчиковых игр (стихи, иллюстрации к ним);

5.

Задание: расказать с помощью пальчиков сказку;

6.

Игры с бумагой. Практическое задание;

7.

Итог.

Ход совместного мероприятия:

Воспитатель: - Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады

видеть вас на нашей встрече. Я предлагаю вам встать в круг и

поздороваться друг с другом: упражнение «Путаница».

Описание: Участники встают в круг и протягивают правую руку по

направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник

находит себе «друга по рукопожатию» важно, чтобы друзья по

рукопожатию были разные. Задача участников состоит в том, чтобы

распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разьединяя рук.

Воспитатель: - Взаимосвязь мелкой моторики и речевого развития

известна давно. Ещё наши прабабушки использовали в воспитании и

развитии детей игры «Ладушки», «Сорока кашу варила».

Почему же развитие мелкой моторики так важно? В исследованиях

М.Кольцовой установленно, что уровень развития психических

процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у

ребёнка развиты руки. Умение работать пальчиками у ребёнка

приходит не сразу, поэтому задача родителей и педагогов - превратить

обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые

понравились именно вашему ребёнку. Помните, что развивая мелкую

моторику, вы не только продвинете развитие своего ребёнка вперёд, но

и сможете быстрее преодолеть проблемы, связанные с речевым

развитием ребёнка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних

занятий?

Предложите своей дочурке превратиться в Золушку и разложить в две

разные емкости фасоль и горох, которые вы случайно перемешали.

Помочь вам в развешивании белья, прикрепление его прищепками.

С сыном, провести игру – соревнование на скорость. Кто быстрее, папа

или сын разложат большие и маленькие болтики и гайки в разные

контейнеры.

Вместе с ребёнком, можно выкладывать забавные фигуры из спичек

или счетных палочек. Можно выложить ёлочку, лесенку, кроватку, а

затем предложить ребёнку по схеме выполнять схематические фигуры

и орнаменты. Рассказать и показать тактильные дорожки

изготовленные воспитателем с детьми. За основу берём картон,

придумываем сюжет, затем наклеиваем из различных деталей дорожки.

По которым дети «ходят пальчиками». Лепите со своим ребёнком

пластилином, играйте «Мозаикой», складывайте пазлы. Тренируйте

ребёнка в застёгивании и расстёгивании пуговиц,шнуровать ботинки,

плести косички из разноцветных шнурков. Показать примерные

тренажёры, изготовленные воспитателем.

Игры с пальчиками или пальчиковую гимнастику проводите

регулярно и вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать

рифмованные тексты, а его речь более чёткой, выразительной.

Произносите текст выразительно и показывайте ребёнку

сопровождащие его движения. Делайте гимнастику вместе с ребёнком.

Мастер – класса с родителями по проведению игр и упражнений.

Пальчикова гимнастика. «Дождик»

Вышел дождик на прогулку . Шагаем пальчиками обех рук по столу

Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем пальчик.

Барабанит по окошку,

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши зонтик вымыл тоже,

Сразу город мокрым стал. Встряхиваем кисти рук.

Дождик кончился . Устал. Кладем ладони на стол.

«Придумай игру с предметами» 2 команды.

Первой команде предложить цветные шнурки; второй крышечки от

пластмассовых бутылок.

Шнурки: заплести косички, завязать узелки, выкложить узор, и т.д.

Крышечки: ходить на «лыжах», выложить узор, построить изгородь,

башню и т.д.

Познакомить родителей с картотекой пальчиковых игр.

Пальчики рассказывают сказку.

Вспомним сказку «Курочка ряба» и расскажем ее при помощи

пальчиков.

Жили – были дед

(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)

И баба.

(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка)

И была у них курочка Ряба.

(Показываем упражнение «Курочка»)

Снесла курочка яичко

(округлить пальцы и соединить их кончики)

Да не простое, а золотое. Дед бил, бил

(постучите кулаком по «яйцу»

- не разбил. Баба била,била

(постучите кулаком по «яйцу»)

- не разбила.

Мышка бежала

(упражнение «Мышка»)

Хвостиком махнула

(помашите указательным пальцем)

Яичко упало и разбилось (уроните расслабленные руки еа колени)

Дед плачет (закройте лицо руками)

Баба плачет (закройте лицо руками)

А курочка кудахчет: «Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам яичко

( округлите пальцы и соедините их кончики)другое, не золотое, а

простое»

- вспомните стихотворение или сказку и попробуйте нам рассказать

при помощи пальчиков.

Игры с бумагой.

Игры с бумагой могут надолго занять ребёнка, такое

времяпровождение пойдет ему на пользу,научите ребёнка мять бумагу

с скатывать из мятых листов шарики. Можно сделать из шариков,

различной величины, снеговика, мишку, зайку.

Полезное занятие – «отщипывание - отрывание» пальчиками от целого

листа бумаги маленьких кусочков. Полученные обрывки сложить в

пластиковый стаканчик из под йогурта – получится бумажное

морожененое.

Покажите ребёнку, как скатывать рулончики из бумажных полосок –

это будут гусеницы, улитки, кому что нравиться. Эти развивающие

игры способствуют развитию детских пальчиков не хуже дорогих

игрушек.

Воспитатель: - Я предлагаю Вам сделать основу для игры со своим

ребенком. У вас на столе картинки,альбомные листы, ножницы, клей.

Подумайте, пофантазируйте и создайте какой – нибудь сюжет.

Родители выполняют задание.

Воспитатель: - Ваши законченные работы вложим в файл, на котором

ваш ребёнок сможет рисовать маркером, фломастером дорожки, дождик,

цветы.

Воспитатель: - Наша встреча завершается. Благодарю за плодотворное

сотрудничество и прошу поделиться своим впечатлением от нашей встречи.

Практические игры и упражнения по развитию мелкой моторики.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики,

которыми можно заниматься дома с детьми.

1.

Возьмите яркий поднос. Тонким слоем рассыпьте любую мелкую

крупу. Проведите пальцем ребёнка по крупе. Получится яркая

контрастная линия. Позвольте ребёнку самому нарисовать несколько

линий. Вместе с ребёнком нарисуйте какие – нибудь предметы: забор,

домик, волна, капает дождь, буквы, цифры и т.д.

2.

Возьмите решетку для раковины (она состоит из множества клеточек)

Ребенок ходит по этим клеточкам пальчиками, пальцы можно

чередовать, то одной рукой, то другой, можно одновременно.

3.

Эту же решетку можно использовать для плетения узоров шнурками,

ленточками.

4.

Использовать решетку как трафарет для рисования клеточе. Затем

закрашивать их. Обводить клеточки различной конфигуракии

( лесенка, башня, пирамидка, машинка)

5.

Ребенок собирает спички или счетные палочки пальчиками

одновременно двуия руками, или чередуя пальчики. Строим «сруб»

или «колодец» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее

постройка, тем лучше.

6.

Бельевые прищепки используем в игре с плоскими геомнтрическими

фигурами. Соединяя детали прищепками. (дом, лучи солнца у круга,

капли дождя, листики цветка и т.д. ) развиваем моторику пальчиков и

фантазию ребенка.

7.

Игры на бумаге

8.

Игра «Дорожки»

Нарисуйте или приклейте, вместе с ребенком, с двух сторон листа два

домика, рядом наклеить вырезанные из детского журнала

изображение любого героя . Для того чтобы герои могли пойти в гости

друг к другу необходимо нарисовать им дорожки. Обьяснить, что

дорожки бывают ровные, извилистые, кривые, короткие и длинные,

узкие или широкие. Затем, по этим дорожкам, дети «ходят»

пальчиками.



В раздел образования