Автор: Мартынова Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 119"
Населённый пункт: ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРЕПОВЕЦ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Конспект занятия по развитию речи "Снегурушка и лиса"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №119»
Конспект занятия.
Тема: «Снегурушка и лиса».
Возрастная категория детей: дети 3-4 года.
Разработчик:
Мартынова Елена Александровна
воспитатель
г. Череповец 2024 г.
Образовательная область: речевое развитие.
Цель: Знакомство детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обраб. М.
Булатова), с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок).
Задачи:
Обучающие:
Знакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса»;
Знакомить детей с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок);
Упражнять в выразительном чтении отрывка-причитания Снегурушки.
Развивающие:
Развивать умение высказывать свои впечатления, отвечать на вопросы;
Развивать интонационную выразительность речи, умение припевать;
Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Воспитывающие
:
Воспитывать интерес к русским народным сказкам;
Воспитывать доброе отношение к животным;
Воспитывать чувства доброжелательности, сопереживания, желание помочь.
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие,
социально-коммуникативное, физическое развитие.
Материал: Книги с русскими народными сказками, лэпбук, лиса – мягкая игрушка.
Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: изучение подборок
методического материала по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста
на интернет- сайтах; подготовка демонстрационного материала, подбор дидактической
игры из лэпбука.
Предварительная работа с детьми: чтение, рассказывание русских народных сказок и
рассматривание иллюстраций к ним; обсуждение содержания сказок.
Индивидуальная работа в процессе НОД:
привлекать внимание пассивных детей
дополнительными вопросами, подбадривать застенчивых детей, дать время для ответов
медлительным детям, помощь детям, которые затрудняются дать правильные ответы.
Методические методы и приёмы.
Наглядные: рассматривание игрушки, иллюстраций из книг русских народных сказок,
дидактическая игра «Найди пару»
Словесные: пересказ отрывка из сказки, беседа, объяснения, припевание (упражнение на
проговаривание звукосочетания ау и выразительное, интонационно верное
воспроизведение причитания), вопросы к детям.
Игровые: загадка, дидактическая игра.
Технологии:
личностно-ориентированная технология (авторы: Карла Роджерс; В. А.
Сухомлинский; Ш. Амонашвили);
игровая технология (авторы: Выгодский Л.С.,
Леонтьев А.Н.); здоровьесберегающая технология (автор: Смирнов Н.К.).
Организация детей на занятии.
Вводная часть: привлечь внимание детей, загадать загадку, создание проблемной
ситуации – дети сидят на стульчиках.
Основная часть: Краткий пересказ сказки «Снегурушка и лиса» (обраб. М. Булатова),
рассказ о лисе, дети сидят на стульчиках. Физминутка. Во время проведения дети
играют. Во время проведения дидактической игры дети стоят у столов.
Заключительная часть: подведение итогов занятия и рефлексия.
Ход занятия.
1.Вводная часть.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Посмотрите, кто у нас сегодня на занятии?
Д: Лисичка
В: Рыжая плутовка по лесу ходит,
Пушистым хвостом водит,
Курочек любит,
Петушков ворует.
Кто это?
(Дети отвечают)
Воспитатель показывает детям лису (игрушка)
В: Давайте вспомним, в каких народных сказках лиса упоминается, как главный герой?
(Колобок, Лиса и Журавль, Заюшкина избушка, Кот, петух и лиса, Лисичка со
скалочкой и др.) Какая всегда лиса в сказке?
Д: Хитрая.
В: Её так и зовут: Лиса Патрикеевна, лиса –плутовка. Она всех обманывает, хитрит.
2. Основная часть.
Воспитатель показывает обложки книг, чтобы дети вспомнили русские народные
сказки, где есть лиса. Интересуется, добрая ли лиса в этих сказках. Подтверждает
ответы детей: «Лиса хитрая, обманщица. Лукавая лисонька», напоминает отрывок из
сказки «Колобок»: «Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький…
Славная песенка! Да то беда, голубчик, что стара я стала, плохо слышу».
Воспитатель сообщает детям, что не во всех русских народных сказках лиса хитрая,
лукавая. В сказке «Снегурушка и лиса» эта хитрюга совсем другая. Хотите в этом
убедиться?
А сейчас я вам расскажу сказку, в которой лиса не хитрая, а добрая и даже помогает
маленькой девочке. Сказка называется «Снегурушка и лиса».
(Воспитатель рассказывает кратко содержание сказки, используя иллюстрацию)
Снегурушка так звали девочку, наверное, потому, что у неё были волосы белые как
снег. Вот ее ласково и прозвали Снегурушка.
Жили-были старик со старухой. У них была внучка Снегурушка. Собрались ее
подружки в лес по ягоды и пришли звать с собой Снегурушку. Старик со старухой
долго не соглашались, но наконец отпустили ее и велели не отставать от подруг.
Пришли девушки в лес, стали собирать ягоды — деревце за деревце, кустик за кустик.
Снегурушка и отстала от своих подруг. Подружки аукали ее, аукали, но Снегурушка не
слыхала. Уж стало темно, подружки пошли домой.
А Снегурушка ходила, ходила по лесу, совсем заблудилась. Поняла она, что осталась в
лесу одна, залезла на высокое дерево, уселась на ветку и стала горько плакать,
припеваючи:
— Ay, ay, Снегурушка!
— Аy, ay, голубушка!
— У дедушки, у бабушки
— Была внучка Снегурушка.
— Ее подружки в лес заманили,
— Заманили — покинули!
Идет медведь и спрашивает:
— О чем ты, Снегурушка, плачешь?
— Как мне, медведюшка, не плакать! Я одна у дедушки, у бабушки внучка
Снегурушка, меня подружки в лес заманили, заманивши — покинули!
— Слезай, я тебя отнесу к дедушке и бабушке!
— Нет, я тебя боюсь, ты меня съешь!
Медведь ушел от нее. Она опять заплакала, припеваючи:
— Ay, ay, Снегурушка!
— Ay, ay, голубушка!..
Идет волк, спрашивает:
— О чем ты, Снегурушка, плачешь?
— Как же мне не плакать! Меня подружки в лес заманили, заманивши — покинули…
— Сойди, я тебя отнесу к дедушке и бабушке! — говорит волк.
— Нет, волк, я тебя боюсь, ты меня съешь!
Волк ушел. А Снегурушка опять заплакала, припеваючи:
-Ay, ay, Снегурушка!
-Ay, ay, голубушка!..
Бежит мимо лисица. Услыхала Снегурушкин голосок и спрашивает:
— Чего ты, Снегурушка, плачешь?
— Как же мне, лисонька, не плакать! Меня подружки в лес заманили, заманивши —
покинули.
— Сойди, я тебя отнесу к дедушке и бабушке!
Снегурушка слезла с дерева, села на лису, лисица и побежала.
Прибежала к дому и стала хвостом стучаться в калитку.
— Кто там? — спрашивают дедушка и бабушка.
— Это я, лисица, внучку вашу привезла!
— Ах ты, наша дорогая! Войди к нам в избу! Где нам тебя посадить, чем тебя угостить?
Принесли они молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать. А лисица просит, чтоб в
награду дали ей курицу. Старики дали лисице белую курицу и отпустили в лес.
Беседа по содержанию сказки:
Воспитатель даёт возможность высказать свои впечатления, просит
охарактеризовать лису: Какая лиса в этой сказке?
Дети: добрая ласковая.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Напоминает, что усевшись на ветку, Снегурушка плакала.
Дети все вместе, а затем индивидуально пробуют припевать (упражнение на
проговаривание звукосочетания ау и выразительное, интонационно верное
воспроизведение причитания Снегурушки):
Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
Лисичке вы так понравились, что она хочет с вами поиграть. Она очень любит играть
в догонялки, особенно с зайчишками. Лисичка приглашает вас отдохнуть и
повеселиться на лесной полянке. Но сначала нам нужно превратиться в зайчат. Давайте
скажем слова:
«Раз, два, три покружись
И в зайчат превратись
(Физкультминутка)
По лесной лужайке,
Разбежались зайки.
Вот такие зайки,
Зайки – побегайки.
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки,
Зайки – побегайки.
Вдруг бежит лисичка
Рыжая сестричка
Ищет, где же зайки,
Зайки – побегайки?
Вот они.
(Воспитатель с игрушкой лисы догоняет детей, дети бегут на стульчики).
Воспитатель: Понравилось вам играть с лисичкой?
Дети: Да.
Воспитатель: А сейчас мы из зайчат превратимся в умненьких ребят.
Вот видите, ребята, эта лисичка, действительно другая. Какая она?
Дети: Она веселая и вовсе не хитрая.
Дидактическая игра «Выбери пару»
3. Заключительная часть:
В: С какой новой сказкой мы сегодня познакомились?
Д: «Снегурушка и лиса»
В: Какая лиса в этой сказке была?
Д: Добрая, хорошая.
В: Лиса хотела обмануть Снегурушку?
Д: Нет, она хотела Снегурушке помочь.
В: Мы тоже с вами должны помогать друг другу, если нужна помощь.
4. Рефлексия:
Узнаем ваше настроение в конце занятия, хорошее оно или плохое. Для этого вы
должны выбрать солнышко или тучку.