Напоминание

"Конспект занятия по развитию речи "Снегурушка и лиса"


Автор: Мартынова Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 119"
Населённый пункт: ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРЕПОВЕЦ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Конспект занятия по развитию речи "Снегурушка и лиса"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №119»

Конспект занятия.

Тема: «Снегурушка и лиса».

Возрастная категория детей: дети 3-4 года.

Разработчик:

Мартынова Елена Александровна

воспитатель

г. Череповец 2024 г.

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: Знакомство детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обраб. М.

Булатова), с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок).

Задачи:

Обучающие:

Знакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса»;

Знакомить детей с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок);

Упражнять в выразительном чтении отрывка-причитания Снегурушки.

Развивающие:

Развивать умение высказывать свои впечатления, отвечать на вопросы;

Развивать интонационную выразительность речи, умение припевать;

Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Воспитывающие

:

Воспитывать интерес к русским народным сказкам;

Воспитывать доброе отношение к животным;

Воспитывать чувства доброжелательности, сопереживания, желание помочь.

Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие,

социально-коммуникативное, физическое развитие.

Материал: Книги с русскими народными сказками, лэпбук, лиса – мягкая игрушка.

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: изучение подборок

методического материала по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста

на интернет- сайтах; подготовка демонстрационного материала, подбор дидактической

игры из лэпбука.

Предварительная работа с детьми: чтение, рассказывание русских народных сказок и

рассматривание иллюстраций к ним; обсуждение содержания сказок.

Индивидуальная работа в процессе НОД:

привлекать внимание пассивных детей

дополнительными вопросами, подбадривать застенчивых детей, дать время для ответов

медлительным детям, помощь детям, которые затрудняются дать правильные ответы.

Методические методы и приёмы.

Наглядные: рассматривание игрушки, иллюстраций из книг русских народных сказок,

дидактическая игра «Найди пару»

Словесные: пересказ отрывка из сказки, беседа, объяснения, припевание (упражнение на

проговаривание звукосочетания ау и выразительное, интонационно верное

воспроизведение причитания), вопросы к детям.

Игровые: загадка, дидактическая игра.

Технологии:

личностно-ориентированная технология (авторы: Карла Роджерс; В. А.

Сухомлинский; Ш. Амонашвили);

игровая технология (авторы: Выгодский Л.С.,

Леонтьев А.Н.); здоровьесберегающая технология (автор: Смирнов Н.К.).

Организация детей на занятии.

Вводная часть: привлечь внимание детей, загадать загадку, создание проблемной

ситуации – дети сидят на стульчиках.

Основная часть: Краткий пересказ сказки «Снегурушка и лиса» (обраб. М. Булатова),

рассказ о лисе, дети сидят на стульчиках. Физминутка. Во время проведения дети

играют. Во время проведения дидактической игры дети стоят у столов.

Заключительная часть: подведение итогов занятия и рефлексия.

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Посмотрите, кто у нас сегодня на занятии?

Д: Лисичка

В: Рыжая плутовка по лесу ходит,

Пушистым хвостом водит,

Курочек любит,

Петушков ворует.

Кто это?

(Дети отвечают)

Воспитатель показывает детям лису (игрушка)

В: Давайте вспомним, в каких народных сказках лиса упоминается, как главный герой?

(Колобок, Лиса и Журавль, Заюшкина избушка, Кот, петух и лиса, Лисичка со

скалочкой и др.) Какая всегда лиса в сказке?

Д: Хитрая.

В: Её так и зовут: Лиса Патрикеевна, лиса –плутовка. Она всех обманывает, хитрит.

2. Основная часть.

Воспитатель показывает обложки книг, чтобы дети вспомнили русские народные

сказки, где есть лиса. Интересуется, добрая ли лиса в этих сказках. Подтверждает

ответы детей: «Лиса хитрая, обманщица. Лукавая лисонька», напоминает отрывок из

сказки «Колобок»: «Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький…

Славная песенка! Да то беда, голубчик, что стара я стала, плохо слышу».

Воспитатель сообщает детям, что не во всех русских народных сказках лиса хитрая,

лукавая. В сказке «Снегурушка и лиса» эта хитрюга совсем другая. Хотите в этом

убедиться?

А сейчас я вам расскажу сказку, в которой лиса не хитрая, а добрая и даже помогает

маленькой девочке. Сказка называется «Снегурушка и лиса».

(Воспитатель рассказывает кратко содержание сказки, используя иллюстрацию)

Снегурушка так звали девочку, наверное, потому, что у неё были волосы белые как

снег. Вот ее ласково и прозвали Снегурушка.

Жили-были старик со старухой. У них была внучка Снегурушка. Собрались ее

подружки в лес по ягоды и пришли звать с собой Снегурушку. Старик со старухой

долго не соглашались, но наконец отпустили ее и велели не отставать от подруг.

Пришли девушки в лес, стали собирать ягоды — деревце за деревце, кустик за кустик.

Снегурушка и отстала от своих подруг. Подружки аукали ее, аукали, но Снегурушка не

слыхала. Уж стало темно, подружки пошли домой.

А Снегурушка ходила, ходила по лесу, совсем заблудилась. Поняла она, что осталась в

лесу одна, залезла на высокое дерево, уселась на ветку и стала горько плакать,

припеваючи:

— Ay, ay, Снегурушка!

— Аy, ay, голубушка!

— У дедушки, у бабушки

— Была внучка Снегурушка.

— Ее подружки в лес заманили,

— Заманили — покинули!

Идет медведь и спрашивает:

— О чем ты, Снегурушка, плачешь?

— Как мне, медведюшка, не плакать! Я одна у дедушки, у бабушки внучка

Снегурушка, меня подружки в лес заманили, заманивши — покинули!

— Слезай, я тебя отнесу к дедушке и бабушке!

— Нет, я тебя боюсь, ты меня съешь!

Медведь ушел от нее. Она опять заплакала, припеваючи:

— Ay, ay, Снегурушка!

— Ay, ay, голубушка!..

Идет волк, спрашивает:

— О чем ты, Снегурушка, плачешь?

— Как же мне не плакать! Меня подружки в лес заманили, заманивши — покинули…

— Сойди, я тебя отнесу к дедушке и бабушке! — говорит волк.

— Нет, волк, я тебя боюсь, ты меня съешь!

Волк ушел. А Снегурушка опять заплакала, припеваючи:

-Ay, ay, Снегурушка!

-Ay, ay, голубушка!..

Бежит мимо лисица. Услыхала Снегурушкин голосок и спрашивает:

— Чего ты, Снегурушка, плачешь?

— Как же мне, лисонька, не плакать! Меня подружки в лес заманили, заманивши —

покинули.

— Сойди, я тебя отнесу к дедушке и бабушке!

Снегурушка слезла с дерева, села на лису, лисица и побежала.

Прибежала к дому и стала хвостом стучаться в калитку.

— Кто там? — спрашивают дедушка и бабушка.

— Это я, лисица, внучку вашу привезла!

— Ах ты, наша дорогая! Войди к нам в избу! Где нам тебя посадить, чем тебя угостить?

Принесли они молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать. А лисица просит, чтоб в

награду дали ей курицу. Старики дали лисице белую курицу и отпустили в лес.

Беседа по содержанию сказки:

Воспитатель даёт возможность высказать свои впечатления, просит

охарактеризовать лису: Какая лиса в этой сказке?

Дети: добрая ласковая.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Напоминает, что усевшись на ветку, Снегурушка плакала.

Дети все вместе, а затем индивидуально пробуют припевать (упражнение на

проговаривание звукосочетания ау и выразительное, интонационно верное

воспроизведение причитания Снегурушки):

Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

Лисичке вы так понравились, что она хочет с вами поиграть. Она очень любит играть

в догонялки, особенно с зайчишками. Лисичка приглашает вас отдохнуть и

повеселиться на лесной полянке. Но сначала нам нужно превратиться в зайчат. Давайте

скажем слова:

«Раз, два, три покружись

И в зайчат превратись

(Физкультминутка)

По лесной лужайке,

Разбежались зайки.

Вот такие зайки,

Зайки – побегайки.

Сели зайчики в кружок,

Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки,

Зайки – побегайки.

Вдруг бежит лисичка

Рыжая сестричка

Ищет, где же зайки,

Зайки – побегайки?

Вот они.

(Воспитатель с игрушкой лисы догоняет детей, дети бегут на стульчики).

Воспитатель: Понравилось вам играть с лисичкой?

Дети: Да.

Воспитатель: А сейчас мы из зайчат превратимся в умненьких ребят.

Вот видите, ребята, эта лисичка, действительно другая. Какая она?

Дети: Она веселая и вовсе не хитрая.

Дидактическая игра «Выбери пару»

3. Заключительная часть:

В: С какой новой сказкой мы сегодня познакомились?

Д: «Снегурушка и лиса»

В: Какая лиса в этой сказке была?

Д: Добрая, хорошая.

В: Лиса хотела обмануть Снегурушку?

Д: Нет, она хотела Снегурушке помочь.

В: Мы тоже с вами должны помогать друг другу, если нужна помощь.

4. Рефлексия:

Узнаем ваше настроение в конце занятия, хорошее оно или плохое. Для этого вы

должны выбрать солнышко или тучку.



В раздел образования