Напоминание

"Дизартрия. Особенности обследования. Симптоматика".


Авторы: Мартынова Елена Александровна, Елена Александровна Мартынова
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 119"
Населённый пункт: ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРЕПОВЕЦ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дизартрия. Особенности обследования. Симптоматика".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дизартрия. Особенности обследования. Симптоматика.

1.

Особенности обследования детей с дизартрией (по Л.В. Лопатиной).

1.

Данные, взятые из личных дел, беседы с родителями, воспитателями. Указывался возраст ребенка, время приема в

детское учреждение, дата поступления в логопедическую группу, фиксировались сведения о родителях, об условиях в

семье, приводилась психолого-педагогическая характеристика, данная воспитателем.

2.

Анамнез (его оценка по заключению специалистов).

Выясняется следующее: наличие наследственной отягощенности; которая по счету беременность; протекание данной

беременности в первую и вторую половину; крик ребенка; вес и рост; дата выписки из родильного дома; особенности

раннего постнального развития; вскармливание.

Раннее психомоторное развитие (когда стал удерживать голову, самостоятельно сидеть, ходить, когда появились

первые зубы).

Речевое развитие (время появления и характер гуления, лепета, первых слов, фраз, течение речевого развития,

речевая среда).

Перенесенные заболевания в раннем возрасте (до года и после года): соматические, инфекционные, ушибы,

травмы головного мозга, судороги при высокой температуре.

Анамнестические данные, которые можно принять за норму:

Наследственность не отягощена, беременность первая или следует не ранее, чем через год после предыдущей.

Нормальное протекание беременности при отсутствии заболеваний и стрессовых ситуаций. Родовая деятельность

наступила своевременно и без осложнений. Закричал ребенок сразу. Рост и вес соответствовал норме. Постнатальное,

ранее психомоторное и речевое развитие нормальное. Грудное вскармливание, отсутствие соматических, инфекционных

заболеваний, заболеваний нервной системы, ушибов, травм головного мозга.

Анамнез, отягощенный незначительно:

Беременность наступила раньше, чем через год после предыдущей. Легкий токсикоз во время беременности. Первый

крик ребенка после похлопывания. Протекание соматических и инфекционных без осложнений в ранний период

развития, смешанное вскармливание.

Анамнез, отягощенный значительно:

Отягощенная наследственность (наличие нервно-психических заболеваний у родителей, хронических заболеваний у

матери). Осложненное течение беременности (токсикозы в первой и во второй половине беременности, угроза

выкидыша, соматические к инфекционные заболевания, физические и психические травмы во время беременности,

контакты с больными домашними животными. Преждевременные роды, патология в родах (слабая родовая деятельность

стремительные, затяжные, обезвоженные роды, родовспоможение). Резус-конфликт. Асфиксия (белая, синяя).

Отклонения в показателях веса и роста у новорожденного. Отклонения в раннем постнатальном развитии (слабый

сосательный рефлекс, обильные срыгивания вовремя кормления, попехивания). Искусственное вскармливание.

Задержки психомоторного и речевого развития. Тяжелые и частые инфекционные заболевания, ушибы, травмы

головного мозга, судорожноая готовность, заболевания нервной системы.

3.

Состояние биологического слуха.( Данные из заключения врача-оториноларинголога).

4.

Строение артикуляторного аппарата. (Обследование проводится в соответствии с имеющейся в логопедии

методикой). Проверяются все отделы артикуляторного аппарата. Отмечаются особенности в строении губ, зубов, языка,

прикуса, твердого и мягкого неба. Оценка состояния артикуляторно аппарата: «хороший», если изменений не

наблюдается, «удовлетворительный», если отмечены негрубые отклонения в строении, «неудовлетворительный», если

установлены значительные или грубые отклонения в строении.

5.

Состояние общей моторики. При исследовании определяются моторные навыки, координация движений,

содружественные движения, статика. Обращается внимание на наличие гиперкинезов, навязчивых движений,

ориентировку тела и некоторые другие особенности. Отмечаются особенности естественных движений (бег, ходьба,

прыжки на одной, на двух ногах) и движений по заданиям (расстегнуть и застегнуть пуговицы: пройти от двери до окна,

размахивая правой (левой) рукой; подбросить, поймать мяч; ударить мячом об пол, поймать; покатить мяч по полу от

руки к руке; поднять руку вверх, вытянуть вперед, развести в стороны, опустить; сжать пальцы в кулак, разжать,

поставить ладонь на ребро, повернуть ладонь вверх). Отмечается, как ребенок справляется с заданиями: по образцу, по

словесной инструкции, по памяти. При оценке результатов учитываются объем, точность и самостоятельность

выполняемых движений: «хорошо», если праксис сформирован полностью, действия самостоятельны при нормальной

координации движений; «удовлетворительно», если праксис сформирован не полностью, имеется задержка в

формировании, действия не полностью самостоятельны, дискоординированы; «неудовлетворительно», если праксис

нарушен, действия выполняются только при помощи взрослого, координация движений грубо нарушена.

6.

Состояние речевой моторики. Исследуются моторные навыки, координация и движения мимической и речевой

мускулатуры. Проверка осуществляется по инструкции (улыбнуться с оскалом зубов; поднять, нахмурить брови;

зажмурить оба глаза, правый, левый; вытянуть губы вперед, растянуть в улыбку; сделать язык узкий (жалом), широкий

(лопаткой); поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, облизать кончиком языка верхнюю, нижнюю

губу, переводить язык из правого в левый угол рта («маятник»), пощелкать языком). При выполнении отмечать точность

и объем движений, равномерность работы мышц, способность к переключению и удержанию позы. Моторные навыки

артикуляторного аппарата оцениваются следующим образом: «навыки сформированы полностью», если все задания

выполняются; «навыки сформированы не полностью», если выполнение неправильное или не выполняются отдельные

задания. Оценка координации движений: «координация хорошая», если движения точные, плавные, равномерные

«координация нарушенная», если отмечаются нарушения в одном из названных показателей; «координация грубо

нарушена», если отмечаются нарушения по всем показателям. Оценка движений мимической и лицевой мускулатуры:

«выразительные», «амимичные», «гиперкинезы».

7.

Состояние импрессивной речи. Для исследования объема и качества пассивного словаря материалом послужат

предметные картинки (шкаф, стол, дом, машина, стакан, чашка, трамвай, сапоги, туфли). Выясняется наличие

соответствия между словом и образом предмета. Оценка пассивного словаря: «хорошо», если определяются все

предметы, «удовлетворительно», если названа только половина предметов, «неудовлетворительно», если встречаются

множественные ошибки или задания не выполнены. Для исследования понимания обращенной речи материалом служат

предметы окружающей обстановки, кубик, сюжетные картинки. Исследуется понимание и выполнение поручений

(подойти к столу; сесть за стол; взять кубик, положить его на стол), понимание распространенных предложений с

помощью сюжетной картинки (по заданию сначала надо было показать ту из них, где девочка ловит бабочку, затем

другую, - где девочка подметает пол). Для понимания соотношений между членами предложения можно предложить

сюжетные картинки: девочка, ловящая бабочку сачком, и девочка, ловящая мяч. Ребенку давались инструкции: показать,

чем девочка ловит мяч, бабочку; показать, что ловит девочка. Оценка понимания обращенной речи: понимание речи

«хорошее», если все предъявленные задания выполнены безошибочно, «неудовлетворительное», если встречались

ошибки в выполнении заданий, «неудовлетворительное», если большинство предложенных заданий не выполнялось.

8.

Состояние экспрессивной речи.

-Просодическая сторона речи.

-Звукопроизношение

-Слухопроизносительная дифференциация звуков

-Фонематическое восприятие и звуковой анализ

-Активный словарь

-Грамматический строй речи (функции словоизменения и словообразования)

-Связная речь

Выделение групп позволяет разработать методы дифференцированной логопедической работы с целью наилучшей

подготовки детей к школьному обучению и предложить основные направления коррекционного логопедического

воздействия.

Для детей 1 группы характерно нарушение фонетической, и просодической стороны речи и нарушение общей и речевой

моторики. Логопедическая работа в этой группе будет иметь следующие задачи: развитие общей и речевой моторики

(подготовка артикуляторного аппарата к постановке звуков помощью артикуляторной гимнастики); работа над речевым

дыханием, над развитием голоса; постановка звуков, их автоматизация и дифференциация; обучение выразительности,

интонированию, правильному логопедическому ударению. Наряду с этим – работа над незначительной

несформированность фонематического анализа.

Для детей 2 группы кроме описанных выше нарушений характерна недостаточная сформированность фонематического

восприятия, анализа, слоговой структуры слов, лексико-грамматической стороны речи. Логопедическая работа,

проводимая с ними, будет включать все разделы занятий, предусмотренные для детей 1 группы, и наряду с этим работу

по расширению и обогащению словаря, развитию фонематического восприятия, звукослогового анализа, усвоению слов

сложной слоговой структуры; работу по развитию грамматического строя и связной речи.

У детей, 3 группы стертая форма дизартрии проявляется на фоне общего недоразвития речи, поэтому основные задачи

логопедической работы, осуществляемой с ними, следующие: развитие общей и мелкой моторики; развитие слухового

восприятия, внимания (к неречевым и речевым звукам), зрительного восприятия, внимания, памяти; развитие

импрессивной речи (понимания распространенных предложений и соотношений между членами предложения); развитие

лексической стороны речи (уровня представлений об окружающем); грамматической стороны речи (словоизменения и

словообразования); обучение связной речи (навыку вопросно-ответной формы речи, составлению рассказа по сюжетной

картинке, по серии картинок, рассказа-описания и т. д.); развитие правильного речевого дыхания, голоса, речевой

моторики; постановка, автоматизация и дифференциация звуков; обучение выразительности, интонированию и т.д.;

формирование фонематического восприятия, анализа, синтеза слоговой структуры слова.

2. Перечислите функциональные пробы, которые используются для диагностики минимальных проявлений дизартрии.

Дифференциальная диагностика дизартрии

Обследование строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом

специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста. Чем меньше

ребенок и чем ниже общий уровень его речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых

нарушений.

В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны приемы ранней диагностики дизартрии.

Одним из первых признаков дизартрии является псевдобульбарный синдром, который можно заметить уже на

первом году жизни ребенка. Его проявлением является глухой, слабый крик или его отсутствие, трудности при сосании,

глотании, отсутствие поискового и сосательного рефлексов. Младенец плохо захватывает грудь, еле сосет, часто

захлебывается, кожные покровы синеют, молоко вытекает из-под уголка губы, а иногда даже из носа. В самых тяжелых

случаях дети вообще не могут захватить грудь, глотание ослаблено, кормление осуществляется через зонд. Такие дети

испытывают трудности при дыхании, дышат поверхностно, учащенно, аритмично. При введении в рацион твердой пищи

малыш не способен кусать, жевать, пить из чашки, постоянно захлебывается, давится.

По мере взросления ребенка большое значение в диагностике имеет состояние двигательной сферы и речевых

функций. Тонус мышц может быть чрезмерно повышенным, пониженным или постоянно меняться. Отмечается

недостаточность артикуляционных движений, неправильное положение языка в полсти рта, его импульсивность,

нарушение голоса, замедленный темп речи, стойкие дефекты звукопроизношения. Диагноз ставится к 4 годам,

поскольку раньше дефекты могут исправляться за счет компенсаторных функций мозга.

Критерии диагностики

Основными критериями диагностики являются:

снижение объема тонких дифференцированных движений языка, недостаточная подвижность кончика языка (не

загибается вверх), смещение языка в ту или иную сторону в вытянутом положении, тремор, дергание, и его

насильственные движения.

присутствие содружественных движений языка и других частей тела. При движении вверх двигаются пальцы рук,

нижняя челюсть.

замедленный темп движений артикуляционного аппарата.

сложности в переключении с одной артикуляционной позы на другую.

грубое нарушение звукопроизношения и длительный процесс автоматизации звуков.

нарушение выразительности, темпа и модуляции голоса.

В отдельных случаях при минимальных проявлениях дизартрии делают функциональные пробы.

Функциональные пробы

Проба 1. Открыть рот, высунуть широкий язык из полости рта и держать его ровно несколько секунд распластанным на

нижней губе. В это же время ребенок должен глазами следить за движущимся сбоку предметом. Если язык отклоняется

в сторону перемещающегося предмета вместе с движением глаз, это проявление дизартрии.

Проба 2. Ребенок выполняет качающиеся из стороны в сторону, вверх, вниз движения языком, в это же время нужно

положить руку на его шею. Если даже при слабых движениях языка зафиксировано напряжение в мышцах шеи или

запрокидывание головы, проба является положительной.

Изучение мимической моторики

Одним из важных этапов диагностики является изучение мимической моторики. Дизартрики затруднятся поднять брови,

сморщить нос, прищурить глаза, надуть щеки. Для обследования детей с речевыми нарушениями обычно используются

тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца, адаптированные в соответствии с возрастом ребенка.

Используются следующие упражнения:

1.

Поднять брови («Удивление»).

2.

Сомкнуть веки, сначала слегка, потом плотно.

3.

Прищурить глаза.

4.

Сжать губы.

5.

Вытянуть губы в трубочку.

6.

Открыть рот, как при произнесении звук «О».

7.

Надуть щеки (Хомяк»).

8.

Оскалить зубы, как при произнесении звука «И».

9.

Сжать зубы («Заборчик»).

10.Подуть вытянутыми губами.

Все задания выполняются 3 раза подряд. Оцениваются движения по трехбалльной шкале. Четкое выполнение – 1 бал,

недостаточно четкое – 2, не выполнено более семи заданий – 3 балла. При повышенном тонусе у ребенка напряжены

мышцы лица, языка, губ, шеи. Когда рот открыт язык, машинально отодвигается или назад, или высовывается вперед.

При смыкании губ затрудняется произвольное открывание рта. Если напряжена только верхняя губа, то рот слегка

приоткрывается, повышается слюноотделение. При пониженном тонусе с открытым ртом язык ребенка вялый и

распластанный, губы не могут плотно смыкаться, рот все время открывается, наблюдается саливация. При меняющемся

тонусе мышц – язык дрожит во рту. Мышцы губ и рта в состоянии покоя расслаблены, а при производстве речи –

напряжены. Звукопроизношение при этом искажено, многие звуки пропущены.

Артикуляция

При обследовании подвижности артикуляционного аппарата ребенка просят выполнить следующие упражнения:

1. Открыть и закрыть рот.

2. Полуоткрыть, широко открыть, закрыть рот.

3. Поочередно оттянуть уголки рта, как при произнесении звука «И», затем губы сделать круглыми – «О»; вытянуть

губы – «У». При этом зубы должны быть сомкнутыми, движения производятся одними губами.

4. Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание заданной позы на счет до пяти.

5. Высунуть «острый» язык, поднять его к верхней губе и опустить к нижней.

6. Покусывание кончика языка.

7. Касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, губы – в улыбке («Часы»).

8. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу сверху вниз («Вкусное варенье»).

Если ребенок выполняет движения с высокой амплитудой или наоборот, очень медленно, затрудняется в

выполнении части движений, например, не может поднять язык вверх, или вместе с языком начинают двигаться руки,

нижняя челюсть, ребенок устает и не может выполнить подряд одно и то же движение, это свидетельствует о наличии

дизартрии. Кроме того, при дизартрии нарушается речевое дыхание и голосообразование. Голос угасает к концу фразы,

посередине фразы ребенок вдруг начинает задыхаться. Речь монотонна, замедленна, с частой сменой модуляции голоса

и высоты тона. Во время речи наблюдается подтекание слюны.

3.

Симптоматика детской дизартрии.

особенности состояния

мышечного тонуса и

моторики артикуляционного

аппарата у детей с дизартрией

особенности

фонетических

нарушений у детей с

дизартрией

особенности голоса,

дыхания и мелодико-

интонационной стороны

речи у детей с дизартрией

особенности восприятия

устной речи у детей с

дизартрией

неречевая

симптоматика

В зависимости от того, какие

отделы головного мозга

поражены моторные

нарушения могут проявляться

как в слабо, так и в сильно

выраженной форме. У детей с

дизартрией отмечаются

особенности моторных

функций, выраженные в

разной степени: от

недостаточной координации и

подвижности органов речевой

артикуляции до нарушения

статической и динамической

координации рук и ног.

Характерны следующие

патологические особенности

двигательной сферы:

синкинезии, гиперкинезы,

Нарушения

звукопроизношения

при дизартрии могут

быть выражены в

различной степени, в

зависимости от

локализации и тяжести

поражения нервной

системы. При стертой

дизартрии

наблюдаются

отдельные

фонетические дефекты

(искажения звуков),

«смазанность» речи».

При более выраженных

степенях дизартрии

имеются искажения,

пропуски, замены

Нарушение речевого

дыхания. При дизартрии за

счет нарушения иннервации

дыхательной мускулатуры

нарушается речевое дыхание.

Ритм дыхания не

регулируется содержанием

речи. В момент речи

дыхание учащенное, после

произнесения отдельных

слов или слогов ребенок

делает поверхностный

судорожный вдох. Активный

выдох укорачивается и

происходит обычно через

нос. У детей появляется

тенденция говорить на вдохе,

что нарушает координацию

между дыханием, фонацией

Как указывает Р.Е. Левина,

у детей со стёртой формой

дизартрии имеется

недоразвитие

фонематического

восприятия. Исследования

последних лет Л.В.

Лопатиной, Н.В.

Серебряковой [1]

обнаруживают при этих

формах речевой патологии

нарушения фонетики и

фонематики, которые

являются

распространёнными, имеют

стойкий характер. У детей

со стёртой дизартрией

Проявления

бульбарного и

псевдобульбарного

синдромов в виде

расстройств сосания,

глотания, жевания,

физиологического

дыхания в сочетании с

нарушениями общей

моторики и особенно

тонкой

дифференцированной

моторики пальцев рук,

нарушения

двигательного аппарата

(дизартрия часто

сопровождает ДЦП),

дискоординация движений,

тремор, наличие

нередуцированных рефлексов.

Наиболее ярко

недостаточность общей

моторики у дошкольников с

дизартрией проявляется при

выполнении сложных

двигательных актов,

требующих четкого

управления движениями,

точной работы различных

мышечных групп, правильной

пространственно-временной

организации движений.

Нарушения мелкой

моторики, которые

проявляются

преимущественно в

нарушении точности,

быстроты и координации

движений. Между уровнем

несформиро-ванности ручной

и артикуляционной моторики

установлена существенная

корреляция. Нарушение

артикуляционной моторики

у пациентов с дизартрией

может проявляться в

спастичности, гипотонии или

дистонии артикуляционных

мышц. Мышечная спастика

сопровождается постоянным

звуков; речь становится

медленной,

невыразительной,

невнятной. Общая

речевая активность

заметно снижена. В

самых тяжелых

случаях, при полном

параличе

речедвигательных

мышц моторная

реализация речи

становится

невозможной.

Специфическими

чертами нарушения

звукопроизношения

при дизартрии служат

стойкость дефектов и

трудность их

преодоления, а также

необходимость более

длительного периода

автоматизации звуков.

При дизартрии

нарушается

артикуляция

практически всех

звуков речи, в т. ч.

гласных. Для дизартрии

характерно межзубное

и боковое

произношение

и артикуляцией.Мелодико-

интонационные

расстройства и нарушения

голоса связаны с парезами

мышц языка, губ, мягкого

неба, голосовых складок,

мышц гортани, нарушения

их мышечного тонуса и

ограничения их

подвижности. Спастичность

может полностью исключить

возможность вибрации

голосовых складок. Она

нарушается также при

паретичности мышц

голосового аппарата. Сила

голоса недостаточна.

Нарушения голоса крайне

разнообразны и специфичны

для разных ее форм. Голос

слабый, тихий,

иссякающийся в процессе

речи. Нарушен тембр

(глухой, назализованный,

монотонный).У детей с

дизартрией может иметь

место задержка темпов

речевого развития, речевая

инктивность, вторичные

нарушения лексико-

грамматического строя речи.

При дизартрии наряду с

речевыми выделяют

отсутствие полноценного

восприятия фонем делает

не возможным их

правильное произнесение.

Нарушения фонетической

стороны речи с трудом

поддаются коррекции, и

отрицательно влияют на

формирование

фонематического,

логического и

грамматического

компонентов речевой

функциональной системы,

вызывая вторичные

отклонения в их развитии.

В свою очередь отсутствие

четкого слухового

восприятия и контроля

способствует стойкому

сохранению

звукопроизносительных

дефектов в речи. Таким

образом, смазная,

непонятная речь у детей со

стертой формой дизартрии

не даёт возможности для

формирования чёткого

слухового восприятия и

нарушение

эмоционально-волевой

сферы, нарушение ряда

психических функций

(внимание, память,

мышление), нарушение

познавательной

деятельности,

своеобразное

формирование

личности.

повышенным тонусом и

напряжением мускулатуры

губ, языка, лица, шеи;

плотным смыканием губ,

ограничением

артикуляционных движений.

При мышечной гипотонии

язык вялый, неподвижно

лежит на дне полости рта;

губы не смыкаются, рот

полуоткрыт,

выражена гиперсаливация (сл

юнотечение); вследствие

парезов мягкого неба

появляется носовой оттенок

голоса (назализация). В

случае дизартрии,

протекающей с мышечной

дистонией, при попытках

речи тонус мышц изменяется

с низкого на повышенный.

шипящих и свистящих

звуков; дефекты

озвончения,

палатализация

(смягчение) твердых

согласных.

неречевые симптомы. Это

проявления бульбарного и

псевдобульбарного синдрома

в виде расстройств сосания,

глотания, жевания,

физиологического дыхания в

сочетании с нарушениями

общей моторики и

особенностей тонкой

дифференцированной

моторики пальцев рук.

Диагноз дизартрия ставится

на основе речевых и

неречевых нарушений.

контроля.

5.

Возможные проявления особенностей детей с дизартрией:

Особенности физического состояния.

Особенности внешнего вида (проявления неврологической симптоматики), навыки самообслуживания.

Игровые интересы. Навыки игровой деятельности.

Характер контактов со сверстниками, взрослыми.

Особенности восприятия картин, текстов, времени, пространства, цвета, формы величины. Слуховое

восприятие.

Особенности внимания (истощаемость, переключаемость, объем).

Особенности памяти (зрительной, вербальной). Быстрота запоминания, точность воспроизведения.

Особенности мышления, преобладающий вид. Характер анализа, синтеза, отвлечения, классификации,

обобщения. Критичность мышления, становление причинно-следственных связей.

Запас общих сведений (пространственные, временные, бытовые понятия).

Особенности речи (фонематический слух, звукопроизношение, грамматический строй, темп, ритм, лексика,

семантика).

Владение академическими навыками: счетом, чтением, письмом.

Особенности эмоционально-волевой сферы, включая отношение к обучению на занятиях и других видах

деятельности (настроение, дисфории, аффекты, фрустрирующие состояния, усидчивость, работоспособность).

Личностные особенности, включая жизненные установки. Общий уровень воспитанности.

- Движения неловкие, скованные. Нарушения мышечного тонуса.

- Гигиенические навыки вырабатываются с трудом, ребёнок неопрятен.

- Имеются затруднения при включении в коллективные игры. В игре ребёнок быстроутомляем. Игровая

деятельность складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного

руководства ею.

- Общение со сверстниками затруднено и недостаточно, сопровождается снижением мотивационно –

потребностной сферы.

При общении со взрослыми в контакте не заинтересован, отсутствует мотив общения. Наблюдается негативизм.

- Ребенок знает основные цвета и фигуры, но сомневается в дифференциации сходных фигур. Затрудняется при

нахождении недостающих частей в картинке. Отстает в формировании ориентировки в пространстве.

Не способен воспринимать информацию на слух в полном объеме, требуются дополнительные разъяснения.

- При выполнении заданий, где необходимо переключение внимания требуется большое количество времени.

Ребёнок показывает невнимательное отношение к инструкции. Снижена мотивация к выполнению задания.

Концентрация внимания низкая, недостаточность распределения внимания.

- При относительно сохранной смысловой и логической памяти у ребенка снижена вербальная (речевая) память,

страдает продуктивность и объем запоминания.

- Ребёнок отстаёт в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевает

анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Ребёнок затрудняется в установлении причинно-следственных связей,

плохо овладевает количественным счетом и счетными операциями, путает понятия «больше», «меньше».

Ребёнку трудно усвоить признаки и последовательность частей суток и времен года, а также некоторых

пространственных понятий («спереди», «около», «между»). У ребёнка затруднена дифференциация правой и левой

стороны тела, что впоследствии отражается на формировании навыков письма.

- Недостатки звукопроизносительной стороны речи выражены в многочисленных искажениях, смешениях, заменах

и пропусках звуков.

Темп речи замедленный.

Трудности в определении звуков в слове, в различии слов, отличающихся одной фонемой.

Нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения грамматических форм слова из-за

нечеткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний.

- Отмечаются трудности при овладении графическими навыками.

Чтение затруднено за счет малоподвижности артикуляционного аппарата, трудностей переключения от одного

звука к другому. Понимание читаемого текста недостаточное.

Трудности в освоении количественного счета и счетных операций. Путает понятия «больше», «меньше».

- Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав

плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с

плаксивостью, раздражительностью и капризностью, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при

утомлении.

- Отмечается плохая приспосабливаемость к изменяющимся условиям среды. Тревожность. В некоторых

ситуациях протест выражается истерикой.

6.

Характеристика форм дизартрии по локализации

формы дизартрии

место поражения

патогенез

симптоматика

бульбарная

Ядра

или

стволы

бульбарной группы

нервов (IX, X, XII),

возможно

тройничного (V) и

лицевого

(VII)

нервов.

периферические

(вялые, право-, лево

или

двусторонние)

парезы или параличи

мышц

языка,

губ,

мягкого

нёба,

гортани,

глотки,

возможно и мышц,

поднимающих

нижнюю

челюсть.

Периферический

парез

этих

мышц

проявляется

не

только

снижением

силы этих мышц, но

и

их

гипотонией

(вялостью)

и

гипотрофией

(дряблостью

и

истончением

мышцы).

Проявляется

нарушением

как

произвольных, так и

непроизвольных

движений

этих

мышц, в результате

значительно страдает

артикуляция,

фонация,

возможно

нарушение глотания

и

жевания

(при

двусторонних

очагах).

Для

нормальной

работы

артикуляционного

Гипотония и гипотрофия мышц проявляется в половинке

языка. Язык вялый, тонкий, распластанный. Девиация языка

(отклонение от средней линии) в сторону паретичной мышцы.

При выдвижении языка из полости рта кончик – раздвоен.

Параличи

чаще

односторонние.

При

двусторонних

поражениях язык лежит на дне ротовой полости, тонкий,

распластанный, затруднено или невозможно выдвижение

вперёд.

Мягкое

небо

свисает

чаще

с

одной

стороны.

При

произнесении звука «а» отмечается ограничение движения

мягкого нёба с девиацией маленького язычка. Нарушение

фонации: голос слабый, осиплый, с открытой назализацией.

Снижены или отсутствуют нёбный рефлексы.

Постоянным симптомом является амимия или гипомимия –

нарушение мимических мышц. Отсутствие мимики делает

лицо

маскообразным.

Характерным

признаком

является

нарушение глотания мягкой и твердой пищи, нарушение

жевания. Ранним признаком недоразвития общей моторики

является нарушения процесса сосания у детей младенческого

возраста.

Произносительная сторона речи: Согласные звуки утрачивают

свои дифференциальные признаки по способу и месту

образования,

палатализации,

участию

голоса.

Преимущественно нарушаются самые дифференцированные

переднеязычные согласные. Резко выражена назализация,

обусловленная

параличом

или

парезом

мягкого

неба.

Гласные звуки приближаются к нечеткому усредненному

звуку [а-ы] и приобретают гортанный призвук. Это приводит

к снижению разборчивости речи и затрудняет понимание речи

окружающими.

При бульбарной форме наблюдаются выраженные, тяжелые

нарушения речи: невнятная крайне нечеткая, замедленная

речь, а также специфические нарушения голоса – слабый,

7.

Дифференциальная диагностика дизартрии и дислалии.

критерии

дизартрия

дислалия

Неврологическая

симптоматика

Связана

с

поражением

центральной

нервной

системы.

Ярко выражена асимметрия

лица, языка, мягкого неба;

рот в покое приоткрыт из-за

пареза

губ,

отличается

сглаженность

носогубных

складок.

У соматически ослабленных детей. Органики нет.

Неврологическая симптоматика отсутствует.

Двигательная сфера

Страдает общая, мелкая и

артикуляционная моторика.

Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы

живые, равномерные.

Звукопроизношение

Наряду

со

звукопроизношением

Страдает

только

звукопроизношение.

Прогноз

страдает

просодика.

Поставленные

звуки

автоматизируются с трудом.

благоприятный.

Голос

Голос

глухой,

слабый,

сдавленный,

затухающий,

прерывистый.

Голос звонкий, громкий, богато модулированный.

Речевая активность

Речевая

активность

снижена.

Речевая активность повышена.

Отношение к дефекту

К

своему

дефекту

не

критичен.

К своему дефекту критичен.

Вегетативные нарушения

Вегетативные

нарушения

грубо

выражены:

синюшные,

холодные,

влажные конечности.

Вегетативные

нарушения

проявляются

в

потливости

конечностей, в красном дермографизме кожи.

Гигиенические навыки

Гигиенические навыки из-за

моторных

нарушений

вырабатываются с трудом.

Неопрятны.

Гигиенические

навыки

вырабатываются

быстро,

удерживаются стойко. Внешне дети опрятны.

Сон

Наблюдаются расстройства

сна,

ночные

страхи,

сновидения.

Сон спокойный без ночных страхов и сновидений.

Дыхание

Дыхание

поверхностное,

ключичное, диафрагмально-

речевое, несформировано.

Диафрагмально-речевое дыхание в норме.

Поведение

Поведение неровное, часты

смены настроения.

В контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное.

Память, внимание

Память

снижена,

кратковременна.

Внимание

неустойчивое,

низкая

работоспособность.

Интеллект

снижен,

чаще

задержка

психического

развития,

возможна

олигофрения

в

степени

дебильности.

Память,

внимание,

работоспособность,

мыслительные

процессы, интеллект — в норме, редко наблюдается

задержка психического развития.

Активность,

отношение

к

занятиям

Медлительны

или

расторможены, уклоняются

от занятий, жалуются на

головную боль, с трудом

переключаются

с

одного

вида работы на другой.

Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого

труда переключаются с одного вида деятельности на

другой.

8.

Дифференциальная диагностика дизартрии и ринолалии.

критерии

дизартрия

ринолалия

Этиология

Зависят от характера и тяжести поражения

нервной системы У детей частота дизартрии

прежде всего связана с частотой перинатальной

патологии, (поражением нс плода и

новорожденного). Нарушения

звукопроизношения при дизартрии возникают в

результате поражения различных структур

Органические изменения в носовом

пространстве или функциональные

расстройства нёбо-глоточного смыкания.

Органическая открытая Ринолалия может

быть приобретенной или врожденной.

Образуется при перфорации твердого и

мягкого нёба, при рубцовых изменениях

мозга, необходимых для управления

двигательным механизмом речи. К таким

структурам относятся: — периферические

двигательные нервы к мышцам речевого

аппарата (языка, губ, щек, нёба, нижней

челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной

клетки); — ядра этих периферических

двигательных нервов, расположенных в стволе

головного мозга; — ядра, расположенные в

стволе и в подкорковых отделах мозга и

осуществляющие элементарные эмоциональные

безусловнорефлекторные речевые реакции типа

плача, смеха, вскрикивания, отдельных

эмоционально-выразительных восклицаний и

другие

парезах и параличах мягкого нёба.

Причиной могут быть повреждения

языкоглоточного и блуждающего нервов,

ранения, давление опухоли, врожденное

расщепление мягкого или твердого нёба,

укорочение мягкого нёба. Закрытая — при

уменьшении носоглоточной полости, при

непроходимости носовых полостей

Механизмы

Поражение этих структур мозга дает

картину периферического паралича (пареза):

нервные импульсы к речевым мышцам не

поступают, обменные процессы в них

нарушаются, мышцы становятся вялыми,

дряблыми, наблюдается их атрофия и атония, в

результате перерыва спинальной рефлекторной

дуги рефлексы с этих мышц исчезнут, наступает

арефлексия При дизартрии четкость

кинестетических ощущений часто нарушается и

ребенок не воспринимает состояние

напряженности, или, наоборот, расслабленности

мышц речевого аппарата, насильственные

непроизвольные движения или неправильные

артикуляционные уклады

Механизм нарушения при открытой

ринолалии определяется следующим:

— отсутствием нёбно-глоточного затвора и

вследствие этого нарушением

противопоставлений звуков по признаку

ротовой-носовой; — изменением места и

способа артикуляции большинства звуков

по причине дефектов твердого и мягкого

нёба, вялостью кончика языка, губ,

отодвиганием языка вглубь ротовой

полости, высоким положением корня языка,

участием в артикуляции мышц глотки и

гортани. При закрытой ринолалии мягкое

нёбо при фонации и при произношении

назальных звуков сильно поднимается и

закрывается доступ звуковым волнам к

носоглотке

Сиптоматика

А) может нарушаться произношение как

А) У ребенка с закрытой формой

согласных, так и гласных звуков У всех

больных дизартрией расстройства

произношения заключаются в смазанной,

невнятной артикуляции звуков с наличием как

полных, так и частичных замен (литеральных

парафазий, а также в нарушениях плавности,

темпа и громкости речи. Б) Наиболее часто они

характеризуются недостаточной силой голоса

(голос слабый, тихий, иссякающий в процессе

речи), нарушениями тембра голоса (глухой,

назализованный, хриплый, монотонный,

сдавленный, тусклый; может быть гортанным,

форсированным, напряженным, прерывистым и

т. д.), слабой выраженностью или отсутствием

голосовых модуляций (ребенок не может

произвольно менять высоту тона). В) За счет

нарушения иннервации дыхательной

мускулатуры Ритм дыхания не регулируется

смысловым содержанием речи, в момент речи

оно обычно учащенное, после произнесения

отдельных слогов или слов ребенок делает

поверхностные судорожные вдохи, активный

выдох укорочен и происходит обычно через

нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот.

Рассогласованность в работе мышц,

осуществляющих вдох и выдох, приводит к

тому, что у ребенка появляется тенденция

говорить на вдохе

риноналии затруднено носовое дыхание,

иногда он совсем не может дышать носом.

Вследствие этого страдает произношение

носовых звуков М и Н. Наиболее

пострадавшими оказываются свистящие и

шипящие звуки, которые заменяются

выдохом в нос, иногда с призвуком какого-

то кряхтения или храпа, и задненёбные

звуки, которые либо отсутствуют, либо

заменяются взрывным звуком,

возникающем у краев расщепленного

маленького язычка или стенки глотки с

высоко поднятым корнем языка. Гласные

звуки произносятся при помощи

выдыхаемой через нос слегка озвонченной

струи воздуха и мало отличаются друг от

друга. Б) Звучание голоса, помимо

гнусавого оттенка, отличается бедностью

модуляций. В) Выдох ринолалика во время

речи при достаточно хорошем и полном

вдохе остается коротким, толчкообразным,

дифференцированное ротовое и носовое

дыхание не формируется

9.

Дифференциальная диагностика дизартрии и алалии.

Критерии

Дизартрия

Алалия

Определение

Расстройства

фонационного

оформления

высказывания

Нарушение

произносительной

стороны речи вследствие недостаточной иннервации

речевого аппарата

Нарушение

структурно-семантического

оформления

высказывания Отсутствие или недоразвитие речи вследствие

органического поражения речевых зон коры головного мозга

во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Нарушение звукопроизношения и просодической

стороны речи

Системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все

её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-

грамматический строй

Патогенез

Определяется

органическим

поражением

центральной или периферической нервной системы

Органическое поражение речевых зон коры головного мозга:

Двигательных

(моторных)

речедвигательный

анализатор поражен или недоразвит

Слуховых (сенсорных) – речеслуховой анализатор поражен

или недоразвит

Этиология

Асфиксия, родовая травма, поражения ЦНС при

гемолитической

болезни,

заболевания

нервной

системы,

ЧМТ,

нарушение

мозгового

кровообращения, пороки развития нервной системы.

Воспалительные или алиментарно-трофические обменные

патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в

т.ч.родовые),

асфиксия,

соматические

заболевания,

вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних

дыхательных путей.

Особенности

артикуляционного аппарата

Наблюдается

спатичность,

либо

паретичность,

гиперкенезы, тремор кончика языка, девиация языка,

ассиметрия лица, гиперсаливация.

Моторный

уровень

речеобразования

полностью

или

относительно

сохранен

и

потенциально

позволяет

осуществлять артикуляционный акт

Состояние общей моторики

Симптомы двигательных расстройств выражены в

различной степени в зависимости от места и степени

локализации поражения (формы дизартрии): общая

моторная

неловкость,

нарушение

координации,

истощаемость

движений.

Легкие

стертые

двигательные дефекты. Недостаточный объем, темп,

плавность движений.

Неврологические

симптомы

двигательных

расстройств

(спастичность, паретичность мышц и мышечных групп,

возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная / оральная

апраксия,

нарушения

осанки

и

походки,

координации

движений, статического равновесия - у 50 % детей).

Гиперактивность или заторможенность.

Состояние мелкой моторики

Действия

неточные,

нарушена

переключаемость.

Тонус кисти рук, как правило, повышен.

Нарушение.

Темп овладения речью

Темп

овладения

смысловой

стороной

речи

не

нарушен

Темп овладения речью замедленный,

вероятность самокомпенсации низкая

Восприятие речи,

коммуникативные навыки

Сохранно.

Сформированность

коммуникативных

навыков

зависит

от

степени

выраженности

дизартрии.

Сохранно.

Стремление к общению, однако используются неречевые

средства: жесты, мимика.

Просодика

Речь маловыразительна, отмечается монотонностью,

слабой эмоциональной окрашенностью. Темп речи

часто

ускорен,

иногда

замедлен.

Голос

немодулированный по высоте и силе, назализован,

тихий, сиплый, хриплый или высокий. Речевой

выдох укорочен.

Без отклонений от нормы

Импрессивная речь

Не имеет выраженных нарушений

Нарушение

понимания

значений,

выраженных

морфологическими элементами слов, затруднено понимание

слов, сходных по звуковому составу

Звукопроизношение

Нарушение формирования артикулемы

Как правило, нарушения однотипны, постоянны

(правильные

варианты

искаженных

звуков

встречаются редко).

Преимущественно встречается искажение звуков:

межзубные, боковые, горловой звук р, произнесение

ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают

антропофонические дефекты.

М.б. нарушена просодика: речь тихая с изменениями

темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная.

Звукопроизношение

смазывается,

ухудшается

в

потоке речи, произвольность речевых движений

нарушена.

По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР,

ОНР.

Возможно

спонтанное

формирования

большинства

артикулем, трудности комбинирования отдельных элементов

речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое

целое.

Слоговая структура слова

При корковой форме - ограничены возможности к

воспроизведению слоговой структуры слов

Выраженные

нарушения

в

усвоении

количества,

последовательности слогов в слове.

Искажение ритмического рисунка слова, скандированность,

паузирование, изменение мелодики слова

Активный словарный запас

Часто ниже нормы

Затруднено формирование полноценных лексем, длительное

использование аморфных слов-корней, звукоподражаний,

звуковых комплексов. Затруднения в дифференцированном

использовании лексических значений, овладении лексемами

обобщенного, неконкретного значения.

Диспропорция между активным и пассивным словарем,

существительными и другими частями речи, нарушение

операции извлечения нужного слова из семантического поля,

вербальные парафазии.

Грамматический строй речи

Недостаточная сформированность грамматических

форм и категорий

Синтаксическая система языка формируется с трудом,

нарушения выражены резко.

Длительное использование стереотипных,

однословных

предложений, при усложнении синтаксической структуры

нарушение порядка, пропуски слов в предложениях.

Выраженные

затруднения

в

усвоении

морфологических

явлений языка: овладении навыками словоизменения и

словообразования (использование слов в нулевой форме,

ограниченное количество прилагательных).

Навыки самостоятельного

связного высказывания

Варьируется. Доступны развернутые высказывания в

пределах обиходно-бытовой тематики

Грубо нарушено. Ребенок не может установить элементарные

причинно-следственные и временные отношения

10. Дифференциальная диагностика бульбарной и псевдобульбарной дизартрии.

критерии

бульбарная дизартрия

псевдобульбарная

дизартрия

Характер пареза, или

паралича речевой

мускулатуры

Переферический

Центральный

Характер нарушения

речевой моторики

Произвольные и

непроизвольные

движения

Преимущественно

страдают произвольные

движения

Характер поражения

артикуляционной

Диффузный

Избирательный, с

нарушением тонких

моторики

дифференцированных

артикуляционных

движений

Специфика нарушений

звукопроизношения

Гласные приближаются

к нейтральному, гласные

и звонкие согласные —

оглушены

Артикуляция гласных

отодвинута назад, наряду

с оглушением

наблюдается озвончение

В неврологической

симптоматике

Мышцы органов

артикуляции паретичны

Даже при паретичности в

отдельных мышцах

отмечается спастичность

11. Методы нормализации мышечного тонуса при дизартрии:

- Разные виды релаксации.

- Голосовые и дыхательные упражнения;

-Активную и пассивную артикуляционную гимнастику;

-Дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий);

-Точечный, зондовый, щёточный, мануальный массаж;

-Искусственную локальную контрастотермию (сочетание воздействия низких и высоких температур).



В раздел образования