Автор: Захарова Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №113 Бусинка"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: Статья по самообразованию
Тема: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики»
Раздел: дошкольное образование
Статья по теме самообразования «Развитие логического
мышления детей старшего дошкольного возраста средствами
занимательной математики».
Воспитателя высшей категории Захаровой Светланы
Владимировны. МБДОУ «Детский сад № 113»
Актуальность темы:
Детский сад первая и очень ответственная ступень общей системы
образования.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку
необходимо много знать, иметь развитое мышление, уметь последовательно
и доказательно мыслить. Овладев логическими операциями, ребёнок станет
более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный
момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей
правоте.
Дошкольный возраст является сенситивным для развития логического
мышления.
Главным условием развития мышления ребенка является предметная
деятельность и общение, целенаправленные воздействия взрослого, поэтому
необходимо уделять должное внимание введению детей в мир элементарной
математики, логики и математических действий. Так как только гибкость
ума, сообразительность и смекалка откроют дорогу растущему человеку в
современное, постоянно развивающееся общество и обеспечат ему
гармоничное существование в этом обществе.
Основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и
навыками у ребёнка должно быть хорошее умственное развитие. И во многом
это зависит от того, насколько хорошо у него развито мышление.
Мышление - это процесс познания человеком действительности с
помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, сравнения,
классификации и обобщения.
Выделяют три вида мышления:
1.
Наглядно – действенное. Познание происходит с помощью
манипулирования с предметами, игрушками. Особенно интенсивно оно
развивается в младшем возрасте.
2.
Наглядно – образное. Познание происходит с помощью представления
предметов, явлений. Ребёнок уже может решать задачи на основе
представлений, без применения практических действий.
3.
Словесно - логическое. Познание происходит с помощью понятий, слов,
рассуждений. К шести-семи годам начинается более интенсивное
формирование словесно – логического мышления.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач
словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение
самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
К логическим приёмам умственных действий относятся:
1.
Анализ и синтез. Анализ – это мысленное расчленение чего-либо на части
или мысленное выделение отдельных свойств предметов. А синтез – это
соединение различных элементов в единое целое, а также мысленное
сочетание отдельных их свойств.
Являясь противоположными по своей сути, анализ и синтез фактически
тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном
мыслительном процессе.
Для развития таких логических приёмов, как АНАЛИЗ и СИНТЕЗ в своей
работе с детьми я использую такие задания:
- Сосчитать геометрические фигуры в нарисованных картинках;
- Найди только те геометрические фигуры, которые понадобятся для
составления зайчика, собачки;
- найди предмет, который составлен из фигур в рамочке (бабочка);
Для формирования аналитико – синтетического процесса я изготовила такие
игры, как: «Танграм», «Монгольская игра», «Пифагор», «Колумбово яйцо»,
«Волшебный круг», «Листик», «Тетрис», «Архимедова игра» и другие.
Разработала 12 вариантов игры «Сложи квадрат».
2.
Сравнение – это логический приём умственных действий, требующий
выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета,
явления, группы предметов)
Для развития такого приёма умственных действий, как СРАВНЕНИЕ я
использую игры: «Найди два одинаковых предмета», «Найди предмет,
который отличается от других», «Рассмотри картинки и найди отличия» и
другие.
3.
Классификация – это разделение множества на группы по какому-либо
признаку, который называют «основанием классификации»
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по общему названию;
- по размеру;
- по цвету;
- по форме;
- по другим признакам не математического характера:
* что можно есть и что нельзя;
* кто летает, кто бегает, кто плавает;
* кто живёт в доме и кто в лесу;
Также предлагаю детям задания на подбор смысловой пары: например – лук
– стрела; чашка – блюдце; снежинка – валенки; солнце – панама и другие.
4.
Обобщение – это оформление в словесной форме результатов процесса
сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте, как выделение
и фиксация общего признака двух и более объектов. Например: грибы,
ягоды, насекомые, цветы – это живая природа - лес; кастрюля, ложка,
тарелка, сковорода – это посуда и т.д.
5.
Дети очень любят загадки и задачи – шутки математического содержания.
Например: нас семь братьев, летами все равные, а именами разные? (дни
недели)
Кто в году четыре раза переодевается? (земля) и другие. Такие задачи –
шутки, как: курица на двух ногах весит 2 кг, сколько она будет весить на
одной ноге? И т.д.
В своей работе по развитию логического мышления я использую игры:
«Чудесный мешочек», «Домино», «Что лишнее?», «Летает – не летает», «Я
знаю пять названий» (например: цветов…), «Бывает – не бывает», «Найди
лишнее слово», «Продолжи ряд», «Лабиринты», «Угадай по описанию» а
также игры по ТРИЗ, игры Воскобовича, палочки Кьюзенера и другие.
Развитие логических приёмов мышления я строю в соответствии с
общедидактическими принципами:
- сознательности;
- активности;
- последовательности;
- посильности и доступности;
- наглядности;
- «опережающих знаний»
Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического
мышления детей дошкольного возраста средствами занимательной
математики имеет важное значение для успешного умственного
развития и последующего школьного обучения.