Напоминание

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики»


Автор: Захарова Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №113 Бусинка"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: Статья по самообразованию
Тема: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья по теме самообразования «Развитие логического

мышления детей старшего дошкольного возраста средствами

занимательной математики».

Воспитателя высшей категории Захаровой Светланы

Владимировны. МБДОУ «Детский сад № 113»

Актуальность темы:

Детский сад первая и очень ответственная ступень общей системы

образования.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку

необходимо много знать, иметь развитое мышление, уметь последовательно

и доказательно мыслить. Овладев логическими операциями, ребёнок станет

более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный

момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей

правоте.

Дошкольный возраст является сенситивным для развития логического

мышления.

Главным условием развития мышления ребенка является предметная

деятельность и общение, целенаправленные воздействия взрослого, поэтому

необходимо уделять должное внимание введению детей в мир элементарной

математики, логики и математических действий. Так как только гибкость

ума, сообразительность и смекалка откроют дорогу растущему человеку в

современное, постоянно развивающееся общество и обеспечат ему

гармоничное существование в этом обществе.

Основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и

навыками у ребёнка должно быть хорошее умственное развитие. И во многом

это зависит от того, насколько хорошо у него развито мышление.

Мышление - это процесс познания человеком действительности с

помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, сравнения,

классификации и обобщения.

Выделяют три вида мышления:

1.

Наглядно – действенное. Познание происходит с помощью

манипулирования с предметами, игрушками. Особенно интенсивно оно

развивается в младшем возрасте.

2.

Наглядно – образное. Познание происходит с помощью представления

предметов, явлений. Ребёнок уже может решать задачи на основе

представлений, без применения практических действий.

3.

Словесно - логическое. Познание происходит с помощью понятий, слов,

рассуждений. К шести-семи годам начинается более интенсивное

формирование словесно – логического мышления.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач

словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение

самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

К логическим приёмам умственных действий относятся:

1.

Анализ и синтез. Анализ – это мысленное расчленение чего-либо на части

или мысленное выделение отдельных свойств предметов. А синтез – это

соединение различных элементов в единое целое, а также мысленное

сочетание отдельных их свойств.

Являясь противоположными по своей сути, анализ и синтез фактически

тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном

мыслительном процессе.

Для развития таких логических приёмов, как АНАЛИЗ и СИНТЕЗ в своей

работе с детьми я использую такие задания:

- Сосчитать геометрические фигуры в нарисованных картинках;

- Найди только те геометрические фигуры, которые понадобятся для

составления зайчика, собачки;

- найди предмет, который составлен из фигур в рамочке (бабочка);

Для формирования аналитико – синтетического процесса я изготовила такие

игры, как: «Танграм», «Монгольская игра», «Пифагор», «Колумбово яйцо»,

«Волшебный круг», «Листик», «Тетрис», «Архимедова игра» и другие.

Разработала 12 вариантов игры «Сложи квадрат».

2.

Сравнение – это логический приём умственных действий, требующий

выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета,

явления, группы предметов)

Для развития такого приёма умственных действий, как СРАВНЕНИЕ я

использую игры: «Найди два одинаковых предмета», «Найди предмет,

который отличается от других», «Рассмотри картинки и найди отличия» и

другие.

3.

Классификация – это разделение множества на группы по какому-либо

признаку, который называют «основанием классификации»

Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:

- по общему названию;

- по размеру;

- по цвету;

- по форме;

- по другим признакам не математического характера:

* что можно есть и что нельзя;

* кто летает, кто бегает, кто плавает;

* кто живёт в доме и кто в лесу;

Также предлагаю детям задания на подбор смысловой пары: например – лук

– стрела; чашка – блюдце; снежинка – валенки; солнце – панама и другие.

4.

Обобщение – это оформление в словесной форме результатов процесса

сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте, как выделение

и фиксация общего признака двух и более объектов. Например: грибы,

ягоды, насекомые, цветы – это живая природа - лес; кастрюля, ложка,

тарелка, сковорода – это посуда и т.д.

5.

Дети очень любят загадки и задачи – шутки математического содержания.

Например: нас семь братьев, летами все равные, а именами разные? (дни

недели)

Кто в году четыре раза переодевается? (земля) и другие. Такие задачи –

шутки, как: курица на двух ногах весит 2 кг, сколько она будет весить на

одной ноге? И т.д.

В своей работе по развитию логического мышления я использую игры:

«Чудесный мешочек», «Домино», «Что лишнее?», «Летает – не летает», «Я

знаю пять названий» (например: цветов…), «Бывает – не бывает», «Найди

лишнее слово», «Продолжи ряд», «Лабиринты», «Угадай по описанию» а

также игры по ТРИЗ, игры Воскобовича, палочки Кьюзенера и другие.

Развитие логических приёмов мышления я строю в соответствии с

общедидактическими принципами:

- сознательности;

- активности;

- последовательности;

- посильности и доступности;

- наглядности;

- «опережающих знаний»

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического

мышления детей дошкольного возраста средствами занимательной

математики имеет важное значение для успешного умственного

развития и последующего школьного обучения.



В раздел образования