Автор: Жаврихина Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16"
Населённый пункт: Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: «Роль наставничества в современном образовании»
Раздел: дошкольное образование
«Роль наставничества в современном
образовании»
Жаврихина И.В.-воспитатель высшей квалификационной категории
Наставник - это ум, который нужно выбирать, ухо, которое нужно
слушать, и толчок в правильном направлении.
Джон К. Кросби
2023 год указом президента РФ объявлен «Годом педагога и наставника».
Наставник… Кто он такой? Какой смысл скрыт за этим, казалось бы,
простым словом? Для меня наставник – транслятор опыта, советник,
помощник.
Ценность наставничества в том, что это взаимный процесс, взаимный
прогресс. Я как наставник приобретаю новый взгляд на свою профессию,
получаю вдохновение, эмоциональное удовлетворение от успехов моего
подопечного, а также осознание того, что весь мой опыт пригодится не
только мне, но и педагогам, которые придут нам на смену.
Сегодня наставничество используют по своему основному профилю –
профессиональное развитие сотрудников. Однако оно имеет больше
возможностей для применения, к примеру обеспечение связи поколений,
передачи культурных традиций, повышение сплочённости коллектива,
усиление мотивации сотрудников и другое.
Современный наставник должен уметь комбинировать такие роли, как
тренер, друг, партнер, слушатель, доверенное лицо, вдохновитель. Без этого
невозможно быть настоящим наставником.
Цель наставничества — помочь молодым и начинающим педагогам в их
профессиональном развитии. Наставничество начинающему педагогу дает
возможность заручиться поддержкой более опытного коллеги, повысить его
профессиональные компетенции и позволяет передать педагогу-наставнику –
свой педагогический опыт. Только от опытного специалиста молодой
специалист на рабочем месте может получить помощь, как практическую,
так и теоретическую.
Назначение наставника должно производиться по обоюдному согласию
наставника и молодого специалиста. Нельзя забывать о психологической
совместимости наставника и молодого специалиста. Перед наставником
ставятся непростые задачи: заинтересовать профессией педагога, ускорить
процесс профессионального развития, помочь адаптироваться в новой
команде.
Система наставничества успешно применяется в нашем ДОУ уже давно. На
протяжении многих лет опытные педагоги ДОУ были наставниками для
молодых специалистов. Наставники чувствуют большую ответственность за
выполнение этой задачи. От этого зависит, прежде всего, будущий
профессионализм молодого педагога.
Работа молодого специалиста строится под руководством и в тесной связи с
воспитателем.
Когда молодой специалист начинает работать на своей группе, наставник
посещает отдельные моменты режима, ООД. Затем вместе с молодым
специалистом они анализируют, обсуждают, какие ошибки были допущены,
как их устранить.
В дальнейшем молодой специалист изучает не только опыт наставника, но и
других коллег. Молодого специалиста приглашают на методические
объединения воспитателей, творческие доклады, привлекают к работе в
творческих группах, для подготовки педагогических советов.
По мере того как молодой специалист начинает все больше и больше
вовлекаться в работу, положительная оценка наставника становится более
важной, чем когда-либо. Здесь важно замечать даже небольшие успехи – дети
быстро и аккуратно убирают игрушки, не забывают благодарить за помощь,
педагоги стараются быстро прийти на помощь детям в разрешении
конфликтов, продумывании предварительной работы, игровых приемов.
Похвала укрепляет уверенность в себе, повышает интерес к профессии. На
последнем этапе наставник анализирует свою работу, выявляет недостатки и
планирует работу по их устранению. При необходимости привлекаются и
другие специалисты дошкольного учреждения (логопед, музыкальный
руководитель, педагог-психолог).
Таким образом, использование системы наставничества в дошкольном
учреждении позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в
детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, обеспечить
правильный выбор профессии, наладить эффективное сотрудничество с
коллегами, доказать, что эта система приносит наставнику не меньшую
пользу.
Работа с молодыми специалистами помогает повысить их профессиональную
компетентность: воспитатели стараются следовать новейшим методическим
материалам, участвуют в педагогических конкурсах, конференциях,
используют передовые технологии в своей работе. Общаясь с молодыми
коллегами, наставник приобретает новый взгляд на развитие и воспитание
детей.