Напоминание

Индивидуальная работа над партией в ансамбле аккордеонистов


Автор: Галимова Фарида Мавлютовна
Должность: педагог класса аккордеон
Учебное заведение: ДШИ №16 им.О.Лундстрема
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальная работа над партией в ансамбле аккордеонистов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Галимова Фарида Мавлютовна,

преподаватель класса аккордеон

ДШИ №16 им. О. Лундстрема, г. Казань

Индивидуальная работа над партией в ансамбле

аккордеонистов

Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой

несколько

музыкантов

сообща

исполняют

музыкальное

произведение. Игра в ансамбле требует от музыканта ощущения

себя частью целого. В то же время она воспитывает ценные

качества:

1) Дисциплинирует в отношении ритма;

2) Даёт ощущение нужного темпа;

3) Развивает мелодический, гармонический, полифонический и

тембральный слух;

4) Вырабатывает уверенность в себе, дисциплину;

5) Помогает добиться стабильности в исполнении

И здесь изначально очень важно умение работать над своей

ансамблевой партией. Работать над ансамблевой партией, чтобы

она прозвучала на высоком уровне, нужно точно так же, как над

сольной.

Это

значит,

что

все

указания

авторского

текста,

касающиеся

фразировки,

штрихов,

динамики,

должны

быть

тщательно продуманы и выполнены. Партия ансамблиста должна

звучать так же выразительно в художественном и безукоризненно в

техническом отношениях, как и партия солиста.

Особое внимание надо уделить аппликатуре. У ансамблиста

большая часть внимания направлена на слушание других партий,

поэтому контроль за технической стороной исполнения своей

партии

частично

берет

на

себя

аппликатура.

На

её

базе

вырабатывается автоматизм движений. Высвободившееся таким

образом

внимание

будет

использовано

для

контроля

над

художественной стороной исполняемого произведения.

Исполнение партии не мыслится без продуманных движений

меха. Игра «случайным мехом» дает случайный художественный

результат. Процесс освоения партии не всегда должен проходить

последовательно, от первого до последнего такта. Лучше учить

выборочно, чередуя различные по фактуре трудности в партии.

На этапе разучивания нет необходимости придерживаться

точной нюансировки. Лучше учить партию на малой силе звука,

выверяя при этом каждое движение пальцев. Практика показывает,

что

игра

piano

в

большей

мере,

чем forte,

способствует

концентрации внимания исполнителя, экономит физические силы,

что также немаловажно.

При работе над партией надо стараться не допускать

технического брака. Если это случилось, исполнитель должен,

играя медленно, ещё раз присмотреться к каждому движению

пальцев и кисти, стремясь к более прочному ощущению каждой

клавиши. Необходимо не допускать небрежной игры.

Работа с инструментом – важный, но не единственный метод

занятий. Значительную часть художественных и технических задач

музыкант должен уметь решать без инструмента, на основе

внутренних слуховых представлений и анализа фактуры. К

сожалению, этот метод не занимает должного места в работе. При

этом теряется много времени зря. Лишь чередуя работу за

инструментом и без него можно улучшить метод индивидуальных

занятий.

К

инструменту

надо

обращаться

для

закрепления

достигнутого в процессе мысленной работы. Ансамблевая партия

должна быть « и в голове, и в пальцах» исполнителя. Процесс игры

основан на моторной памяти, но только на заключительном этапе.

В период разбора и становления игровых навыков каждое движение

пальцев контролируется сознанием и управляется им: в начале -

приказ, затем движение (потому и надо играть медленно, чтобы

успевать отдавать «приказы» и проверять их выполнение). В

процессе работы переход от осознанных движений к движениям,

выполняемым автоматически, происходит постепенно, на базе

приобретаемого опыта. Работая над партией, надо знать её

настолько

прочно,

чтобы

сыграть

от

любого

места.

Для

ансамблиста это очень важно, так как в критической ситуации

помогает быстро сориентироваться и « влиться в строй». Значит,

помимо самостоятельных занятий хорошо практиковать работу

малыми ансамблями. Этот метод поможет научиться вслушиваться

в звучание других партий. А это очень хороший навык.

Систематически

работая

над

ансамблевой

партией,

необходимо находить в ней новые краски. Желательно, чтобы

основные технические сложности осваивались как можно раньше.

Это в значительной мере облегчит задачу.

На заключительном этапе разучивания партии надо конкретно

определить, что именно не выходит, на что обратить внимание.

Желательно

отметить

эти

места

в

нотном

тексте,

даже

пронумеровать их. В работе над партией имеет значение и

психологический фактор: как настроен музыкант, вызывают ли

занятия интерес. От этого зависит и физическое самочувствие

исполнителя, в частности степень утомляемости.

Работа над ансамблевой партией – одна из самых важных и от

умения музыканта зависит конечное исполнение музыкального

произведения.

Использованная литература:

1.

Е.Максимов. Ансамбли и оркестры гармоник. – М., 1970г.

2.

Л.Раабен. Вопросы квартетного исполнительства. – М., 1956г.

3.

А.Готлиб. Основы ансамблевой техники. – М., 1971г.

4.

Н.Ризоль. Очерки о работе в ансамбле баянистов. – М., 1986г.



В раздел образования