Напоминание

"Обществознание. Подготовка к ЕГЭ"


Автор: Лебедик Екатерина Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Любовшанская СОШ
Населённый пункт: Любовшо Брянская область
Наименование материала: Рабочая программа элективного курса
Тема: "Обществознание. Подготовка к ЕГЭ"
Раздел: полное образование





Назад




Пояснительная записка

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена

для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ,

рассчитана на 17 часов. Программа составлена на основе кодификатора контрольных

измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по

обществознанию. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим

выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-

коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов

ЕГЭ по обществознанию. Обучающиеся смогут осмыслить стратегию собственных

действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической

информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями,

достигнут определенной свободы в выборе эссе.

Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики,

культурологии, теории цивилизаций, правоведения.

Ключевой задачей курса является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни

современного общества – духовной культуры, экономической, политической, социальной

и правовой. Курс ориентирован на обязательный минимум содержания образования по

обществознанию для средней (полной) школы и соответствует требованиям,

предъявляемым современным образовательным стандартом.

Цели курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений обучающихся в

рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи курса:

- повышение предметной компетенции учеников;

- развитие устойчивого интереса к предмету;

- краткое изложение и повторение курса обществознания;

- ознакомление обучающихся со структурой и содержанием контрольно-измерительных

материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с

кратким ответом, с развернутым ответом);

- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий

повышенной и высокой сложности;

- формирования умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру

проведения экзамена в целом;

- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий

различных типов, правильно оформлять решение заданий с развернутым ответом;

- формирование позитивного отношения у обучающихся к процедуре ЕГЭ по

обществознанию.

Требование к уровню подготовки учащихся:

- учащиеся должны уметь решать тестовые задания и задания повышенной и высокой

сложности;

- уметь работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в

целом;

- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно

оформлять решение заданий с развернутым ответом;

- выполнять задания с понятиями, работать с диаграммами и статистической

информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями;

- достигнуть определенной свободы в выборе темы эссе, знать структуру написания эссе,

уметь определять проблему эссе.

Планируемые результаты:

- систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям

курса;

- ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий

уровня части 1 и 2;

- достижение определенной свободы в выборе темы эссе;

- проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и

умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при

подготовке к экзамену.

Содержание учебного предмета

1.

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и

содержание экзаменационной работы. 1ч.

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификатор.

Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы.

Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни

сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого и открытого типа,

заданий с развернутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной

контроль).

2.

Блок «Человек и общество» 2 ч.

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество

и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная

динамичная система. Системное строение общества: элементы и подсистемы.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни

общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные

институты. Основные институты общества.

Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.

3.

Блок. «Человек как творец и творение культуры. Познание»1 ч

Природа человека. Человек как результат биологической и социокультурной

эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение.

Ценностные ориентиры личности. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

Потребности и интересы. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Мышление и деятельность.

Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Свобода и необходимость

в человеческой деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных

связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и

самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности

личности. Познание и знание. Проблема познаваемости мира.Философия. Познание

мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии.

Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.

4.

Блок «Духовная культура» 1 ч

Духовная жизнь общества. Понятие культуры. Многообразие культур

1

. Культура и

духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная.

Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Виды человеческих знаний.

Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные

1

науки. Философия. Проблема познаваемости мира Этика ученого. Непрерывное

образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества.

Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные

направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.

5. Блок «Социальная сфера» 1 ч

Социальные отношения. Социальная структура. Многообразие социальных групп.

Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная

мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный

конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Виды социальных норм.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм.

Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и

самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональные отношения,

этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы

национальной политики в Российской Федерации.. Культура межнациональных

отношений.

Семья и брак. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе.

Проблема неполных семей.Современная демографическая ситуация в Российской

Федерации. Бытовые отношения.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие

социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.

6. Блок «Политическая сфера» 2 ч

Политика как общественное явление. Политика и власть. Политика и общество.

Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в

политической системе, его функции.

Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.

Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского

общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их

роль в политической жизни общества. Демократические выборы и политические

партии. Избирательные системы. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Политические партии и движения. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс, его особенности в

Российской Федерации. Политическое участие. Политическая культура.

Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.

7. Блок «Право, как особая система норм» 2 ч

Право в системе социальных норм. Система российского права: основные отрасли,

институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система

судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного,

административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права.

Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.

8. Блок «Экономика»- 2.

9. Общая характеристика заданий части 2.

Составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды

документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и

проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные

ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений извлекать информацию из

источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать

дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.

10. Специфика заданий - 17-20 – 2 ч

Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм

работы ученика. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах и понятиях

теоретические положения социально-гуманитарных наук и приводить примеры

определенных общественных явлений.

21 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе

статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и

характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных

задач по обществознанию.

23 – задание, требующие знания положения Конституции РФ.

24 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме

обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению

развёрнутого ответа. Памятка.

25 – задание, требующее углубленных знаний по теме представленного плана.

11. Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ – 2 ч.

Проверка уровня подготовки учащихся к ЕГЭ.

Учебно-методическое обеспечение.

1.Баранов П.А., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-

справочное пособие., СПб, 2023 г.

2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. А.Ю.

Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. М: Просвещение,

2023 г.

3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2023

Обществознание. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. М: Астрель, 2023

4. ЕГЭ 2023. Оюбществознание. Тренировочные задания. Е.Л. Рутковская, Н.И.

Городецкая, О.А.Котова, Т.Е. Лискова. М: Экзамен, 2023 г.

5. Конституция РФ.

Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Количество

часов

1

Введение. Единый государственный экзамен по

обществознанию: структура и содержание экзаменационной

работы.

1

2

Блок «Человек и общество»

2

3

Блок. «Человек как творец и творение культуры. Познание».

1

4

Блок «Духовная культура»

1

5

Блок «Социальная сфера»

1

6

Блок «Политическая сфера»

2

7

Блок «Право, как особая система норм»

2

8

Блок «Экономика»

2

9

Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий

17-20

1

10

Специфика заданий 21-25

1

11

Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ

2

Итого

17



В раздел образования