Автор: Лебедик Екатерина Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Любовшанская СОШ
Населённый пункт: Любовшо Брянская область
Наименование материала: Рабочая программа элективного курса
Тема: "Обществознание. Подготовка к ЕГЭ"
Раздел: полное образование
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена
для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ,
рассчитана на 17 часов. Программа составлена на основе кодификатора контрольных
измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по
обществознанию. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим
выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-
коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов
ЕГЭ по обществознанию. Обучающиеся смогут осмыслить стратегию собственных
действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической
информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями,
достигнут определенной свободы в выборе эссе.
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики,
культурологии, теории цивилизаций, правоведения.
Ключевой задачей курса является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни
современного общества – духовной культуры, экономической, политической, социальной
и правовой. Курс ориентирован на обязательный минимум содержания образования по
обществознанию для средней (полной) школы и соответствует требованиям,
предъявляемым современным образовательным стандартом.
Цели курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений обучающихся в
рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
- повышение предметной компетенции учеников;
- развитие устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- ознакомление обучающихся со структурой и содержанием контрольно-измерительных
материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с
кратким ответом, с развернутым ответом);
- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий
повышенной и высокой сложности;
- формирования умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена в целом;
- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов, правильно оформлять решение заданий с развернутым ответом;
- формирование позитивного отношения у обучающихся к процедуре ЕГЭ по
обществознанию.
Требование к уровню подготовки учащихся:
- учащиеся должны уметь решать тестовые задания и задания повышенной и высокой
сложности;
- уметь работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в
целом;
- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно
оформлять решение заданий с развернутым ответом;
- выполнять задания с понятиями, работать с диаграммами и статистической
информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями;
- достигнуть определенной свободы в выборе темы эссе, знать структуру написания эссе,
уметь определять проблему эссе.
Планируемые результаты:
- систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям
курса;
- ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий
уровня части 1 и 2;
- достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
- проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при
подготовке к экзамену.
Содержание учебного предмета
1.
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и
содержание экзаменационной работы. 1ч.
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификатор.
Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы.
Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни
сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого и открытого типа,
заданий с развернутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной
контроль).
2.
Блок «Человек и общество» 2 ч.
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество
и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная
динамичная система. Системное строение общества: элементы и подсистемы.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни
общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные
институты. Основные институты общества.
Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.
3.
Блок. «Человек как творец и творение культуры. Познание»1 ч
Природа человека. Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение.
Ценностные ориентиры личности. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Потребности и интересы. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Мышление и деятельность.
Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Свобода и необходимость
в человеческой деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных
связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и
самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности
личности. Познание и знание. Проблема познаваемости мира.Философия. Познание
мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии.
Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.
4.
Блок «Духовная культура» 1 ч
Духовная жизнь общества. Понятие культуры. Многообразие культур
1
. Культура и
духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная.
Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Виды человеческих знаний.
Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные
1
науки. Философия. Проблема познаваемости мира Этика ученого. Непрерывное
образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества.
Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные
направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.
5. Блок «Социальная сфера» 1 ч
Социальные отношения. Социальная структура. Многообразие социальных групп.
Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная
мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный
конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Виды социальных норм.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм.
Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и
самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы
национальной политики в Российской Федерации.. Культура межнациональных
отношений.
Семья и брак. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе.
Проблема неполных семей.Современная демографическая ситуация в Российской
Федерации. Бытовые отношения.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие
социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.
6. Блок «Политическая сфера» 2 ч
Политика как общественное явление. Политика и власть. Политика и общество.
Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в
политической системе, его функции.
Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.
Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского
общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их
роль в политической жизни общества. Демократические выборы и политические
партии. Избирательные системы. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политические партии и движения. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс, его особенности в
Российской Федерации. Политическое участие. Политическая культура.
Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.
7. Блок «Право, как особая система норм» 2 ч
Право в системе социальных норм. Система российского права: основные отрасли,
институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система
судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного,
административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права.
Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.
8. Блок «Экономика»- 2.
9. Общая характеристика заданий части 2.
Составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды
документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и
проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные
ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений извлекать информацию из
источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать
дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
10. Специфика заданий - 17-20 – 2 ч
Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм
работы ученика. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах и понятиях
теоретические положения социально-гуманитарных наук и приводить примеры
определенных общественных явлений.
21 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе
статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и
характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных
задач по обществознанию.
23 – задание, требующие знания положения Конституции РФ.
24 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме
обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению
развёрнутого ответа. Памятка.
25 – задание, требующее углубленных знаний по теме представленного плана.
11. Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ – 2 ч.
Проверка уровня подготовки учащихся к ЕГЭ.
Учебно-методическое обеспечение.
1.Баранов П.А., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-
справочное пособие., СПб, 2023 г.
2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. А.Ю.
Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. М: Просвещение,
2023 г.
3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2023
Обществознание. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. М: Астрель, 2023
4. ЕГЭ 2023. Оюбществознание. Тренировочные задания. Е.Л. Рутковская, Н.И.
Городецкая, О.А.Котова, Т.Е. Лискова. М: Экзамен, 2023 г.
5. Конституция РФ.
Тематическое планирование
№
п/п
Название раздела
Количество
часов
1
Введение. Единый государственный экзамен по
обществознанию: структура и содержание экзаменационной
работы.
1
2
Блок «Человек и общество»
2
3
Блок. «Человек как творец и творение культуры. Познание».
1
4
Блок «Духовная культура»
1
5
Блок «Социальная сфера»
1
6
Блок «Политическая сфера»
2
7
Блок «Право, как особая система норм»
2
8
Блок «Экономика»
2
9
Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий
17-20
1
10
Специфика заданий 21-25
1
11
Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ
2
Итого
17