Напоминание

Социальная адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей


Авторы: Левшун Александр Сергеевич, Черник Валерий Эдуардович
Должность: Воспитатель и кандидат педагогических наук, доцент
Учебное заведение: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический университет»
Населённый пункт: Город Мурманск, Мурманская область
Наименование материала: Особенности социальной адаптации детей, лишившихся родительской опеки
Тема: Социальная адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности социальной адаптации детей,

лишившихся родительской опеки

Теоретические и практические аспекты социализации детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, широко освещены в научной и

учебно-методической

литературе.

В

то

же

время

неослабевающая

актуальность этой темы предопределяет возможность и необходимость

дальнейших исследований в данном направлении. Особенно это касается

деятельности действующих учреждений по содержанию и воспитанию

указанной категории детей.

Цель нашей публикации – показать некоторые особенности подобной

деятельности на примере Мурманского центра помощи детям «Ровесник».

Это учреждение интернатного типа основано в 1956 году, и его коллектив

накопил немалый организационный и методический опыт. Прежде всего это

комплексно-программный подход к реализации основной задачи заведения –

социально-психологической адаптации воспитанников.

Здесь разработана и осуществляется комплексная программа подготовки

к

самостоятельному

проживанию

воспитанников

и

выпускников,

включающая их личностное и профессиональное самоопределение, правовое

просвещение, постинтернатное сопровождение «Следуй за мечтой». А также

программы дополнительного образования «Компьютерная графика. Мини-

типография» и «Видеомонтаж».

Коллектив педагогов «Ровесника» активно использует собственные и

заимствованные методические разработки воспитательной работы. Особое

внимание, с учетом регионального фактора, уделяется физической закалке

ребят и занятиям спортом, а также нравственному и культурному развитию

воспитанников.

Хороший

пример

второго

создание

собственного

кукольного театра и завоевание гранта на его развитие.

Описанные выше подходы и наработки коллектива «Ровесника» нашли

отражение и стали основой разработанной нами экспериментальной модели

его деятельности (на рисунке). При этом мы опирались на апробированные

принципы моделирования и анализа образовательных и подобных систем,

изложенные, в частности, Н.М. Борытко, Д.А. Новиковым, Н.П. Фетискиным

и другими авторами [1, 2, 4]. Наша модель представляет собой искусственно

созданный наглядный комбинированный предметно-знаковый образ (аналог)

конкретного действующего образовательного учреждения (оригинала). Его

назначение

роль

инструмента

совершенствования

организационно-

управленческих условий функционирования и решения главной задачи –

социально-психологической адаптации воспитанников Центра. При этом

важно, что экспериментальная проработка управляющих воздействий ведется

в существующем режиме, не мешая работе моделируемого учреждения, то

есть они предлагаются в виде рекомендаций по оптимизации того или иного

элемента, а не сиюминутных решений.

Уже первоначальный структурный анализ модели указывает на

очевидные сильные и слабые стороны оригинала, то есть исследуемого

названного

действующего

учреждения.

К

первым

следует

отнести

государственное финансирование и солидную материально-техническую и

кадровую базу. Ко вторым – специфику интернатного учреждения, таящую

угрозу девиантного поведения воспитанников, конфликтных ситуаций и

других негативных проявлений.

Поэтому повседневной задачей руководства «Ровесника» является

поддержание благоприятного морально-психологического климата как в

среде сотрудников, так и в коллективе воспитанников. Это является

непреложным фактором адекватной реализации модели и эффективной

деятельности самого учреждения.

Организационно-управленческая модель МЦПД «Ровесник»

Внешние факторы

Административный

Вышестоящий орган – правительство

Мурманской области

Региональный

Специфика: климат, социально-

экономический и демографический статус

Внутренние факторы

Мурманский центр помощи детям «Ровесник»

Содержание работы и целевая задача

Социальная адаптация воспитанников центра - детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, подготовка и сопровождение их

самостоятельной жизни

Исполнители

Руководство

Воспитатели

Другие сотрудники

Функции управления деятельностью МЦПД «Ровесник»

Анали

з

Целеполагание

Планировани

е

Организация

Коррекци

я

Контроль

Основные условия деятельности МЦПД «Ровесник»

Государственное

финансирование,

современное

оснащение и

обеспеченность

кадрами

Партнерство со

школой и

другими

социальными

учреждениями

города

Комплексно-

программный

подход к

организации и

методам работы

персонала

Особый учет

физического

состояния и

духовного

развития

воспитанников

Комплекс методов и приемов работы с воспитанниками

Целевые

Формы

Познавательные

Физкультурно-

программы

воспитания

дополнительного

образования

и творческие

мероприятия

оздоровительные

занятия

Важное место при этом отдается социально-психологической

диагностике, творческому применению апробированных методик изучения

состояния и умонастроений подопечных. В качестве примера приведем

описание проведенного в «Ровеснике» известного Mast-теста [3].

Алгоритм названной диагностической методики (авторы П.Н Иванов,

Е.Ф. Колобова) позволяет определить приоритетный набор жизненных

целей-ценностей детей школьного и послешкольного возраста. Для его

проведения была сформирована фокус-группа из двенадцати воспитанников

центра «Ровесник» разного пола, возраста и времени пребывания в

учреждении. Такой состав тестируемой группы, с учетом того, что в

«Ровеснике» содержится порядка пятидесяти сирот и детей, лишившихся

родительской опеки, по нашему представлению, обеспечивает достаточную

репрезентативность проведенного исследования. Участникам теста было

предложено письменно продолжить напечатанные на приведенном ниже

бланке утверждения. Обращено внимание, что написанное ими должно быть

сугубо личным, свободным, искренним и отражать их мысли как в

настоящий момент, так и в будущем.

Отличительной особенностью этого теста является отсутствие

стандартной процедуры обработки и интерпретации его результатов. Для

исследуемой выборки и каждого участника теста определяется, как правило,

индивидуально-уникальный набор ценностей-целей и соответствующих им

долженствований. Иными словами, отнесение ответов испытуемых к той или

иной жизненной ценности и определение их адекватного набора целиком

ложатся на плечи исследователя, и он по сути становится соавтором

разработчиков теста. Это обстоятельство, в свою очередь, говорит о

самостоятельности и новизне данной публикации.

Бланк Must-теста

Участник ___________________ Пол _______ Возраст __________

Я непременно должен ______________________________________

Я непременно должен ______________________________________

Я непременно должен ______________________________________

Я непременно должен ______________________________________

Я непременно должен ______________________________________

Ужасно, если ______________________________________________

Ужасно, если ______________________________________________

Ужасно, если ______________________________________________

Ужасно, если ______________________________________________

Ужасно, если ______________________________________________

Я не могу терпеть __________________________________________

Я не могу терпеть __________________________________________

Я не могу терпеть __________________________________________

Я не могу терпеть __________________________________________

Я не могу терпеть __________________________________________

По результатам опроса участников теста автором настоящей работы

сформирован перечень 12 ценностей-целей, свойственных испытуемым.

Ниже

приводится

их

наименование,

примеры

высказываний

и

количественное распределение приоритетов.

Образование. «Я непременно должен закончить колледж». 26.

Жизненные навыки. «Я непременно должен научиться готовить». 8.

Отношение к себе. «Ужасно, если мне что-то не дается». 53.

Отношение к другим. «Я не могу терпеть гордыню и высокую

самооценку». 33.

Общение. «Ужасно, если я буду без друзей». 9.

Справедливость. «Ужасно, если обижают маленьких». 7.

Здоровье. «Ужасно, если у меня кашель и болит голова». 14.

Карьера. «Я непременно должен стать первым лицом РФ». 8.

Семья. «Я непременно должен заботиться о брате». 9.

Безопасность. «Ужасно, если зло восторжествует». 5.

Духовность. «Я не могу терпеть бездуховных людей». 3.

Материальное благополучие. «Ужасно, если цены повышают». 5.

При всем разнообразии высказываний участников теста очевидно, что

больше всего их волнует сфера самоощущения и взаимоотношений с

другими членами общества. С одной стороны, это лишнее подтверждение

актуальности темы нашего исследования, с другой – выявляет векторы

совершенствования процесса социализации детей, оставшихся без попечения

родителей. Относительно малое число высказываний о жизненных навыках,

семье, духовных и материальных вопросах, отсутствие интереса к выбору

будущей профессии говорят о необходимости сосредоточить первостепенное

внимание именно на этих проблемах.

Такой вывод положен в основу реализации разработанной нами и

приведенной выше экспериментальной модели действующего учреждения по

социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Борытко

Н.М.,

Соловцова

И.А.

Управление

образовательными

системами. Учебник для студентов педагогических вузов. Волгоград,

2006. 48 с.

2.

Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами. М.,

2009. 416 с.

3.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая

диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002. 362 с.

4.

Хейг П. Управленческие концепции и бизнес-модели. М., 2019. 370 с.



В раздел образования