Автор: Медведева Марина Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 6" КГО
Населённый пункт: Cвердловская область г. Камышлов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий"
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 6
Камышловского городского округа
Методическая разработка
на тему:
Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через
сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и
современных информационных технологий
Разработчик: Медведева М.С.,
Учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
2017 г.
Содержание
1.
Введение.
2.
Формулировка концепции.
3.
Реализация гуманистического подхода на уроках физкультуры.
4.
Формы и методы работы на уроках физической культуры.
5.
Информационные технологии в уроке физкультуры.
6.
Реализация проекта.
7.
Вывод.
8.
Приложение №1
9.
Приложение №2
10.
Список литературы
Введение
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа
формирования личности.
Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении
здоровья населения нашей страны. Озабоченность вызывает то
обстоятельство, что болезни стали широко распространяться среди
школьников. Это свидетельствуют о том, что современные дети в
большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть
количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной
нормы. Не секрет, что и в школе, и дома дети большую часть времени
проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, за компьютером и
т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и
вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной
мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление
позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты,
ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть
усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая
развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует
заболеванию детей ожирением.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье
зависит от двигательной активности то есть усугубляет неблагоприятное
влияние гипокинезии
Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку,
воспитывает ловкость, четкость реакции, повышает активность. Полноценное
физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании
средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических
мероприятий и физических упражнений. Овладение всеми видами
спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней
физической подготовленности детей.
Формулировка концепции.
Цели:
1.
содействие всестороннему развитию личности;
2.
воспитание активно развитой личности.
Основными задачами являются:
1. Охрана и укрепление здоровья детей;
2. Формирование жизненно необходимых двигательных
3. Умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными
особенностями, развитие физических качеств;
4. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься
физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха;
5. Тренировки и укрепления здоровья;
6. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и
спорта;
7. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию
психических процессов и свойств личности.
Одной из главных задач учителей физической культуры
общеобразовательных школ, должна стоять задача по формированию у
учащихся положительного отношения к физической культуре. Для решения
этой задачи необходимо использовать все доступные средства и методы.
Реализация гуманистического подхода на уроках физкультуры.
Многократно испытываемое на уроках удовлетворение приводит к
возникновению удовлетворенности. Вместе с тем, он существенно дополняет
получаемую при изучении отношений с помощью интересов и мотивов
картину. Дело в том, что интересы и мотивы характеризуют в значительной
степени отношение, предшествующее учебной деятельности.
Удовлетворенность отличается от удовлетворения по ряду признаков. Во-
первых, удовлетворенность характеризует долгосрочное отношение человека
к чему-либо, а удовлетворение - краткосрочное (действие, поступок).
Во-вторых, удовлетворенность достигается после многократного достижения
цели, когда человек убедится в вероятности и даже гарантированности
достижения цели, удовлетворения потребности, интереса, а удовлетворение -
после однократного. Например, учащиеся могут быть удовлетворенными
уроками физкультуры потому, что они знают, что на них будут двигаться,
испытывать азарт от игр и т.д.
В-третьих, удовлетворение - это однократно положительное переживание,
эмоция, протекающая в данный момент; удовлетворенность - это отношение,
базирующееся на неоднократно испытанном удовлетворении, удовольствии.
Высказывая удовлетворение, человек испытывает в данный момент
положительную эмоцию; выражая удовлетворенность человек в данный
момент может и не испытывать положительную эмоцию, а выражает свою
оценку роду деятельности, которым он занимается.
В-четвертых, к многократному переживанию удовлетворения, удовольствия
человек привыкает, и эмоции ослабевают, а удовлетворенность в этих
условиях возрастает.
В своей работе я всегда рассматриваю удовлетворенность как необходимый
компонент отношения школьников к урокам физической культуры (см.
приложение №1).
Формы и методы работы на уроках физической культуры
Использование игрового и соревновательного методов для повышения
двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками
физической культуры.
Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся
взрослыми (играть нужно было в детском саду) и на уроке они должны
строго выполнять все требования выдвигаемые учителем для достижения
определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а
дети, тем более, не зависимо от того возраста, в котором они находятся. Одна
из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна является одним
из основных средств и методов воспитания.
Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические
особенности игры. При этом игровой метод необязательно связан с какими-
либо общепринятыми играми, например, футболом, баскетболом или
элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен
на основе любых физических упражнений при условии, что они поддаются
организации в соответствии с особенностями этого метода.
Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий
эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере
двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует
созданию положительного эмоционального фона на занятиях и
возникновению чувства удовлетворенности , что в свою очередь создает
положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.
Соревновательный метод обладает такой же способностью создавать
положительный эмоциональный фон и положительное отношение к
занятиям физическими упражнениями так же, как игровой метод.
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется
как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В
первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей
организации занятия, во втором - о самостоятельной относительной форме
организации занятий. Основная определяющая черта соревновательного
метода - сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества,
борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Фактор
соперничества в процессе состязаний, а также условия организации и
проведения создают особый эмоциональный и физиологический фон,
которые усиливает воздействие физических упражнений и может
способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей
организма. Соревновательный метод также характеризуется наличием
правил ведения состязаний, что помогает избежать отрицательных эмоций
при подведении итог. В силу вышеназванных особенностей при правильной
организации соревновательный метод способствует проявлению
положительных эмоций и дает возможность в полной мере реализовать
двигательные потребности занимающихся, что создает удовлетворенность у
них данными занятиями.
Опыт также показывает, что использование игрового и соревновательного
методов упражнения нередко приводит к возникновению настолько сильных
эмоций, что выполнение учебных задач урока становится невозможным. Дети
теряют контроль над своим поведением, шумят, не слушают команд учителя.
Сильные эмоциональные переживания долго «затухают» после окончания иг-
ры, не дают сосредоточиться на новом задании, даваемом учителем, поэтому
не все учителя в полном объеме используют игровой и соревновательный
методы. Не следует также забывать о том, что игры и соревнования являются
физическими упражнениями и на них распределяется правило о
периодической смене состава предлагаемых игр и состязаний. Это позволит
не ослабить интереса учащихся к занятиям на уроках физической культуры.
Для повышения активности школьников на уроках физической культуры я
устраиваю соревнования между группами учащихся в дисциплине, быстроте
построения, подготовке и уборке мест занятий и т.д. Это дает очень хорошие
результаты в младших и средних классах, поскольку деятельность
старшеклассников в меньшей мере зависит от эмоций.
Творческий подход к применению игрового и соревновательного методов
упражнения, а также соблюдение вышеназванных правил, позволяет создать
положительный эмоциональный фон на занятиях, что способствовать
появлению удовлетворенности школьников уроками физическое культуры.
Информационные технологии в уроке физкультуры.
Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс также
позволяет сделать урок физкультуры более интересным. Обязательные
инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом
программы, я, совместно с детьми старших классов, разработала в виде
презентаций. Эта новинка показала, что учащиеся с интересом
воспринимают ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в
традиционной устной форме. В презентации обязательно включаются
фотографии известных спортсменов- представителей данного вида спорта,
что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по
отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые
при подготовке к экзаменам и олимпиаде по физкультуре.
Опрос, проводимый среди учащихся, подтверждал, что удовлетворенность
уроками физической культуры в сравнении с юношами у девушек гораздо
ниже. Наблюдалась ярко выраженная тенденция нежелания девушек
принимать участие в спортивных мероприятиях, проводимых в районе и в
школе. Одной из причин снижения удовлетворенности учащиеся выдвигали
малую эмоциональность и привлекательность уроков. Регулярное
использование в уроке игрового и соревновательного методов, увеличение
количества таких упражнений до 30-40% от времени занятий позволило
наблюдать положительную динамику заинтересованности и
удовлетворенности в занятиях физической культурой, как у юношей, так и у
девушек. У детей возникла потребность в дополнительных занятиях
физкультурой и спортом.
Реализация проекта.
1.
Обобщение опыта работы на уровне школы.
2.
Выступления по обмену опытом работы на МО.
3.
Представление администрации школы отчета с анализом, выводами
и рекомендациями для других учителей.
Вывод.
Обобщу сказанное:
Сегодня уже не обойтись и без использования компьютерных
технологий на занятиях, чтобы образовательный процесс стал более
интересным для современного школьника.
Обмен сведениями, полученными в сети Интернет руководителем и
учениками, должен проходить в атмосфере открытости, полного взаимного
доверия, чтобы ученик всегда руководствовался исключительно полной и
достоверной сетевой информацией.
На занятиях учащийся должен, прежде всего, получать удовлетворение
от того, что он делает. Поэтому педагогу, чтобы учебный процесс был более
эффективным, необходимо знать о наличии у учащихся удовлетворенности
занятиями, а при её отсутствии, вскрыть причину неудовлетворенности.
Для повышения двигательной активности и достижения
удовлетворенностью уроками физической культуры педагогу необходимо
использовать игровые и соревновательные методы
Приложение №1
Анкета для исследования уровня удовлетворенности учащихся уроками
физической культуры.
Баллы
Варианты ответов
7
Очень доволен
6
Доволен
5
Скорее доволен, чем не доволен
4
Не знаю
3
Скорее не доволен, чем доволен
2
Не доволен
1
Совсем не доволен.
Приложение №2
Анкета мотивации
1. Тебе нравится на уроках физкультуры?
-нравится-2б.;
-не очень -1б.;
-не нравится – 0б.
2. Если у тебя сегодня первый урок – физкультура, то утром, когда
просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу?
-иду с радостью -2б;
-бывает по-разному- 1б.;
-чаще нет -0б.
3. Если бы учитель сказал, что завтра можешь не приходить на уроки
физкультуры, ты согласился бы?
-все равно пришел бы на урок -2б.;
-не знаю-1б.;
- не пошел бы на урок -0б.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки физкультуры?
-не нравится – 2б.;
-бывает по- разному – 1б.;
- нравится – 0б.
5. Ты часто рассказываешь родителям про уроки физкультуры?
- часто -2б.;
- редко -1б;
- не рассказываю -0б.
6. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель по физкультуре?
- не, не хотел бы -2б.;
- мне все равно – 1б.;
- хотел бы -0б.
7. У тебя в классе много друзей?
- много -2б.;
- мало -1б.;
- нет друзей -0б.
8. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся -2 б.;
- не очень -1б.;
- не нравятся – 0б.
Список литературы
1. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учеб.
пособие для студентов ССУЗов.-М.:Владос-пресс,2003.-248с.
2. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для
учителя. - Ростов н/Д:Феникс,2001-256с.
3.
Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. .Л.Б.
Кофмана-М.: Физкультура и спорт, 1998.-496с.
4 .Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов
ВУЗов. Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М, Портнова. -М.: изд. Центр
Академия.2001 -520с.
5. Физическая культура в начальной школе. Учебная программа для учащихся
1-4 классов. А. П. Матвеев М.В.Малыхина. - М.:Дрофа,2000. П.Янсон
Ю.А.Физическая культура в школе. Книга для педагога. Ростов н/Д:
Феникс,2004-624с.
6. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. проф. Л.Б.
Кофмана; Авт. – сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова. –
М.: Физкультура и спорт, 2001. – 496 с.