Напоминание

"Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий"


Автор: Медведева Марина Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 6" КГО
Населённый пункт: Cвердловская область г. Камышлов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 6

Камышловского городского округа

Методическая разработка

на тему:

Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через

сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и

современных информационных технологий

Разработчик: Медведева М.С.,

Учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

2017 г.

Содержание

1.

Введение.

2.

Формулировка концепции.

3.

Реализация гуманистического подхода на уроках физкультуры.

4.

Формы и методы работы на уроках физической культуры.

5.

Информационные технологии в уроке физкультуры.

6.

Реализация проекта.

7.

Вывод.

8.

Приложение №1

9.

Приложение №2

10.

Список литературы

Введение

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа

формирования личности.

Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении

здоровья населения нашей страны. Озабоченность вызывает то

обстоятельство, что болезни стали широко распространяться среди

школьников. Это свидетельствуют о том, что современные дети в

большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть

количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной

нормы. Не секрет, что и в школе, и дома дети большую часть времени

проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, за компьютером и

т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и

вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной

мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление

позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты,

ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть

усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая

развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует

заболеванию детей ожирением.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье

зависит от двигательной активности то есть усугубляет неблагоприятное

влияние гипокинезии

Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку,

воспитывает ловкость, четкость реакции, повышает активность. Полноценное

физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании

средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических

мероприятий и физических упражнений. Овладение всеми видами

спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней

физической подготовленности детей.

Формулировка концепции.

Цели:

1.

содействие всестороннему развитию личности;

2.

воспитание активно развитой личности.

Основными задачами являются:

1. Охрана и укрепление здоровья детей;

2. Формирование жизненно необходимых двигательных

3. Умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными

особенностями, развитие физических качеств;

4. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься

физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха;

5. Тренировки и укрепления здоровья;

6. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и

спорта;

7. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию

психических процессов и свойств личности.

Одной из главных задач учителей физической культуры

общеобразовательных школ, должна стоять задача по формированию у

учащихся положительного отношения к физической культуре. Для решения

этой задачи необходимо использовать все доступные средства и методы.

Реализация гуманистического подхода на уроках физкультуры.

Многократно испытываемое на уроках удовлетворение приводит к

возникновению удовлетворенности. Вместе с тем, он существенно дополняет

получаемую при изучении отношений с помощью интересов и мотивов

картину. Дело в том, что интересы и мотивы характеризуют в значительной

степени отношение, предшествующее учебной деятельности.

Удовлетворенность отличается от удовлетворения по ряду признаков. Во-

первых, удовлетворенность характеризует долгосрочное отношение человека

к чему-либо, а удовлетворение - краткосрочное (действие, поступок).

Во-вторых, удовлетворенность достигается после многократного достижения

цели, когда человек убедится в вероятности и даже гарантированности

достижения цели, удовлетворения потребности, интереса, а удовлетворение -

после однократного. Например, учащиеся могут быть удовлетворенными

уроками физкультуры потому, что они знают, что на них будут двигаться,

испытывать азарт от игр и т.д.

В-третьих, удовлетворение - это однократно положительное переживание,

эмоция, протекающая в данный момент; удовлетворенность - это отношение,

базирующееся на неоднократно испытанном удовлетворении, удовольствии.

Высказывая удовлетворение, человек испытывает в данный момент

положительную эмоцию; выражая удовлетворенность человек в данный

момент может и не испытывать положительную эмоцию, а выражает свою

оценку роду деятельности, которым он занимается.

В-четвертых, к многократному переживанию удовлетворения, удовольствия

человек привыкает, и эмоции ослабевают, а удовлетворенность в этих

условиях возрастает.

В своей работе я всегда рассматриваю удовлетворенность как необходимый

компонент отношения школьников к урокам физической культуры (см.

приложение №1).

Формы и методы работы на уроках физической культуры

Использование игрового и соревновательного методов для повышения

двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками

физической культуры.

Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся

взрослыми (играть нужно было в детском саду) и на уроке они должны

строго выполнять все требования выдвигаемые учителем для достижения

определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а

дети, тем более, не зависимо от того возраста, в котором они находятся. Одна

из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна является одним

из основных средств и методов воспитания.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические

особенности игры. При этом игровой метод необязательно связан с какими-

либо общепринятыми играми, например, футболом, баскетболом или

элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен

на основе любых физических упражнений при условии, что они поддаются

организации в соответствии с особенностями этого метода.

Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий

эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере

двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует

созданию положительного эмоционального фона на занятиях и

возникновению чувства удовлетворенности , что в свою очередь создает

положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.

Соревновательный метод обладает такой же способностью создавать

положительный эмоциональный фон и положительное отношение к

занятиям физическими упражнениями так же, как игровой метод.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется

как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В

первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей

организации занятия, во втором - о самостоятельной относительной форме

организации занятий. Основная определяющая черта соревновательного

метода - сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества,

борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Фактор

соперничества в процессе состязаний, а также условия организации и

проведения создают особый эмоциональный и физиологический фон,

которые усиливает воздействие физических упражнений и может

способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей

организма. Соревновательный метод также характеризуется наличием

правил ведения состязаний, что помогает избежать отрицательных эмоций

при подведении итог. В силу вышеназванных особенностей при правильной

организации соревновательный метод способствует проявлению

положительных эмоций и дает возможность в полной мере реализовать

двигательные потребности занимающихся, что создает удовлетворенность у

них данными занятиями.

Опыт также показывает, что использование игрового и соревновательного

методов упражнения нередко приводит к возникновению настолько сильных

эмоций, что выполнение учебных задач урока становится невозможным. Дети

теряют контроль над своим поведением, шумят, не слушают команд учителя.

Сильные эмоциональные переживания долго «затухают» после окончания иг-

ры, не дают сосредоточиться на новом задании, даваемом учителем, поэтому

не все учителя в полном объеме используют игровой и соревновательный

методы. Не следует также забывать о том, что игры и соревнования являются

физическими упражнениями и на них распределяется правило о

периодической смене состава предлагаемых игр и состязаний. Это позволит

не ослабить интереса учащихся к занятиям на уроках физической культуры.

Для повышения активности школьников на уроках физической культуры я

устраиваю соревнования между группами учащихся в дисциплине, быстроте

построения, подготовке и уборке мест занятий и т.д. Это дает очень хорошие

результаты в младших и средних классах, поскольку деятельность

старшеклассников в меньшей мере зависит от эмоций.

Творческий подход к применению игрового и соревновательного методов

упражнения, а также соблюдение вышеназванных правил, позволяет создать

положительный эмоциональный фон на занятиях, что способствовать

появлению удовлетворенности школьников уроками физическое культуры.

Информационные технологии в уроке физкультуры.

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс также

позволяет сделать урок физкультуры более интересным. Обязательные

инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом

программы, я, совместно с детьми старших классов, разработала в виде

презентаций. Эта новинка показала, что учащиеся с интересом

воспринимают ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в

традиционной устной форме. В презентации обязательно включаются

фотографии известных спортсменов- представителей данного вида спорта,

что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по

отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые

при подготовке к экзаменам и олимпиаде по физкультуре.

Опрос, проводимый среди учащихся, подтверждал, что удовлетворенность

уроками физической культуры в сравнении с юношами у девушек гораздо

ниже. Наблюдалась ярко выраженная тенденция нежелания девушек

принимать участие в спортивных мероприятиях, проводимых в районе и в

школе. Одной из причин снижения удовлетворенности учащиеся выдвигали

малую эмоциональность и привлекательность уроков. Регулярное

использование в уроке игрового и соревновательного методов, увеличение

количества таких упражнений до 30-40% от времени занятий позволило

наблюдать положительную динамику заинтересованности и

удовлетворенности в занятиях физической культурой, как у юношей, так и у

девушек. У детей возникла потребность в дополнительных занятиях

физкультурой и спортом.

Реализация проекта.

1.

Обобщение опыта работы на уровне школы.

2.

Выступления по обмену опытом работы на МО.

3.

Представление администрации школы отчета с анализом, выводами

и рекомендациями для других учителей.

Вывод.

Обобщу сказанное:

Сегодня уже не обойтись и без использования компьютерных

технологий на занятиях, чтобы образовательный процесс стал более

интересным для современного школьника.

Обмен сведениями, полученными в сети Интернет руководителем и

учениками, должен проходить в атмосфере открытости, полного взаимного

доверия, чтобы ученик всегда руководствовался исключительно полной и

достоверной сетевой информацией.

На занятиях учащийся должен, прежде всего, получать удовлетворение

от того, что он делает. Поэтому педагогу, чтобы учебный процесс был более

эффективным, необходимо знать о наличии у учащихся удовлетворенности

занятиями, а при её отсутствии, вскрыть причину неудовлетворенности.

Для повышения двигательной активности и достижения

удовлетворенностью уроками физической культуры педагогу необходимо

использовать игровые и соревновательные методы

Приложение №1

Анкета для исследования уровня удовлетворенности учащихся уроками

физической культуры.

Баллы

Варианты ответов

7

Очень доволен

6

Доволен

5

Скорее доволен, чем не доволен

4

Не знаю

3

Скорее не доволен, чем доволен

2

Не доволен

1

Совсем не доволен.

Приложение №2

Анкета мотивации

1. Тебе нравится на уроках физкультуры?

-нравится-2б.;

-не очень -1б.;

-не нравится – 0б.

2. Если у тебя сегодня первый урок – физкультура, то утром, когда

просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу?

-иду с радостью -2б;

-бывает по-разному- 1б.;

-чаще нет -0б.

3. Если бы учитель сказал, что завтра можешь не приходить на уроки

физкультуры, ты согласился бы?

-все равно пришел бы на урок -2б.;

-не знаю-1б.;

- не пошел бы на урок -0б.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки физкультуры?

-не нравится – 2б.;

-бывает по- разному – 1б.;

- нравится – 0б.

5. Ты часто рассказываешь родителям про уроки физкультуры?

- часто -2б.;

- редко -1б;

- не рассказываю -0б.

6. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель по физкультуре?

- не, не хотел бы -2б.;

- мне все равно – 1б.;

- хотел бы -0б.

7. У тебя в классе много друзей?

- много -2б.;

- мало -1б.;

- нет друзей -0б.

8. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся -2 б.;

- не очень -1б.;

- не нравятся – 0б.

Список литературы

1. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учеб.

пособие для студентов ССУЗов.-М.:Владос-пресс,2003.-248с.

2. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для

учителя. - Ростов н/Д:Феникс,2001-256с.

3.

Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. .Л.Б.

Кофмана-М.: Физкультура и спорт, 1998.-496с.

4 .Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов

ВУЗов. Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М, Портнова. -М.: изд. Центр

Академия.2001 -520с.

5. Физическая культура в начальной школе. Учебная программа для учащихся

1-4 классов. А. П. Матвеев М.В.Малыхина. - М.:Дрофа,2000. П.Янсон

Ю.А.Физическая культура в школе. Книга для педагога. Ростов н/Д:

Феникс,2004-624с.

6. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. проф. Л.Б.

Кофмана; Авт. – сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова. –

М.: Физкультура и спорт, 2001. – 496 с.



В раздел образования