Авторы: Метелев Сергей Петрович, Шмидт Виталий Викторович
Должность: педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: КОГОАУ ДО "Дворец творчества - Мемориал"
Населённый пункт: г.Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Системный уровневый подход в формировании содержания учебно-тренировочного процесса по дополнительной общеразвивающей программе "Волейбол"
Раздел: дополнительное образование
Системный уровневый подход в формировании содержания учебно-
тренировочного процесса по дополнительной общеразвивающей
программе «Волейбол»
Метелев Сергей Петрович,
заслуженный тренер РФ, педагог дополнительного образования
КОГОАУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»,
Шмидт Виталий Викторович,
педагог дополнительного образования
КОГОАУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»
Аннотация.
Статья посвящена проблеме качества образования по
дополнительным общеразвивающим программам физкультурно-спортивной
направленности
в
условиях
модернизации
системы
дополнительного
образования
детей.
Авторы
рассматривают
современные
риски
и
обосновывают
необходимость
системного
и
уровневого
подхода
к
формированию содержания программ на примере программы «Волейбол». В
статье представлены задачи системного обучения по виду спорта «волейбол»
и методика формирования содержания программы по уровням подготовки.
Ключевые слова: задачи подготовки волейболистов, уровни подготовки
волейболистов,
виды
(направления)
подготовки
волейболистов,
классификация видов занятий по содержанию.
Данная статья мотивирована потребностью осмысления противоречий,
возникающих
в
деятельности
педагога
дополнительного
образования,
реализующего программы физкультурно-спортивной направленности, в
условиях
современных
преобразований
системы
дополнительного
образования детей.
Проекты и новации, направленные на повышение рентабельности
учреждений
дополнительного
образования,
качества
оснащения
их
современными
средствами
обучения
стимулируют
тенденции
к
стандартизации системы в целях упрощения моделей её организации и
финансирования. Экономические модели организации дополнительного
образования начинают влиять на его содержание. Порой это может
проявляться в унификации программ дополнительного образования по
структуре и содержанию, в сокращении сроков их реализации до условно
установленного по экономическим основаниям, в отсутствии учета задач и
специфики образовательной деятельности по конкретной программе при
организации образовательного процесса. Упрощение содержания из-за
упрощения формы влечет за собой риск снижение качества образования,
утрату
развивающего
характера
образовательного
процесса,
отказ
от
системности
в
сопровождении
одаренного
ребенка
в
условиях
дополнительного образования.
Вместе
с
тем,
многолетняя
сложившаяся
практика
реализации
дополнительных
общеразвивающих
программ
физкультурно-спортивной
направленности показывает, что одаренный волейболист может успешно
развиваться только в условиях систематического учебно-тренировочного
процесса, тщательно выстроенного уровневого содержания подготовки,
ориентированного на развитие волейболиста во времени, на результат и при
комплексной постановке задач образования на каждом уровне.
Осмысливая необходимость сохранения системного уровневого подхода
в формировании содержания дополнительных общеразвивающих программ
для юных волейболистов, мы утверждаем:
- приоритет содержания дополнительного образования над формой его
реализации,
- приоритет уровневой подготовки над одногодичной подготовкой по
краткосрочной программе в дополнительной образовании,
- приоритет долгосрочных целей учебно-тренировочного процесса
(целей спортивного саморазвития юного волейболиста) над текущими
целями в рамках одного учебного года,
-
приоритет
ориентации
на
результат
над
ориентацией
на
физкультурный досуг, мотивированный неустойчивым интересом.
Нами
разработана
дополнительная
общеразвивающая
программа
«Волейбол»,
ориентированная
на
уровневое
и
целенаправленное
сопровождение
одарённых
обучающихся,
что
определяется
уже
при
формировании задач и ожидаемых результатов.
Образовательные задачи, ориентированные на достижение результатов
в тренировочном процессе, реализуются на основе уровневой подготовки от
обучения основам техники и тактики игры в волейбол до подготовки
волейболистов высокой квалификации, резерва сборных юношеских и
молодёжных команд России, регионов.
Развивающие задачи, ориентированные на метапредметные результаты,
– это укрепление здоровья, содействие разностороннему правильному
физическому развитию (развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых
качеств, гибкости) и готовности к достижению цели на основе командного
взаимодействия.
В
рамках
воспитательных
задач,
направленных
на
личностные
результаты,
осуществляется
духовно-нравственное
развитие
личности
волейболиста на основе формирования ценностей здоровья и здорового
образа жизни.
Содержание
образования
одарённых
подростков
по
программе
распределяется по уровням подготовки спортсмена: стартовый, базовый и
продвинутый уровень.
Обучение на стартовом уровне предполагает привлечение к занятиям
перспективных для волейбола обучающихся общеобразовательных школ,
имеющих письменное разрешение врача-педиатра. Активно осуществляется
физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на
разностороннюю физическую подготовку, мотивацию к занятию волейболом
и
овладение
основами
техники
волейбола,
выполнение
контрольных
нормативов для зачисления на следующий уровень подготовки.
На базовом уровне закладывается основа специальной и технической
подготовки.
Обучающиеся
начинают
включаться
в
соревнования,
выделяются потенциальные из для спортивной работы. По итогам обучения
обучающиеся достигают нормативных требований 3-го юношеского разряда.
Группа продвинутого уровня формируется на конкурсной основе из
здоровых и практически здоровых обучающихся, прошедших необходимую
подготовку не менее двух лет и выполнивших приёмные нормативы по
общей физической и специальной подготовке. Обучение длится 2 года.
Большое внимание уделяется тактической, технической подготовке, делается
акцент на подготовку к соревнованиям и участие в них.
Таким образом, уровневое распределение учебного материала основано
на преемственности целей учебно-тренировочного процесса в обучении от
года
к
году
и
обеспечивает
системное
сопровождение
развития
волейбольного мастерства от новичка до спортсмена предпрофессионального
уровня.
На каждый год обучения содержание структурируется в учебном
процессе
по
направлениям
подготовки:
теоретической,
физической,
технической, тактической, интегральной.
Теоретическая подготовка включает в себя компетентность в области
правил гигиены при занятиях физкультурой и спортом; основ строения и
функций организма человека; правил игры в волейбол; основ методики
обучения технике и тактике игры в волейбол, основ тренировки по
волейболу, а также правил поведения во Дворце, в спортивном зале, на
автодорогах.
Физическая подготовка ориентирована работу по двум направлениям:
общей физической и специальной физической подготовке.
Общая физическая подготовка предполагает развитие быстроты, силы,
ловкости,
выносливости,
гибкости.
Методика
обучения
определят
следующие виды упражнений в учебно-тренировочном процессе:
легкоатлетические упражнения (бег с ускорением, с низкого старта, с
препятствиями, с чередованиями с ходьбой, кросс, на время (60 и 100 м));
прыжки (в высоту, в длину, с поворотом на 90 и 180 градусов,
тройной прыжок);
метание теннисного и набивного мяча, толкание ядра;
многоборья (спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные);
гимнастические (с набивными мячами, гимнастическими палками,
гантелями, на гимнастической скамейке, кувырки вперёд, назад, стойки на
лопатках, руках);
перевороты в сторону, с места, с разбега;
подвижные игры (эстафеты с бегом, с прыжками, с мячами, с
гимнастическими упражнениями, перетягивание каната);
спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, футбол).
Специальная
физическая
подготовка
ориентирована
на
развитие
способностей, востребованных на занятиях непосредственно по виду спорта
«волейбол». Данное содержание реализуется включением в методику занятий
следующих форм работы:
упражнения
на
развитие
прыгучести
–
прыжки
из
приседа,
полуприседа, полуприседа на выпаде; на одной, на обеих ногах на месте и в
движении, с доставанием подвешенного мяча, со скалкой, на матах, с
отягощением, в глубину с последующим выпрыгиванием;
бег по крутым склонам, по лестницам, по песку, по воде, по снегу;
упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении
приёма и передаче мяча (сгибание и разгибание рук в опоре лёжа, сжимание
и разжимание пальцев рук, упражнения с кистевыми эспандерами,
многократные броски с ловлей набивного мяча от груди двумя руками, от
головы);
упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении
подач (круговые движения руками в плечевых суставах, упражнения с
резиновыми амортизаторами, укреплёнными на гимнастической стенке,
броски набивного мяча двумя руками и одной из-за головы на дальность);
упражнения на развитие качеств, необходимых при выполнении
нападающих ударов (броски набивного мяча с активным движением кистей
сверху вниз стоя на месте и в прыжке, метание теннисного мяча с места, в
прыжке, через сетку, удары по мячу на амортизаторах);
упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании
(прыжки с касанием руками подвешенного мяча, прыжки у стенки с хлопком
ладонями о стенку, прыжки у сетки с переносом рук на другую сторону
сетки).
Техническая подготовка предполагает включение в содержание учебно-
тренировочного процесса следующих упражнений:
перемещения
и
стойки
(основная,
низкая
стартовая
стойка,
перемещения бегом, шагом, приставным шагом, скачком);
передача мяча (сверху двумя руками над собой с перемещением, в
парах, в треугольнике, в стенку, на точность, а также отбивание мяча
кулаком через сетку);
подачи мяча (верхняя прямая подача с расстояния 3, 6 м., из-за лице-
вой линии);
нападающие удары (прыжок вверх толчком 2-х ног, с места, с 1, 2, 3
шагов разбега, темп бега, кистевые удары по мячу, бросок теннисного мяча
через сетку в прыжке с места и с разбега, нападающий удар с собственного
подбрасывания);
приём мяча снизу двумя руками (подбрасывание мяча снизу над
собой, то же – в движении, то же – мяч набрасывает партнёр, то же – в парах,
приём снизу подачи на задней линии и первая передача в зону нападения);
блокирование одиночного прямого удара по ходу из зон 4,2,3
(блокирование стоя на подставке, то же – в прыжке с площадки).
Тактическая подготовка в учебно-тренировочном процессе включает
работу в области тактики индивидуальной, групповой и командной защиты и
нападения:
индивидуальная тактика нападения (выбор места для выполнения 2-
ой передачи, выбор места подачи, выбор способа отбивания через сетку,
выбор направления 2-й подачи, выбор направления подачи);
групповая тактика нападения (взаимодействие игроков передней
линии, взаимодействие игроков задней и передней линии, взаимодействие
игроков задней и передней линии);
командная тактика нападения (система игры со 2-ой передачи игрока
передней линии);
индивидуальная тактика защиты (выбор места при приёме мяча,
приёме направляющего удара, блокировании, страховке партнёра);
групповая тактика защиты (взаимодействие игроков внутри линий на
приёме и блокировании, взаимодействие игроков передней и задней линий
при страховке);
командная тактика защиты (расположение игроков при приеме
подачи «углом вперёд», «углом назад»).
Интегральная подготовка спортсменов на занятиях представлена как
чередование
различных
перемещений,
упражнений
ОФП
и
СФП,
технических приёмов, индивидуальных, групповых, командных тактических
действий в нападении, в защите, в общей игре.
В рамках программы «Волейбол» объём содержания по отдельным
направлениям
подготовки
(теоретической,
физической,
технической,
тактической, интегральной) зависит от уровня подготовки спортсмена.
Табл. 1. Распределение объёмов компонентов тренировки (в часах)
№
Содержание занятий
Стартовый
1-й г.о.
Базовый
2-й г.о.
Продвинутый
3-й г.о.
Продвинутый
4-й г.о.
1
Теоретическая
подготовка
8
8
8
8
2
Общая физическая
подготовка
50
30
52
60
3
Специальная
физическая подготовка
50
30
60
60
4
Техническая
подготовка
32
32
120
110
5
Тактическая
подготовка
32
32
60
100
6
Интегральная
подготовка
8
30
96
58
7
Клубные игры,
клубные турниры
36
36
0
0
8
Соревнования
0
18
36
36
ИТОГО:
216
216
432
432
В первый год обучения акцент сделан на общую и специальную
физическую подготовку обучающихся, а также большой объём часов
выделен на клубные игры и турниры. На продвинутом уровне спортсмены
активно включаются в соревнования, а в содержании учебно-тренировочного
процесса начинает доминировать техническая и тактическая подготовка.
В основе разделения занятий по направленности лежит связь их
содержания
с
характером
соревновательной
игровой
деятельности
волейболистов.
Однонаправленные
занятия
посвящены
одному
из
компонентов тренировки (технической, тактической, общей или специальной
физической подготовке). Комбинированные включают материал двух-трех
компонентов в различных сочетаниях.
Целостно-игровые
построены на
взаимосвязи сторон подготовки волейболистов с использованием метода
сопряженных воздействий, фрагментом игры, двусторонней игры в волейбол,
игровых тренировок. Занятия различаются также по степени нагрузки.
Меньшей нагрузкой отличаются однонаправленные занятия по обучению
технике и тактике игры, в остальных нагрузку можно варьировать в
необходимых пределах в зависимости от поставленных задач.
Однонаправленные занятия
по физической подготовке посвящаются
преимущественно общей, специальной физической подготовке или общей и
специальной. На таких занятиях решаются задачи развития физических
качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, а также
преимущественного развития названных качеств в определенном сочетании
применительно к специфике отдельных приемов игры, тактических действий
и в целом соревновательной игровой деятельности, большое место отводится
скоростно-силовой подготовке. На таких занятиях широко применяются
тренажерные устройства и различный специальный инвентарь. Занятия
проводятся в форме круговой тренировки.
Однонаправленные занятия по обучению технике решают важнейшую
задачу – овладение волейболистами и спортсменами пляжного волейбола
широким арсеналом приемов игры. Такие занятия включают подводящие
упражнения, широко применяются наглядные пособия, киноматериалы,
просмотр видеозаписей, технические средства обучения и т. п. Усилия
тренера направлены на то, чтобы юные спортсмены овладели, во-первых,
рациональной техникой, во-вторых, овладели этой техникой правильно и в
совершенстве.
Однонаправленные
занятия
по
обучению
тактике
призваны
сформировать у волейболистов навыки умелого применения изучаемых
тактических действий (в нападении и защите) - индивидуальных, групповых
и командных. При обучении тактике особенно полезны наглядные пособия и
различные технические средства. Большое место в таких занятиях отводится
заданиям с учетом игровых функций волейболистов в команде. Особое
внимание уделяется повышению уровня индивидуального тактического
мастерства волейболистов.
Однонаправленные занятия но совершенствованию техники помогают
обеспечить высокую степень надежности навыков выполнения приемов
игры. При совершенствовании навыков у занимающихся вырабатывается
универсальность, но при этом обязательно учитываются индивидуальные
особенности спортсменов, а также игровая функция каждого из них в
команде. Чередуются облегченные и усложненные условия выполнения
технических приемов, широко варьируются нагрузки с целью избежать
отрицательного влияния адаптации.
Комбинированные занятия, основанные на технической и физической
подготовке, подчинены главной задаче - более успешному обучению новым
приемам игры и совершенствованию ранее освоенных при максимальном
проявлении необходимых для этих приемов физических способностей, а
также неуклонное совершенствование навыков выполнения приемов в
процессе
становления
и
совершенствования
мастерства
волейболиста.
Содержание физической подготовки зависит от задач и содержания
технической
подготовки
(начальное
обучение,
совершенствование)
на
определенном этапе годичного цикла.
Цель комбинированных занятий на основе технической и тактической
подготовки - совершенствование технических приемов в плане обеспечения
эффективного выполнения арсенала тактических действий для данного
контингента волейболистов. С другой стороны, совершенствование навыков
выполнения индивидуальных, групповых, командных тактических действий
в нападении и защите должно обеспечить возможность максимального
использования технического арсенала, которым к этому времени овладели
спортсмены.
В
комбинированных
занятиях
могут
ставиться
задачи
начального обучения технике и тактике, но больше это характерно для
решения задач совершенствования технико-тактического мастерства.
Комбинированные занятия
на основе физической, технической и
тактической подготовки строятся на основе предыдущих видов занятий при
ведущей
роли
технико-тактического
содержания.
Последовательность
упражнений: средства физической подготовки, технической, тактической,
при этом неоднократно. Таким образом, имеет место чередование названных
средств.
В комбинированных занятиях применяется учебная двухсторонняя игра,
которая направлена на решение основных задач данного занятия. Занятия
целостно-игровые (по интегральной подготовке) направлены на решение
важнейшей задачи - обеспечить реализацию в игровой соревновательной
деятельности всего, что достигнуто в процессе отдельных компонентов
тренировки, то есть эти занятия направлены на интеграцию тренировочных
эффектов
в
соревновательной
деятельности
волейболистов.
Основное
содержание таких занятий составляют задания на переключение в действиях.
Задания на переключение состоят в выполнении технических приемов
нападения, технических приемов защиты, технических приемов нападения и
защиты; тактических действий - индивидуальных, групповых и командных -
в каждом из них отдельно в нападении, отдельно в защите, а также, что самое
главное, и нападении и защите. Игровые тренировки посвящены учебным
играм в волейбол или пляжный волейбол, в которых применяется система
продуманных задании. Главная цель - добиться того, чтобы волейболисты
применяли в игре изученный технико-тактический арсенал в полном объеме
и уверенно, а также тактически целесообразно и, главное, - эффективно.
Контрольные занятия
посвящены приему нормативов, выполнению
контрольных заданий (по индивидуальным планам), получению данных о
том, как волейболисты применяют в игре изученные технические приемы и
тактические действия.
Теоретические занятия проводятся в виде лекций, семинаров, бесед и
экзаменов (зачетов). Кроме того, теоретической подготовке уделяется
внимание и на практических занятиях, где спортсменам помогают осмыслить
технологические установки тренеров по решению задач тренировочно-
соревновательной деятельности волейболистов.
Практика показывает, что система структурирования содержания,
ориентированная на системность и уровневость учебно-тренировочного
процесса, является основой обеспечения качества образования одарённых
воспитанников
по
дополнительной
общеразвивающей
программе
физкультурно-спортивной направленности «Волейбол».
Список литературы
1.
Волейбол / Под общ. ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. - 4-е изд. - М.:
ТВТ Дивизион, 2009.
2.
Волейбол // Спортивные игры: Совершенствование спортивного
мастерства / Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - М.: Академия,
2004.
3.
Волейбол. Справочник. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
4.
Железняк Ю.Д., Слуцкий Л.Н. Волейбол в школе. - М.: Просвещение,
1989.
5.
Ивойлов А.В. Волейбол. - Минск, 1985.
6.
Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. - М., Физкультура и
спорт, 1979.
7.
Пельман М.Р. Специальная физическая подготовка волейболиста. - М.:
Физкультура и спорт, 1969.
8.
Слуцкий Л.Н. Волейбол – игра связующего. - М.: Физкультура и спорт,
1984.
9.
Спортивные игры / Под ред. В. В. Марущака. — М.: Воениздат, 1985.
10.
Техника и методика обучения волейболу. Ибрагимова О.А., Вараева
А.Ж., Ибрагимова Е.А., Малаалиева П.Ю. Махачкала, 2016.
11.
Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. - М.: Физкультура и спорт,
1983