Напоминание

Системный уровневый подход в формировании содержания учебно-тренировочного процесса по дополнительной общеразвивающей программе "Волейбол"


Авторы: Метелев Сергей Петрович, Шмидт Виталий Викторович
Должность: педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: КОГОАУ ДО "Дворец творчества - Мемориал"
Населённый пункт: г.Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Системный уровневый подход в формировании содержания учебно-тренировочного процесса по дополнительной общеразвивающей программе "Волейбол"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Системный уровневый подход в формировании содержания учебно-

тренировочного процесса по дополнительной общеразвивающей

программе «Волейбол»

Метелев Сергей Петрович,

заслуженный тренер РФ, педагог дополнительного образования

КОГОАУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»,

Шмидт Виталий Викторович,

педагог дополнительного образования

КОГОАУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Аннотация.

Статья посвящена проблеме качества образования по

дополнительным общеразвивающим программам физкультурно-спортивной

направленности

в

условиях

модернизации

системы

дополнительного

образования

детей.

Авторы

рассматривают

современные

риски

и

обосновывают

необходимость

системного

и

уровневого

подхода

к

формированию содержания программ на примере программы «Волейбол». В

статье представлены задачи системного обучения по виду спорта «волейбол»

и методика формирования содержания программы по уровням подготовки.

Ключевые слова: задачи подготовки волейболистов, уровни подготовки

волейболистов,

виды

(направления)

подготовки

волейболистов,

классификация видов занятий по содержанию.

Данная статья мотивирована потребностью осмысления противоречий,

возникающих

в

деятельности

педагога

дополнительного

образования,

реализующего программы физкультурно-спортивной направленности, в

условиях

современных

преобразований

системы

дополнительного

образования детей.

Проекты и новации, направленные на повышение рентабельности

учреждений

дополнительного

образования,

качества

оснащения

их

современными

средствами

обучения

стимулируют

тенденции

к

стандартизации системы в целях упрощения моделей её организации и

финансирования. Экономические модели организации дополнительного

образования начинают влиять на его содержание. Порой это может

проявляться в унификации программ дополнительного образования по

структуре и содержанию, в сокращении сроков их реализации до условно

установленного по экономическим основаниям, в отсутствии учета задач и

специфики образовательной деятельности по конкретной программе при

организации образовательного процесса. Упрощение содержания из-за

упрощения формы влечет за собой риск снижение качества образования,

утрату

развивающего

характера

образовательного

процесса,

отказ

от

системности

в

сопровождении

одаренного

ребенка

в

условиях

дополнительного образования.

Вместе

с

тем,

многолетняя

сложившаяся

практика

реализации

дополнительных

общеразвивающих

программ

физкультурно-спортивной

направленности показывает, что одаренный волейболист может успешно

развиваться только в условиях систематического учебно-тренировочного

процесса, тщательно выстроенного уровневого содержания подготовки,

ориентированного на развитие волейболиста во времени, на результат и при

комплексной постановке задач образования на каждом уровне.

Осмысливая необходимость сохранения системного уровневого подхода

в формировании содержания дополнительных общеразвивающих программ

для юных волейболистов, мы утверждаем:

- приоритет содержания дополнительного образования над формой его

реализации,

- приоритет уровневой подготовки над одногодичной подготовкой по

краткосрочной программе в дополнительной образовании,

- приоритет долгосрочных целей учебно-тренировочного процесса

(целей спортивного саморазвития юного волейболиста) над текущими

целями в рамках одного учебного года,

-

приоритет

ориентации

на

результат

над

ориентацией

на

физкультурный досуг, мотивированный неустойчивым интересом.

Нами

разработана

дополнительная

общеразвивающая

программа

«Волейбол»,

ориентированная

на

уровневое

и

целенаправленное

сопровождение

одарённых

обучающихся,

что

определяется

уже

при

формировании задач и ожидаемых результатов.

Образовательные задачи, ориентированные на достижение результатов

в тренировочном процессе, реализуются на основе уровневой подготовки от

обучения основам техники и тактики игры в волейбол до подготовки

волейболистов высокой квалификации, резерва сборных юношеских и

молодёжных команд России, регионов.

Развивающие задачи, ориентированные на метапредметные результаты,

– это укрепление здоровья, содействие разностороннему правильному

физическому развитию (развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых

качеств, гибкости) и готовности к достижению цели на основе командного

взаимодействия.

В

рамках

воспитательных

задач,

направленных

на

личностные

результаты,

осуществляется

духовно-нравственное

развитие

личности

волейболиста на основе формирования ценностей здоровья и здорового

образа жизни.

Содержание

образования

одарённых

подростков

по

программе

распределяется по уровням подготовки спортсмена: стартовый, базовый и

продвинутый уровень.

Обучение на стартовом уровне предполагает привлечение к занятиям

перспективных для волейбола обучающихся общеобразовательных школ,

имеющих письменное разрешение врача-педиатра. Активно осуществляется

физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на

разностороннюю физическую подготовку, мотивацию к занятию волейболом

и

овладение

основами

техники

волейбола,

выполнение

контрольных

нормативов для зачисления на следующий уровень подготовки.

На базовом уровне закладывается основа специальной и технической

подготовки.

Обучающиеся

начинают

включаться

в

соревнования,

выделяются потенциальные из для спортивной работы. По итогам обучения

обучающиеся достигают нормативных требований 3-го юношеского разряда.

Группа продвинутого уровня формируется на конкурсной основе из

здоровых и практически здоровых обучающихся, прошедших необходимую

подготовку не менее двух лет и выполнивших приёмные нормативы по

общей физической и специальной подготовке. Обучение длится 2 года.

Большое внимание уделяется тактической, технической подготовке, делается

акцент на подготовку к соревнованиям и участие в них.

Таким образом, уровневое распределение учебного материала основано

на преемственности целей учебно-тренировочного процесса в обучении от

года

к

году

и

обеспечивает

системное

сопровождение

развития

волейбольного мастерства от новичка до спортсмена предпрофессионального

уровня.

На каждый год обучения содержание структурируется в учебном

процессе

по

направлениям

подготовки:

теоретической,

физической,

технической, тактической, интегральной.

Теоретическая подготовка включает в себя компетентность в области

правил гигиены при занятиях физкультурой и спортом; основ строения и

функций организма человека; правил игры в волейбол; основ методики

обучения технике и тактике игры в волейбол, основ тренировки по

волейболу, а также правил поведения во Дворце, в спортивном зале, на

автодорогах.

Физическая подготовка ориентирована работу по двум направлениям:

общей физической и специальной физической подготовке.

Общая физическая подготовка предполагает развитие быстроты, силы,

ловкости,

выносливости,

гибкости.

Методика

обучения

определят

следующие виды упражнений в учебно-тренировочном процессе:

легкоатлетические упражнения (бег с ускорением, с низкого старта, с

препятствиями, с чередованиями с ходьбой, кросс, на время (60 и 100 м));

прыжки (в высоту, в длину, с поворотом на 90 и 180 градусов,

тройной прыжок);

метание теннисного и набивного мяча, толкание ядра;

многоборья (спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные);

гимнастические (с набивными мячами, гимнастическими палками,

гантелями, на гимнастической скамейке, кувырки вперёд, назад, стойки на

лопатках, руках);

перевороты в сторону, с места, с разбега;

подвижные игры (эстафеты с бегом, с прыжками, с мячами, с

гимнастическими упражнениями, перетягивание каната);

спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, футбол).

Специальная

физическая

подготовка

ориентирована

на

развитие

способностей, востребованных на занятиях непосредственно по виду спорта

«волейбол». Данное содержание реализуется включением в методику занятий

следующих форм работы:

упражнения

на

развитие

прыгучести

прыжки

из

приседа,

полуприседа, полуприседа на выпаде; на одной, на обеих ногах на месте и в

движении, с доставанием подвешенного мяча, со скалкой, на матах, с

отягощением, в глубину с последующим выпрыгиванием;

бег по крутым склонам, по лестницам, по песку, по воде, по снегу;

упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении

приёма и передаче мяча (сгибание и разгибание рук в опоре лёжа, сжимание

и разжимание пальцев рук, упражнения с кистевыми эспандерами,

многократные броски с ловлей набивного мяча от груди двумя руками, от

головы);

упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении

подач (круговые движения руками в плечевых суставах, упражнения с

резиновыми амортизаторами, укреплёнными на гимнастической стенке,

броски набивного мяча двумя руками и одной из-за головы на дальность);

упражнения на развитие качеств, необходимых при выполнении

нападающих ударов (броски набивного мяча с активным движением кистей

сверху вниз стоя на месте и в прыжке, метание теннисного мяча с места, в

прыжке, через сетку, удары по мячу на амортизаторах);

упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании

(прыжки с касанием руками подвешенного мяча, прыжки у стенки с хлопком

ладонями о стенку, прыжки у сетки с переносом рук на другую сторону

сетки).

Техническая подготовка предполагает включение в содержание учебно-

тренировочного процесса следующих упражнений:

перемещения

и

стойки

(основная,

низкая

стартовая

стойка,

перемещения бегом, шагом, приставным шагом, скачком);

передача мяча (сверху двумя руками над собой с перемещением, в

парах, в треугольнике, в стенку, на точность, а также отбивание мяча

кулаком через сетку);

подачи мяча (верхняя прямая подача с расстояния 3, 6 м., из-за лице-

вой линии);

нападающие удары (прыжок вверх толчком 2-х ног, с места, с 1, 2, 3

шагов разбега, темп бега, кистевые удары по мячу, бросок теннисного мяча

через сетку в прыжке с места и с разбега, нападающий удар с собственного

подбрасывания);

приём мяча снизу двумя руками (подбрасывание мяча снизу над

собой, то же – в движении, то же – мяч набрасывает партнёр, то же – в парах,

приём снизу подачи на задней линии и первая передача в зону нападения);

блокирование одиночного прямого удара по ходу из зон 4,2,3

(блокирование стоя на подставке, то же – в прыжке с площадки).

Тактическая подготовка в учебно-тренировочном процессе включает

работу в области тактики индивидуальной, групповой и командной защиты и

нападения:

индивидуальная тактика нападения (выбор места для выполнения 2-

ой передачи, выбор места подачи, выбор способа отбивания через сетку,

выбор направления 2-й подачи, выбор направления подачи);

групповая тактика нападения (взаимодействие игроков передней

линии, взаимодействие игроков задней и передней линии, взаимодействие

игроков задней и передней линии);

командная тактика нападения (система игры со 2-ой передачи игрока

передней линии);

индивидуальная тактика защиты (выбор места при приёме мяча,

приёме направляющего удара, блокировании, страховке партнёра);

групповая тактика защиты (взаимодействие игроков внутри линий на

приёме и блокировании, взаимодействие игроков передней и задней линий

при страховке);

командная тактика защиты (расположение игроков при приеме

подачи «углом вперёд», «углом назад»).

Интегральная подготовка спортсменов на занятиях представлена как

чередование

различных

перемещений,

упражнений

ОФП

и

СФП,

технических приёмов, индивидуальных, групповых, командных тактических

действий в нападении, в защите, в общей игре.

В рамках программы «Волейбол» объём содержания по отдельным

направлениям

подготовки

(теоретической,

физической,

технической,

тактической, интегральной) зависит от уровня подготовки спортсмена.

Табл. 1. Распределение объёмов компонентов тренировки (в часах)

Содержание занятий

Стартовый

1-й г.о.

Базовый

2-й г.о.

Продвинутый

3-й г.о.

Продвинутый

4-й г.о.

1

Теоретическая

подготовка

8

8

8

8

2

Общая физическая

подготовка

50

30

52

60

3

Специальная

физическая подготовка

50

30

60

60

4

Техническая

подготовка

32

32

120

110

5

Тактическая

подготовка

32

32

60

100

6

Интегральная

подготовка

8

30

96

58

7

Клубные игры,

клубные турниры

36

36

0

0

8

Соревнования

0

18

36

36

ИТОГО:

216

216

432

432

В первый год обучения акцент сделан на общую и специальную

физическую подготовку обучающихся, а также большой объём часов

выделен на клубные игры и турниры. На продвинутом уровне спортсмены

активно включаются в соревнования, а в содержании учебно-тренировочного

процесса начинает доминировать техническая и тактическая подготовка.

В основе разделения занятий по направленности лежит связь их

содержания

с

характером

соревновательной

игровой

деятельности

волейболистов.

Однонаправленные

занятия

посвящены

одному

из

компонентов тренировки (технической, тактической, общей или специальной

физической подготовке). Комбинированные включают материал двух-трех

компонентов в различных сочетаниях.

Целостно-игровые

построены на

взаимосвязи сторон подготовки волейболистов с использованием метода

сопряженных воздействий, фрагментом игры, двусторонней игры в волейбол,

игровых тренировок. Занятия различаются также по степени нагрузки.

Меньшей нагрузкой отличаются однонаправленные занятия по обучению

технике и тактике игры, в остальных нагрузку можно варьировать в

необходимых пределах в зависимости от поставленных задач.

Однонаправленные занятия

по физической подготовке посвящаются

преимущественно общей, специальной физической подготовке или общей и

специальной. На таких занятиях решаются задачи развития физических

качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, а также

преимущественного развития названных качеств в определенном сочетании

применительно к специфике отдельных приемов игры, тактических действий

и в целом соревновательной игровой деятельности, большое место отводится

скоростно-силовой подготовке. На таких занятиях широко применяются

тренажерные устройства и различный специальный инвентарь. Занятия

проводятся в форме круговой тренировки.

Однонаправленные занятия по обучению технике решают важнейшую

задачу – овладение волейболистами и спортсменами пляжного волейбола

широким арсеналом приемов игры. Такие занятия включают подводящие

упражнения, широко применяются наглядные пособия, киноматериалы,

просмотр видеозаписей, технические средства обучения и т. п. Усилия

тренера направлены на то, чтобы юные спортсмены овладели, во-первых,

рациональной техникой, во-вторых, овладели этой техникой правильно и в

совершенстве.

Однонаправленные

занятия

по

обучению

тактике

призваны

сформировать у волейболистов навыки умелого применения изучаемых

тактических действий (в нападении и защите) - индивидуальных, групповых

и командных. При обучении тактике особенно полезны наглядные пособия и

различные технические средства. Большое место в таких занятиях отводится

заданиям с учетом игровых функций волейболистов в команде. Особое

внимание уделяется повышению уровня индивидуального тактического

мастерства волейболистов.

Однонаправленные занятия но совершенствованию техники помогают

обеспечить высокую степень надежности навыков выполнения приемов

игры. При совершенствовании навыков у занимающихся вырабатывается

универсальность, но при этом обязательно учитываются индивидуальные

особенности спортсменов, а также игровая функция каждого из них в

команде. Чередуются облегченные и усложненные условия выполнения

технических приемов, широко варьируются нагрузки с целью избежать

отрицательного влияния адаптации.

Комбинированные занятия, основанные на технической и физической

подготовке, подчинены главной задаче - более успешному обучению новым

приемам игры и совершенствованию ранее освоенных при максимальном

проявлении необходимых для этих приемов физических способностей, а

также неуклонное совершенствование навыков выполнения приемов в

процессе

становления

и

совершенствования

мастерства

волейболиста.

Содержание физической подготовки зависит от задач и содержания

технической

подготовки

(начальное

обучение,

совершенствование)

на

определенном этапе годичного цикла.

Цель комбинированных занятий на основе технической и тактической

подготовки - совершенствование технических приемов в плане обеспечения

эффективного выполнения арсенала тактических действий для данного

контингента волейболистов. С другой стороны, совершенствование навыков

выполнения индивидуальных, групповых, командных тактических действий

в нападении и защите должно обеспечить возможность максимального

использования технического арсенала, которым к этому времени овладели

спортсмены.

В

комбинированных

занятиях

могут

ставиться

задачи

начального обучения технике и тактике, но больше это характерно для

решения задач совершенствования технико-тактического мастерства.

Комбинированные занятия

на основе физической, технической и

тактической подготовки строятся на основе предыдущих видов занятий при

ведущей

роли

технико-тактического

содержания.

Последовательность

упражнений: средства физической подготовки, технической, тактической,

при этом неоднократно. Таким образом, имеет место чередование названных

средств.

В комбинированных занятиях применяется учебная двухсторонняя игра,

которая направлена на решение основных задач данного занятия. Занятия

целостно-игровые (по интегральной подготовке) направлены на решение

важнейшей задачи - обеспечить реализацию в игровой соревновательной

деятельности всего, что достигнуто в процессе отдельных компонентов

тренировки, то есть эти занятия направлены на интеграцию тренировочных

эффектов

в

соревновательной

деятельности

волейболистов.

Основное

содержание таких занятий составляют задания на переключение в действиях.

Задания на переключение состоят в выполнении технических приемов

нападения, технических приемов защиты, технических приемов нападения и

защиты; тактических действий - индивидуальных, групповых и командных -

в каждом из них отдельно в нападении, отдельно в защите, а также, что самое

главное, и нападении и защите. Игровые тренировки посвящены учебным

играм в волейбол или пляжный волейбол, в которых применяется система

продуманных задании. Главная цель - добиться того, чтобы волейболисты

применяли в игре изученный технико-тактический арсенал в полном объеме

и уверенно, а также тактически целесообразно и, главное, - эффективно.

Контрольные занятия

посвящены приему нормативов, выполнению

контрольных заданий (по индивидуальным планам), получению данных о

том, как волейболисты применяют в игре изученные технические приемы и

тактические действия.

Теоретические занятия проводятся в виде лекций, семинаров, бесед и

экзаменов (зачетов). Кроме того, теоретической подготовке уделяется

внимание и на практических занятиях, где спортсменам помогают осмыслить

технологические установки тренеров по решению задач тренировочно-

соревновательной деятельности волейболистов.

Практика показывает, что система структурирования содержания,

ориентированная на системность и уровневость учебно-тренировочного

процесса, является основой обеспечения качества образования одарённых

воспитанников

по

дополнительной

общеразвивающей

программе

физкультурно-спортивной направленности «Волейбол».

Список литературы

1.

Волейбол / Под общ. ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. - 4-е изд. - М.:

ТВТ Дивизион, 2009.

2.

Волейбол // Спортивные игры: Совершенствование спортивного

мастерства / Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - М.: Академия,

2004.

3.

Волейбол. Справочник. - М.: Физкультура и спорт, 1984.

4.

Железняк Ю.Д., Слуцкий Л.Н. Волейбол в школе. - М.: Просвещение,

1989.

5.

Ивойлов А.В. Волейбол. - Минск, 1985.

6.

Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. - М., Физкультура и

спорт, 1979.

7.

Пельман М.Р. Специальная физическая подготовка волейболиста. - М.:

Физкультура и спорт, 1969.

8.

Слуцкий Л.Н. Волейбол – игра связующего. - М.: Физкультура и спорт,

1984.

9.

Спортивные игры / Под ред. В. В. Марущака. — М.: Воениздат, 1985.

10.

Техника и методика обучения волейболу. Ибрагимова О.А., Вараева

А.Ж., Ибрагимова Е.А., Малаалиева П.Ю. Махачкала, 2016.

11.

Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. - М.: Физкультура и спорт,

1983



В раздел образования