Напоминание

Ансамблевое исполнительство в классе фортепиано


Автор: Аловадинова Светлана Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 16 им.О.Л.Лундстрема"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Ансамблевое исполнительство в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ансамблевое исполнительство в классе фортепиано

Вступление.

Ансамблевое музицирование - это одна из самых доступных форм

ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера

коллективных занятий предполагает активное участие детей в учебном

процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых

дней обучения - залог интереса к музыкальному искусству. При этом каждый

ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от

способностей в данный момент, что благоприятствует психологической

раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере и учит соизмерять свою

индивидуальность с индивидуальностью партнера. Здесь уместно вспомнить

слова К. Станиславского: " Для коллективного дела приходится исправлять

свой характер, применять его к общей работе. Так сказать, создавать себе

корпоративный характер". Фортепианный ансамбль как жанр имеет

длительную историю развития, в результате которого выкристаллизовались

особые эстетические закономерности. В искусстве совместного

музицирования заключен богатый педагогический потенциал. "Слаженность

совместной игры в малом и большом, в отдельном приеме и общем замысле -

особая сфера работы, присущая ансамблевым классам" - писал А. Готлиб.

Произведения для двух фортепиано тяготеют к виртуозности, концертности,

произведения четырехручного дуэта - к стилю камерной музыки. К началу 19

века фортепианный дуэт утвердился как самостоятельная форма

музицирования, открылось новое свойство фортепианного дуэта, сделавшего

его еще более популярным: четырехручная фактура оказалась способной к

воспроизведению оркестровых эффектов. Фортепианный ансамбль -

оптимальная форма музицирования для людей с хрупкой, неустойчивой

психикой. Совместная игра, " чувство локтя", которое дает сам факт близкого

соседства партнера, существенно снижает уровень сценического стресса

исполнителя и подчас является доминирующей возможностью выступления

на публике .

Основы ансамблевой техники.

Фортепианный дуэт объединяет исполнителей одной и той же

"специальности", что облегчает их взаимопонимание. Само слово "ансамбль"

в переводе с французского языка означает "единство".

Занятия ансамблем начинаются с составления дуэта:

а) каждый ансамбль комплектуется из учащихся, близко стоящих друг к

другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и, конечно, по

степени овладения инструментом. Совместная игра способствует

формированию у членов коллектива сходных черт творческого облика.

Необходимо заметить, что мы нередко видим такую общность у учащихся

различных классов и не находим её у учащихся одного класса. Поэтому,

организуя ансамбль, надо руководствоваться индивидуальными качествами

каждого ученика, которые дополняли бы друг друга. Такое

взаимодополнение способствует расширению исполнительских способностей

будущего ансамбля.

б) При подборке членов ансамбля педагог должен тщательно продумать

распределение по партиям. Здесь недопустимы как завышение, так и

занижение трудностей партии. В первом случае учащийся будет слишком

долго выучивать её и просто плохо исполнять, во втором - не получит

творческого удовлетворения.

в) При распределении партий педагогу нужно объяснить учащимся

равнозначность каждого участника ансамбля. Учащиеся должны твердо

уяснить, что невнимание на репетиции, невыученная партия приводит к

тому, что они подводят своего партнера. Важнейшими требованиями

совместной игры являются: - одинаковые ощущения характера и темпа

произведения, соответствие приемов звукоизвлечения, - умелая педализация

в ансамблях, обеспечивающая не только "чистое" звучание, но и

художественное слияние партий в единое целое, - умение передавать

партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом

музыкальную ткань. Работа над ансамблевыми произведениями важна на

всех этапах музыкального развития ребёнка. При выборе репертуара для

ансамбля надо руководствоваться художественной ценностью и степенью

сложности материала, допустимости его как в техническом отношении, так и

по содержанию. Репертуар ансамбля в младших классах не должен по

трудности быть сложнее тех пьес, которые изучаются в классе по

специальности, иначе внимание учеников будет поглощено преодолением

технических трудностей, что будет мешать художественному развитию,

приучать к неряшливости.

Психологически коллективное музицирование призвано придавать ученику

творческкю смелость, желание общения с публикой, артистизм. Процесс

работы участников ансамбля над произведением условно распределено на 3

этапа, которые между собой тесно связаны:

- Знакомство с произведением в целом.

- Техническое освоение выразительных средств.

- Работа над воплощением художественного образа произведения.

Задача первого этапа - создание у членов ансамбля общего

интеллектуального и эмоционального впечатления от произведения в целом.

Здесь педагог должен познакомить учащихся с создателем произведения,

эпохой, в которой оно возникло, стилистическими особенностями письма и

требуемой манерой исполнения, характером произведения, его формой,

основными темами. Эту беседу следует построить очень живо, интересно,

приводя в качестве иллюстрации фрагменты произведения в собственном

исполнении. Необходимо предупредить участников о трудностях, с

которыми им предстоит встретиться, и рассказать, как их преодолеть.

Второй этап - преодоление ансамблем технических трудностей, что

подразумевает :

а) синхронность при взятии и снятии звука;

б) равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между

партнерами;

в) согласование приемов звукоизвлечения;

г) передача голоса от партнера к партнеру;

д) соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными

партнерами;

е) соблюдение общности ритмического пульса;

ж) единство динамики, фразировки. Партнеры должны уметь "поделить"

клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при

сближающемся или пересекающемся голосоведении.

Педализирует исполнитель партии Secondo, т.к. она служит фундаментом

(бас, гармония) мелодии, чаще всего звучащей в верхних регистрах.

Необходимо следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать

партнера, то есть общее звучание обеих партий, которые сливаются в единое

целое. Полезно предложить ученику, исполняющему партию Secondo, ничего

не играя, только педализировать во время исполнения другим первой партии,

что требует особого внимания и навыка. Можно поменять партнеров

местами, дать понять, что для этого нужен определенный навык. Начать

вместе играть, синхронно взять два звука - не так легко, это требует большой

тренировки и взаимопонимания. Здесь нужно познакомить учащихся с

техническим приемом дирижерского взмаха - ауфтактом, и как он может

быть применен пианистами. При исполнении за одним или параллельными

инструментами, когда руки каждого видны другому, ауфтакт даётся легким

движением кисти (с ясно определенной верхней точки), либо кивком головы,

или с помощью знака глазами, если рука не видна. Полезно одновременно с

этим жестом обоим пианистам взять дыхание (сделать вздох). Это делает

начало естественным, органичным, снимает сковывающее напряжение. Не

меньшее значение имеет и синхронное окончание - "снятие" звука. Пауза в

игре имеет огромное выразительное значение. "Рваные", "лохматые"

аккорды, в которых одни звуки длятся дольше других, загрязняют паузу.

Синхронность отдельных звуков не исчерпывает технической задачи,

партнерам необходимо добиваться и равновесия их звучания. Правильного

равновесия нужно достичь не в отдельном аккорде, а в параллельно

проходящих голосах.

Слаженность совместной игры в отдельном приеме и в общем замысле –

особая сфера работы. Возникает специфическая трудность: то, что может

быть сыграно без затруднений одним пианистом, становится технически

сложным, если играется двумя руками двух исполнителей. Большое

внимание должно уделяться тщательной работе над штрихами, в процессе

которой происходит уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее

удачной формы её выражения. Лишь при общем звучании обеих партий

может быть определена художественная целесообразность и убедительность

решения любого штрихового вопроса. Одновременное или последовательное

произнесение музыкальной фразы потребует от ансамблистов штрихов,

дающих сходный по характеру звучания результат. Пианисты должны уметь

передавать друг другу “из рук в руки” пассажи, мелодии, аккомпанементы,

незаконченную фразу, не разрывая музыкальной ткани. Динамика

исполнения имеет большое значение в исполнении ансамбля. Наиболее

распространенный недостаток – динамическое однообразие: все играется mf

и f , редко P. Наличие в ансамбле двух пианистов, позволяет полнее

использовать клавиатуру, построить более объемные, плотные, тяжелые

аккорды, равномерное распределение силы двух человек. Важно добиться

ясного представления о градациях forte и fortissimo, определить общий

динамический план произведения, определить кульминацию и посоветовать

fortissimo играть c “запасом”. Динамика исполнения в отдельной партии в

равной степени зависит от того, что играет в этот момент второй участник

ансамбля, каковы особенности исполнения обеих партий. Следует отметить

организующую роль партии Secondo - основы, фундамента всего ансамбля в

динамических сдвигах и нарастаниях.

Работа над звуком - область огромного труда. Еще не начав совместного

исполнения, нужно договориться, как будет показано вступление, каков

характер звучания, каким приемом и с какой силой будет начата пьеса.

Должен быть определен темп. Особенность понимания и чувствования темпа

- одна из основных задач ансамбля. При разучивании можно просчитать в

соответствующем темпе ”пустой такт”. Особое место в совместном

исполнении занимает ритм. Ансамбль требует от участников уверенного,

безупречного ритма. Каждому музыканту присуще свое ощущение ритма, а в

ансамбле нужно добиться взаимопонимания, согласия.

Специальная задача ансамбля - воспитание коллективного ритма,

необходимого качества артистического ансамблевого исполнения. Ее можно

решить путем изучения разнохарактерных произведений и развитием

всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения. Ритм должен быть

живым, гибким, выразительным. Приступая к работе над произведением,

преподавателю нужно определить значение каждой партии. Важно проучить

с каждым учащимся его партию, а затем осуществлять совместные

репетиции.

Третий этап : работа над воплощением художественного образа

произведения - это конечная цель, создание продуманной интерпретации

образа и яркое, убедительное исполнение произведения.



В раздел образования