Автор: Солодкова Мария Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка сценария
Тема: "Зимние вечерки на Николин день"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДА «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1»
(МБУ ДО ДШИ №1)
Методическая разработка лекции-концерта
преподавателя
Солодковой Марии Владимировны
тема: «Зимние вечёрки на Николин день»
Волгоград
1
организация, проведение, подготовка лекции-концерта,
ведущая, преподаватель фольклорного отделения
Солодкова Мария Владимировна.
Цели:
1. Познакомить детей с историей возникновения праздника, его
традициями.
2. Создать условия, способствующие творческой активности учащихся
фольклорного отделения.
3. Сохранение и преемственность православных традиций в народной
культуре.
Задачи:
1. Приобщение детей к истокам традиционной культуры, обычаям
русского народа через устное народное творчество, игры, песни.
2. Формирование у детей нравственных качеств: дружбы,
доброжелательности, отзывчивости, воспитание уважительного отношения
к родным и близким, к семье.
3. Использование разнообразных видов деятельности для самореализации
личности.
4. Способствовать раскрытию у детей творческого потенциала.
5. Способствовать участию детей в сценических постановках.
6. Способствовать развитию творческих возможностей и взаимодействию
детей в творческом коллективе.
2
Сценарий
Сцена убрана в традиционном стиле: изба, красный угол, печка
русская, плетень, лавки, прялка, стол (на столе самовар угощения
кружки).
Хозяйка:
(Выходит на сцену, накрывает на стол)
-Вот уж и солнышко склонилось к закату, да и вечер уж на
пороге. А день то какой сегодня – Николин. Сегодня праздник
Николая Чудотворца – Николы зимнего. Пироги уж скоро
подоспеют к праздничному столу. Хозяюшки мои (обращается
к девочкам), помогите мне накрыть на стол. вдруг гости к нам
какие пожалуют.
Девочки помогают хозяйке накрывать на стол.
Стук в дверь: Тук-тук-тук!
Хозяйка:
-Кто там?
Дети:
Мы к вам в гости пришли, Благослови хозяюшка у тебя ли во
дому, да в высоком терему праздник славить, попеть да
поплясать, обо всем рассказать.
Хозяйка:
-Проходите, проходите в нашу горницу. (дети заходят и поют)
Плясовая Волгоградской области «Ой вы морозы»
Хозяйка:
-Добрый вечер, гости званные да желанные!
-Здравствуйте лебедушки, здравствуйте молодушки, да ребята
удальцы!
Дети:
-Здравствуй хозяюшка!
Хозяйка:
-Милости просим к нам на вечерки!
Девочка1: -Рады гостям как добрым вестям!
Девочка2: -Николин день сегодня! (дети садятся)
Хозяйка:
(к зрителям) Добрый вечер добрым людям, пусть веселым
вечер будет!
Ребенок1:
-А пришли мы к вам не с пустыми руками, а с рукоделием!
Ребенок2:
-И прядем, и вяжем, вышиваем, да еще и приговариваем:
-Наша изба – ровно тепла.
-На дворе метель, а у нас тепло!
3
Ребенок3:
-Домом жить не лукошко шить!
Ребенок4:
-Домом жить – не развеся уши ходить!
Ребенок5:
-Домом жить – обо всем тужить!
Ребенок6:
-Дом вести - не лапти плести!
Ребенок7:
-Хозяюшка во дому, что оладушек в меду!
Хозяйка:
-Ой спасибо вам ребятушки за добрые слова!
-Собрались мы с вами для беседушки, как когда-то наши
прабабушки, а с ними и прадедушки приходили на зимние
посиделки, на песни да на пироги.
-А вот и мое рукоделие (достает из корзины нарядно
украшенный валенок и подушку).
-Как вы думаете, что общего между валенком и подушкой?
(ответы)
-Никто не догадался. Тогда я вам расскажу одну историю.
Хозяйка:
-Очень давно жил мальчик. Звали его Никола. Рос он добрым,
приветливым и ни в чем не нуждался. Когда не стало его
родителей, Николай раздал все свое наследство простым
бедным людям от чистого сердца.
-Когда вырос – стал священником. Все любили Николая и
считали его святым за его добрые дела и поступки. Каждую
зиму 19 декабря мы празднуем день Святого Николая зимнего,
вспоминаем о его жизни. Послушным детям он кладет подарки
в валенок или под подушку.
-Все любят и почитают Святого Николая, поют ему песни.
Колядка «Ой кто-кто Николая любит»
Хозяйка:
-А знаете ли вы, по погоде на зимний Николин день судили
наши бабушки и дедушки о предстоящей зиме и о будущем
лете, говорил:
-Ко дню Николая зима на санях будет.
-А вы знаете поговорки на Николин день?
Ребенок1:
-На Николу иней – урожай сильный!
Ребенок2:
-На Николу зимнего – первые морозы!
Разукрасят инеем ветки на березах!
Ребенок3:
-Заметет дорогу змейками пурга!
К нашему порогу принесет снега!
Ребенок4:
-Хвалим зиму после Николина дня!
Ребенок1:
-А мы песню про зимушку знаем и споем ее сейчас!
4
Хозяйка:
-Выходите ребятки, да порадуйте нас песней!
Входят дети и становятся полукругом.
РНП «Как на тоненький ледок» исп. уч-ся 1-2 класс
Хозяйка:
-Зима
волшебная
пора,
по-своему
прекрасна
и
любима
народом.
-Кто весь год не ленился, тот всю зиму может хорошенько
отдохнуть и повеселиться.
-А в народе еще так говорят: Лето для старания – зима для
гуляния!
Плясовая «А мы ноня гуляли» исп. уч-ся 1-2 класс
Ребенок2:
-Песни петь да плясать будем мы с друзьями.
-Вы сегодня поиграть не забудьте с нами!
игра «По дубочку постучишь»
Хозяйка:
-В старину в каждом селе были свои посиделки. Молодые
люди собирались чтобы себя показать да на других посмотреть,
переброситься частушкой.
-Ну ка выходите кто частушки знает!
Русские частушки исп. уч-ся 3-го класса
Хозяйка:
-Любил народ сочинять всякие небылицы и прибаутки чтоб
веселее было.
Ребенок:
-А вот вам наша прибаутка!
Прибаутки «Погляжу я из окошка» исп. Гончарова Лиза 3 класс
Хозяйка:
-Но славился русский народ конечно же своими песнями. Люди
с песней не расставались ни в горе, ни в радости, пели в работе
и веселье, от чего на душе становилось теплее.
РНП «Ой ниточка тоненькая» исп. Руденко Оля 3 класс
Хозяйка:
-Вижу петь вы мастерицы, а загадки отгадывать умеете?
(ответ)
-На
посиделках
загадки
служили
подспорьем
хорошему
настроению, старались загадать неизвестную загадку, да
потруднее, чтоб интереснее было разгадывать.
5
Ребенок1:
-Ой, а мы загадок много знаем и сейчас вам загадаем.
Ребенок2:
-Кривой конь лезет в огонь? (кочерга)
Ребенок3:
-Четыре ноги, два брюха, один нос, два уха? (самовар)
Ребенок4:
-Сама не ест, а всех кормит? (ложка)
Ребенок5:
-Под крышей ножки, а на крыше суп да ложки? (стол)
Ребенок6:
-То толстеет, то худеет, громко-громко говорит? (гармонь)
Хозяйка:
-Ой какие молодцы ребятки, и загадки знаете и отгадываете
дружно.
Ребенок1:
-Мы по кругу погуляем
-Красных девок повстречаем
-Они станцуют при народе
-В ярком дружном карагоде
Плясовая Белгородской обл. «У нас по улице ветёр» исп. уч-
ся 3-4 класса
Ребенок2:
-Ой подруженьки подружки.
-Ноги сами в пляс идут.
-В круг вставайте по скорей.
-Да попляшем веселей.
Плясовая «Я на печке молотила» исп. уч-ся 3-4 класса
Хозяйка:
-Ох и молодцы ребятушки, порадовали хозяйку песнями да
танцами.
-А какие ж посиделки да без чая?
-В старину любили чаевничать.
«Чай пить не дрова рубить» в народе так говорили.
-А самовар то наш уж давно вскипел.
-Да и пирожки уж из печи готовы!
Хозяйка выносит пирожки на подносе и дает детям
Хозяйка:
-Милости просим гости дорогие
-Заходите, проходите, угощенья берите
-Чаем запивайте, нас добрым словом поминайте!
Мероприятие завершается чаепитием
6
Список литературы
1.
Аникин В.П. Русское народное творчество (фольклор):
Методические указания. – М; 1981 г.
2.
Колядич Т.М. Русский детский фольклор, учебное пособие - 2011 г.
3.
«Святитель Николай Чудотворец. Житие перенесение мощей, чудеса,
слава в России» Благовест 2015 г.
4.
Детский игровой фольклор Волгоградской области. (Репертуарно
методический сборник) Волгоград 1997 г.
7