Напоминание

"Зимние вечерки на Николин день"


Автор: Солодкова Мария Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка сценария
Тема: "Зимние вечерки на Николин день"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДА «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1»

(МБУ ДО ДШИ №1)

Методическая разработка лекции-концерта

преподавателя

Солодковой Марии Владимировны

тема: «Зимние вечёрки на Николин день»

Волгоград

1

организация, проведение, подготовка лекции-концерта,

ведущая, преподаватель фольклорного отделения

Солодкова Мария Владимировна.

Цели:

1. Познакомить детей с историей возникновения праздника, его

традициями.

2. Создать условия, способствующие творческой активности учащихся

фольклорного отделения.

3. Сохранение и преемственность православных традиций в народной

культуре.

Задачи:

1. Приобщение детей к истокам традиционной культуры, обычаям

русского народа через устное народное творчество, игры, песни.

2. Формирование у детей нравственных качеств: дружбы,

доброжелательности, отзывчивости, воспитание уважительного отношения

к родным и близким, к семье.

3. Использование разнообразных видов деятельности для самореализации

личности.

4. Способствовать раскрытию у детей творческого потенциала.

5. Способствовать участию детей в сценических постановках.

6. Способствовать развитию творческих возможностей и взаимодействию

детей в творческом коллективе.

2

Сценарий

Сцена убрана в традиционном стиле: изба, красный угол, печка

русская, плетень, лавки, прялка, стол (на столе самовар угощения

кружки).

Хозяйка:

(Выходит на сцену, накрывает на стол)

-Вот уж и солнышко склонилось к закату, да и вечер уж на

пороге. А день то какой сегодня – Николин. Сегодня праздник

Николая Чудотворца – Николы зимнего. Пироги уж скоро

подоспеют к праздничному столу. Хозяюшки мои (обращается

к девочкам), помогите мне накрыть на стол. вдруг гости к нам

какие пожалуют.

Девочки помогают хозяйке накрывать на стол.

Стук в дверь: Тук-тук-тук!

Хозяйка:

-Кто там?

Дети:

Мы к вам в гости пришли, Благослови хозяюшка у тебя ли во

дому, да в высоком терему праздник славить, попеть да

поплясать, обо всем рассказать.

Хозяйка:

-Проходите, проходите в нашу горницу. (дети заходят и поют)

Плясовая Волгоградской области «Ой вы морозы»

Хозяйка:

-Добрый вечер, гости званные да желанные!

-Здравствуйте лебедушки, здравствуйте молодушки, да ребята

удальцы!

Дети:

-Здравствуй хозяюшка!

Хозяйка:

-Милости просим к нам на вечерки!

Девочка1: -Рады гостям как добрым вестям!

Девочка2: -Николин день сегодня! (дети садятся)

Хозяйка:

(к зрителям) Добрый вечер добрым людям, пусть веселым

вечер будет!

Ребенок1:

-А пришли мы к вам не с пустыми руками, а с рукоделием!

Ребенок2:

-И прядем, и вяжем, вышиваем, да еще и приговариваем:

-Наша изба – ровно тепла.

-На дворе метель, а у нас тепло!

3

Ребенок3:

-Домом жить не лукошко шить!

Ребенок4:

-Домом жить – не развеся уши ходить!

Ребенок5:

-Домом жить – обо всем тужить!

Ребенок6:

-Дом вести - не лапти плести!

Ребенок7:

-Хозяюшка во дому, что оладушек в меду!

Хозяйка:

-Ой спасибо вам ребятушки за добрые слова!

-Собрались мы с вами для беседушки, как когда-то наши

прабабушки, а с ними и прадедушки приходили на зимние

посиделки, на песни да на пироги.

-А вот и мое рукоделие (достает из корзины нарядно

украшенный валенок и подушку).

-Как вы думаете, что общего между валенком и подушкой?

(ответы)

-Никто не догадался. Тогда я вам расскажу одну историю.

Хозяйка:

-Очень давно жил мальчик. Звали его Никола. Рос он добрым,

приветливым и ни в чем не нуждался. Когда не стало его

родителей, Николай раздал все свое наследство простым

бедным людям от чистого сердца.

-Когда вырос – стал священником. Все любили Николая и

считали его святым за его добрые дела и поступки. Каждую

зиму 19 декабря мы празднуем день Святого Николая зимнего,

вспоминаем о его жизни. Послушным детям он кладет подарки

в валенок или под подушку.

-Все любят и почитают Святого Николая, поют ему песни.

Колядка «Ой кто-кто Николая любит»

Хозяйка:

-А знаете ли вы, по погоде на зимний Николин день судили

наши бабушки и дедушки о предстоящей зиме и о будущем

лете, говорил:

-Ко дню Николая зима на санях будет.

-А вы знаете поговорки на Николин день?

Ребенок1:

-На Николу иней – урожай сильный!

Ребенок2:

-На Николу зимнего – первые морозы!

Разукрасят инеем ветки на березах!

Ребенок3:

-Заметет дорогу змейками пурга!

К нашему порогу принесет снега!

Ребенок4:

-Хвалим зиму после Николина дня!

Ребенок1:

-А мы песню про зимушку знаем и споем ее сейчас!

4

Хозяйка:

-Выходите ребятки, да порадуйте нас песней!

Входят дети и становятся полукругом.

РНП «Как на тоненький ледок» исп. уч-ся 1-2 класс

Хозяйка:

-Зима

волшебная

пора,

по-своему

прекрасна

и

любима

народом.

-Кто весь год не ленился, тот всю зиму может хорошенько

отдохнуть и повеселиться.

-А в народе еще так говорят: Лето для старания – зима для

гуляния!

Плясовая «А мы ноня гуляли» исп. уч-ся 1-2 класс

Ребенок2:

-Песни петь да плясать будем мы с друзьями.

-Вы сегодня поиграть не забудьте с нами!

игра «По дубочку постучишь»

Хозяйка:

-В старину в каждом селе были свои посиделки. Молодые

люди собирались чтобы себя показать да на других посмотреть,

переброситься частушкой.

-Ну ка выходите кто частушки знает!

Русские частушки исп. уч-ся 3-го класса

Хозяйка:

-Любил народ сочинять всякие небылицы и прибаутки чтоб

веселее было.

Ребенок:

-А вот вам наша прибаутка!

Прибаутки «Погляжу я из окошка» исп. Гончарова Лиза 3 класс

Хозяйка:

-Но славился русский народ конечно же своими песнями. Люди

с песней не расставались ни в горе, ни в радости, пели в работе

и веселье, от чего на душе становилось теплее.

РНП «Ой ниточка тоненькая» исп. Руденко Оля 3 класс

Хозяйка:

-Вижу петь вы мастерицы, а загадки отгадывать умеете?

(ответ)

-На

посиделках

загадки

служили

подспорьем

хорошему

настроению, старались загадать неизвестную загадку, да

потруднее, чтоб интереснее было разгадывать.

5

Ребенок1:

-Ой, а мы загадок много знаем и сейчас вам загадаем.

Ребенок2:

-Кривой конь лезет в огонь? (кочерга)

Ребенок3:

-Четыре ноги, два брюха, один нос, два уха? (самовар)

Ребенок4:

-Сама не ест, а всех кормит? (ложка)

Ребенок5:

-Под крышей ножки, а на крыше суп да ложки? (стол)

Ребенок6:

-То толстеет, то худеет, громко-громко говорит? (гармонь)

Хозяйка:

-Ой какие молодцы ребятки, и загадки знаете и отгадываете

дружно.

Ребенок1:

-Мы по кругу погуляем

-Красных девок повстречаем

-Они станцуют при народе

-В ярком дружном карагоде

Плясовая Белгородской обл. «У нас по улице ветёр» исп. уч-

ся 3-4 класса

Ребенок2:

-Ой подруженьки подружки.

-Ноги сами в пляс идут.

-В круг вставайте по скорей.

-Да попляшем веселей.

Плясовая «Я на печке молотила» исп. уч-ся 3-4 класса

Хозяйка:

-Ох и молодцы ребятушки, порадовали хозяйку песнями да

танцами.

-А какие ж посиделки да без чая?

-В старину любили чаевничать.

«Чай пить не дрова рубить» в народе так говорили.

-А самовар то наш уж давно вскипел.

-Да и пирожки уж из печи готовы!

Хозяйка выносит пирожки на подносе и дает детям

Хозяйка:

-Милости просим гости дорогие

-Заходите, проходите, угощенья берите

-Чаем запивайте, нас добрым словом поминайте!

Мероприятие завершается чаепитием

6

Список литературы

1.

Аникин В.П. Русское народное творчество (фольклор):

Методические указания. – М; 1981 г.

2.

Колядич Т.М. Русский детский фольклор, учебное пособие - 2011 г.

3.

«Святитель Николай Чудотворец. Житие перенесение мощей, чудеса,

слава в России» Благовест 2015 г.

4.

Детский игровой фольклор Волгоградской области. (Репертуарно

методический сборник) Волгоград 1997 г.

7



В раздел образования