Автор: Гордеева Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 11 города Кирова
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании
детей старшего дошкольного возраста.
“Любовь к Родине начинается с семьи”. Ф. Бекон
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе
него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с
отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это
корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины
начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что
вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но
пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении
личности патриота.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью.
Семья — это источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней
ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное
воспитание носит эмоциональный характер, так как оно основано на любви и
привязанности.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,
заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует
формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных
связей.
Патриотическое воспитание – это и воспитание любви к культурному достоянию
своего народа, своей нации, толерантного отношения к людям других национальностей.
Решение
задач
патриотического
воспитания
наиболее
эффективно
во
взаимодействии с семьей. При этом к
родителям необходимо относиться
как к
равноправным партнерам и активно вовлекать их в жизнь детского сада. Поэтому и
цель нашей работы с семьей:
вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания, установление
доверительных партнерских взаимоотношений с родителями через разные формы
совместного взаимодействия.
Мы определили следующие задачи:
- привлечь родителей к обсуждению и решению вопросов патриотического воспитания
дошкольников;
- познакомить с формами и методами работы по патриотическому воспитанию детей;
- показать родителям роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей;
-выработать согласованные действия педагогов и семьи по вопросам патриотического
воспитания.
Формы работы с родителями:
1.Совместные мероприятия педагогов и родителей:
•
родительские собрания;
•
конференции;
•
вечера для родителей;
•
совместные мероприятия педагогов, родителей и детей;
•
дни открытых дверей;
•
КВН;
•
викторины;
•
совместное творчество;
•
праздники;
•
выпуск Газеты;
•
концерты;
•
соревнования;
•
консультации.
2.Индивидуальные:
беседы;
посещения на дому;
выполнение индивидуальных поручений.
3.Наглядно-информационные:
информационно -просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
информационно -аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание
развивающей среды в группе. В создании её большая роль принадлежит родителям. С их
помощью среда нашей группы была пополнена разнообразными дидактическими
материалами, пособиями и играми (смотри на слайде)
Каждая семья имеет свои традиции, свою историю, свой опыт, передаваемый из
поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет
жизни, имеет непреходящее значение для человека в любом возрасте.
Работая над проектом «Моя семья», дети, совместно с родителями, изготовили
родословные древа, альбом «Наша дружная семья», «Я - частичка вселенной».
В ходе этого проекта мы предложили детям вместе с родителями подготовить
сообщения «Кем работают мои родители?», оформили стенгазету «Все профессии нужны
– все профессии важны». Родители некоторых детей лично рассказали о своей работе.
Мама Даши, художник - оформитель провела мастер - класс «Рисование морозных
узоров на стекле». Наталья Сергеевна поделилась секретами создания красивых образов.
Папа Полины подготовил презентацию о работе «Кирово – Чепецкой химической
компании». Он рассказал, как готовят удобрения для выращивания и подкормки растений.
Мама Полины, Светлана Анатольевна организовала с/р игру «Магазин», в которой сама
выступила в роли заведующей. Набрала штат сотрудников магазина из желающих детей и
руководила работой всех отделов. Покупатели остались довольны.
Мама Маши, Наталья Владимировна организовала посещение музея Кировского
молочного комбината, на котором работает.
Совместная деятельность взрослых и детей в ходе данного проекта способствовала
их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполнилось
познавательным, эмоционально насыщенным содержанием.
Знакомство дошкольников с родным краем, родным городом – процесс длительный
и сложный. Он не может происходить от случая к случаю и, конечно же, здесь
невозможно обойтись без участия и помощи родителей. В рамках реализации проекта
«Любимый город» были созданы папки «Дымковская игрушка», «Русская матрешка»,
«Народные промыслы Вятского края», фотоальбом «Экскурсия по городу Кирову».
Дети вместе с родителями посетили музей Космонавтики, Зоологический музей,
музей Вятского Самовара.
В своей работе мы широко используем метод «Семейных проектов». Суть его в
том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты,
готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей
способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей
наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.
Альбомы
«Знаменитые
люди
города
Кирова»,
«Знаменитые
композиторы,
художники, писатели, прославившие Вятский край», «Звезды спорта» пополнили наш
патриотический уголок.
Так же совместная проектная деятельность является одним из эффективных
методов патриотического воспитания.
Родители вместе с детьми подключаются к
выполнению определенной части общего задания, собирают информацию, фотографии.
Затем представляют свои мини-проекты. Так были созданы альбомы «Город Киров
глазами детей», «Путешествуем по городам России».
Родители
и
дети
принимают
участие
в
продуктивно-исследовательской
деятельности. Участвуя в общем проекте детского сада «Памятники города Кирова» в
рамках месячника «Малая Родина – город Киров», наша группа представила четыре
макета: памятник братьям Васнецовым Виктору и Апполинарию, особняк Александра
Витберга, скульптура «Бегущая по волнам», статуя «Зайцы, парящие на одуванчике».
Традиционно каждой осенью в нашем детском саду проводится осенняя ярмарка и
выставка «Дары осени», а зимой конкурс «Новогодняя игрушка» и другие тематические
выставки. Родители вместе с детьми являются их активными участниками, лучшие работы
отмечаются грамотами. Все это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в
выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
Формирование у детей любви к природе родного края, желание беречь ее и
защищать, осуществляется через знакомство детей с животным и растительным миром.
Педагогами группы совместно с родителями был создан лепбук «Кировская область», с
помощью которого дети смогут ближе познакомиться с флорой и фауной родного края.
Родители вместе с детьми принимают активное участие в разных акциях.
Например: Сохрани дерево» (сбор макулатуры), «Помоги нашим друзьям» (сбор корма
для кошек и собак), «С Новым годом, защитник» (поздравительные открытки и письма
для военнослужащих СВО).
Вместе с родителями мы стараемся формировать у детей потребность участвовать в
делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя
неотъемлемой частью малой Родины.
Родители нашей группы вместе с детьми принимали активное участие в реализации
проекта «Народная игрушка», цель которого обратить внимание на значение фольклора в
развитии патриотических чувств, объяснить необходимость формирования у детей
представлений об истории родного края, традициях русского народа. В ходе совместного
проекта был создан альбом «История игрушки», итоговым мероприятием стало
посещение выставки в Диораме «Игрушки из СССР»
Акцент во взаимодействии с родителями мы ставим на проведение досуговых
форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми
участниками педагогического процесса. В группе мы организуем
и проводим
мероприятия «День матери», «Наши папы», «День Защитника Отечества».
Каждый год, накануне Дня Победы, в детском саду проводятся мероприятия,
посвященные этому празднику. Это утренники, тематические выставки поделок, акции.
Родители всегда оказывают помощь в подготовке.
Весной 2023 года мы посетили «Музей воинской славы».
Такие формы работы позволяют сформировать у детей чувство гордости за свою страну и
армию, уважение к ветеранам ВОВ, прививают желание защищать Родину!
К наглядным формам взаимодействия с родителями мы относим оформление
родительских уголков, папок – передвижек. Большой интерес вызывают стенгазеты «Мы
вместе», фотомонтажи «Как мы весело живем» и видео поздравления «Мамы всякие
нужны…», «Мой папа солдат», «Из жизни группы».
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский отмечал: "В детстве
человек должен пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств". Первую школу
добрых чувств дети проходят в семье. Ведь семья - это маленький коллектив, основанный
на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди
людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.
Чтобы научить детей этому искусству, родители должны показывать своим примером
нравственные правила общения между людьми.
Подводя итоги проделанной работе, мы сделали вывод, что родители наших
воспитанников
стали
более
осознанно
относиться
к
вопросам
нравственно-
патриотического воспитания, их участие в жизни группы стало более активным и
ощутимым.
Применение в работе с родителями разнообразных методов, форм, создание
определённых организационно-педагогических условий позволяет обеспечить повышение
эффективности нравственно-патриотического воспитания дошкольников.