Напоминание

Арт-терапия в работе логопеда. Изотерапия на логопедических занятиях


Автор: Бакина Валерия Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС №7
Населённый пункт: г. Трехгорный
Наименование материала: статья
Тема: Арт-терапия в работе логопеда. Изотерапия на логопедических занятиях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Арт-терапия в работе логопеда. Изотерапия на логопедических занятиях

Арт-терапия – это коррекция неврологических нарушений, доступная как детям, так и

взрослым. Каждый может выбрать занятие по душе: работу с бумагой, лепку,

рисование,

мозаику

и

т.

д. Терапевтический

эффект

метода

заключается

в

высвобождении через искусство негативных эмоций и переживаний. В то же время

подобные занятия способствуют подъему настроения, расслаблению нервной системы.

Виды арт-терапии:

• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

• изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);

• кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика,

психогимнастика);

• сказкотерапия;

• куклотератия;

• мнемотехника;

• креативная игротерапия (песочная терапия);

• смехотерапия;

• ароматерапия;

• цветотерапия (хромотерапия).

В логопедии с помощью этой практики специалисты добиваются положительной

динамики при нарушениях речи различного характера, так как почти всегда они

протекают с неврологическими симптомами. Метод может использоваться с лечебной

и профилактической целью.

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия –

лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. При

развитии мелкой моторики через рисование создаются предпосылки для становления

многих психических процессов.

Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми, имеющими трудности

в вербальном общении. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет

психотерапевтическую

функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.

Любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи.

Изобразительная

деятельность

напрямую

связана

с

функциями

зрением,

двигательной координацией, речью, мышлением – и потому способствует не просто

развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Изотерапия способствует:

развитию связной речи;

освоению нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность детей, их

творческие способности;

нахождению ребенка в постоянном процессе открытия новых знаний.

Прием изотерапии эффективно способствует коррекции связной речи у детей

дошкольного возраста с речевым недоразвитием. Рисование на сюжет рассказа с

последующим оречевлением своего рисунка – эффективный прием работы над

связной речью детей. Рисование на определенный сюжет способствует лучшему его

осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность,

полноту, информативность. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если

в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так

как они играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

В работе над преодолением речевых нарушений у детей существует необходимость

развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; развития чувства ритма;

формирования произносительных умений и навыков; совершенствования лексических

и грамматических средств языка, а также обогащения коммуникативного опыта.

Изотерапия включает в себя несколько методов рисования:

рисование пальчиками;

рисование ладошкой;

монотипия предметная;

монотипия пейзажная;

кляксография обычная.

Особое внимание уделяется использованию художественного слова при создании

рисунков, деи учатся отвечать на вопросы, формируют практические умения,

развивают речь.

Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры

используются рисунки, которые создаются детьми, так как они выполняют роль

наглядной опоры для речевых упражнений.

Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра,

необходимо стремиться к тому, чтобы каждое занятие по развитию речи носило

характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. Необходимо

проводить следующие виды занятий по обучению рассказыванию: занятия по

пересказу, рассказывание по картинкам, рассказывание с элементами творчества.

При рассказывании дети могут составлять текст коллективно, при этом они могут

сами распределять функции: кто будет рассказывать по первому рисунку, кто по

второму и третьему, кто будет завершать рассказ. При таком распределении в

рассказывание включается вся группа детей. Развитие умений выстраивать сюжетную

линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми

частями высказывания формирует у детей элементарное осознание структурной

организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического

мышления.

Нетрадиционные техники изотерапии

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: различные рамочки,

печати, трафареты, штампы, палочки, трубочки, колпачки, печать-клише, природный,

бросовый и необычный декоративный материал.

Художественные

материалы

оказывают

непосредственное

воздействие

на

художественную работу ребёнка. Они побуждают его видеть и осязать. Они

порождают эмоциональный отклик на эстетические качества предмета, поддерживают

и расширяют интерес.



В раздел образования