Автор: Бакина Валерия Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС №7
Населённый пункт: г. Трехгорный
Наименование материала: статья
Тема: Арт-терапия в работе логопеда. Изотерапия на логопедических занятиях
Раздел: дошкольное образование
Арт-терапия в работе логопеда. Изотерапия на логопедических занятиях
Арт-терапия – это коррекция неврологических нарушений, доступная как детям, так и
взрослым. Каждый может выбрать занятие по душе: работу с бумагой, лепку,
рисование,
мозаику
и
т.
д. Терапевтический
эффект
метода
заключается
в
высвобождении через искусство негативных эмоций и переживаний. В то же время
подобные занятия способствуют подъему настроения, расслаблению нервной системы.
Виды арт-терапии:
• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
• изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);
• кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика,
психогимнастика);
• сказкотерапия;
• куклотератия;
• мнемотехника;
• креативная игротерапия (песочная терапия);
• смехотерапия;
• ароматерапия;
• цветотерапия (хромотерапия).
В логопедии с помощью этой практики специалисты добиваются положительной
динамики при нарушениях речи различного характера, так как почти всегда они
протекают с неврологическими симптомами. Метод может использоваться с лечебной
и профилактической целью.
Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия –
лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. При
развитии мелкой моторики через рисование создаются предпосылки для становления
многих психических процессов.
Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми, имеющими трудности
в вербальном общении. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет
психотерапевтическую
функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.
Любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи.
Изобразительная
деятельность
напрямую
связана
с
функциями
–
зрением,
двигательной координацией, речью, мышлением – и потому способствует не просто
развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Изотерапия способствует:
развитию связной речи;
освоению нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность детей, их
творческие способности;
нахождению ребенка в постоянном процессе открытия новых знаний.
Прием изотерапии эффективно способствует коррекции связной речи у детей
дошкольного возраста с речевым недоразвитием. Рисование на сюжет рассказа с
последующим оречевлением своего рисунка – эффективный прием работы над
связной речью детей. Рисование на определенный сюжет способствует лучшему его
осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность,
полноту, информативность. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если
в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так
как они играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.
В работе над преодолением речевых нарушений у детей существует необходимость
развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; развития чувства ритма;
формирования произносительных умений и навыков; совершенствования лексических
и грамматических средств языка, а также обогащения коммуникативного опыта.
Изотерапия включает в себя несколько методов рисования:
рисование пальчиками;
рисование ладошкой;
монотипия предметная;
монотипия пейзажная;
кляксография обычная.
Особое внимание уделяется использованию художественного слова при создании
рисунков, деи учатся отвечать на вопросы, формируют практические умения,
развивают речь.
Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры
используются рисунки, которые создаются детьми, так как они выполняют роль
наглядной опоры для речевых упражнений.
Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра,
необходимо стремиться к тому, чтобы каждое занятие по развитию речи носило
характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. Необходимо
проводить следующие виды занятий по обучению рассказыванию: занятия по
пересказу, рассказывание по картинкам, рассказывание с элементами творчества.
При рассказывании дети могут составлять текст коллективно, при этом они могут
сами распределять функции: кто будет рассказывать по первому рисунку, кто по
второму и третьему, кто будет завершать рассказ. При таком распределении в
рассказывание включается вся группа детей. Развитие умений выстраивать сюжетную
линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми
частями высказывания формирует у детей элементарное осознание структурной
организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического
мышления.
Нетрадиционные техники изотерапии
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: различные рамочки,
печати, трафареты, штампы, палочки, трубочки, колпачки, печать-клише, природный,
бросовый и необычный декоративный материал.
Художественные
материалы
оказывают
непосредственное
воздействие
на
художественную работу ребёнка. Они побуждают его видеть и осязать. Они
порождают эмоциональный отклик на эстетические качества предмета, поддерживают
и расширяют интерес.