Напоминание

"Гибкое планирование в ДОО - трудности и подходы"


Автор: Антонова Лада Григорьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 94 г. Калуга
Населённый пункт: г. Калуга, Калужской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Гибкое планирование в ДОО - трудности и подходы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 94 «Забава»

города Калуги

(МБДОУ № 94м г. Калуги)

Статья

«Гибкое планирование в ДОО – трудности

подходы»

Подготовила: заведующий Антонова Л.Г.

г. Калуга

2024 г.

Гибкое планирование – что это? Есть в нем необходимость в детском

саду? Зачем и для кого оно?

На педагогической дискуссии мы обсудили с коллегами эти вопросы.

Эта тема возникла не спроста. По результатам ВСОКО, проведенным в январе

этого года средняя оценка по показателю «Распорядок дня» составил 2,9 балла

(по пятибалльной шкале).

С

педагогами мы

обсудили наши результаты.

Очевидным стало, что все используют традиционый статичный распорядок

дня. В него входят занятия в группах, занятия у специалистов, и мероприятия,

запланированные педагогом. Также мы выяснили, что наши воспитанники

хорошо знакомы с распорядком дня на неделю. Важным открытием для нас

стало, что нашим детям не доступна возможность что-либо изменить в режиме

дня, да и времени на свободную деятельность у них не всегда хватает.

Приверженцы всего традиционного подняли для

обсуждения такой

вопрос: «Зачем что-то менять, ведь есть устоявшиеся требования к распорядку

дня в детском саду, определены виды деятельности, которые надо провести в

первую половину дня, время на ту или иную деятельность, чем необходимо

заниматься

с

детьми

во

вторую

половину

дня,

зачем

что-

менять?».

Действительно, традиционный распорядок дня очень удобен для педагога, к

нему привыкли и дети. Но мы ясно осознавали, что распорядок дня должен

быть оринтирован и на детей группы, чтобы они действовали не по привычке,

а понимали, и. самое главное, принимали распорядок дня в своей группе.

Мы

задались

вопросом:

«Почему

так

важено

иметь

возможность

изменить последовательность событий в группе, поменять тему занятия или

вообще занятия местами?». С педагогами мы пришли к выводу, что лучше и

продуктивнее всего будет изучаться материал, который вызывает большой

интерес

у

детей.

Поэтому

необходимо

наполнить

деятельность

детей

событиями

значимыми

для

них,

уйти

от

жесткого

регламетирования

планирования

(например,

предоставить

возможность

детям

выбирать

тематические дни).

Мы провели с педагогами семинар – практикум на котором обсудили

преимущества и особенности гибкого планирования. Нам удалось выделить

такие позиции:

планирование на основе какой-то ситуации (выбрать вопрос дня,

тему недели, творческие задания или возникшая конфликтная

ситуация в группе и т.п.);

можно решить образовательные и воспитательные задачи через

специальные условия, которые отвечают внутренним интересам

детей группы;

организованная и свободная деятельность может изменяться, при

этом деятельность будет интересной и познавательной для детей;

возможность выстроить партнерскую позицию между взрослым и

ребенком.

А откуда взять темы для гибкого планирования? Мы с коллегами

пришли к выводу, что это могут быть детские вопросы, их рассказы о чем-то

интересном для них, а могут быть и ситуации в группе (по детской инициативе

или в результате конфликтов). Главное, предоставить детям возможность

сформулировать задачу или проблему, помочь им организовать пути решения,

проверить всем вместе все варианты и сделать, например, творческий продукт.

В ходе работы педагоги отметили, что в

группах большое количество детей, и педагог не

всегда может заметить детское предложение и

преобразовать его в образовательную ситуацию.

Здесь

нам

помогает

технология

«Утренний

круг», на которой как раз можно и обсудить все

важные для детей вопросы и наметить планы на

день.

Также мы с педагогами определились, что очень важно своевременно

обсуждать

вопросы

гибкого

планирования,

поэтому

целесообразнее

организовывать встречи, когда возникает такая необходимость, а не строго раз

в квартал.

Такие встречи мы проводим чаще всего в нашей лаборатории - это место

располагает к продуктивному общению. На такие встречи мы приглашаем и

молодых педагогов и педагогов со стажем, а также наших специалистов, чтобы

каждый мог привнести в обсуждение свой опыт. После обсуждения мы

фиксируем

образовательные

задачи,

как

мы

их

будем

достигать,

самые

эффективные

решения.

Это

важно

не

для

организации контроля,

а

для

возможности провести оценку педагогических действий, их эффективность.

Мы с коллегами приняли решение начать два раза в неделю менять

организованную

деятельность

утром

и

вечером

на

партнерское

взаимодействие педагога с детьми, детей друг с другом, самостоятельную

свободную

деятельность

детей.

Это

дало

возможность

нашим

детям

выбирать

интересную для себя деятельность, партнеров

по

деятельности,

различные

материалы,

осуществлять

деятельность

в

удобном

для

себя темпе, проявлять самостоятельность и

инициативу. Все педагоги отметили, что такое

взаимодействие

оказалось

намного

эффективнее, а образовательная деятельность

стала более качественной для детей. Наши

дети

с

удовольствием

создавали

календарь

праздников

группы,

адвент

календарь,

придумывали

традиции

и

правила

группы,

календарь

дней

рождений, тематические дни в группе.

На очередной встрече мы обсудили с

педагогами,

что

привлечение

детей

к

планированию вовсе не убирает изучение тем

из

комплексно-тематического

плана,

но

предоставляет

возможность

педагогам

не

ставить их во главу угла. Педагоги научились

предлагать

детям

темы

для

изучения тогда,

когда

проявился

интерес

и

готовность к освоению. Педагоги отметили, что они стали более внимательно

наблюдать за своими воспитанниками, за развитием их интересов. Также у

наших

педагогов

стало

получаться

организовывать

занятия

по

центрам

активности – это еще больше позволило нашим воспитанникам ощутить себя

в ситуации выбора.

Педагоги сделали в

своих

группах

интерактивную

стену,

где

дети

самостоятельно

выбирают

свои

дела

на

день.

Прямо

с

утра

ребенок

выбирает

интересующие его занятия и помечает их

своей

фотографией.

Педагоги

стали

привлекать детей к обсуждению вариантов картинок деятельности, дети стали

их

сами

изготавливать

и

помещать

в

центры.

Мы

оборудовали центры

магнитными досками, что расширило возможности планирования детской

деятельности по центрам.

Конечно, мы

обсуждаем с

педагогами трудности, с

которыми они

сталкиваются. Вот некоторые из них:

не всегда получается сразу отреагировать на предложения детей и

организовать деятельность;

трудно

работать

малыми

группами

(много

детей,

привычна

фронтальная работа);

сложно

организовать

свободное

время

для

детских

игр,

состыковать свои занятия с занятиями специалистов.

Самое важное, что мы поняли, что гибкий режим работает эффективно,

что педагоги могут сами выбирать формы и способы реализации программы.

Если попробовать изменить конспект, ход игры, попробовать что-то новое, не

отказываться от идей, то взаимодействие взрослого и ребенка будет намного

интереснее и продуктивнее.



В раздел образования