Автор: Антонова Лада Григорьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 94 г. Калуга
Населённый пункт: г. Калуга, Калужской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Гибкое планирование в ДОО - трудности и подходы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 94 «Забава»
города Калуги
(МБДОУ № 94м г. Калуги)
Статья
«Гибкое планирование в ДОО – трудности
подходы»
Подготовила: заведующий Антонова Л.Г.
г. Калуга
2024 г.
Гибкое планирование – что это? Есть в нем необходимость в детском
саду? Зачем и для кого оно?
На педагогической дискуссии мы обсудили с коллегами эти вопросы.
Эта тема возникла не спроста. По результатам ВСОКО, проведенным в январе
этого года средняя оценка по показателю «Распорядок дня» составил 2,9 балла
(по пятибалльной шкале).
С
педагогами мы
обсудили наши результаты.
Очевидным стало, что все используют традиционый статичный распорядок
дня. В него входят занятия в группах, занятия у специалистов, и мероприятия,
запланированные педагогом. Также мы выяснили, что наши воспитанники
хорошо знакомы с распорядком дня на неделю. Важным открытием для нас
стало, что нашим детям не доступна возможность что-либо изменить в режиме
дня, да и времени на свободную деятельность у них не всегда хватает.
Приверженцы всего традиционного подняли для
обсуждения такой
вопрос: «Зачем что-то менять, ведь есть устоявшиеся требования к распорядку
дня в детском саду, определены виды деятельности, которые надо провести в
первую половину дня, время на ту или иную деятельность, чем необходимо
заниматься
с
детьми
во
вторую
половину
дня,
зачем
что-
менять?».
Действительно, традиционный распорядок дня очень удобен для педагога, к
нему привыкли и дети. Но мы ясно осознавали, что распорядок дня должен
быть оринтирован и на детей группы, чтобы они действовали не по привычке,
а понимали, и. самое главное, принимали распорядок дня в своей группе.
Мы
задались
вопросом:
«Почему
так
важено
иметь
возможность
изменить последовательность событий в группе, поменять тему занятия или
вообще занятия местами?». С педагогами мы пришли к выводу, что лучше и
продуктивнее всего будет изучаться материал, который вызывает большой
интерес
у
детей.
Поэтому
необходимо
наполнить
деятельность
детей
событиями
значимыми
для
них,
уйти
от
жесткого
регламетирования
планирования
(например,
предоставить
возможность
детям
выбирать
тематические дни).
Мы провели с педагогами семинар – практикум на котором обсудили
преимущества и особенности гибкого планирования. Нам удалось выделить
такие позиции:
планирование на основе какой-то ситуации (выбрать вопрос дня,
тему недели, творческие задания или возникшая конфликтная
ситуация в группе и т.п.);
можно решить образовательные и воспитательные задачи через
специальные условия, которые отвечают внутренним интересам
детей группы;
организованная и свободная деятельность может изменяться, при
этом деятельность будет интересной и познавательной для детей;
возможность выстроить партнерскую позицию между взрослым и
ребенком.
А откуда взять темы для гибкого планирования? Мы с коллегами
пришли к выводу, что это могут быть детские вопросы, их рассказы о чем-то
интересном для них, а могут быть и ситуации в группе (по детской инициативе
или в результате конфликтов). Главное, предоставить детям возможность
сформулировать задачу или проблему, помочь им организовать пути решения,
проверить всем вместе все варианты и сделать, например, творческий продукт.
В ходе работы педагоги отметили, что в
группах большое количество детей, и педагог не
всегда может заметить детское предложение и
преобразовать его в образовательную ситуацию.
Здесь
нам
помогает
технология
«Утренний
круг», на которой как раз можно и обсудить все
важные для детей вопросы и наметить планы на
день.
Также мы с педагогами определились, что очень важно своевременно
обсуждать
вопросы
гибкого
планирования,
поэтому
целесообразнее
организовывать встречи, когда возникает такая необходимость, а не строго раз
в квартал.
Такие встречи мы проводим чаще всего в нашей лаборатории - это место
располагает к продуктивному общению. На такие встречи мы приглашаем и
молодых педагогов и педагогов со стажем, а также наших специалистов, чтобы
каждый мог привнести в обсуждение свой опыт. После обсуждения мы
фиксируем
образовательные
задачи,
как
мы
их
будем
достигать,
самые
эффективные
решения.
Это
важно
не
для
организации контроля,
а
для
возможности провести оценку педагогических действий, их эффективность.
Мы с коллегами приняли решение начать два раза в неделю менять
организованную
деятельность
утром
и
вечером
на
партнерское
взаимодействие педагога с детьми, детей друг с другом, самостоятельную
свободную
деятельность
детей.
Это
дало
возможность
нашим
детям
выбирать
интересную для себя деятельность, партнеров
по
деятельности,
различные
материалы,
осуществлять
деятельность
в
удобном
для
себя темпе, проявлять самостоятельность и
инициативу. Все педагоги отметили, что такое
взаимодействие
оказалось
намного
эффективнее, а образовательная деятельность
стала более качественной для детей. Наши
дети
с
удовольствием
создавали
календарь
праздников
группы,
адвент
календарь,
придумывали
традиции
и
правила
группы,
календарь
дней
рождений, тематические дни в группе.
На очередной встрече мы обсудили с
педагогами,
что
привлечение
детей
к
планированию вовсе не убирает изучение тем
из
комплексно-тематического
плана,
но
предоставляет
возможность
педагогам
не
ставить их во главу угла. Педагоги научились
предлагать
детям
темы
для
изучения тогда,
когда
проявился
интерес
и
готовность к освоению. Педагоги отметили, что они стали более внимательно
наблюдать за своими воспитанниками, за развитием их интересов. Также у
наших
педагогов
стало
получаться
организовывать
занятия
по
центрам
активности – это еще больше позволило нашим воспитанникам ощутить себя
в ситуации выбора.
Педагоги сделали в
своих
группах
интерактивную
стену,
где
дети
самостоятельно
выбирают
свои
дела
на
день.
Прямо
с
утра
ребенок
выбирает
интересующие его занятия и помечает их
своей
фотографией.
Педагоги
стали
привлекать детей к обсуждению вариантов картинок деятельности, дети стали
их
сами
изготавливать
и
помещать
в
центры.
Мы
оборудовали центры
магнитными досками, что расширило возможности планирования детской
деятельности по центрам.
Конечно, мы
обсуждаем с
педагогами трудности, с
которыми они
сталкиваются. Вот некоторые из них:
не всегда получается сразу отреагировать на предложения детей и
организовать деятельность;
трудно
работать
малыми
группами
(много
детей,
привычна
фронтальная работа);
сложно
организовать
свободное
время
для
детских
игр,
состыковать свои занятия с занятиями специалистов.
Самое важное, что мы поняли, что гибкий режим работает эффективно,
что педагоги могут сами выбирать формы и способы реализации программы.
Если попробовать изменить конспект, ход игры, попробовать что-то новое, не
отказываться от идей, то взаимодействие взрослого и ребенка будет намного
интереснее и продуктивнее.