Напоминание

Лабораторная работа "Кислотно - основное титрование. Определение кислотности молока"


Автор: Ирина Александровна Егорова
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ГАПОУ МО "Мурманский строительный колледж имени Н.Е. Момота"
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Лабораторная работа "Кислотно - основное титрование. Определение кислотности молока"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: Кислотно – основное титрование. Определение кислотности

молока.

Цели:

Образовательные:

1.

Изучить химические процессы, которые приводят к скисанию молока,

и методику количественного анализа, с помощью которой можно

определить кислотность.

2.

Научиться практически определять кислотность образцов молочной

продукции.

3.

Углубить знания о кислотно – основном методе титрования.

Развивающие:

1.

Развитие умений выдвигать гипотезы, подтверждать или опровергать

их опытными данными, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

2.

Развитие познавательного интереса к предмету.

3.

Развитие навыков работы с лабораторным оборудованием.

4.

Развитие навыков самостоятельной работы.

Воспитательные:

1.

Формирование научного мировоззрения.

2.

Формирование умений научной организации труда.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающиеся должны знать методику проведения кислотно – основного

титрования и применять ее на практике, уметь рассчитывать различные виды

концентраций.

Метапредметные:

Должны уметь использовать полученные знания при изучении

специальных дисциплин.

Личностные:

Уметь анализировать, сопоставлять данные опыта с теоретическими

знаниями, работать с различными источниками информации.

Уметь применять полученные знания в своей профессиональной

деятельности.

Воспитывать аккуратность и точность при работе в химической

лаборатории.

Методический аспект занятия

Образовательная технология: технология исследовательской

деятельности, технология групповой работы, технология проблемного

обучения.

Оборудование: бюретка на 25 мл, колбы для титрования, химические

стаканы, воронка, мензурка, раствор гидроксида натрия (калия) 0.1н,

индикатор фенолфталеин, образцы молока различных производителей.

Технические средства: компьютер, видеопроектор, презентация по теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Приветствие преподавателя. Размещение на рабочих местах парами для

проведения лабораторной работы.

2. Определение объекта исследования.

Обучающимся нужно самим определить, что будет объектом

исследования в лабораторной работе, прослушав высказывание И.П. Павлова

о молоке.

«Между сортами человеческой еды в исключительном положении находится

молоко… Пища, приготовленная самой природой, отличающаяся легкой

удобоваримостью и питательностью»

3. Актуализация знаний по теме.

Повторение вопросов, связанных с молочнокислым брожением глюкозы, и

методами химического анализа, которые дают возможность определять

молочную кислоту.

Процесс скисания молока:

С

12

Н

22

О

11

+ Н

2

О → 2 С

6

Н

12

О

6

лактоза глюкоза

С

6

Н

12

О

6

→ 2 СН

3

– СН – СООН

ОН

молочная кислота

Кислотность = V

(средний)

×10

Кислотность измеряется в градусах Тернера.

Свежее молоко должно иметь 16-18 и не выше 21 градусов кислотности.

Обучающиеся отвечают на вопросы, перечисленные ниже:

1. Какой методы количественного анализа можно применить для

определения молочной кислоты?

2. Какие виды титрования Вы знаете?

3. Какой из перечисленных видов титрования нужно использовать для

обнаружения молочной кислоты?

4. Формулировка темы и цели лабораторной работы.

Ответив на вопросы, обучающиеся сами формулируют тему и цели

лабораторно-практического занятия.

5. Инструктаж по технике безопасности и технике проведения

эксперимента.

Обсуждаются основные моменты, связанные с работой с едкими

веществами и оборудованием. Обучающиеся выполняют уже не первую

работу по титрованию, но необходимо обратить внимание на основные

техники эксперимента: заполнение бюретки, аккуратность выполнения

работы, титрование «от нуля».

6. Лабораторная работа по анализу молока.

Объект исследования: в качестве образцов для исследования используем

три вида молочной продукции различных производителей.

Ход работы

1) Подготовить рабочее место к проведению лабораторной работы.

Получить образец исследуемого молока. Все образцы пронумерованы.

Какому производителю соответствует каждый номер, обучающиеся не знают.

2) Подготовить 3 пробы для титрования (отмерить с помощью мензурки

по 10 мл молока, перенести в колбу для титрования, добавить 2-3 капли

фенолфталеина).

4) Провести титрование каждого образца до слабо розовой окраски,

которая не исчезает в течение минуты. Визуальный результат титрования

представлен на слайде.

5) Рассчитать средний объем щелочи и кислотность молока.

6) Провести расчет молярной и нормальной концентрации молочной

кислоты. Сдать отчет о работе.

6. Подведение итогов лабораторной работы

Итогом лабораторной работы является заполнение таблицы и сдача

отчетов о проделанной работе. Если у кого-то из обучающихся результат

расчетов существенно отличается от показателей, полученных остальными,

то его при вычислении среднего значения не используют. Но необходимо

выяснить и обсудить с обучающимися причину отклонения. Определив

показатели кислотности различных образцов молока, можно сделать выводы

о его качестве у различных производителей.

7. Домашнее задание.

В данном случае домашнее задание не задается, т.к. лабораторная работа

является заключительным занятием раздела «Растворы».



В раздел образования