Автор: Жанна Викторовна Семушина
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40 «Снегурочка»
Населённый пункт: ХМАО - ЮГРА, город Сургут
Наименование материала: Сценарий индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста 5- 6 лет, с задержкой психического развития.
Тема: Игрушки
Раздел: дошкольное образование
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия
с ребенком старшего дошкольного возраста 5- 6 лет,
с задержкой психического развития.
Тема:
Игрушки.
Продолжительность: 25 минут
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: Систематизировать знания детей
об игрушках; формировать обобщающее понятие «игрушки»;
совершенствовать умение описывать предмет, указывать его существенные
признаки, узнавать предмет по описанию.
Коррекционно- развивающие задачи: формировать правильный
грамматический строй речи; развивать слуховое восприятие, внимание,
воображение, зрительную память, а также развивать наглядно- образное и
элементы словесно- логического мышления.
Коррекционно- воспитательные задачи: воспитывать отзывчивость и
доброжелательные, уважительные отношения к окружающим, умения
слушать педагога и вступать во взаимодействия со взрослыми.
Оборудование: Демонстрационный материал: кукла, мячик, юла, неваляшка,
матрешка, машинка.
ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ
ПРИЕМЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
1.
этап организационный
Игра – приветствие
«Встречалочка»
Цель: создать
благоприятный
эмоциональный
настрой, установить
контакт, привлечь
внимание ребенка к
занятию.
Коммуникатив
ная игра
Проводится коммуникативная
игра «Встречалка».
Здравствуй, дружок!
(предложить правую руку ребенку)
Здравствуй, дружок!
(предложить левую руку ребенку)
Скорей становись со мною в
кружок!
2. Мотивационный этап
Игра «Отгадай
загадки»
Цель: активизация
внимания детей,
расширение кругозора.
Дидактическая
игра
Педагог загадывает ребенку
загадки:
- Отгадай загадки и докажи
отгадки словами загадки;
- Его пинают, а он не плачет!
Его бросают — назад скачет.
(Мяч)
- Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
- На ножке я кручусь одной,
Пока верчусь — я не тужу,
Кружу — жужжу,
Жужжу — кружу. (Юла)
- Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки розовые. (Кукла)
- Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу — встает опять.
И стоит — качается.
Как он называется? (Неваляшка)
Беседа.
Цель: расширение
кругозора и словарного
запаса.
Беседа.
- О чем все эти загадки?
Почему эти предметы называются
«игрушки»?
Как нужно играть с игрушками?
Как сказать по-другому?
Назовите игрушки, с которыми вы
любите играть.
Какая любимая игрушка у каждого
из вас в группе?
Какая любимая игрушка у каждого
из вас дома.
В какие игрушки любят играть
мальчики?
Упражнение
«Веселый счет».
Цель: упражнять в
прямом счете, в
согласовании
существительных с
числительными 1-2-5.
Упражнение
(согласовании существительных с
числительными 1-2-5)
Один мяч, два мяча, пять мячей,
Одна кукла две куклы… .
Один кубик
Один поезд-
Игра «Кто
внимательный?»
Цель: развитие
зрительного
внимания.
Дидактическая
игра
Игрушки (кукла, мячик, юла,
матрешка, машинка) расставлены в
ряд на столе.
- ребенок закрывает глаза.
дефектолог убирает (добавляет,
переставляет) одну игрушку.
- Догадайтесь, что изменилось?
Цель: развитие
слухового восприятия,
общей моторики,
расширение
кругозора.
Физкультминут
ка
Педагог читает стихотворение, и
показывает движения:
Ну-ка, дружно встали вместе
Повернулись –ка на месте,
Громко хлопнули 3 раза,
Подмигнули правым глазом, Левой
топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все «Ура»!
А теперь и сесть пора
Игра «Узнай по
описанию»
Цель: развитие
наглядно-образного
мышления,
воображения.
Словесная игра
Игрушки (кукла, мячик, юла,
матрешка, машинка) расставлены
на столе.
- Сделана из железа, есть кабина,
кузов, четыре колеса. Какая это
игрушка?
- Он резиновый, круглый, может
быть большой и маленький, может
быть разных цветов.
- Она деревянная, по форме похожа
на грушу, игрушка — одна, а
фигурок в ней много.
- Она пластмассовая, состоит из
двух шаров, лежать не может.
(Неваляшка.)
Составление
рассказа-описания
по плану.
Цель: развитие
связной речи.
Составление
рассказа
Составь рассказ-описание игрушки.
Например- «Это мяч. Он красного
цвета. Мяч имеет круглую форму.
Он большой. Мяч изготовлен из
резины, он резиновый».
Игра «Слушай
выполняй»
Цель: упражнять
ребенка в умении
ориентироваться в
пространстве
Дидактическая
игра
Ребенку предлагается выбрать
одну игрушку и положить
В,НА,ПОД , справа, слева.
Задание на
листочках
«Зашумленные
картинки»
Цель: способствует
развитию у ребенка
внимания и
зрительного
Графическое
упражнение
Ребенку предлагается выполнить
графическое упражнение на листе
бумаги
Найти в зашумленных картинках
игрушки и обвести их
восприятия
3. Рефлексивный этап
Подведение
итогов,
обобщающие
вопросы по теме
занятия,
прощание.
Коммуникативная
игра «Прощалка»
Коммуникатив
ная игра
дефектолог задает ребенку
обобщающие вопросы по теме
занятия и оценивает деятельность
ребенка на занятии.
- О чем мы с тобой сегодня на
занятии говорили? Какие игрушки
были на занятии? Какая у тебя
любимая игрушка?
педагог «прощается» с ребенком с
использованием коммуникативной
игры «Прощалочка»
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнят
ь.
Использованная литература.
1. Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева "Занятия для детей с задержкой психического
развития. Старший дошкольный возраст".
2.Светлана Рыжова: Коррекционно-развивающие технологии в работе с
детьми 5-7 лет с нарушением речи.
3. Ольга Иванищева: Развитие связной речи детей: образовательные ситуации
и занятия.