Напоминание

"Приобщение старших дошкольников к народной культуре"


Автор: Банная Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДС № 7 "Колосок"
Населённый пункт: Ставропольский край Петровский муниципальный округ село Благодатное
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Приобщение старших дошкольников к народной культуре"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-

эстетическому направлению развития детей №7 «Колосок» с.Благодатное

Консультация для педагогов

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к

народной культуре»

Подготовила:

воспитатель МКДОУ

ДС №7 «Колосок»

Банная Н.С.

с.Благодатное

2024г.

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и

эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».

К. Д. Ушинский

С

первых

лет

жизни

ребенка

приобщение

его

к

культуре,

общечеловеческим

ценностям

помогают

заложить

в

нем

фундамент

нравственности,

патриотизма,

формируют

основы

самосознания

и

индивидуальности.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной

пропаганде

национальных

культурных

традиций,

воплощенных

в

самобытных

жанрах

фольклора,

семейно-бытовых

обычаях,

обрядах,

ритуалах.

Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений,

способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решению

задачи трудового, семейного воспитания. Великий русский педагог К.Д.

Ушинский, в статье «О народности в общественном» он писал: «…

воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,

имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,

основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

Слово

«традиция»

означает

исторически

сложившиеся

и

передаваемые

из

поколения

в

поколение

обычаи,

порядки,

правила

поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные

установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и

т.д. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного

наследия русского народа.

Очень важная особенность — приобщить детей к народным традициям.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей,

давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности.

Они помогают выработать способность управлять собственными действиями,

переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами

других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям

относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В

качестве

основных

средств

воспитания

народная

педагогика

использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки,

пословицы,

загадки,

поговорки,

праздники.

Именно

они

раскрывают

содержание воспитания и обучения детей. Основные нравственные правила и

идеалы понимания добра и зла, нормы общения и человеческих отношений,

отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и

поверья. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они

украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них

ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, устои; представление о

чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми,

быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой

выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе.

Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником

радостных эмоций. В детских играх сохранились отголоски древней старины,

реалии ушедшего быта. В русских народных играх сохранился колорит

обычаев, оригинальность самовыражения, народа, своеобразие языка, формы,

и содержание разговорных текстов.

Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.

Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий —

это объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора. Игра издавна

занимает в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучаются

самостоятельно находить выход из критического положения, быстро

принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу. Народные

игры формируют развитие личности.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась

в произведениях русского фольклора.

Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой

воздействия на человека и природу.

Пчелушки,

Серые,малые,

Крылышки алые,

Носики вострые,

Сами пёстрые.

В поле идут,

Гудут, гудут.

С поля идут,

Медок несут.

Так, например, приговаривали дети, обходя мимо ульев и заговаривая

обильный сбор меда пчелами.

Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей

силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня,

музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые

песни описывали благополучие, довольства, изобилие, а сопровождавшие их

действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Весна красна,

Теплое летечко!

Люли - люли,

Теплое летечко.

Весна красна,

Что же ты нам вынесла?

Люли - люли,

Что же ты нам вынесла?

Малым деточкам

По яичечку,

Люли – люли,

По яичечку,

Красным девушкам

По женишечку,

Люли-люли,

По женишечку.

С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки.

Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный

музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных

песен, сказок и былин.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так

широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать

энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по

смыслу. В определенном смысле это историческая память народа, в них

живут воспоминания о многих событиях и фактах истории русского

государства. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей

любви и преданности к Родине. Большая их часть обращена к нравственной

сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных

изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи

умственного,

нравственного,

эстетического,

физического,

трудового,

семейного воспитания.

Загадки - это замысловатое краткое поэтическое образное описание

какого-либо

предмета

или

явления,

сделанное

с

целью

испытать

сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на

красоту и богатство окружающего мира.

Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)

Две прямых, одна кривая, посередочке живая. (Лошадь, дуга, оглобля)

Отсюда вытекают две основные функции загадки: во-первых, она

развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а во-

вторых, открывают поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических

вещах, предметах и явлениях.

Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укорененные в

национальном сознании идеи, ценностные ориентации народа, свойственные

ему

переживания,

характерный

для

русских

образ

мышления.

Они

воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками

народную мудрость.

Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Каждый

народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Обычно

праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а

продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек,

гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. В праздники было

принято дарить родным и близким подарки.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими

бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной

культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции,

может встать под сомнение само существование народа.



В раздел образования