Автор: Банная Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДС № 7 "Колосок"
Населённый пункт: Ставропольский край Петровский муниципальный округ село Благодатное
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Приобщение старших дошкольников к народной культуре"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-
эстетическому направлению развития детей №7 «Колосок» с.Благодатное
Консультация для педагогов
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к
народной культуре»
Подготовила:
воспитатель МКДОУ
ДС №7 «Колосок»
Банная Н.С.
с.Благодатное
2024г.
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и
эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».
К. Д. Ушинский
С
первых
лет
жизни
ребенка
приобщение
его
к
культуре,
общечеловеческим
ценностям
помогают
заложить
в
нем
фундамент
нравственности,
патриотизма,
формируют
основы
самосознания
и
индивидуальности.
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной
пропаганде
национальных
культурных
традиций,
воплощенных
в
самобытных
жанрах
фольклора,
семейно-бытовых
обычаях,
обрядах,
ритуалах.
Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений,
способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решению
задачи трудового, семейного воспитания. Великий русский педагог К.Д.
Ушинский, в статье «О народности в общественном» он писал: «…
воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»
Слово
«традиция»
—
означает
исторически
сложившиеся
и
передаваемые
из
поколения
в
поколение
обычаи,
порядки,
правила
поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные
установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и
т.д. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного
наследия русского народа.
Очень важная особенность — приобщить детей к народным традициям.
Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей,
давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности.
Они помогают выработать способность управлять собственными действиями,
переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами
других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям
относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В
качестве
основных
средств
воспитания
народная
педагогика
использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки,
пословицы,
загадки,
поговорки,
праздники.
Именно
они
раскрывают
содержание воспитания и обучения детей. Основные нравственные правила и
идеалы понимания добра и зла, нормы общения и человеческих отношений,
отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и
поверья. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они
украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них
ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, устои; представление о
чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми,
быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой
выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе.
Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником
радостных эмоций. В детских играх сохранились отголоски древней старины,
реалии ушедшего быта. В русских народных играх сохранился колорит
обычаев, оригинальность самовыражения, народа, своеобразие языка, формы,
и содержание разговорных текстов.
Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.
Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий —
это объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора. Игра издавна
занимает в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучаются
самостоятельно находить выход из критического положения, быстро
принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу. Народные
игры формируют развитие личности.
Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась
в произведениях русского фольклора.
Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой
воздействия на человека и природу.
Пчелушки,
Серые,малые,
Крылышки алые,
Носики вострые,
Сами пёстрые.
В поле идут,
Гудут, гудут.
С поля идут,
Медок несут.
Так, например, приговаривали дети, обходя мимо ульев и заговаривая
обильный сбор меда пчелами.
Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей
силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня,
музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые
песни описывали благополучие, довольства, изобилие, а сопровождавшие их
действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.
Весна красна,
Теплое летечко!
Люли - люли,
Теплое летечко.
Весна красна,
Что же ты нам вынесла?
Люли - люли,
Что же ты нам вынесла?
Малым деточкам
По яичечку,
Люли – люли,
По яичечку,
Красным девушкам
По женишечку,
Люли-люли,
По женишечку.
С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки.
Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный
музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных
песен, сказок и былин.
Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так
широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать
энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по
смыслу. В определенном смысле это историческая память народа, в них
живут воспоминания о многих событиях и фактах истории русского
государства. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей
любви и преданности к Родине. Большая их часть обращена к нравственной
сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных
изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи
умственного,
нравственного,
эстетического,
физического,
трудового,
семейного воспитания.
Загадки - это замысловатое краткое поэтическое образное описание
какого-либо
предмета
или
явления,
сделанное
с
целью
испытать
сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на
красоту и богатство окружающего мира.
Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)
Две прямых, одна кривая, посередочке живая. (Лошадь, дуга, оглобля)
Отсюда вытекают две основные функции загадки: во-первых, она
развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а во-
вторых, открывают поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических
вещах, предметах и явлениях.
Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укорененные в
национальном сознании идеи, ценностные ориентации народа, свойственные
ему
переживания,
характерный
для
русских
образ
мышления.
Они
воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками
народную мудрость.
Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Каждый
народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Обычно
праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а
продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек,
гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. В праздники было
принято дарить родным и близким подарки.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими
бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной
культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции,
может встать под сомнение само существование народа.