Автор: Кошевая Весна Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБУ "ГОЦППМСП"
Населённый пункт: Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Раздел: дополнительное образование
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация.
В статье рассмотрены вопросы организации психолого-
педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройством
аутистического
спектра.
Показаны
формы
и
методы
сопровождения,
используемые в работе с родителями.
Ключевые слова:
родители; дети с расстройствами аутистического
спектра; психологическое сопровождение семьи.
В последнее десятилетие в связи с увеличением числа детей с
расстройствами аутистического спектра (РАС) значительно обострились
проблемы их образования, воспитания, социальной адаптации и реабилитации.
Несмотря на постоянный поиск и реализацию новых эффективных форм и
способов помощи детям с РАС и их семьям, разработку подходов к
сопровождению,
лечению
и
реабилитации,
остаются
неразрешенными
проблемы семей, воспитывающих детей с РАС, которые, как правило,
сталкиваются
с
трудностями
в
решении
педагогических
и
социально-
психологических задач (Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.).
Известно, что жизнь большинства семей, воспитывающих детей с РАС,
сопровождается
целым
рядом
деструктивных
переживаний
(вины,
разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители
часто сами нуждаются в психолого-педагогической консультационной помощи.
В связи с этим особенно значимой и приоритетной является работа по
психолого-педагогическому
сопровождению
семей,
включающая
в
себя
повышение психологической и педагогической компетентности родителей,
нормализацию внутрисемейных отношений, а также обучение их эффективным
формам, приемам и методам организации занятий с детьми дома (Дубровина
И.В., Мамайчук И.И., Шипицина Л.М.).
В рамках работы по психолого-педагогическому сопровождению семей,
проводимой на базе МБУ «ГОЦППМСП» г.Орла, осуществляется комплексное
сопровождение
семей,
имеющих
детей
с
РАС.
Совместная
работа
специалистов: педагога-психолога, учителя-дефектолога, тьютора, учителя-
логопеда по реализации психолого-педагогического сопровождения семей
детей с РАС обеспечивает:
-
оказание
квалифицированной
консультативной
и
практической
психологической помощи родителям по проблемам воспитания и развития
ребенка;
-
повышение психологической и педагогической компетентности
родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей;
- обучение родителей эффективным приемам и методам организации
взаимодействия с детьми в семье (игры, досуг и т.д.);
- нормализацию внутрисемейных отношений.
В работе нами были определены этапы психологического сопровождения
родителей, имеющих ребенка с РАС:
1.
Диагностический
блок
(анкетирование,
диагностика
позиции
родителей, особенностей детско-родительских отношений, воспитательных
умений родителей, динамики развития семейной ситуации).
2. Развивающий блок (тренинги общения для родителей, организация
совместных занятий родителей и детей, организация выставки детских работ,
совместная подготовка и проведение утренников).
3. Просветительский блок (памятки, буклеты, рекомендации).
4. Консультативный блок (индивидуальные и групповые беседы с
родителями, родительские собрания, консультации, лектории).
5. Профилактический блок (тренинги снятия напряжения, тревожности,
семинары-практикумы, дискуссионный клуб).
Осуществляя работу с семьями, воспитывающими детей с РАС,
реализуется индивидуальный подход, что позволяет нацелить каждого родителя
на достижение положительного результата своего ребенка. В начале учебного
года учитель - дефектолог осуществляет диагностическую деятельность с
целью изучения семейной микросреды ребенка с РАС, в ходе чего, проводится
анкетирование и тестирование родителей, результаты которого позволяют
выявить уровень ориентированности родителей с вопросах аутизма, характер
их взаимоотношений с ребенком, внутрисемейную ситуацию.
По
результатам
диагностики
строится
консультативная
работа
с
родителями. Хорошие результаты показывают такие формы работы как
проведение педагогических «гостиных», дискуссионных клубов и семинаров-
практикумов, направленных на преодоление различных трудностей в обучении,
воспитании и общении с ребенком в семье. В течение года были проведены
встречи с родителями на такие темы как “Психические особенности ребёнка с
расстройством аутистического спектра”, “Принятие особенностей ребенка с
РАС, как основа успешного воспитания”, “Организация режима дня аутичного
ребенка”, “Информирование родителей о задачах и содержании коррекционно –
образовательной работы”, “Адаптация ребёнка к детскому саду”, “Создание
коррекционно-развивающей среды для ребенка дома”, “Создание обстановки
для игры с ребенком с РАС”, “Как подготовить ребенка к школе”. [4, с 71]
Особое место в работе с родителями занимает обеспечение визуальной
информации,
представленной
на
стендах
и
тематических
выставках.
Информация отбирается и анализируется с точки зрения доступности для
родителей, полезная и важная информация представляется в занимательной
форме. Были созданы стенды и выставки по темам: “Игры на развитие
зрительно-моторной координации детей”; “Игрушки в жизни ребенка”; “Как
помочь ребенку справиться с агрессией”; “Советы родителям леворуких детей”;
“Создание благоприятной семейной атмосферы”; “Пальчиковая гимнастика —
эффективный способ развития мелкой моторики и графических навыков у
детей с РАС”; “Арт-терапевтические игры и упражнения. [2, с 55]
Как показывает практика, одной из эффективных форм работы с
родителями
по
формированию
навыков
сотрудничества
и
укреплению
сплоченности и взаимопонимания в диаде “родитель – ребенок” является
организация индивидуальных занятий с детьми с непосредственным участием
родителей. В рамках таких занятий происходит демонстрация приемов работы с
ребенком, его успешности, что способствует повышению уровня компетенции
родителей в вопросах обучения и воспитания детей, укреплению их веры в
возможности коррекции и компенсации имеющихся трудностей. . Кроме этого,
организация таких занятий позволяет родителям оценить актуальный уровень
развития ребенка, увидеть его возможности и способности, ведь зачастую
родители ставят перед детьми слишком высокие задачи, с которыми ребенок
просто не в состоянии справиться.
Хороший эффект имело проведение тренингов общения с родителями,
воспитывающими детей с РАС (“Давайте познакомимся”, “Профилактика
эмоционального напряжения”, “Путешествие в страну Я”, “Если что, я с
тобой”, “Мама, давай дружить”, “Уроки добра”, “Мы - это семья”, “Диагноз
ребенка – это приговор или…?”, “Помоги мне, мама ”). Основной целью таких
занятий выступает психолого-педагогическое, медицинское и социальное
просвещение, создание психологического комфорта, актуализация проблемных
тем в развитии ребенка и мотивирование родителей на решение возникающих
вопросов. Здесь взрослым, с идентичными проблемами их детей, дается
возможность поделиться личным опытом, быть принятыми и понятыми
другими людьми. Это имеет благоприятное воздействие, так как обычно из
социума родители получают негативные эмоции относительно психического и
физического развития своего ребёнка, а общаясь с другими родителями, они
имеют
возможность
поддерживать
друг
друга,
делиться
проблемными
ситуациями и получать советы. Проведенные тренинги позволили родителям
обогатить собственный опыт взаимодействия с ребенком и овладеть новыми
способами
организации
семейного
досуга,
родители
больше
узнали
о
способностях и возможностях своего ребенка. В результате большинство с
пониманием стали относиться к его ошибкам, научились видеть успехи, даже
самые незначительные. [3, с 87]
Несмотря на обилие информационных материалов, форм и методов
работы, у родителей зачастую складываются разрозненные и противоречивые
представления об особенностях и возможностях своего ребенка. Родители
видят
своей
основной
задачей
как
можно
больше
организовывать
коррекционно-развивающие занятия для детей с РАС, так чтобы у него не
оставалось свободного времени, но бессистемные и избыточные занятия
перегружают
ребенка
и
приводят
к
негативным
последствиям
для
эмоционального и физического здоровья.
Поэтому необходимо оказывать
помощь родителям в определении непродуктивных и продуктивных форм
родительского
отношения,
направлять
родителей
на
конструктивное
взаимодействие со специалистами различного профиля, а также формировать у
родителей готовность к длительной работе по развитию, коррекции и
воспитанию детей с РАС, для достижения этой цели организуется работа по
привлечению родителей в различные объединения, клубы, группы помощи в
сети интернет с целью организации общения и обмену опытом между
родителями, имеющими детей с РАС.
Таким образом, организация психолого-педагогического сопровождения
семей, воспитывающих детей с РАС, необходима не только для развития и
социализации детей данной категории, но и для сохранения и нормализации
функционирования
всей
семьи.
Осуществление
такого
сопровождения
родителей, является эффективным средством психологической помощи в
решении различных проблем: приводит к повышению адекватности восприятия
родителями
возможностей
ребенка,
снижению
педагогической
и
воспитательной
неуверенности
родителей,
а
также
нормализации
психологического климата в семье.
Список литературы
1. Богославец, Л.Г. Работа с родителями в ДОУ / Л.Г. Богославец, О.И.
Давыдова, А.А. Майер. – М.: Сфера, 2005. – 139 с.
2. Ефимова, Н.С. Психология взаимопонимания / Психологический практикум
– М., СПб, Воронеж, Минск, 2004.
3. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями
здоровья в семье. – М., 2007.
4. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с
отклонениями в развитии, - М.:АСТ, 2007.- 318 с.
5. Янушко, Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы
взаимодействия, развитие речи, психотерапия Текст. / Е. А. Янушко М.:
Теревинф, 2004. - 136 с.