Напоминание

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА


Автор: Кошевая Весна Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБУ "ГОЦППМСП"
Населённый пункт: Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ

АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация.

В статье рассмотрены вопросы организации психолого-

педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройством

аутистического

спектра.

Показаны

формы

и

методы

сопровождения,

используемые в работе с родителями.

Ключевые слова:

родители; дети с расстройствами аутистического

спектра; психологическое сопровождение семьи.

В последнее десятилетие в связи с увеличением числа детей с

расстройствами аутистического спектра (РАС) значительно обострились

проблемы их образования, воспитания, социальной адаптации и реабилитации.

Несмотря на постоянный поиск и реализацию новых эффективных форм и

способов помощи детям с РАС и их семьям, разработку подходов к

сопровождению,

лечению

и

реабилитации,

остаются

неразрешенными

проблемы семей, воспитывающих детей с РАС, которые, как правило,

сталкиваются

с

трудностями

в

решении

педагогических

и

социально-

психологических задач (Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.).

Известно, что жизнь большинства семей, воспитывающих детей с РАС,

сопровождается

целым

рядом

деструктивных

переживаний

(вины,

разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители

часто сами нуждаются в психолого-педагогической консультационной помощи.

В связи с этим особенно значимой и приоритетной является работа по

психолого-педагогическому

сопровождению

семей,

включающая

в

себя

повышение психологической и педагогической компетентности родителей,

нормализацию внутрисемейных отношений, а также обучение их эффективным

формам, приемам и методам организации занятий с детьми дома (Дубровина

И.В., Мамайчук И.И., Шипицина Л.М.).

В рамках работы по психолого-педагогическому сопровождению семей,

проводимой на базе МБУ «ГОЦППМСП» г.Орла, осуществляется комплексное

сопровождение

семей,

имеющих

детей

с

РАС.

Совместная

работа

специалистов: педагога-психолога, учителя-дефектолога, тьютора, учителя-

логопеда по реализации психолого-педагогического сопровождения семей

детей с РАС обеспечивает:

-

оказание

квалифицированной

консультативной

и

практической

психологической помощи родителям по проблемам воспитания и развития

ребенка;

-

повышение психологической и педагогической компетентности

родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья

детей;

- обучение родителей эффективным приемам и методам организации

взаимодействия с детьми в семье (игры, досуг и т.д.);

- нормализацию внутрисемейных отношений.

В работе нами были определены этапы психологического сопровождения

родителей, имеющих ребенка с РАС:

1.

Диагностический

блок

(анкетирование,

диагностика

позиции

родителей, особенностей детско-родительских отношений, воспитательных

умений родителей, динамики развития семейной ситуации).

2. Развивающий блок (тренинги общения для родителей, организация

совместных занятий родителей и детей, организация выставки детских работ,

совместная подготовка и проведение утренников).

3. Просветительский блок (памятки, буклеты, рекомендации).

4. Консультативный блок (индивидуальные и групповые беседы с

родителями, родительские собрания, консультации, лектории).

5. Профилактический блок (тренинги снятия напряжения, тревожности,

семинары-практикумы, дискуссионный клуб).

Осуществляя работу с семьями, воспитывающими детей с РАС,

реализуется индивидуальный подход, что позволяет нацелить каждого родителя

на достижение положительного результата своего ребенка. В начале учебного

года учитель - дефектолог осуществляет диагностическую деятельность с

целью изучения семейной микросреды ребенка с РАС, в ходе чего, проводится

анкетирование и тестирование родителей, результаты которого позволяют

выявить уровень ориентированности родителей с вопросах аутизма, характер

их взаимоотношений с ребенком, внутрисемейную ситуацию.

По

результатам

диагностики

строится

консультативная

работа

с

родителями. Хорошие результаты показывают такие формы работы как

проведение педагогических «гостиных», дискуссионных клубов и семинаров-

практикумов, направленных на преодоление различных трудностей в обучении,

воспитании и общении с ребенком в семье. В течение года были проведены

встречи с родителями на такие темы как “Психические особенности ребёнка с

расстройством аутистического спектра”, “Принятие особенностей ребенка с

РАС, как основа успешного воспитания”, “Организация режима дня аутичного

ребенка”, “Информирование родителей о задачах и содержании коррекционно –

образовательной работы”, “Адаптация ребёнка к детскому саду”, “Создание

коррекционно-развивающей среды для ребенка дома”, “Создание обстановки

для игры с ребенком с РАС”, “Как подготовить ребенка к школе”. [4, с 71]

Особое место в работе с родителями занимает обеспечение визуальной

информации,

представленной

на

стендах

и

тематических

выставках.

Информация отбирается и анализируется с точки зрения доступности для

родителей, полезная и важная информация представляется в занимательной

форме. Были созданы стенды и выставки по темам: “Игры на развитие

зрительно-моторной координации детей”; “Игрушки в жизни ребенка”; “Как

помочь ребенку справиться с агрессией”; “Советы родителям леворуких детей”;

“Создание благоприятной семейной атмосферы”; “Пальчиковая гимнастика —

эффективный способ развития мелкой моторики и графических навыков у

детей с РАС”; “Арт-терапевтические игры и упражнения. [2, с 55]

Как показывает практика, одной из эффективных форм работы с

родителями

по

формированию

навыков

сотрудничества

и

укреплению

сплоченности и взаимопонимания в диаде “родитель – ребенок” является

организация индивидуальных занятий с детьми с непосредственным участием

родителей. В рамках таких занятий происходит демонстрация приемов работы с

ребенком, его успешности, что способствует повышению уровня компетенции

родителей в вопросах обучения и воспитания детей, укреплению их веры в

возможности коррекции и компенсации имеющихся трудностей. . Кроме этого,

организация таких занятий позволяет родителям оценить актуальный уровень

развития ребенка, увидеть его возможности и способности, ведь зачастую

родители ставят перед детьми слишком высокие задачи, с которыми ребенок

просто не в состоянии справиться.

Хороший эффект имело проведение тренингов общения с родителями,

воспитывающими детей с РАС (“Давайте познакомимся”, “Профилактика

эмоционального напряжения”, “Путешествие в страну Я”, “Если что, я с

тобой”, “Мама, давай дружить”, “Уроки добра”, “Мы - это семья”, “Диагноз

ребенка – это приговор или…?”, “Помоги мне, мама ”). Основной целью таких

занятий выступает психолого-педагогическое, медицинское и социальное

просвещение, создание психологического комфорта, актуализация проблемных

тем в развитии ребенка и мотивирование родителей на решение возникающих

вопросов. Здесь взрослым, с идентичными проблемами их детей, дается

возможность поделиться личным опытом, быть принятыми и понятыми

другими людьми. Это имеет благоприятное воздействие, так как обычно из

социума родители получают негативные эмоции относительно психического и

физического развития своего ребёнка, а общаясь с другими родителями, они

имеют

возможность

поддерживать

друг

друга,

делиться

проблемными

ситуациями и получать советы. Проведенные тренинги позволили родителям

обогатить собственный опыт взаимодействия с ребенком и овладеть новыми

способами

организации

семейного

досуга,

родители

больше

узнали

о

способностях и возможностях своего ребенка. В результате большинство с

пониманием стали относиться к его ошибкам, научились видеть успехи, даже

самые незначительные. [3, с 87]

Несмотря на обилие информационных материалов, форм и методов

работы, у родителей зачастую складываются разрозненные и противоречивые

представления об особенностях и возможностях своего ребенка. Родители

видят

своей

основной

задачей

как

можно

больше

организовывать

коррекционно-развивающие занятия для детей с РАС, так чтобы у него не

оставалось свободного времени, но бессистемные и избыточные занятия

перегружают

ребенка

и

приводят

к

негативным

последствиям

для

эмоционального и физического здоровья.

Поэтому необходимо оказывать

помощь родителям в определении непродуктивных и продуктивных форм

родительского

отношения,

направлять

родителей

на

конструктивное

взаимодействие со специалистами различного профиля, а также формировать у

родителей готовность к длительной работе по развитию, коррекции и

воспитанию детей с РАС, для достижения этой цели организуется работа по

привлечению родителей в различные объединения, клубы, группы помощи в

сети интернет с целью организации общения и обмену опытом между

родителями, имеющими детей с РАС.

Таким образом, организация психолого-педагогического сопровождения

семей, воспитывающих детей с РАС, необходима не только для развития и

социализации детей данной категории, но и для сохранения и нормализации

функционирования

всей

семьи.

Осуществление

такого

сопровождения

родителей, является эффективным средством психологической помощи в

решении различных проблем: приводит к повышению адекватности восприятия

родителями

возможностей

ребенка,

снижению

педагогической

и

воспитательной

неуверенности

родителей,

а

также

нормализации

психологического климата в семье.

Список литературы

1. Богославец, Л.Г. Работа с родителями в ДОУ / Л.Г. Богославец, О.И.

Давыдова, А.А. Майер. – М.: Сфера, 2005. – 139 с.

2. Ефимова, Н.С. Психология взаимопонимания / Психологический практикум

– М., СПб, Воронеж, Минск, 2004.

3. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями

здоровья в семье. – М., 2007.

4. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с

отклонениями в развитии, - М.:АСТ, 2007.- 318 с.

5. Янушко, Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы

взаимодействия, развитие речи, психотерапия Текст. / Е. А. Янушко М.:

Теревинф, 2004. - 136 с.



В раздел образования