Напоминание

«Эффективные практики стимулирования речевой активности детей через организацию самостоятельной и совместной деятельности в центрах активности»


Автор: Иванова Наталья Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МДОБУ "Агалатовский ДСКВ № 1"
Населённый пункт: Агалатово, Всеволожский район, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: «Эффективные практики стимулирования речевой активности детей через организацию самостоятельной и совместной деятельности в центрах активности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Эффективные практики стимулирования речевой активности детей через

организацию самостоятельной и совместной деятельности в центрах активности»

Из опыта работы

МДОБУ «Агалатовский ДСКВ № 1»

Всеволожского района, Ленинградской области

Учитель - логопед

Иванова Наталья Александровна

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной

по ряду причин:

1) речь становится основой для дальнейшего развития ребенка; дошкольный возраст

– это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение

дошкольником норм и правил родного языка;

2)

речь

постепенно

становится

важнейшим

средством

передачи

ребенку

общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3)

значительное

ухудшение

здоровья

детей

может

способствовать

появлению

речевых нарушений;

4)

постоянно

растет

число

детей,

имеющих

нарушения

речи,

связанные

с

отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;

5) существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Известные

ученые

Ф.А.Сохин,

А.И.Максаков,

Е.М.Струнина

установили,

что

наибольшая

активность

в

овладении

языком

достигается

при

условии,

если

дети

вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит

постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его

восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде

целевых

ориентиров

дошкольного

образования.

На

этапе

завершения

дошкольного

образования

ребенок

должен

хорошо

владеть

устной

речью,

использовать

речь

для

выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.

Образовательная

программа

нашего

учреждения

разработана

на

федеральной

образовательной

программы

дошкольного

образования

в

соответствии

с

основными

принципами и ценностями личностно-ориентированного образования с учетом способов и

направлений поддержки детской инициативы, в которой отражены те же задачи что во

ФГОС:

Задачи развития речи:

1.Воспитание звуковой культуры речи.

2. Обогащение и активизация словаря воспитанников.

3. Формирование грамматического строя речи.

4.Обучение

связной

речи,

посредством

активизации

традиционных

и

нетрадиционных методов в работе по развитию речи.

Цель нашей работы: воспитание инициативности и самостоятельности в речевом

общении детей.

Для решения поставленной цели и задач по речевому развитию, в своем учреждении

мы создаем следующие условия:

Обучение на основе комплексно – тематического принципа

Обучение на основе принципа интеграции ОО

Создание развивающей предметно – пространственной среды

Целенаправленная работа всех воспитателей и специалистов над речевым

развитием во всех видах деятельности

Повышение

профессионального

роста

педагогов

в

вопросах

речевого

развития

Изучение состояния устной речи детей

Участие родителей в речевом воспитании детей.

Одно

из

фундаментальных

положений

Образовательной

программы

«МДОБУ

«Агалатовский ДСКВ № 1» – это необходимость разделения пространства в помещении

группы и на участке.

Образовательная

развивающая

среда

представляет

собой

систему

условий

социализации и индивидуализации детей.

Таким образом, в рамках Программы центр тяжести в работе педагога переносится с

традиционного непосредственного обучения, (четкой организации и проведения игр и

занятий), в ходе которого происходит передача детям обогащенного взрослого опыта, на

опосредованное

обучение

через

организацию

такой

образовательной

среды,

которая

предоставляет широкие возможности для эффективного накопления детьми собственного

опыта и знаний.

Помещение группы разделено на небольшие субпространства – так называемые

центры активности (далее – Центры). Количество и организация Центров варьируется в

зависимости от возможностей помещения и возраста детей.

Каждый

центр

активности

маленькая

творческая

мастерская,

наполненная

разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми,

дидактическими

материалами,

направленные

на

развитие

ребенка,

в

том

числе и

на

развитие речевой деятельности.

Особенностями осуществления образовательного процесса являются:

1.Организация Группового сбора - где устанавливается комфортный психологический

климат, дается детям возможность высказаться и выслушать друг друга, высказывать суждения,

аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения, выбирать из личного опыта наиболее

значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично,

внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других. Познакомиться

с новым материалом и темой, обсудить ее организовать планирование своей деятельности, выбор

партнеров. Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения

разговорной

речи,

отрывков

из

литературных

произведений,

сказок

стихотворных

форм,

пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.

2.Работа в центрах активности где детям предоставляется самостоятельность во всем, что

не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные

замыслы и поставленные цели. Дети работают самостоятельно, в парах, в малых подгруппах,

совместно с педагогом, где педагог вступает в позиции равного партнёра, включенного в

деятельность

с

детьми,

который

изнутри

этой

деятельности

вводит

свои

предложения

и

принимает замыслы детей. В процессе самостоятельной работы в центрах активности создается

ситуация «отсутствия» педагога, которая стимулирует детей на взаимодействие, взаимопомощь,

что

стимулирует речевую

активность

детей.

Педагоги

стимулируют

обращение

ребёнка

к

взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.

3.По результатам работы в центрах активности дети и педагоги подводят итог деятельности,

демонстрируют результаты своей работы, анализируют, что получилось, что не удалось и

почему. Педагогом задаются вопросы, которые стимулируют речевую деятельность детей, они

создают педагогические условия для развития речи. Развивают и поощряют все формы речевой

активности детей

Игровая деятельность является важным звеном и условием реализации задач речевого

развития.

Во

всех

видах

игр

(творческих

–сюжетно-ролевых,

театрализованных,

со

строительным материалом и др.; игр с правилами – дидактических, подвижных, развивающих и

др.) осуществляется решение многих задач речевого развития: обогащение активного словаря;

развитие связной диалогической и монологической речи, звуковой и интонационной культуры

речи, речевого творчества.

Для обеспечения эффективного речевого развития через игровую деятельность педагог

создает условия, которые побуждают детей:

вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с воспитателем, а затем со

сверстниками;

побуждать детей активно пользоваться словарём в обозначении пространственных,

размерных,

цветовых

признаков

и

соотношений

предметов

в

игре,

игровых

действий;

развивать у детей потребность соблюдать правила речевого общения: не перебивать

говорящего,

быть

внимательным

слушателем

(культура

слушания),

заинтересованным и вежливым собеседником, тактично задавать вопросы, вежливо

отвечать на вопросы и др.;

вырабатывать

у

ребёнка

привычку

соблюдать

нормы

речевого

этикета:

приветствовать, прощаться, благодарить и пр.;

приобщать детей к диалогам, стимулировать их речевую активность с опорой на

игровой сюжет, а также на их личный опыт, деликатно обращая внимание на

примеры реальных ситуаций детского общения (позитивные и негативные);

поощрять использование в речи слов и выражений, отражающих представления

ребёнка о нравственных качествах людей;

помогать ребёнку точно, правильно, корректно строить высказывание и вежливо

выражать собственное мнение в игровых ситуациях;

а также создают оптимальные условия для реализации эффективного речевого поведения

детей в ролевой игре (доброжелательная атмосфера, мотивационная основа, конкретные

цели и задачи, условия ролевой игры, чёткий инструктаж, необходимый реквизит и пр.).

Речевое

развитие

напрямую

связано

с

познавательно

-

исследовательской

деятельностью, где у ребенка

обогащается тематический словарь детей;

формируется умение сравнивать предметы, делать выводы и умозаключения и

излагать свои суждения в устной речи;

развивается

речемыслительная

деятельность

(анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение,

исключение,

моделирование,

конструирование

речевого

материала разного уровня: звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения,

рассказы).

В

ситуации,

когда

речевое

развитие

неразрывно

связано

с

организованной

взрослыми совместной деятельностью детей по решению познавательных задач (среди

всего

общего

многообразия

решаемых

педагогических

задач),

у

ребёнка

происходит

присвоение необходимого набора слов для объяснения окружающего мира, способов

согласования слов в словосочетаниях, конструирования предложений (с учётом возраста).

Организация

группового

конструирования,

обыгрывание

построек,

обсуждение

конструкций

и

называние

деталей

помогают

ребёнку

овладеть

речью

как

средством

общения, обогатить активный и пассивный словарь, развивают связную, грамматически

правильную диалогическую и монологическую речь.

Конструирование оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук,

особенно когда дети работают с мелкими деталями конструктора, аппликации или с

природным материалом, что в свою очередь способствует развитию речи.

В ходе реализации изобразительной деятельности педагогом создаются условия для

применения активного словаря (описание фрагментов рисунков), грамматических форм и

представлений

(при

описании

деталей

аппликации,

фрагментов

рисунков);

развития

связной

речи

(вопросы

и

ответы

во

время

продуктивной

деятельности,

описание

собственного изделия или рисунка). Ребёнок может подбирать стихи к картинам природы,

использовать словесное рисование для выражения замысла рисунка.

Активизация мелкой моторики в процессе изодеятельности активно воздействует на

мозговые центры, отвечающие за развитие речевых навыков.

Влияние

двигательной

активности

на

развитие

речи

ребёнка

неоспоримо.

Взаимосвязь

общей

и

речевой

моторики

изучена

и

подтверждена

исследованиями

крупнейших российских ученых (И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия). Развитие

двигательной

активности

и

развитие

речи

находятся

в

прямо

пропорциональной

зависимости: чем выше активность, тем лучше развита речь.

Помимо включения в повседневную совместную и самостоятельную деятельность и

игры

с

дошкольником

различных

классов

двигательных

действий

важным

является

развитие рефлексивности по отношению к собственным движениям и действиям – умения

осознавать выполняемые действия: рассказывать о том, с какой целью, как и в какой

последовательности они выполняются.

Для

стимулирования

речевой

активности

детей,

в

своей

работе

педагоги

используют различные приемы:

Создание РППС

Создание ситуации «отсутствия» педагога в центре

Решение проблемных ситуаций

Использование стихов, поговорок, дыхательной гимнастики, беседа, диалог,

активизация словаря …

Открытые вопросы, наводящие вопросы, создание ситуации высказаться

Создание ситуации для оказания взаимопомощи

Создание среды для стимулирования речевых диалогов

Предложение ребенку рассказать о своей деятельности

Мастер – классы, экскурсии, проводимые детьми

Кукольный театр

Мнемотехника

И другие приемы, каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с

заимствованиями.

Создание

технологии

невозможно

без

творчества.

Для

педагога,

научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром

познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их

нельзя опускать.



В раздел образования