Автор: Иванова Наталья Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МДОБУ "Агалатовский ДСКВ № 1"
Населённый пункт: Агалатово, Всеволожский район, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: «Эффективные практики стимулирования речевой активности детей через организацию самостоятельной и совместной деятельности в центрах активности»
Раздел: дошкольное образование
«Эффективные практики стимулирования речевой активности детей через
организацию самостоятельной и совместной деятельности в центрах активности»
Из опыта работы
МДОБУ «Агалатовский ДСКВ № 1»
Всеволожского района, Ленинградской области
Учитель - логопед
Иванова Наталья Александровна
Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной
по ряду причин:
1) речь становится основой для дальнейшего развития ребенка; дошкольный возраст
– это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение
дошкольником норм и правил родного языка;
2)
речь
постепенно
становится
важнейшим
средством
передачи
ребенку
общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
3)
значительное
ухудшение
здоровья
детей
может
способствовать
появлению
речевых нарушений;
4)
постоянно
растет
число
детей,
имеющих
нарушения
речи,
связанные
с
отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;
5) существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
Известные
ученые
Ф.А.Сохин,
А.И.Максаков,
Е.М.Струнина
установили,
что
наибольшая
активность
в
овладении
языком
достигается
при
условии,
если
дети
вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит
постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его
восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде
целевых
ориентиров
дошкольного
образования.
На
этапе
завершения
дошкольного
образования
ребенок
должен
хорошо
владеть
устной
речью,
использовать
речь
для
выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.
Образовательная
программа
нашего
учреждения
разработана
на
федеральной
образовательной
программы
дошкольного
образования
в
соответствии
с
основными
принципами и ценностями личностно-ориентированного образования с учетом способов и
направлений поддержки детской инициативы, в которой отражены те же задачи что во
ФГОС:
Задачи развития речи:
1.Воспитание звуковой культуры речи.
2. Обогащение и активизация словаря воспитанников.
3. Формирование грамматического строя речи.
4.Обучение
связной
речи,
посредством
активизации
традиционных
и
нетрадиционных методов в работе по развитию речи.
Цель нашей работы: воспитание инициативности и самостоятельности в речевом
общении детей.
Для решения поставленной цели и задач по речевому развитию, в своем учреждении
мы создаем следующие условия:
Обучение на основе комплексно – тематического принципа
Обучение на основе принципа интеграции ОО
Создание развивающей предметно – пространственной среды
Целенаправленная работа всех воспитателей и специалистов над речевым
развитием во всех видах деятельности
Повышение
профессионального
роста
педагогов
в
вопросах
речевого
развития
Изучение состояния устной речи детей
Участие родителей в речевом воспитании детей.
Одно
из
фундаментальных
положений
Образовательной
программы
«МДОБУ
«Агалатовский ДСКВ № 1» – это необходимость разделения пространства в помещении
группы и на участке.
Образовательная
развивающая
среда
представляет
собой
систему
условий
социализации и индивидуализации детей.
Таким образом, в рамках Программы центр тяжести в работе педагога переносится с
традиционного непосредственного обучения, (четкой организации и проведения игр и
занятий), в ходе которого происходит передача детям обогащенного взрослого опыта, на
опосредованное
обучение
через
организацию
такой
образовательной
среды,
которая
предоставляет широкие возможности для эффективного накопления детьми собственного
опыта и знаний.
Помещение группы разделено на небольшие субпространства – так называемые
центры активности (далее – Центры). Количество и организация Центров варьируется в
зависимости от возможностей помещения и возраста детей.
Каждый
центр
активности
–
маленькая
творческая
мастерская,
наполненная
разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми,
дидактическими
материалами,
направленные
на
развитие
ребенка,
в
том
числе и
на
развитие речевой деятельности.
Особенностями осуществления образовательного процесса являются:
1.Организация Группового сбора - где устанавливается комфортный психологический
климат, дается детям возможность высказаться и выслушать друг друга, высказывать суждения,
аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения, выбирать из личного опыта наиболее
значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично,
внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других. Познакомиться
с новым материалом и темой, обсудить ее организовать планирование своей деятельности, выбор
партнеров. Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения
разговорной
речи,
отрывков
из
литературных
произведений,
сказок
стихотворных
форм,
пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.
2.Работа в центрах активности где детям предоставляется самостоятельность во всем, что
не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные
замыслы и поставленные цели. Дети работают самостоятельно, в парах, в малых подгруппах,
совместно с педагогом, где педагог вступает в позиции равного партнёра, включенного в
деятельность
с
детьми,
который
изнутри
этой
деятельности
вводит
свои
предложения
и
принимает замыслы детей. В процессе самостоятельной работы в центрах активности создается
ситуация «отсутствия» педагога, которая стимулирует детей на взаимодействие, взаимопомощь,
что
стимулирует речевую
активность
детей.
Педагоги
стимулируют
обращение
ребёнка
к
взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.
3.По результатам работы в центрах активности дети и педагоги подводят итог деятельности,
демонстрируют результаты своей работы, анализируют, что получилось, что не удалось и
почему. Педагогом задаются вопросы, которые стимулируют речевую деятельность детей, они
создают педагогические условия для развития речи. Развивают и поощряют все формы речевой
активности детей
Игровая деятельность является важным звеном и условием реализации задач речевого
развития.
Во
всех
видах
игр
(творческих
–сюжетно-ролевых,
театрализованных,
со
строительным материалом и др.; игр с правилами – дидактических, подвижных, развивающих и
др.) осуществляется решение многих задач речевого развития: обогащение активного словаря;
развитие связной диалогической и монологической речи, звуковой и интонационной культуры
речи, речевого творчества.
Для обеспечения эффективного речевого развития через игровую деятельность педагог
создает условия, которые побуждают детей:
вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с воспитателем, а затем со
сверстниками;
побуждать детей активно пользоваться словарём в обозначении пространственных,
размерных,
цветовых
признаков
и
соотношений
предметов
в
игре,
игровых
действий;
развивать у детей потребность соблюдать правила речевого общения: не перебивать
говорящего,
быть
внимательным
слушателем
(культура
слушания),
заинтересованным и вежливым собеседником, тактично задавать вопросы, вежливо
отвечать на вопросы и др.;
вырабатывать
у
ребёнка
привычку
соблюдать
нормы
речевого
этикета:
приветствовать, прощаться, благодарить и пр.;
приобщать детей к диалогам, стимулировать их речевую активность с опорой на
игровой сюжет, а также на их личный опыт, деликатно обращая внимание на
примеры реальных ситуаций детского общения (позитивные и негативные);
поощрять использование в речи слов и выражений, отражающих представления
ребёнка о нравственных качествах людей;
помогать ребёнку точно, правильно, корректно строить высказывание и вежливо
выражать собственное мнение в игровых ситуациях;
а также создают оптимальные условия для реализации эффективного речевого поведения
детей в ролевой игре (доброжелательная атмосфера, мотивационная основа, конкретные
цели и задачи, условия ролевой игры, чёткий инструктаж, необходимый реквизит и пр.).
Речевое
развитие
напрямую
связано
с
познавательно
-
исследовательской
деятельностью, где у ребенка
обогащается тематический словарь детей;
формируется умение сравнивать предметы, делать выводы и умозаключения и
излагать свои суждения в устной речи;
развивается
речемыслительная
деятельность
(анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
исключение,
моделирование,
конструирование
речевого
материала разного уровня: звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения,
рассказы).
В
ситуации,
когда
речевое
развитие
неразрывно
связано
с
организованной
взрослыми совместной деятельностью детей по решению познавательных задач (среди
всего
общего
многообразия
решаемых
педагогических
задач),
у
ребёнка
происходит
присвоение необходимого набора слов для объяснения окружающего мира, способов
согласования слов в словосочетаниях, конструирования предложений (с учётом возраста).
Организация
группового
конструирования,
обыгрывание
построек,
обсуждение
конструкций
и
называние
деталей
помогают
ребёнку
овладеть
речью
как
средством
общения, обогатить активный и пассивный словарь, развивают связную, грамматически
правильную диалогическую и монологическую речь.
Конструирование оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук,
особенно когда дети работают с мелкими деталями конструктора, аппликации или с
природным материалом, что в свою очередь способствует развитию речи.
В ходе реализации изобразительной деятельности педагогом создаются условия для
применения активного словаря (описание фрагментов рисунков), грамматических форм и
представлений
(при
описании
деталей
аппликации,
фрагментов
рисунков);
развития
связной
речи
(вопросы
и
ответы
во
время
продуктивной
деятельности,
описание
собственного изделия или рисунка). Ребёнок может подбирать стихи к картинам природы,
использовать словесное рисование для выражения замысла рисунка.
Активизация мелкой моторики в процессе изодеятельности активно воздействует на
мозговые центры, отвечающие за развитие речевых навыков.
Влияние
двигательной
активности
на
развитие
речи
ребёнка
неоспоримо.
Взаимосвязь
общей
и
речевой
моторики
изучена
и
подтверждена
исследованиями
крупнейших российских ученых (И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия). Развитие
двигательной
активности
и
развитие
речи
находятся
в
прямо
пропорциональной
зависимости: чем выше активность, тем лучше развита речь.
Помимо включения в повседневную совместную и самостоятельную деятельность и
игры
с
дошкольником
различных
классов
двигательных
действий
важным
является
развитие рефлексивности по отношению к собственным движениям и действиям – умения
осознавать выполняемые действия: рассказывать о том, с какой целью, как и в какой
последовательности они выполняются.
Для
стимулирования
речевой
активности
детей,
в
своей
работе
педагоги
используют различные приемы:
Создание РППС
Создание ситуации «отсутствия» педагога в центре
Решение проблемных ситуаций
Использование стихов, поговорок, дыхательной гимнастики, беседа, диалог,
активизация словаря …
Открытые вопросы, наводящие вопросы, создание ситуации высказаться
Создание ситуации для оказания взаимопомощи
Создание среды для стимулирования речевых диалогов
Предложение ребенку рассказать о своей деятельности
Мастер – классы, экскурсии, проводимые детьми
Кукольный театр
Мнемотехника
И другие приемы, каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с
заимствованиями.
Создание
технологии
невозможно
без
творчества.
Для
педагога,
научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром
познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их
нельзя опускать.