Автор: Зайцева Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа "Марьино" дошкольное отделение "Лукоморье"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект по речевому развитию с использованием игровых и интерактивных технологий
Тема: «Юные умники и умницы»
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка НОД по речевому развитию в
подготовительной группе «Юные умники и умницы», с использованием
игровых и интерактивных технологий
Конспект НОД.
Цели: развитие речевых способностей и умений, формирование предпосылок
чтения.
Задачи:
1.
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания;
2.
Совершенствовать фонематический слух- закреплять умение находить
слова с определенным звуком(р р’; с, с’).
3.
Закрепить умение правильно строить сложноподчиненные предложения,
используя союз «потому что» для соединения их частей.
4.
Упражнять в составлении описательных загадок по предложенной схеме.
5.
Упражнять в подборе антонимов (слов с противоположным значением).
6.
Упражнять в составлении описательного рассказа по картинкам с
последовательно развивающимся сюжетом.
Интеграция о/о:
П. Р. : закреплять представления детей о насекомых и цветах; развивать
словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать,
обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.
СК. Р. : воспитывать желание работать в команде, оказывать помощь товарищу,
развивать самоконтроль и саморегуляцию.
Оборудование и материалы: презентация к каждому туру игры, картинки
«Насекомые» и «Цветы», фишки ромашки и бабочки, «Дерево загадок», схемы
составления загадок, картинки с последовательно развивающимся сюжетом (2
комплекта), мяч, значки «Юный умник» и «Юная умница».
Ход:
1.
Орг. момент (игра- встречалка)
Каждый знает без сомнения, что такое настроение.
Иногда мы веселимся, иногда скучаем мы,
Часто хочется взбодриться, но бываем и грустны.
Очень странное явление – перемена настроения.
Всем ребятам важно знать, что не стоит унывать.
Поскорее собираемся – на занятие отправляемся!
– Ребята, вы любите играть?
– Тогда я предлагаю вам отправиться на игру – соревнование «Юные умники и
умницы»!
2.
Выбор команд
- На столе лежат два вида карточек, пожалуйста, выберите ту карточку которая
вам понравилась. А теперь те, у кого карточки с бабочкой встанут слева от меня, а
те у которых карточки с ромашкой справа от меня. У нас появились две команды,
как они будут называться, вы наверное уже догадались –команда «БАБОЧКИ» и
команда «РОМАШКА»
Осталось выбрать капитана каждой команде. (Дети совещаются и выбирают
капитана команды) .
За правильно выполненные задания вы будете получать фишки (ромашки и
бабочки). Чья команда наберет больше фишек, та и победила.
3.Итак, 1 тур «Звуковой» (
выдаю конверты с картинками капитанам
)
Перед вами картинки с изображением различных предметов
Команда «Ромашки»: колокольчик, ромашка, роза, ландыш, ирис, клевер,
одуванчик, василек.
Команда «Бабочки»: кузнечик, стрекоза, гусеница, сороконожка, муравей, божья
коровка, бабочка, оса.
Задание: Выбрать картинки, в названии которых встречается заданный звук. Для
команды «Ромашки» – [р р’], а для команды «Бабочки» – [с c’]. Капитаны команд
проверяют правильность выполнения задания у соперников. На это задание
вам дается две минуты, я запускаю часы.
3.
2 тур «Лишние слова»
за каждый правильный ответ фишку
Посмотрите, пожалуйста, на экран. На экране для каждой команды по очереди
будут появляться картинки. Ваша задача, в каждой группе картинок найти лишнюю
и объяснить, почему вы так думаете, используя союз «потому что». Правильный
ответ исчезает со слайда.
Мак, колокольчик, клубника, роза, одуванчик, ромашка
Пчела, сорока, гусеница, муравей, жук, муха
Ворона, сорока, ласточка, стрекоза, воробей, голубь
Трава, цветок, дождик, бабочки, снег, дерево с листьями
Яблоко, малина, груша, апельсин, ананас, банан
Редиска, морковь, картошка, свекла, вишня, тыква
Листок, ствол, ветви, корни, сережки, хвост
Голова, хвост, рога, копыта, ствол, лапы
Лисички, ромашка, шампиньон, подберезовик, масленок, опенок
Дуб, береза, крапива, тополь, клен, рябина
Примеры ответов детей: «Я считаю, что клубника лишняя, потому что это ягода, а
на остальных картинках цветы». «Я думаю, что яблоко лишнее, потому что это
фрукт, а мак, колокольчик, роза, одуванчик и ромашка – это цветы».
Переходим к следующему туру нашей игры.
5. 3 тур «Дерево загадок»
фишки за правильный ответ и за правильно
составленную загадку получает каждая команда, если загадка не
отгадана, команда не получает фишку, за не правильно
составленную загадку команда так же не получит фишку
Перед вами дерево загадок. Вам нужно выбрать на дереве карточку с символом
своей команды, составить загадку, и загадать ее команде- сопернику. Чтобы вам
было проще составить загадку, обратите внимание на схему.
-Ребята, прежде чем ответить, вы должны посовещаться и выбрать наиболее
подходящий ответ. Затем капитан команды говорит, кто будет отвечать и
обосновывать свой ответ.
Игроки из команды «Ромашки» выбирают загадки о цветах (карточки с ромашкой).
Игроки из команды «Бабочки» выбирают загадки о насекомых (карточки с
бабочкой).
В помощь детям предлагаются схемы описания цветка и насекомого.
Например: «Это насекомое. У него есть голова, туловище, лапки, 4 крыла, усики.
Крылья очень красивые, окрашены в разные цвета. Питается нектаром.
Перелетают с цветка на цветок. »
«Нам кажется, что это бабочка, т. к… .»
7.
Игра «Слова – наоборот»
- Следующий 4 тур нашей игры называется « Слова – наоборот»
–. Игрокам обеих команд предлагаю построиться возле своих столов, а капитанам
встать слева и справа от меня. Я буду кидать по очереди мяч членам команды, и
называть слово, а вы мне должны сказать слово с противоположным значением.
Капитаны, встаньте, пожалуйста, слева и справа от меня.
Например: большой - маленький . За каждый правильный ответ, я буду давать
капитанам по фишке, которые они потом положат в свои копилочки для фишек.
Горячий – холодный;
Широкая – узкая…
Злой - добрый
Трусливый – смелый
Конец – начало
Радостный – грустный
Высокий– низкий
Тяжелый – легкий
Маленький – большой
Приходить – уходить
Новый – старый
Радоваться – огорчаться
Бездельничать – работать (трудиться)
Плохо – хорошо
Мелко – глубоко
Грязный – чистый
рано – поздно
сладкий – горький
война мир
ночь – день
далеко – близко
длинный – короткий
белый – черный
гладкий - шершавый
8. 5 тур называется «Истории в картинках»
Задание: Следующий тур нашей игры называется «Истории в картинках».Каждой
команде я выдам набор сюжетных картинок. Вам нужно разложить картинки в
правильной последовательности и сочинить по каждой картинке предложения
так, чтобы получился рассказ. Вам так же нужно будет посовещаться и решить,
кто будет рассказывать, то, что придумала ваша команда. На это задание вам
отводиться 5 минут. Когда будете готовы, поднимаете руку, выходите к доске и
раскладываете на доске правильную последовательность (приготовить магниты и
указку)
8.
Подведение итогов
Для подведения итогов предлагаю капитанам команд передать свои копилки с
фишками для подсчета количества фишек и определить победителей.
Подсчитывается количество баллов и определяется команда – победитель. Всем
участникам вручаются значки «Юный умник» и «Юная умница».