Автор: Шаповалова Юлия Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №40 "Снегурочка"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: Дифференциация звуков «Ж» и «З»
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи: «Дифференциация звуков «Ж» и «З» в старшей группе.
Цель: формирование у детей умения различать звуки З-Ж в слогах, словах по
акустическим и артикуляционным признакам.
Задачи:
1. Уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;
2. Отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;
3. Формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];
4. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления у
детей;
5. Воспитывать умение детей работать сообща, слушать ответы и дополнять
друг друга.
Наглядный материал:
Магнитная доска, карточки – схемы, фишки синего цвета на каждого
ребенка, презентация.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом
ласково! Передаем по кругу мячик.
Воспитатель: Молодцы, проходите на свои места.
Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, комар и
пчелка, давайте поздороваемся с ними». (Слайд 1)
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Молодцы! Скажите, а как жужжит пчела? (Жжж..) А как
звенит комарик? (Ззз…)
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях пчелка Жужа и комарик Звонарик.
Воспитатель: Жужа и Звонарик очень хотят знать, правильно ли вы умеете
произносить звуки, которые они издают и предлагают выполнить задания.
Выполним их? (Да)
Воспитатель:
Ребята, давайте для начала вспомним особенности этих
звуков. Песенка комарика, З-З-З губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик
языка у нижних зубов, по языку проходит холодный воздух, горлышко
работает ЗЗЗЗ… Повторите, как поет комарик? (ЗЗЗЗ…)
Воспитатель:
«Песенка пчелки Ж-Ж- Ж, губы бубликом, зубы слегка
разомкнуты, язычок за верхними зубками по языку проходит теплый воздух.
ЖЖЖ… Как жужжит пчелка? (ЖЖЖ…)
Воспитатель: Ребята, а вот и первое задание: Я буду произносить слова, в
которых есть звуки Ж и З. Если вы услышите звук Ж, сразу машите руками
как будто летит пчелка. А если услышите звук З, вы легонько хлопаете в
ладоши, как будто ловите комарика. (Слова: зонт желтый, жарко, зверек,
звенит, журчит, жук, жадина, жонглер, злюка).
Воспитатель: Молодцы! А теперь следующее задание. Нам нужно спеть
песенку – чистоговорку. (Дети произносят тихо, громко, шепотом).
ЗА-ЗА-ЗА – летает стрекоза.
ЗЫ-ЗЫ-Зы – два крыла у стрекозы.
ЗУ-ЗУ-ЗУ – едет Ваня на возу.
ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.
ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.
ЖА-ЖА-ЖА - сто иголок у ежа.
ЖА, ЖА, ЗА — вот идет коза
ЗА, ЗА, ЖА — мы видели ежа
ЗА, ЖА, ЗА — закрыли мы глаза
ЖА, ЗА, ЖА — нет у нас ножа
Воспитатель:
Молодцы!
Следующее
задание
«Четвертый
лишний».
Внимательно смотрим на экран и отвечаем, какая картинка лишняя и почему.
(Слайд 2-7)
Воспитатель:
«Ребята, все молодцы. Жужа и Звонарик очень довольны
нашими результатами, и они предлагают отдохнуть.
Физминутка:
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу
ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на животах, на коленях и носках. (Обоими
указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как
бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на животах, на коленях и носках. (Обоими
указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя,
как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на животах, на коленях и носках. (Обоими
указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по
телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на животах, на коленях и носках. (Обоими
указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
Воспитатель:
Молодцы, Жужа и Звонарик приготовили вам следующее
задание. В этом задании вам необходимо определить звук в слове. На столах
у вас лежат карточки-схемы. Определив место звука в слове вам необходимо
поставить фишку синего цвета на ту или иную часть карточки, в начале
слова, в середине или в конце. (Слова для звукового анализа: журнал,
лыжник, виражи, чиж, жираф, ежик, морж; зима, мороз, козлик, арбуз, замок,
ваза).
Воспитатель:
У нас осталось последнее задание, которое называется
«Доскажи словечко».
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу, хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это?. (Зайка.)
Я сижу едва не плача,
Очень трудная. (задача).
Двор в снегу, белы дома,
Ночью к нам пришла. (зима).
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю ….(зарядку!
В речке проживает щука
А зовут ее все (злюка).
Светит солнце, светит ярко,
Всем нам стало очень (жарко).
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз).
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель(ёжик).
Воспитатель: «Теперь нам пора прощаться с нашими гостями с Жужей и
Звонариком. До свидания, Жужа и Звонарик, приходите еще к нам. Нам с
вами очень весело было.
Воспитатель:
Ребята, скажите, как звали пчелку и комарика? (Жужа и
Звонарик) Какие звуки учились различать? («Ж», «З») Что запомнили? Что
понравилось? Что было трудно? До свидания, Ребята!