Автор: Анастасия Игоревна Гордеева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Туруханская СШ № 1"
Населённый пункт: с.Туруханск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка к ОГЭ.Синтаксис.
Раздел: среднее образование
1
. Прочитайте текст.
(1) Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из
Михайловской ссылки. (2) Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из
которых были друзьями поэта. (3) Пушкин знал, что в делах почти всех осужденных декабристов
находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам
он у царя на подозрении. (4)Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с
ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» стихи. (Из книги А. Гессена «Набережная Мойки,
12»)
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным времени.
2) В предложении 2 две грамматические основы.
3) Главное и определительное придаточное в предложении 2 соединены союзом которых.
4) Предложение 3 состоит из четырёх предложений, второе, третье и четвертое – придаточные
изъяснительные.
5) Предложение 4 – сложное, бессоюзное.
2. Прочитайте текст.
(1)Еще в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее
опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вел в
продолжение пяти лет. (2)Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить
число жертв.
(3)Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и дает ли он слово
думать и действовать иначе. (4)Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вел себя
свободно и независимо. (5)Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин
провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою...» (169 слов) (Из книги А.
Гессена «Набережная Мойки, 12»)
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
3) В предложении 3 три грамматические основы.
4) Предложение 4 сложное, осложнено вводным словом.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным определительным, содержит
цитирование.
3. Прочитайте текст.
(1)Всю дорогу до Царского Села архитектор Василий Стасов был погружен в свои мысли. (2)Изредка
бросал он рассеянный взгляд на покрытую снегом равнину, по которой пролегала дорога,
соединяющая столицу с Царским Селом, и думал о своем. (3)Ему — молодому зодчему, немало
построившему в Москве, — дано поручение составить проект переделки флигеля, в котором решено
было открыть новое учебное заведение — Лицей. (4)Стасову припомнились слухи, что ходили в
петербургском обществе. (5)Одни говорили, что император задумал воспитывать своих младших
братьев — Николая и Михаила — вместе с отпрысками знатнейших фамилий. (6)Другие полагали, что
царю, не имеющему своих детей, захотелось видеть вблизи себя молодежь. (Из книги М. Басиной «В
садах Лицея»)
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 бессоюзное.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.
3) В предложении 3 придаточное определительное соединено с главным с помощью
союза котором.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным.
5) Предложения 5-6 сложноподчинённые с придаточными обстоятельственными.
4. Прочитайте текст.
(1)Хотя воспитанники съехались, занятия в Лицее не начались. (2)Все готовились к 19 октября — дню,
когда будет торжественно открыт Лицей.
(3)Приехал граф Разумовский — министр просвещения, всё осмотрел и приказал провести в его
присутствии репетицию предстоящего торжества. (4) Ему поставили кресло. (5)Он сел, сумрачно
наблюдая, как ввели воспитанников в парадных мундирах, построили, вызывая их по списку, обучали
кланяться почтительно и изящно тому месту, где будет сидеть царь. (Из книги М. Басиной «В садах
Лицея»)
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным уступки.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.
3) Предложение 3 простое, осложнено однородными сказуемыми и обособленным
обстоятельством.
4) Предложение 4 безличное.
5) Предложение 5 состоит из трёх предложений, 2 – придаточное изъяснительное, 3 –
придаточное определительное.
5. Прочитайте текст.
(1)Мне приснилось, что я скоростной экспресс "Москва-Петербург" под названием "Сапсан".
(2)Чувствую, что несусь со страшной скоростью, будто настоящий сокол. (3)Лечу, едва касаясь рельсов,
словно и вправду крылья выросли по обеим сторонам вагонов. (4)Пассажиры прильнули к окнам, как
приклеенные, смотрят на мелькающие вдоль полотна домики, деревья, кустарники. (5)Только
заприметят что-то интересное, а его уже нет, точно корова языком слизнула.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
2) Предложение 2 сложносочинённое
3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным сравнения.
4) Предложение 4 простое, осложнено сравнением, однородными подлежащими и
однородными дополнениями.
5) Предложение 5 состоит из трёх предложений, 3 предложение в составе сложного –
придаточное сравнения.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Нужно читать только те книги (1) которые учат понимать смысл жизни (2) желания людей (3) и
мотивы их поступков. (М. Горький)
7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Ветви деревьев (1) казались(2) мохнатыми и (3) когда набегал ветерок (4)слегка шумели
первым зелёным шумом.
(Г. Скребницкий)
8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Когда у меня в руках новая книга (1) я чувствую (2) что в мою жизнь вошло что-то живое (3)
говорящее (4) чудесное. (М. Горький)
9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Живопись важна ещё и тем (1) что художник часто замечает то (2) чего мы совсем не видим. (К.
Паустовский)
10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стёоять запятые.
Теперь (1) когда я могу рассуждать (2) я уверена (3)что ты останешься жив.