Напоминание

Подготовка к ОГЭ.Синтаксис.


Автор: Анастасия Игоревна Гордеева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Туруханская СШ № 1"
Населённый пункт: с.Туруханск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка к ОГЭ.Синтаксис.
Раздел: среднее образование





Назад




1

. Прочитайте текст.

(1) Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из

Михайловской ссылки. (2) Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из

которых были друзьями поэта. (3) Пушкин знал, что в делах почти всех осужденных декабристов

находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам

он у царя на подозрении. (4)Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с

ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» стихи. (Из книги А. Гессена «Набережная Мойки,

12»)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным времени.

2) В предложении 2 две грамматические основы.

3) Главное и определительное придаточное в предложении 2 соединены союзом которых.

4) Предложение 3 состоит из четырёх предложений, второе, третье и четвертое – придаточные

изъяснительные.

5) Предложение 4 – сложное, бессоюзное.

2. Прочитайте текст.

(1)Еще в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее

опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вел в

продолжение пяти лет. (2)Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить

число жертв.

(3)Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и дает ли он слово

думать и действовать иначе. (4)Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вел себя

свободно и независимо. (5)Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин

провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою...» (169 слов) (Из книги А.

Гессена «Набережная Мойки, 12»)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

3) В предложении 3 три грамматические основы.

4) Предложение 4 сложное, осложнено вводным словом.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным определительным, содержит

цитирование.

3. Прочитайте текст.

(1)Всю дорогу до Царского Села архитектор Василий Стасов был погружен в свои мысли. (2)Изредка

бросал он рассеянный взгляд на покрытую снегом равнину, по которой пролегала дорога,

соединяющая столицу с Царским Селом, и думал о своем. (3)Ему — молодому зодчему, немало

построившему в Москве, — дано поручение составить проект переделки флигеля, в котором решено

было открыть новое учебное заведение — Лицей. (4)Стасову припомнились слухи, что ходили в

петербургском обществе. (5)Одни говорили, что император задумал воспитывать своих младших

братьев — Николая и Михаила — вместе с отпрысками знатнейших фамилий. (6)Другие полагали, что

царю, не имеющему своих детей, захотелось видеть вблизи себя молодежь. (Из книги М. Басиной «В

садах Лицея»)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 бессоюзное.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.

3) В предложении 3 придаточное определительное соединено с главным с помощью

союза котором.

4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным.

5) Предложения 5-6 сложноподчинённые с придаточными обстоятельственными.

4. Прочитайте текст.

(1)Хотя воспитанники съехались, занятия в Лицее не начались. (2)Все готовились к 19 октября — дню,

когда будет торжественно открыт Лицей.

(3)Приехал граф Разумовский — министр просвещения, всё осмотрел и приказал провести в его

присутствии репетицию предстоящего торжества. (4) Ему поставили кресло. (5)Он сел, сумрачно

наблюдая, как ввели воспитанников в парадных мундирах, построили, вызывая их по списку, обучали

кланяться почтительно и изящно тому месту, где будет сидеть царь. (Из книги М. Басиной «В садах

Лицея»)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным уступки.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.

3) Предложение 3 простое, осложнено однородными сказуемыми и обособленным

обстоятельством.

4) Предложение 4 безличное.

5) Предложение 5 состоит из трёх предложений, 2 – придаточное изъяснительное, 3 –

придаточное определительное.

5. Прочитайте текст.

(1)Мне приснилось, что я скоростной экспресс "Москва-Петербург" под названием "Сапсан".

(2)Чувствую, что несусь со страшной скоростью, будто настоящий сокол. (3)Лечу, едва касаясь рельсов,

словно и вправду крылья выросли по обеим сторонам вагонов. (4)Пассажиры прильнули к окнам, как

приклеенные, смотрят на мелькающие вдоль полотна домики, деревья, кустарники. (5)Только

заприметят что-то интересное, а его уже нет, точно корова языком слизнула.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

2) Предложение 2 сложносочинённое

3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным сравнения.

4) Предложение 4 простое, осложнено сравнением, однородными подлежащими и

однородными дополнениями.

5) Предложение 5 состоит из трёх предложений, 3 предложение в составе сложного –

придаточное сравнения.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Нужно читать только те книги (1) которые учат понимать смысл жизни (2) желания людей (3) и

мотивы их поступков. (М. Горький)

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ветви деревьев (1) казались(2) мохнатыми и (3) когда набегал ветерок (4)слегка шумели

первым зелёным шумом.

(Г. Скребницкий)

8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда у меня в руках новая книга (1) я чувствую (2) что в мою жизнь вошло что-то живое (3)

говорящее (4) чудесное. (М. Горький)

9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Живопись важна ещё и тем (1) что художник часто замечает то (2) чего мы совсем не видим. (К.

Паустовский)

10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стёоять запятые.

Теперь (1) когда я могу рассуждать (2) я уверена (3)что ты останешься жив.



В раздел образования