Авторы: Родченкова Ольга Александровна, Ольга Александровна Родченкова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №26"
Населённый пункт: г.Гатчина, Ленинградская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Презентация экологического проекта "Земля - наш общий дом"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №26»
Тема проекта «Земля – наш общий дом»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Сроки реализации проекта: 1 месяц (февраль).
Авторы проекта:
Родченкова Ольга Александровна, воспитатель высшей категории;
Шаларова Татьяна Валерьевна, воспитатель высшей категории.
Участники проекта: дети (подготовительной группы), воспитатели и
родители.
Актуальность проекта
Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа - одно целое, неделимое.
Человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни.
Поэтому каждый человек, который живет на Земле, должен заботливо и
бережно относится к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и
богатства. Этому надо приучать детей с раннего детства. Именно в
дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о
природе, формируются основы экологического сознания.
Цель проекта:
Создание карты планеты Земля в процессе занятий по
углублению экологических знаний у детей, воспитании у них гуманного и
бережного отношения к природе, формировании чувства сопричастности ко
всему живому на Земле.
Проблемный вопрос: Почему так говорят: «Земля –наш общий дом»?
(Модель трех вопросов: Что я знаю об этом? Что хочу узнать? Как можно
узнать информацию?)
Задачи проекта:
Задачи для детей:
Раскрасить карту Земли, знаки «Береги природу», раскраски животных
и наклеить их на карте по месту обитания.
Рассмотреть
энциклопедии,
Красную
книгу,
художественную
литературу в книжном уголке, просмотреть развивающий мультфильм
о планете Земля.
Выполнить
аппликацию
«Животные
жарких
стран»,
рисунки
«Животные холодных стран».
Познакомиться
с
коллекцией
камней,
ракушек,
тканей,
ниток,
магнитов, привезенных из путешествий по разным странам.
Построить кирпичный замок.
Задачи для воспитателей:
Создать условия для оформления карты Земли (природные зоны,
животный и растительный мир, условные знаки «Береги природу»).
Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его
значимостью для всего живого на планете.
Вовлекать в природоохранную деятельность.
Приобщать
детей
к
выполнению правил безопасного поведения человека в окружающей
природе.
Формировать навыки исследовательской деятельности: рассказать
детям об образовании гор и островов на планете (провести опыт
«Извержение вулкана», «Смена дня и ночи», «Пресная и солена вода»,
«Круговорот воды в природе»).
Подготовить
коллекции
камней,
ракушек,
тканей,
магнитов,
привезенных из путешествий.
Развивать
у
детей
умения
и
навыки
использования
бросового
материала.
Разместить в уголке для родителей консультации на тему проекта,
памятки, буклеты.
Задачи для родителей:
Пополнить развивающую среду группы: книгами («Красная книга»),
энциклопедиями.
Выполнить совместно с детьми книжки-малышки о животном и
растительном мире разных континентов.
Создать макеты: «Животные жарких стран», «Животные холодных
стран», «Подводный мир», «Воздушный шар».
Создать плакат «Спасем планету вместе!»
Выполнить совместно с детьми поделки из бросового материала.
Ожидаемые результаты:
Сформированность у детей знаний о планете Земля, названий материков,
природных ресурсах. У детей сформируется чувство сопереживания,
возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости
сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля. Выбирая
объект
путешествия,
дети
смогут
свободно
оперировать
понятиями:
континент, страна, море, океан, водное, воздушное пространство.
Показатели результативности:
в ходе реализации проекта дети:
узнают, что Земля – наш общий дом, живая планета, на ней есть вода,
воздух, тепло – это условия для живых существ;
демонстрируют
предпосылки
поисковой
деятельности,
интеллектуальной
инициативы;
способы
решения
проблемы
с
помощью взрослого, а затем самостоятельно;
с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;
в ходе проекта педагог:
осуществляет инновационную деятельность;
повышает свой профессиональный уровень.
Продукт проекта: карта «Земля – наш общий дом»
Практическая значимость проекта: пополнение развивающей среды
группы картой Земли, познавательной литературой, оборудованием для
экспериментирования,
фотоколлажами,
коллекциями
камней
и
ракушек, самодельными книжками о растениях и животных нашей
планеты, макетами «Животные жарких стран», «Животные холодных
стран»,
«Подводный
мир»,
«Воздушный
шар»,
познавательной
литературой
(энциклопедии,
журналы
естественно
–
научной
направленности, «Красная книга»).
Этапы реализации проекта «Земля – наш общий дом»
1 этап. Подготовительный.
Этапы/сроки
Содержание работы
Подготовительный
1-4 февраля
1. Документально-организационная работа:
Выбор темы и составление паспорта проекта;
Определение целей и задач проекта;
Составление перспективно- тематического плана проекта;
Подбор иллюстративного материала по теме, художественных
произведений для чтения, загадок, видеозаписей;
Оповещение родителей о предстоящем проекте;
Подготовка памяток, рекомендаций, консультаций для родителей
по теме проекта;
Обеспечение условий для реализации проекта;
Осуществление контроля над реализацией проекта.
Мероприятия на
подготовительном этапе
Проектирование предметной среды
Рассматривание глобуса,
географических карт.
Чтение энциклопедий по
теме «Планета – земля».
Глобус, географические карты, познавательная литература.
Беседы: «Строение земли»,
«Что такое горы»,
экспериментирование
«Извержение вулкана».
Оборудование для опыта «Извержение вулкана» (картограф, макет
вулкана, материалы для проведения опыта)
Чтение художественной
литературы,
рассматривание
иллюстраций к
произведениям.
А. Беслик «Поднять паруса» (рассказы в картинках
о мореплавателях и путешественниках), «Малыш», 2012г.
Н. Носов «Путешествие Незнайки», М., «РОСМЭН», 1984г.
Ю. Могутин «Мой северный посёлок», «Детская литература», 1992г.
Экспериментирование:
«Откуда взялись острова»,
цель - познакомить детей с
понятием остров,
причинами его
образования
Физическая карта мира, передники клеёнчатые, губки для уборки
воды, поддоны с водой. Зарисовки хода эксперимента
с рассказами детей.
Создание книги экспериментов.
Знакомство с песнями о
земле: А. Ведищев
«Песенка про медведей»,
В. Мигуля «Земля в
иллюминаторе»
Песни, музыка о земле на флешке
Заучивание стихов о земле:
«Дом Земли» Ю.
Демянская.
«Общий дом» В. Орлова.
Рисование иллюстраций к стихотворениям.
Просмотр познавательных
мульт
фильмов о планете Земля.
И/а доска «Интошка».
Разучивание новой
физкультминутки «Мы
летим под облаками».
Фотомонтаж.
2 этап. Основной (7 – 22 февраля)
Мероприятия проекта
Проектирование предметной среды
Продукт деятельности
Изготовление карты Земли, раскрашивание
материков, природных зон..
Гуашь, кисти, лист ватмана, глобус,
географические карты.
Познавательные вечера по темам:
«Как люди открывали землю»
«Счастливые земляне»
«Давай искать море»
разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок.
Презентация «Жители Земли»
Познавательная литература:
«Как наши предки открывали мир», М.,
«Мозаика – синтез», 2012г.
С. Белокурова «География для малышей»
Картотека ребусов и кроссвордов.
И/а доска «Интошка»
Рассматривание коллекций полезных
ископаемых: камней, ракушек, металла.
Коллекций тканей животного и растительного
происхождения.
Коллекция полезных ископаемых.
Коллекция тканей.
Раскрашивание изображений живой природы
(растительный и животный мир) и наклеивание
на карту Земли по месту обитания.
Знакомство с правилами поведения в природе.
Беседа «Береги природу» и раскрашивание
знаков «Береги природу!» (запрещающие
знаки)
Журналы, раскраски, ножницы, карандаши,
маркеры, схемы для рисования, наклейки.
Чтение познавательной литературы о
путешествиях и путешественниках, беседы,
рассказы о прочитанном.
Выставка художественно – познавательной
литературы: А. Беслик «Поднять паруса»
(рассказы в картинках о мореплавателях и
путешественниках), «Малыш», 1984г.
«Мой первый атлас», «ОЛМА-ПРЕСС», 2005г.
О. Квитко «Животные», «Ребятам о зверятах:
«В Африке», «В Австралии», «На Севере»,
изд. «Ранок» 2007 г.
Энциклопедии «Страны и континенты», М.,
«Астрель», 2001г.,
Энциклопедия «Пираты», изд. «Клуб
семейного досуга», 2011г.
Изготовление макетов «Животные жарких
стран», «Животные холодных стран»,
«Подводный мир», «Воздушный шар».
Изготовление макетов совместно с родителями.
Бросовый материал, игрушки животных,
раскраски животных, птиц планеты.
Дидактические игры «Кто, где живет?», «Что
где растет?» «На чём можно добраться».
Театрализованные игры: «Приключения
Незнайки на Луне» , «Лесовичок»
Моделирование развивающей среды.
На карте Земли наклеить раскрашенные
детьми изображения животных. (клей, кисти)
Оборудование для театрализации.
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой
игры «Путешествия»
Организация сюжетно-ролевых игр
«Путешествия по земному шару»
Организация подвижных игр: «Птички в
гнездах»
Макет «Воздушный шар», поезд (из бросового
материала). Схемы маршрутов путешествий,
созданные детьми. Создание групповой
коллекции магнитов о городах, странах
планеты Земля, которые посещали.
Журналы рекламные о путешествиях,
бросовый, природный материал.
Заучивание пословиц о земле, отгадывание и
составление загадок о земле и континентах.
В.Г. Лысаков «1000 загадок», М., «АСТ», 2006г.
Книжка - самоделка загадок о земле.
Рассказы детей о животных разных
континентов.
Самодельные книжки- малышки,
изготовленные родителями с детьми.
Экспериментирование «День –ночь», «Соленая
и пресная вода», «Круговорот воды в природе»,
«Всему живому необходима вода»
Пополнение книги экспериментов.
3 этап. Итоговый и презентационный (24- 28 февраля)
Мероприятия проекта
Проектирование предметной среды
Игротека с картой Земли.
Игра «Засели планету»
Карта Земли, игровое поле, кубик для
продолжения развития игры, фигурки
людей, животных, различных видов
транспорта
Самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые и
дидактические)
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, карты
маршрутов путешествий, игрушечные
средства передвижения, конструктор
«лего» для построек, макет дороги, карты
Викторина «Земля – наш общий дом»
Познавательная литература, глобус,
физическая карта мира
Презентация книжек - малышек о животных.
Книжки – самоделки о животных разных
континентов.
Фотоальбомы и коллажи о путешествиях.
Список литературы:
1.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»,
пособие для педагогов дошкольных учреждений, М., «Мозаика-
синтез», 2011г.
2.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников», М., «Мозаика-синтез», 2012г.
3.
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском
саду», пособие для воспитателей, М., «Айрис-пресс», 2011г.
4.
Гризик Т.И. «Познавательное развитие детей 2-7-ми лет», М.,
«Просвещение» 2011г.
5.
Доронова Т.Н., «Радуга. Планирование работы в детском саду с детьми
6-7-ми лет», М., «Просвещение», 2013г.
6.
Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ»№ 9, 10, (2013г.)
статья «Партнёрство педагогов в рамках проектной деятельности»,
познавательный проект «Знакомимся с Красной книгой».
7.
Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения», М., «АРКТИ», 2010г.