Автор: Лариса Ивановна Иванова
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ 146
Населённый пункт: Г КАЗАНЬ
Наименование материала: конспект
Тема: «Путешествие в страну Экспериментов».
Раздел: дошкольное образование
Иванова Лариса Ивановна
Воспитатель первой квалификационной категории
« МБДОУ Детский сад №146» Советского района г.Казань
Конспект ОД по экспериментированию
в подготовительной к школе группы
«Путешествие в страну Экспериментов».
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытно -
экспериментальной деятельности .
Задачи:
Обучающие :
-Познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его
извержения
-Уточнять представления о природных явлениях: извержение вулкана,
радуга. Обогащать словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава,
лаборатория, опыты.
Развивающие:
-Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного
выполнения опытов.
-Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную
деятельность, память, речь, логическое мышление.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе
практической деятельности.
Материалы и Оборудование: Графин с водой, красная краска, сода, моющее
средство, лимонная кислота, мерные стаканы, поднос, макет вулкана, чайные
ложки, салфетки, слайды с изображением вулканов, халаты белые для детей
и воспитателя, проектор, интерактивная доска, ноутбук.
ХОД ОД:
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята я очень рада вас видеть. У меня сегодня
отличное настроение, потому что ярко светит солнце, оно дарит мне весеннее
настроение. И я хочу подарить вам, ребята. Тоже хорошее настроение.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в
страну экспериментов к моему знакомому профессору. Там вы узнаете много
нового и интересного. Вы хотите стать настоящими учеными (да )
Глазки все закрыли вместе
Покружимся мы на месте
Покружились «2 раза «
А теперь остановились
И в ученых превратились
Глазки открываются ,чудеса продолжаются
Воспитатель: Что такое эксперимент? Где они обычно проводятся? Все
правильно, в лаборатории.
Воспитатель: Дети, а вы любите проводить опыты? (да.)
Воспитатель: Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную
лабораторию.
Воспитатель: А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?
1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.
2. Не пробовать на вкус и запах вещества.
3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты .
Стук в дверь .Письмо от профессора Чудакова .
Ребя а к нам пришло письмо от моего друга профессора
Читает письмо
Профессор:
« Добрый день Лариса Ивановна , здравствуйте ребята. Извините, что не
могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию
страны. Я очень торопился, поэтому не могу провести эксперимент с вами. Я
надеюсь, что вы справитесь и без меня, с помощью моих подсказок. А для
того, чтобы приступить к экспериментам, вы должны будете выполнить мои
задания. Конверт с заданиями для вас я оставил в своей лаборатории. «
Воспитатель: Спасибо, уважаемый профессор. Ребята, я думаю, что Мы с
вами великолепно справимся.
Воспитатель: Ребята в конверте для вас задание . здесь загадка давайте
отгадаем.
Дождь прошел. Раздвинув тучи,
К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах
Мост возник на небесах.
Разноцветная дуга -
Это в небе… (Радуга)
- Давайте посчитаем, сколько в радуге цветов? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый,
жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в
определённом порядке. Кто из вас знает почему?
Каждый – красный
Охотник - оранжевый
Желает - жёлтый
Знать - зелёный
Где - голубой
Сидит - синий
Фазан – фиолетовый.
Воспитатель: Радуга появляется, когда лучи солнышка отражаются в мелких
капельках воды после дождя, которые парят в воздухе и переливаются
разными цветами.
Воспитатель: Ребята, а хотите, чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь
прямо в комнате, да ещё и весной, ведь мы наблюдаем её только летом, когда
тепло. Для этого нам понадобится обычный компьютерный диск и фонарик.
Будем направлять на диск свет от фонарика, и приставлять диск к белому
листу.
Давайте попробуем. (Дети выполняют опыт)
Воспитатель: Ребята, а теперь вы хотите попробовать сделать сами радугу.
- Вам понравился наш опыт?
Физминутка.
Раз. Два. Три. Четыре, пять
Поработали на пять.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Мы попрыгаем немножко
потрясем ладошки тоже
повращаем головой
усталость всю сняло рукой.
( В зал влетает воздушный шар с прикрепленной загадкой)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а к нам прилетел воздушный шарик.
Какой красивый шарик, и он нам что то принёс? ( загадывают загадку).
Не снег,
А белое всегда.
Хоть и течет,
А не вода. ( Молоко)
-Я всё поняла, воздушный шарик нам предлагает сделать эксперимент с
молоком.
Ребята, а вы любите рисовать?
А на чем можно рисовать?
А я вам предлагаю рисовать на молоке. Вы хотите научиться?
Опыт № 2 «Эксперимент с молоком»
- Возьмем тарелочки с молоком. Пипеткой добавим в него несколько капель
краски ( зеленой, красной, синей, желтой). Старайтесь делать это аккуратно,
что краски не смешались между собой. - Ребята, а теперь мы заставим
молоко двигаться!
- Возьмем ватную палочку, макнем её в моющее средство и дотронемся ею
до центра тарелки с молоком.
- Посмотрите, что происходит! Молоко начинает двигаться, а краска
перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Вывод: акриловые или пищевые краски хорошо растворяются в воде, но
плохо растворяются в молоке. Молоко содержит много жира, жир хорошо
растворяется жидким мылом. Если смочить этим мылом ватную палочку и
поместить в молоко, мы увидим процесс растворения жира. А вместе с ним
краска тоже будет стремительно разбегаться в разные стороны.
Воспитатель: Ребята я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным
природным явлением как извержение вулкана, (читает задание). Ребята здесь
еще загадка давайте отгадаем.
Я плююсь огнём и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня? (Вулкан)
Воспитатель: Что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вы хотите увидеть самый настоящий вулкан? (Ответы детей)
Воспитатель: Обратите своё внимание на доску.
Воспитатель: Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.
Воспитатель: На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы? (на
вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте
все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)
Воспитатель: Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в
землю – это жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово жерло). А на
самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма.
(Дети вместе повторяют слово магма)
Воспитатель: Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие.
Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди,
забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым,
строят на склонах горы свои селения.
Воспитатель: Ребята, а хотите посмотреть, как происходит извержение
вулкана? Тогда внимательно смотрите.
(Действующий вулкан)
Воспитатель: Огромная гора словно взрывается и сотрясается от страшного
грохота. Огромная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный
дождь осыпает склоны. И жидкая огненная лава вытекает по склонам все,
сжигая на своём пути.
Физкультминутка «Вулкан»
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул.
И на десятки лет уснул.
Воспитатель: А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение
вулкана?
Воспитатель: Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он
пока спит, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы
знаете, как на это сделать, давайте попробуем поразмышлять. Вот нам еще
одна подсказка от профессора.
Воспитатель: А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная
гуашь, лимонная кислота и моющее средство для посуды
Воспитатель: Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава.
Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей
горы мы должны поместить жидкость. Воспитатель: Какую, например?
(воду)
Воспитатель: Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать
(нет).
Воспитатель: А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо
смешать вещества)
- Придется нам обратиться за подсказкой к профессору.
Воспитатель:
1. Возьмите 2 сосуда и наполните их наполовину водой.
2. В первый сосуд положить З чайных ложки соды, несколько капель
моющего средства, и добавить краску красного цвета. Все хорошо
перемешайте.
З. Во второй сосуд добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты и тоже
хорошо перемешайте.
4. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к
этому составу содержимое второго сосуда, и наслаждайтесь зрелищем.
Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает» Что вы наблюдаете?
Посмотрите, как извергается наш вулкан? Он извергается спокойно.
Воспитатель: Скажите, что сейчас произошло?
Воспитатель: А почему так получилось?
Воспитатель: Вам понравился наш опыт?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все внимательно слушали и выполняли все
задания профессора Чудакова, и помогли вулкану «проснутся». Теперь вы
знаете, что такое вулкан и как он извергается. Когда вы вырастите большими,
наверное, обязательно станете учеными!
Воспитатель: А сейчас пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и
скажем волшебные слова.
Воспитатель: Сейчас кругом я повернусь. И в детском саде окажусь!
Итог. Рефлексия.
Понравилось вам быть учеными? Что было особенно интересно?
Какие опыты сегодня мы с вами провели?
Скажите, что интересного вы сегодня узнали?
Кому можно рассказать и показать наш опыт?
С какими природными явлениями мы свами сегодня познакомились?