Напоминание

«Путешествие в страну Экспериментов».


Автор: Лариса Ивановна Иванова
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ 146
Населённый пункт: Г КАЗАНЬ
Наименование материала: конспект
Тема: «Путешествие в страну Экспериментов».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Иванова Лариса Ивановна

Воспитатель первой квалификационной категории

« МБДОУ Детский сад №146» Советского района г.Казань

Конспект ОД по экспериментированию

в подготовительной к школе группы

«Путешествие в страну Экспериментов».

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытно -

экспериментальной деятельности .

Задачи:

Обучающие :

-Познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его

извержения

-Уточнять представления о природных явлениях: извержение вулкана,

радуга. Обогащать словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава,

лаборатория, опыты.

Развивающие:

-Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного

выполнения опытов.

-Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную

деятельность, память, речь, логическое мышление.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе

практической деятельности.

Материалы и Оборудование: Графин с водой, красная краска, сода, моющее

средство, лимонная кислота, мерные стаканы, поднос, макет вулкана, чайные

ложки, салфетки, слайды с изображением вулканов, халаты белые для детей

и воспитателя, проектор, интерактивная доска, ноутбук.

ХОД ОД:

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята я очень рада вас видеть. У меня сегодня

отличное настроение, потому что ярко светит солнце, оно дарит мне весеннее

настроение. И я хочу подарить вам, ребята. Тоже хорошее настроение.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в

страну экспериментов к моему знакомому профессору. Там вы узнаете много

нового и интересного. Вы хотите стать настоящими учеными (да )

Глазки все закрыли вместе

Покружимся мы на месте

Покружились «2 раза «

А теперь остановились

И в ученых превратились

Глазки открываются ,чудеса продолжаются

Воспитатель: Что такое эксперимент? Где они обычно проводятся? Все

правильно, в лаборатории.

Воспитатель: Дети, а вы любите проводить опыты? (да.)

Воспитатель: Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную

лабораторию.

Воспитатель: А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты .

Стук в дверь .Письмо от профессора Чудакова .

Ребя а к нам пришло письмо от моего друга профессора

Читает письмо

Профессор:

« Добрый день Лариса Ивановна , здравствуйте ребята. Извините, что не

могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию

страны. Я очень торопился, поэтому не могу провести эксперимент с вами. Я

надеюсь, что вы справитесь и без меня, с помощью моих подсказок. А для

того, чтобы приступить к экспериментам, вы должны будете выполнить мои

задания. Конверт с заданиями для вас я оставил в своей лаборатории. «

Воспитатель: Спасибо, уважаемый профессор. Ребята, я думаю, что Мы с

вами великолепно справимся.

Воспитатель: Ребята в конверте для вас задание . здесь загадка давайте

отгадаем.

Дождь прошел. Раздвинув тучи,

К нам пробился солнца лучик.

И буквально на глазах

Мост возник на небесах.

Разноцветная дуга -

Это в небе… (Радуга)

- Давайте посчитаем, сколько в радуге цветов? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый,

жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в

определённом порядке. Кто из вас знает почему?

Каждый – красный

Охотник - оранжевый

Желает - жёлтый

Знать - зелёный

Где - голубой

Сидит - синий

Фазан – фиолетовый.

Воспитатель: Радуга появляется, когда лучи солнышка отражаются в мелких

капельках воды после дождя, которые парят в воздухе и переливаются

разными цветами.

Воспитатель: Ребята, а хотите, чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь

прямо в комнате, да ещё и весной, ведь мы наблюдаем её только летом, когда

тепло. Для этого нам понадобится обычный компьютерный диск и фонарик.

Будем направлять на диск свет от фонарика, и приставлять диск к белому

листу.

Давайте попробуем. (Дети выполняют опыт)

Воспитатель: Ребята, а теперь вы хотите попробовать сделать сами радугу.

- Вам понравился наш опыт?

Физминутка.

Раз. Два. Три. Четыре, пять

Поработали на пять.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим.

Мы попрыгаем немножко

потрясем ладошки тоже

повращаем головой

усталость всю сняло рукой.

( В зал влетает воздушный шар с прикрепленной загадкой)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а к нам прилетел воздушный шарик.

Какой красивый шарик, и он нам что то принёс? ( загадывают загадку).

Не снег,

А белое всегда.

Хоть и течет,

А не вода. ( Молоко)

-Я всё поняла, воздушный шарик нам предлагает сделать эксперимент с

молоком.

Ребята, а вы любите рисовать?

А на чем можно рисовать?

А я вам предлагаю рисовать на молоке. Вы хотите научиться?

Опыт № 2 «Эксперимент с молоком»

- Возьмем тарелочки с молоком. Пипеткой добавим в него несколько капель

краски ( зеленой, красной, синей, желтой). Старайтесь делать это аккуратно,

что краски не смешались между собой. - Ребята, а теперь мы заставим

молоко двигаться!

- Возьмем ватную палочку, макнем её в моющее средство и дотронемся ею

до центра тарелки с молоком.

- Посмотрите, что происходит! Молоко начинает двигаться, а краска

перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

Вывод: акриловые или пищевые краски хорошо растворяются в воде, но

плохо растворяются в молоке. Молоко содержит много жира, жир хорошо

растворяется жидким мылом. Если смочить этим мылом ватную палочку и

поместить в молоко, мы увидим процесс растворения жира. А вместе с ним

краска тоже будет стремительно разбегаться в разные стороны.

Воспитатель: Ребята я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным

природным явлением как извержение вулкана, (читает задание). Ребята здесь

еще загадка давайте отгадаем.

Я плююсь огнём и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой.

Как зовут меня? (Вулкан)

Воспитатель: Что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

(Ответы детей)

Воспитатель: Вы хотите увидеть самый настоящий вулкан? (Ответы детей)

Воспитатель: Обратите своё внимание на доску.

Воспитатель: Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.

Воспитатель: На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы? (на

вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте

все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)

Воспитатель: Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в

землю – это жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово жерло). А на

самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма.

(Дети вместе повторяют слово магма)

Воспитатель: Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие.

Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди,

забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым,

строят на склонах горы свои селения.

Воспитатель: Ребята, а хотите посмотреть, как происходит извержение

вулкана? Тогда внимательно смотрите.

(Действующий вулкан)

Воспитатель: Огромная гора словно взрывается и сотрясается от страшного

грохота. Огромная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный

дождь осыпает склоны. И жидкая огненная лава вытекает по склонам все,

сжигая на своём пути.

Физкультминутка «Вулкан»

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул.

И на десятки лет уснул.

Воспитатель: А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение

вулкана?

Воспитатель: Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он

пока спит, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы

знаете, как на это сделать, давайте попробуем поразмышлять. Вот нам еще

одна подсказка от профессора.

Воспитатель: А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная

гуашь, лимонная кислота и моющее средство для посуды

Воспитатель: Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава.

Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей

горы мы должны поместить жидкость. Воспитатель: Какую, например?

(воду)

Воспитатель: Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать

(нет).

Воспитатель: А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо

смешать вещества)

- Придется нам обратиться за подсказкой к профессору.

Воспитатель:

1. Возьмите 2 сосуда и наполните их наполовину водой.

2. В первый сосуд положить З чайных ложки соды, несколько капель

моющего средства, и добавить краску красного цвета. Все хорошо

перемешайте.

З. Во второй сосуд добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты и тоже

хорошо перемешайте.

4. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к

этому составу содержимое второго сосуда, и наслаждайтесь зрелищем.

Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает» Что вы наблюдаете?

Посмотрите, как извергается наш вулкан? Он извергается спокойно.

Воспитатель: Скажите, что сейчас произошло?

Воспитатель: А почему так получилось?

Воспитатель: Вам понравился наш опыт?

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все внимательно слушали и выполняли все

задания профессора Чудакова, и помогли вулкану «проснутся». Теперь вы

знаете, что такое вулкан и как он извергается. Когда вы вырастите большими,

наверное, обязательно станете учеными!

Воспитатель: А сейчас пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и

скажем волшебные слова.

Воспитатель: Сейчас кругом я повернусь. И в детском саде окажусь!

Итог. Рефлексия.

Понравилось вам быть учеными? Что было особенно интересно?

Какие опыты сегодня мы с вами провели?

Скажите, что интересного вы сегодня узнали?

Кому можно рассказать и показать наш опыт?

С какими природными явлениями мы свами сегодня познакомились?



В раздел образования