Автор: Округина Александра Андреевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №1"
Населённый пункт: город Серпухов
Наименование материала: Доклад
Тема: Основные метастратегии в процессе преподавания сольфеджио
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дет-
ская музыкальная школа №1»
ДОКЛАД
преподавателя теоретических дисциплин ДМШ №1
г. Серпухова Округиной А.А. по теме:
«Основные метастратегии
в процессе преподавания сольфеджио»
Серпухов, 14.05.2024 г.
План работы:
1.
Введение. Методики: виды, свойства, способы развития.
2. Сольфеджио и специализация музыканта.
3. Типы учебных пособий и упражнений.
4. Резюме.
5. Список использованной литературы.
1. Введение. Методики: виды, свойства, способы развития.
В психологии выделяется пять основных видов научения человека. В ра-
курсе преподавания сольфеджио это пять видов можно рассмотреть следую-
щим образом:
1.
Научение по методу импринтинга (своеобразное ассоциативное «впечаты-
вание» в память);
2.
Условно-рефлекторное научение (как пример — установление семантиче-
ских значений тональностей и т.п.);
3.
Оперантное научение (по методу проб и ошибок);
4.
Вербальное научение (например, пошаговое изложение методики);
5.
Викарное научение (методом наблюдения за другими людьми, то есть моде-
лирование, если пользоваться терминологией НЛП).
В процессе преподавания сольфеджио наиболее активно раскрываются
последние два вида научения, при этом в учебном процессе необходимо од-
новременно сочетать две методические линии: универсальную (линию, форми-
рующую необходимые в течении всей музыкальной жизни навыки, такие,
например, как выработка чувства тонального тяготения или ритмического пуль-
са) и текущую (линию для достижения ближних целей, например, методика на-
чального запоминания интервалов по известным мелодиям).
Важно понимать и разграничивать области применения данных методи-
ческих линий. Тогда пропадет «методический конфликт» в вопросах большей
правильности той или иной методики. Вместо категоричного выбора, какая ме-
тодика более верная (как в случае с узнаванием интервалов на слух: по началь-
ному мотиву известных песен — либо слушать их гештальты), возникнет пози-
ция, когда, как долго, где и для кого применять тот или иной прием.
Необходимо осознать, что доказательство верности какой-либо методике
либо системе не может быть целью или критерием обучения. Подбор методиче-
ских ингредиентов должен осуществляться индивидуально с ориентиром, в
первую очередь, на специфику личности ученика, а не на соответствие какой-
либо методической школе. Конкретная методика должна соответствовать кон-
кретному ученику с его персональным набором сенсорных приоритетов и мета-
программ, а значит, такая методика — уже совокупность методических изыска-
ний, подобранная с учетом специфики учащегося.
2. Сольфеджио и специализация музыканта.
Необходимо провести линию взаимоотношения учебных программ по
сольфеджио и специализации музыканта. Музыкальная практика как бы
подсказывает приоритетные зоны тренировки слуха применительно к разным
музыкальным специальностям. Так, свободное транспонирование с разные
строи необходимо для трубача, тромбониста, более четкое улавливание интер-
валов, их соотношений и чистоты звучания — скрипачам и виолончелистам.
Безусловно, идея направленности сольфеджио на специальность ученика
не нова, однако по факту в приоритете стоит соответствие одобренным учеб-
ным программам. Также, в случае больших групп, где находятся дети разных
специальностей, а не, например, только пианисты, приходится действовать, м
руководствуясь общими методическими принципами. В то время как в учебных
заведениях среднего и высшего звена всегда есть разделение групп по сольфе-
джио в соответствии со специальностями учащихся. Вероятно, в процессе
школьного обучения необходим поиск некоторого баланса между этими двумя
подходами, потому как очевидно, что в региональных музыкальных школах
разделение групп по сольфеджио по специальностям недостижимо из-за не-
хватки контингента, а также с точки зрения экономических моментов (нерента-
бельно высокая нагрузка по часам).
3. Типы учебных пособий и упражнений.
Особняком здесь стоит выделитть проблему методической и учебной литерату-
ры: при избытке новых изданий, большинство ориентируется в работе на прове-
ренные десятилетиями учебники и сборники (например, сборник для чтения с
листа одноголосия Калмыкова-Фридкина, который, хоть и претерпел относи-
тельно недавнее переиздание, в условиях современной повестки вызывает во-
просы).
Если попытаться выделить суть занятий сольфеджио, то мы получим, по
факту, гимнастику слуха. В учебных пособиях мы видим комплексы упражне-
ний, призванные развить слуховое восприятие, однако необходимо привести
систему в некоторый баланс, потому что, как правило, если следовать только
одной методической школе, то выбирается какой-то определенный пункт, на
который производится упор, все же остальные области страдают. «Чистый тре-
нинг-дрессировка», безусловно, дает свои результаты, он помогает сфокусиро-
вать внимание на конкретных интонационных или ритмических трудностях, но
только в решении текущей задачи, и часто ученик не способен применить выра-
ботанные навыки, если тот же самый тип задание представить ему в немного
другом контексте.
За наглядность в пособиях по сольфеджио, как правило, отвечают приме-
ры из художественной литературы. Принято считать, что чем их больше — тем
лучше, но важно упомянуть пару моментов относительно их приведения в при-
мер. Первый момент — цитата может даваться не в тональности оригинала,
что, возможно, удобно, если мыв говорим об адаптации инструментального
примера под певческий диапазон, но такого рода транспозиция может негатив-
но сказаться на формировании слуха, если стоит цель сформировать ассоциа-
ции-якоря, установленные на восприятие определенной тональности. Особенно,
если пример отличается большой известностью.
Отдельный пункт — это визуальные пособия, как правило, это схемы и
таблицы. Часть из них действительно очень помогает учащимся в выработке
ассоциативного ряда и служит своеобразной ментальный шпаргалкой (яр-
чайшие примеры: лестница из ступеней, распечатанная нотная клавиатура).
Также необходимо упомянуть роль аудио-видео-компьютерных приложе-
ний и технологий к работам по сольфеджио. Издание пособий по сольфеджио с
аудиоприложениями широко и давно используется за рубежом (например, шко-
ла французского сольфеджио). В нашей стране эта область пока остается
открытой к разработкам и может получить серьезное развитие только при усло-
вии заинтересованности в этом управляющих структур в образовании, так как
разработка и запись подобного рода приложений требует финансового финан-
сирования.
Коротко обобщим те формы работы и типы упражнений, на которые в на-
ше время делается основной акцент:
1.
Работа со звуковыми паттернами: а) интонационные упражнения, одного-
лосные (пение интервалов, аккордов, ладов и т.д. от звука) и ансамблевые
(канон, двухголосие, выстраивающие вертикали аккорда);
б) ритмические упражнения;
2. Работа с нотным текстом: пение по нотам, выучившие нотного текста наи-
зусть, транспонирование;
3. Слуховой анализ отдельных интервалов и аккордов, аккордовой последова-
тельности;
4. Нотная запись звучащей музыки (различные виды музыкального диктанта,
как инструктивного, так и художественного);
5. Активизация креативности мышления (различные творческие задания: напи-
сание коротких пьес в определенном ладу, вокальные импровизации по опреде-
ленному заданию).
4. Резюме.
Рассмотрены основные проблемы и моменты в создании комплексных
методик и практических приемов развития музыкального слуха. Подчеркнута
необходимость наличия сквозных методик, целью которых будет создание
единства принципов действия в системе человеческого восприятия информа-
ции; затронута роль моделирования в совершенствовании навыков развития му-
зыкального слуха;
Рассмотрены основные типы учебных пособий по сольфеджио, подчерк-
нута важность балансного содержания в них инструктивного и художественно-
го материала;
Отмечена роль наглядности в процессе обучения сольфеджио на любом
этапе;
Классифицированы основные типы и формы работ в курсе сольфеджио.
5. Список использованной литературы:
1.
Енько Т. Сольфеджио в АКМО // Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных.
Вып. 26. М., 1976. С. 32-58.
2.
Локиин Д. Хоровое пение в русской дореволюционой и советской школе.
М., 1957.
3.
Максимов С. Методы воспитания ладотонального слуха на уроках сольфе-
джио. М., 1973.
4.
Максимов С. Основы гармонического сольфеджио. М., 1972.
5.
Карасева М. НЛП и музыкальная терапия глазами музыканта // NLP.
Вестник современной практической психологии. Вып. 5 (в печати).
6.
Карасева М. Освоение ритмических трудностей в вузовском курсе соль-
феджио// Воспитание музыкального слуха. Вып. 3. М., 1993.
C. 34-48.
7.
Карасева М. Особенности изучения ладов, отличных от мажора и ми-
нора, в средних классах специальной музыкальной школы // Современные
методики музыкального воспитания: проблемы развития музыкальных
способностей в классе сольфеджио. Минск, 1994. С. 33-36.
8.
Карасева М. Проблемы слухового освоения музыки ХХ века в совре-
менном курсе сольфеджио. / Деп. в НИО Информкультура. М., 1987. Nº
1470.
9.
Карасева М. Сольфеджио — психотехника развития музыкального слуха.
М., 2009.