Напоминание

Основные метастратегии в процессе преподавания сольфеджио


Автор: Округина Александра Андреевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №1"
Населённый пункт: город Серпухов
Наименование материала: Доклад
Тема: Основные метастратегии в процессе преподавания сольфеджио
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дет-

ская музыкальная школа №1»

ДОКЛАД

преподавателя теоретических дисциплин ДМШ №1

г. Серпухова Округиной А.А. по теме:

«Основные метастратегии

в процессе преподавания сольфеджио»

Серпухов, 14.05.2024 г.

План работы:

1.

Введение. Методики: виды, свойства, способы развития.

2. Сольфеджио и специализация музыканта.

3. Типы учебных пособий и упражнений.

4. Резюме.

5. Список использованной литературы.

1. Введение. Методики: виды, свойства, способы развития.

В психологии выделяется пять основных видов научения человека. В ра-

курсе преподавания сольфеджио это пять видов можно рассмотреть следую-

щим образом:

1.

Научение по методу импринтинга (своеобразное ассоциативное «впечаты-

вание» в память);

2.

Условно-рефлекторное научение (как пример — установление семантиче-

ских значений тональностей и т.п.);

3.

Оперантное научение (по методу проб и ошибок);

4.

Вербальное научение (например, пошаговое изложение методики);

5.

Викарное научение (методом наблюдения за другими людьми, то есть моде-

лирование, если пользоваться терминологией НЛП).

В процессе преподавания сольфеджио наиболее активно раскрываются

последние два вида научения, при этом в учебном процессе необходимо од-

новременно сочетать две методические линии: универсальную (линию, форми-

рующую необходимые в течении всей музыкальной жизни навыки, такие,

например, как выработка чувства тонального тяготения или ритмического пуль-

са) и текущую (линию для достижения ближних целей, например, методика на-

чального запоминания интервалов по известным мелодиям).

Важно понимать и разграничивать области применения данных методи-

ческих линий. Тогда пропадет «методический конфликт» в вопросах большей

правильности той или иной методики. Вместо категоричного выбора, какая ме-

тодика более верная (как в случае с узнаванием интервалов на слух: по началь-

ному мотиву известных песен — либо слушать их гештальты), возникнет пози-

ция, когда, как долго, где и для кого применять тот или иной прием.

Необходимо осознать, что доказательство верности какой-либо методике

либо системе не может быть целью или критерием обучения. Подбор методиче-

ских ингредиентов должен осуществляться индивидуально с ориентиром, в

первую очередь, на специфику личности ученика, а не на соответствие какой-

либо методической школе. Конкретная методика должна соответствовать кон-

кретному ученику с его персональным набором сенсорных приоритетов и мета-

программ, а значит, такая методика — уже совокупность методических изыска-

ний, подобранная с учетом специфики учащегося.

2. Сольфеджио и специализация музыканта.

Необходимо провести линию взаимоотношения учебных программ по

сольфеджио и специализации музыканта. Музыкальная практика как бы

подсказывает приоритетные зоны тренировки слуха применительно к разным

музыкальным специальностям. Так, свободное транспонирование с разные

строи необходимо для трубача, тромбониста, более четкое улавливание интер-

валов, их соотношений и чистоты звучания — скрипачам и виолончелистам.

Безусловно, идея направленности сольфеджио на специальность ученика

не нова, однако по факту в приоритете стоит соответствие одобренным учеб-

ным программам. Также, в случае больших групп, где находятся дети разных

специальностей, а не, например, только пианисты, приходится действовать, м

руководствуясь общими методическими принципами. В то время как в учебных

заведениях среднего и высшего звена всегда есть разделение групп по сольфе-

джио в соответствии со специальностями учащихся. Вероятно, в процессе

школьного обучения необходим поиск некоторого баланса между этими двумя

подходами, потому как очевидно, что в региональных музыкальных школах

разделение групп по сольфеджио по специальностям недостижимо из-за не-

хватки контингента, а также с точки зрения экономических моментов (нерента-

бельно высокая нагрузка по часам).

3. Типы учебных пособий и упражнений.

Особняком здесь стоит выделитть проблему методической и учебной литерату-

ры: при избытке новых изданий, большинство ориентируется в работе на прове-

ренные десятилетиями учебники и сборники (например, сборник для чтения с

листа одноголосия Калмыкова-Фридкина, который, хоть и претерпел относи-

тельно недавнее переиздание, в условиях современной повестки вызывает во-

просы).

Если попытаться выделить суть занятий сольфеджио, то мы получим, по

факту, гимнастику слуха. В учебных пособиях мы видим комплексы упражне-

ний, призванные развить слуховое восприятие, однако необходимо привести

систему в некоторый баланс, потому что, как правило, если следовать только

одной методической школе, то выбирается какой-то определенный пункт, на

который производится упор, все же остальные области страдают. «Чистый тре-

нинг-дрессировка», безусловно, дает свои результаты, он помогает сфокусиро-

вать внимание на конкретных интонационных или ритмических трудностях, но

только в решении текущей задачи, и часто ученик не способен применить выра-

ботанные навыки, если тот же самый тип задание представить ему в немного

другом контексте.

За наглядность в пособиях по сольфеджио, как правило, отвечают приме-

ры из художественной литературы. Принято считать, что чем их больше — тем

лучше, но важно упомянуть пару моментов относительно их приведения в при-

мер. Первый момент — цитата может даваться не в тональности оригинала,

что, возможно, удобно, если мыв говорим об адаптации инструментального

примера под певческий диапазон, но такого рода транспозиция может негатив-

но сказаться на формировании слуха, если стоит цель сформировать ассоциа-

ции-якоря, установленные на восприятие определенной тональности. Особенно,

если пример отличается большой известностью.

Отдельный пункт — это визуальные пособия, как правило, это схемы и

таблицы. Часть из них действительно очень помогает учащимся в выработке

ассоциативного ряда и служит своеобразной ментальный шпаргалкой (яр-

чайшие примеры: лестница из ступеней, распечатанная нотная клавиатура).

Также необходимо упомянуть роль аудио-видео-компьютерных приложе-

ний и технологий к работам по сольфеджио. Издание пособий по сольфеджио с

аудиоприложениями широко и давно используется за рубежом (например, шко-

ла французского сольфеджио). В нашей стране эта область пока остается

открытой к разработкам и может получить серьезное развитие только при усло-

вии заинтересованности в этом управляющих структур в образовании, так как

разработка и запись подобного рода приложений требует финансового финан-

сирования.

Коротко обобщим те формы работы и типы упражнений, на которые в на-

ше время делается основной акцент:

1.

Работа со звуковыми паттернами: а) интонационные упражнения, одного-

лосные (пение интервалов, аккордов, ладов и т.д. от звука) и ансамблевые

(канон, двухголосие, выстраивающие вертикали аккорда);

б) ритмические упражнения;

2. Работа с нотным текстом: пение по нотам, выучившие нотного текста наи-

зусть, транспонирование;

3. Слуховой анализ отдельных интервалов и аккордов, аккордовой последова-

тельности;

4. Нотная запись звучащей музыки (различные виды музыкального диктанта,

как инструктивного, так и художественного);

5. Активизация креативности мышления (различные творческие задания: напи-

сание коротких пьес в определенном ладу, вокальные импровизации по опреде-

ленному заданию).

4. Резюме.

Рассмотрены основные проблемы и моменты в создании комплексных

методик и практических приемов развития музыкального слуха. Подчеркнута

необходимость наличия сквозных методик, целью которых будет создание

единства принципов действия в системе человеческого восприятия информа-

ции; затронута роль моделирования в совершенствовании навыков развития му-

зыкального слуха;

Рассмотрены основные типы учебных пособий по сольфеджио, подчерк-

нута важность балансного содержания в них инструктивного и художественно-

го материала;

Отмечена роль наглядности в процессе обучения сольфеджио на любом

этапе;

Классифицированы основные типы и формы работ в курсе сольфеджио.

5. Список использованной литературы:

1.

Енько Т. Сольфеджио в АКМО // Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных.

Вып. 26. М., 1976. С. 32-58.

2.

Локиин Д. Хоровое пение в русской дореволюционой и советской школе.

М., 1957.

3.

Максимов С. Методы воспитания ладотонального слуха на уроках сольфе-

джио. М., 1973.

4.

Максимов С. Основы гармонического сольфеджио. М., 1972.

5.

Карасева М. НЛП и музыкальная терапия глазами музыканта // NLP.

Вестник современной практической психологии. Вып. 5 (в печати).

6.

Карасева М. Освоение ритмических трудностей в вузовском курсе соль-

феджио// Воспитание музыкального слуха. Вып. 3. М., 1993.

C. 34-48.

7.

Карасева М. Особенности изучения ладов, отличных от мажора и ми-

нора, в средних классах специальной музыкальной школы // Современные

методики музыкального воспитания: проблемы развития музыкальных

способностей в классе сольфеджио. Минск, 1994. С. 33-36.

8.

Карасева М. Проблемы слухового освоения музыки ХХ века в совре-

менном курсе сольфеджио. / Деп. в НИО Информкультура. М., 1987. Nº

1470.

9.

Карасева М. Сольфеджио — психотехника развития музыкального слуха.

М., 2009.



В раздел образования