Напоминание

"Особенности спортивной деятельности дзюдоистов 12-13 лет"


Автор: Демидова Александра Александровна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: ГО ДУ ТО "ОблСШОР по единоборствам"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности спортивной деятельности дзюдоистов 12-13 лет"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОБЛАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

ПО ЕДИНОБОРСТВАМ»

СТАТЬЯ

на тему:

«ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЗЮДОИСТОВ

12-13 ЛЕТ»

Автор: тренер-преподаватель

Демидова Александра Александровна

Тула, 2024 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………….………………….…………….. 3

1.

Особенности

скоростно-силовой

подготовки

юных

дзюдоистов…………..……………………………………………….………… 6

1.1.

Место

скоростно-силовой

подготовки

в

спортивных

единоборствах………………………………………………………………..…..8

1.2.

Средства

и

методы

скоростно-силовой

подготовки

юных

дзюдоистов…………………………………………………………………….... 11

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы……………………………………………………………... 22

2

Введение

Деятельность дзюдоистов в процессе спортивной подготовки — это

целенаправленная

внешняя

и

внутренняя

активность,

обусловленная

специфическими мотивами и интересами, внутренним содержанием которой

являются психо-физиологические процессы, а внешним проявлением —

двигательные действия и операции.

Спортивная подготовка дзюдоистов — многолетний процесс

целесообразного

использования

знаний,

средств,

методов

и

условий,

позволяющий направленно воздействовать на развитие занимающихся и

обеспечивать

необходимую

степень

их

готовности

к

спортивным

достижениям .

Тренеры-преподаватели по дзюдо, независимо от этапа многолетней

подготовки спортсменов, должны знать и уметь применять на практике

теоретические основы организации процесса подготовки новичков до

достижения

ими

вершин

спортивного

мастерства

для

того,

чтобы

обеспечивать рациональный подбор средств и методов, адекватных задачам

каждого

этапа,

и

планировать

нагрузки,

соответствующие

уровню

подготовленности дзюдоистов и обеспечивающие поступательный переход

их с одного этапа подготовки на другой.

Целенаправленная подготовка дзюдоистов содействует достижению

ими состояния «спортивной формы», которое характеризуется оптимальной

технической, тактической, физической, психической подготовленностью и

выражается в уровне спортивных результатов, показанных дзюдоистами на

тренировках и соревнованиях.

Интерес многих авторов к проблеме планирования и управления

тренировочным процессом объясняется важностью ее для теории и методики

дзюдо.

Система

подготовки

и

подведения

спортсмена

к

основным

соревнованиям является центральной во всех видах спорта. Ею апробируется

3

на практике правильность выбора направления в развитии вида спорта на

конкретном отрезке времени.

Актуальность. Важность скоростно-силовой подготовки для юных

дзюдоистов не вызывает сомнений, так как дальнейший рост уровня технико-

тактического мастерства базируется на высоком потенциале его физической

подготовленности.

В

исследованиях

В.С.Дахновского,

А.Д.Егизаряна,

Ю.М.Закарьяева,

В.Г.Ивлева,

С.Д.Ионова

и

др.[23,24,26,27,29,30]

указывается на то, что поднятие уровня общефизической и специальной

скоростно-силовой подготовлености спортсменов происходит за счет средств

самой борьбы, то есть применяя большое количество разнообразных

тренировочных заданий в процессе технико-тактической подготовки. Но

используя только эти средства подготовки нельзя, да наверное и невозможно

целенаправленно развивать именно те физические качества, которые

позволяют дзюдоисту ускорить процесс освоения новых технических

действий.

В

данном

случае,

если

не

применять

концентрированной

углубленной тренировки скоростно-силовой направленности, то в процессе

совершенствования

технико-тактического

мастерства

спортсменов

не

произойдет значительного повышения уровня развития скоростно-силовых

качеств.

Потому

что,

у

квалифицированных

спортсменов

на

этапе

спортивного

совершенствования

происходит

уже

в

какой-то

мере

стабилизация уровня общефизической и специальной подготовленности. Да к

тому же, постоянно поддерживать высокий уровень скоростно-силовых

качеств на протяжении всего соревновательного периода нет возможности.

Так как процесс планирования подготовки предшествующий участию в

соревнованиях,

должен

иметь

разумные

периоды

отдыха

и

концентрированные большие по объему и напряженности нагрузки. Поэтому

целенаправленное использование средств скоростно-силовой подготовки на

этапах базовой подготовки соревновательного периода является одним из

необходимых принципов тренировочного процесса квалифицированных

юных дзюдоистов.

4

Цель работы: раскрыть сущность специфики спортивной деятельности

дзюдоистов 12-13 лет.

Задачи:

определить специфику тренировочного процесса в дзюдо;

определить средства и методы скоростно-силовой подготовки в дзюдо.

5

1.

ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ

ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ

Исследование возможностей совершенствования техники с помощью

увеличения вариативности и сложности технических действий, а также

развития физических качеств весьма многообразны.

При этом используется весь комплекс средств и методов тренировки.

Но ведущими являются упражнения, направленные на развитие «взрывных»

усилий, ориентированных на улучшение техники спортивного движения.

Развитие скоростно-силовых способностей во всем диапазоне внешних

сопротивлений,

присущих

деятельности

борца,

увеличивается

при

одновременном повышении максимальных величин быстроты и силы, что

характерно для начинающих спортсменов. Сочетание силовых и скоростных

компонентов при преимущественном росте показателей максимальных

усилий более типично для высококвалифицированных спортсменов.

С повышением уровня мастерства обнаруживается тенденция к

использованию более интенсивных и специализированных воздействий. Как

отмечается Ю.В.Верхошанским [11, 12, 13, 14], самое лучшее средство

специальной

скоростно-силовой

подготовки

само

соревновательное

упражнение. Но в практике частое его использование связано с большими

затратами нервной и физической энергии. В связи с этим в тренировках

применяются упражнения, воздействующие с различной степенью на

отдельные параметры соревновательного движения. Поэтому необходимо

тщательно подбирать средства, учитывающие специфичность и локальность

воздействий.

В тренировочной деятельности используются средства с проявлением

максимальных

усилий

для

образования

координационных

связей

позволяющих прогрессировать в данном упражнении.

6

В настоящее время существует три пути развития скоростно-силовых

способностей:

1.

Совершенствование межмышечной координации.

2.

Совершенствование внутримышечной координации.

3.

Совершенствование собственной реактивности мышц.

Для

первого

пути

используются

упражнения

сходные

с

соревновательными.

Для второго – необходимо задействовать три показателя: оптимальное

количество двигательных единиц, высокая частота импульсации мионов

мотонейронов, оптимальное синхронизирование всех мотонейронов. То есть

необходимо использование упражнений с большими отягощениями.

Для третьего способа характерно применение отягощений 7 – 13 ПМ

(повторного максимума), применяемых в тренировочной деятельности

культуристов.

Исследование силовых способностей в спортивной борьбе, в частности,

в дзюдо, показало, что «взрывные» усилия в значительной мере и степени

характеризуют спортивное мастерство борца.

Таким образом, при всем многообразии силовых проявлений наиболее

значительными

являются

скоростно-силовые

возможности,

с

помощь

которых

решается

одна

из

основных

смысловых

задач

выполнения

высокоэффективных атакующих действий при значительном сопротивлении

соперника.

7

1.1.

Место

скоростно-силовой

подготовки

в

спортивных

единоборствах

Теоретические и экспериментальные исследования свидетельствуют о

важности

повышения

уровня

развития

специальной

физической

подготовленности и, в частности, роли специальных скоростно-силовых

качеств

в

становлении

и

дальнейшем

повышении

эффективности

технического мастерства спортсменов [11,1 ,13,14,50 ,51,55]. Неудивительно,

что многие авторы считают: больше внимания следует уделять их развитию

ее на этапе начальной спортивной специализации [

2, 3, 4, 42, 43, 45, 46, 47

].

При анализе специфики скоростно-силовой подготовки борцов в связи

с особенностями технико-тактического мастерства Ю.В.Верхошанский и

В.И.Филимонов специально подчеркивают большую значимость высокого

уровня проявления скоростно-силовых качеств [11, 12, 13, 14]. Важность

совершенствования и проявления у борцов как общих силовых, так и

взрывных способностей отмечают З.М.Хусейнов и В.И.Филимонов.

В спортивной борьбе, в том числе в дзюдо, к двигательному аппарату

спортсменов

предъявляются

высокие

требования.

Это

определяет

необходимость развития физических качеств у спортсменов высших разрядов

и, в частности, их способности к проявлению больших мышечных усилий в

кратчайшее время. Так, В.П.Волков, Ю.П.Замятин и Б.Ф.Романов [15],

исследуя структуру физической подготовленности борцов, выделил четыре

фактора, причем ведущим здесь является специальная подготовленность на

базе высокого уровня развития скоростно-силовых качеств.

Все это предопределяет важность развития скоростно-силовых качеств,

столь необходимых при выполнении технических действий. Специальные

исследования

подтверждают

положительную

взаимосвязь

между

специальной скоростно-силовой и технической подготовкой борцов [2, 5, 8,

32, 43, 48]. По данным Б.М.Рыбалко, В.И.Рудницкого и А.В.Медведя

выдающиеся

борцы

всегда

отличались

не

только

высоким

уровнем

8

физической подготовленности и виртуозным владением техники, но и

способностью к своевременному проявлению взрывных усилий [50].

Впервые охарактеризовал скоростно-силовые качества как величину

проявляющейся силы за счет увеличения ускорения при постоянной массе

В.С.Фарфель. [ 32]

Позднее это положение было уточнено: скоростно-силовые качества

стали рассматриваться как способность к быстрому развитию максимума

двигательного усилия в условиях специфической структуры движения. Как

видим,

здесь

достаточно

хорошо

отражена

суть

скоростно-силовой

подготовки – раздельное или комплексное развитие быстроты и силы в

движениях,

сходных

по

структуре

с

собственно-соревновательным

упражнением.

Исследуя

двигательные

способности

человека

М.А.Годик

[20]

установил, что существует, по крайней мере, три показателя быстроты:

а) латентное время двигательной реакции;

б) скорость одиночного движения;

в) частота движений.

Кроме того, он выделил способность к быстрому началу движения.

В

чистом

виде

быстрота

проявляется

лишь

в

очень

простых

односуставных движениях (теппинг-тест – размахивание рукой в одной

плоскости), проявления которых относительно независимы друг от друга.

Под

быстротой

понимается

комплекс

функциональных

свойств

организма

человека

по

преимуществу

определяющих

скоростные

характеристики

движений.

И

между

изолированными

показателями,

характеризующими быстроту и скорость движений в беге и при выполнении

других упражнений, нет тесной корреляции.

В

дзюдо

чаще

всего

приходится

встречаться

с

комплексным

проявлением скоростных качеств. Так, продолжительность выполнения

спортсменом каких-либо технических действий зависит от времени реакции

9

и быстроты выполнения одиночных движений. Наибольшее практическое

значение в связи с этим имеет быстрота выполнения целостного движения, а

не

его

элементарных

форм.

Однако

скорость

сложного

движения

обусловлена не только уровнем развития скоростных качеств, но и другими

факторами. Например, частота выполнения бросков в дзюдо зависит от

структуры выполняемого технического действия, дистанции, с которой

производятся броски, степени сопротивления партнера и т.п.

Разделить развитие быстроты и силы в процессе тренировки можно

лишь условно, так как эти качества у дзюдоистов высших разрядов

взаимосвязаны. Поскольку быстрота развивается только до 14 – 15 лет, в

более старшем возрасте ее прогресс возможен лишь за счет увеличения

показателей силы в движениях, приближенных по структуре к выполняемым

приемам, или же за счет более рационального выполнения технических

действий.

Таким образом, краткий анализ научно-методической литературы

свидетельствует, что среди физических качеств, уровень развития которых во

многом

определяет

мастерство

спортсменов,

особое

место

занимают

скоростно-силовые качества. Методика их развития и взаимосвязь с

технической подготовкой во всех видах борьбы исследовалась достаточно

широко. Однако в дзюдо эта проблема еще далека от своего решения,

несмотря на то, что скоростно-силовая подготовка для дзюдоистов высших

разрядов не мене важна, чем для представителей других видов спортивных

единоборств.

10

1.2.

Средства

и

методы

скоростно-силовой

подготовки

юных

дзюдоистов

Практика

свидетельствует:

для

разных

физических

упражнений

характерна

специфическая

направленность

воздействия

на

организм

спортсмена. Понятно, что и эффект развития скоростно-силовых качеств

тесно связан с соотношением применяемых методов, структурой всего

комплекса используемых физических упражнений.

Скоростно-силовая подготовка включает все разнообразие имеющихся

средств и методов, направленных на развитие способностей атлетов

преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально

быстрых движениях.

По

данным

В.В.Кузнецов

и

Л.А.Васильева

[10]

для

процесса

специальной

скоростно-силовой

подготовки

характерно

синтетическое,

аналитическое и вариативное воздействие на рост силового и скоростного

компонентов рассматриваемых физических качеств. При этом основным

считается метод кратковременных усилий и повторений, применяемых в

различных сочетаниях: сопряженный, кратковременных усилий, повторный;

вариативный, кратковременных усилий, повторный.

Необходимо учитывать, что в зависимости от специфики двигательной

деятельности удельный вес каждого из них неодинаков. В этой связи не

вызывает удивления тот факт, что в практике их применения в целях

развития и совершенствования специальных скоростно-силовых качеств

существуют определенные разногласия.

Так, Ю.В.Верхошанский [11, 12, 13, 14 ], В.В.Кузнецов, С.В.Качаев

отмечают,

что

при

специальной

скоростно-силовой

подготовке

целесообразно использовать комплексную систему средств. В то же время

Б.М.Рыбалко,

В.И.Рудницкий

и

А.В.Медведь

[37,38]считают,

что

применение того или иного упражнения с различными отягощениями зависит

от задачи развития силового или скоростного компонентов взрывной силы. В

11

тех случаях, когда развитие одного из компонентов отстает, следует делать

акцент именно на него. С.А.Преображенский, напротив, рекомендует

совершенствовать наиболее сильные качества.

На развитие скоростно-силовых качеств могут воздействовать самые

различные упражнения регионального и глобального воздействия. Однако,

когда идет о развитии качеств специфических для того или иного вида

спорта, то наиболее эффективными является специально подобранные

упражнения, которые близки по характеру нервно-мышечных усилий и

структуре к движениям в избранном виде спорта. При этом можно

направленно воздействовать на развитие специфических качеств и на

совершенствование техники избранного вида спорта [34, 38, 48 ].

Это положение о необходимости подбора средств тренировки, исходя

из двигательной специфики конкретного спортивного упражнения, явилось

одним из важнейших завоеваний методики спорта [1, 2, 48, 49, 50, 55] .

Чтобы

повысить

эффективность

целенаправленного

воспитания

скоростно-силовых качеств борцов, тренеру необходимо не только знать

конкретные характеристики движения при выполнении броска, но и

постоянно ориентироваться на них при выборе специальных упражнений.

Только в этом случае можно подобрать средства, которые соответствуют

специфике проявляемых спортсменов качеств в основном соревновательном

упражнении.

Известно,

что

для

успешной

реализации

приемов

борьбы

в

соревновательных условиях дзюдоист должен иметь высокий уровень

скоростно-силовой подготовленности. Высокий уровень развития скоростно-

силовых качеств необходим дзюдоисту, поскольку выполнение атакующих,

контратакующих

и

защитных

действий

производится

в

условиях

непосредственного атлетического единоборства юных дзюдоистов. Для того

чтобы преодолеть защиту противника, дзюдоист должен обладать не только

большой силой, но и уметь проявлять ее в наименьшее время.

12

Воспитание способности концентрировать мышечные усилия должно,

прежде всего, осуществляться в тех условиях, которые соответствуют

специфике спортивной борьбы и в частности, идентичны характеру и режиму

работы мышц при выполнении технических действий.

С этой целью специальные упражнения должны подбираться так,

чтобы они соответствовали структуре технических действий.

В

ходе

исследований

И.П.Ратова

[49]

был

выявлен

феномен

межмышечной координации, с улучшением которой возрастает величина

проявления скоростно-силовых качеств всех мышц, несущих основную

нагрузку. Однако, если условием более эффективного функционирования

механизма

межмышечной

координации

является

согласование

и

упорядочение

уровней

мышечных

напряжений,

то

при

проявлении

скоростно-силовых

качеств

в

многосуставном

движении

наилучший

конечный эффект имеет место, когда напряжение отдельных мышц достигает

не предельных, а оптимальных величин [5, 14, 18].

Отмечая, что осваивать координационные компоненты техники при

предельных напряжениях нельзя, И.П.Ратов пишет: «Искать возможности

повышения

результатов

необходимо

не

на

основе

интенсификации

отдельных усилий отдельных мышц, а прежде всего на основе выявления

таких оптимумов их активности, при которых будут обеспечены смены фаз

движений» [49]. Автор считает, что решение подобной, очень сложной

задачи может быть лучше всего обеспечено при условии использования

соответствующих методических подходов и технических средств.

Практика

спортивной

борьбы

имеет

значительный

арсенал

применяемых средств и методов развития скоростно-силовых качеств в

борьбе.

Анализ научно-методической литературы показал, что уже в первых

методических рекомендациях по борьбе был приведен подбор средств

тренировки

для

выполнения

технических

действий

с

«возможной

быстротой».

При

этом

В.Н.Короновский

и

М.А.Яковлев,

а

также

13

В.Н.Спиридонов задачей специальной тренировки считали приспособление

мышц и организма к борьбе, что, по их мнению, способствовало достижению

наиболее эффективного использования силы при выполнении технического

действия в схватке [42, 44, 46].

Отмечая тот факт, что результат схватки зачастую решается за счет

превосходства в силе и быстроте, для успешного усвоения приема

А.Николаев и Э.Эйберг рекомендовали увеличивать сопротивление партнера

при совершенствовании приемов и доводить его до максимального.

В.П.Волков

и

Р.А.Школьников

[15]

предлагали

в

качестве

средств,

способствующих развитию силы, упражнения со снарядами и без снарядов (в

качестве снарядов применялись мешки с песком, амортизаторы, гантели,

медицинболы).

Такие

авторы

как

А.А.Харлампиев,

К.Г.Коберидзе

и

А.П.Соловов

для

развития

скоростно-силовых

качеств

рекомендовали

упражнения общефизической подготовки, бег, метания, баскетбол и т.д., а

И.И.Алиханов в качестве средств и методов для развития силы предлагает

борьбу.

Большую

эффективность

упражнений

с

отягощениями

для

совершенствования отдельных элементов техники борьбы отмечает в своем

исследовании Г.Г.Ратишвили. При этом автор подчеркивает положительную

взаимосвязь между качественным выполнением отдельных технических

действий и силовой подготовкой борца.

Н.Н.Сорокин и А.В.Еганов [25]утверждает, что чем выше физическая

подготовка

занимающихся,

тем

быстрее

и

лучше

они

овладевают

различными сложными упражнениями. Считая, что в спортивной борьбе сила

имеет исключительно важное значение, а большинство технических действий

в стойке можно выполнять лишь при наличии достаточной быстроты, он,

однако, не объединяет их понятием скоростно-силовых качеств.

По данным А.Н.Ленца, действия борца в схватке носят в подавляющих

случаях

взрывной,

скоростно-силовой

характер,

поэтому

при

совершенствовании техники необходимо добивать максимально быстрого

14

выполнения технического действия, не искажая при этом его рациональной

структуры

[37].

Обращая

внимание

на

подбор

скоростно-силовых

упражнений,

он

рекомендовал

отдавать

предпочтение

упражнениям

скоростно-силового характера, одновременно воздействующих на развитие

силы и быстроты.

С.Ф.Ионов [30] в своем исследовании показал, что применение в

тренировочном процессе средств и методов специальной скоростно-силовой

подготовки создают основу для повышения надежности технических

действий в борьбе самбо.

Обосновывая критерии специальных скоростно-силовых упражнений

борцов, Б.М.Рыбалко сделал заключение, что лучшим средством воздействия

на специфические группы мышц являются сами технические действия или те

специальные упражнения, которые максимально приближены к таковым [38].

А.Е.Воловик, рекомендуя для развития скоростных качеств работу со

спарринг-партнером. считает, что в таких упражнениях развивается не только

скорость движений, но и быстрота реакции, что каждое скоростное

техническое действие совершенствуется с последовательным увеличением

скорости его выполнения, а по мере необходимости должен использоваться

метод расчлененных упражнений [16].

По

данным

П.А.Стешенко,

для

развития

быстроты

движений

необходимо включать упражнения, выполняемые с большими усилиями.

Заслуженный тренер СССР С.А.Преображенский, опираясь на свой

богатый практический опыт, рекомендует для развития силы и быстроты

движений

выполнять

упражнения

с

небольшими

отягощениями,

с

максимальной быстротой и многократно. На основе анализа техники

приемов, А.К.Морозов полагает, что ее эффективность и развитие мощного

усилия

большими

мышечными

группами

зависит

от

высокой

согласованности в работе во всех фазах выполнения приема.

Из упражнений с отягощениями, применяемых в спортивной борьбе,

Б.М.Рыбалко, В.И.Рудницкий, А.В.Медведь [50] отмечают, что хорошие

15

результаты

для

развития

взрывной

силы

и

совершенствования

внутримышечной

и

межмышечной

координации

движений

дает

варьирование веса отягощений в тренировочных занятиях.

Большое влияние на развитие взрывной силы оказывает способность

спортсмена переключаться с одного технического приема на другой, когда

защита противника препятствует выполнению приема. Так, по данным

И.В.Шинелева, указанная способность характеризует уровень технического

мастерства борца.

При воспитании «взрывной» силы необходимо учитывать и то

обстоятельство,

что

эта

способность

во

многом

обусловлена

предварительным растягиванием рабочей мышцы. Это связано с тем, что

мышца, растянутая до определенного оптимума, в силу своих упругих

свойств стремиться возвратиться к первоначальной форме и за счет этого

сокращается сильнее и быстрее. При этом чем больше предварительная

деформация, тем больший потенциал напряжения развивается в ней, и тем

большую работу она готова произвести.

Однако

в

большинстве

случаев

борец

лишен

возможности

предварительно принять выгодное исходное положение, и вынужден

проявлять взрывные усилия без каких-либо подготовительных движений.

Обусловлено это тем, что в условиях непосредственного единоборства такие

движения могут раскрыть противнику намерения спортсмена, привести к

запаздыванию атаки и т.д. В этой связи возрастает роль специальных

упражнений, направленных на совершенствование способности спортсмена к

проявлению взрывных усилий в ответ на специфические сигналы. В условиях

спортивного поединка такими сигналами может быть поза противника, его

расслабление, движение той или иной частью тела, захват.

В связи с этим одним из основных средств воспитания «взрывной»

силы дзюдоиста должны быть упражнения с различными отягощениями. При

применении упражнений с отягощениями необходимо учитывать что, чем

ближе вес отягощения к максимальному, тем меньше число повторений

16

можно выполнять за один подход, и наоборот. Однако общим для всех

должно являться требование, при котором на каждом тренировочном занятии

борец должен выполнять только то число упражнений, при котором он

способен с заданными отягощениями повторять упражнение, не снижая

скорости. Поэтому число подходов, характер и длительность пауз между

ними

в

течение

одного

тренировочного

занятия

является

сугубо

индивидуальными, и зависят от уровня развития у спортсмена силового и

скоростного компонентов «взрывной» силы.

В этой связи при воспитании «взрывной» силы и совершенствовании

внутримышечной и межмышечной координации целесообразно использовать

смену

отягощений.

В

тренировочном

занятии

можно

рекомендовать

следующие чередования отягощений:

величина

отягощений

вначале

меньше,

а

затем

больше

соревновательной;

величина

отягощений

вначале

больше,

а

затем

меньше

соревновательной;

величина отягощений вначале больше, а затем равна соревновательной;

величина

отягощений

вначале

меньше,

а

затем

равна

соревновательной.

При подборе специальных упражнений для воспитания «взрывной»

силы следует также учитывать, что эффективность многих технических

действий зависит от способности борца переключаться с одного режима

работы мышц на другой. Так, например, при выполнении броска прогибом с

«подхода»

дзюдоист

проявляет

взрывное

усилие

из

динамического

положения, а, выполняя этот же прием из обоюдного захвата, он проявляет

эти усилия в статическом положении.

Кроме того, эффективному воспитанию «взрывной» силы способствует

сочетание

уступающей

и

преодолевающей

работы.

В,

частности,

эффективность выполнения бросков прогибов и бросков наклоном зависит от

того, насколько быстро атакующий спортсмен переключается с уступающей

17

работы, после выполнения подготовительной фазы броска (подхода), на

преодолевающий

режим

работы

в

основной

фазе

(отрыв

и

бросок

противника). В связи с этим встает необходимость применения специальных

упражнений, воспитывающий способность к быстрым переключениям с

одного режима работы мышц на другой.

Совершенствование этой способности может быть достигнуто с

помощью различного рода целевых установок, при которых спортсмен,

максимально сокращая время, должен поднять груз « с подхода» после

предварительного

приседания.

Особое

внимание

необходимо

уделять

упражнениям типа выпрыгивания вверх после прыжка с высоты.

При выполнении этих упражнений нужно соблюдать принципы,

изложенные

ранее.

Так,

выполняя

упражнения

с

набивным

мячом,

необходимо

сохранять

структуру

того

технического

действия,

в

соответствии, с которым совершенствуются взрывные усилия. Важным

фактором для успешного проявления «взрывной» силы является умение

спортсмена своевременно расслаблять необходимые мышцы.

Учитывая, что физиологический эффект расслабления во многом

зависит от режима выполнения применяемых упражнений, необходимо их

подбирать таким образом, чтобы напряжение мышц сменялось активным

расслаблением, и наоборот.

С этой целью помимо таких распространенных упражнений, как

встряхивание отдельных частей тела с последующим их расслаблением,

могут быть использованы упражнения с чередованием сильного и быстрого

напряжения с полным расслаблением.

Выполняя эти упражнения, необходимо сохранять характерные для

того или иного технического действия позы.

Исследуя методы совершенствования скоростно-силовых качеств,

Ю.М. Закарьяев отмечает, что в упражнениях скоростного характера

оптимальный режим работы по частоте сердечных сокращений должен быть

18

в пределах 160 – 165 уд/мин., в упражнениях скоростно-силового характера –

150 – 155 уд/мин., а силового – 145 – 150 уд/мин [26].

В ходе исследования уровня скоростно-силовой подготовленности

борцов были определены топография основных групп мышц и их должные

величины в связи с особенностями двигательной деятельности в борьбе.

Таким образом, анализ литературных источников показал, что в

спортивной педагогике в целом разработан богатый арсенал средств и

методов скоростно-силовой подготовки, причем, как правило, методические

рекомендации предлагают сосредоточиться на упражнениях, требующих

усилий

взрывного

(«ударного»)

характера.

При

этом,

в

подготовке

дзюдоистов следует учитывать их половые особенности и в соответствии с

этим планировать тренировочные средства и методы. Следует отметить, что

в настоящее время этот вопрос достаточно хорошо изучен и с учетом этого

разработаны

рекомендации

по

организации

учебно-тренировочного

процесса.

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Направленность

методики

совершенствования

скоростно-силовой

подготовленности юных дзюдоистов должна соответствовать особенностям

соревновательной

деятельности.

Рекомендуется

выделить

наиболее

перспективные атакующие технические действия для дзюдоистов в каждой

весовой категории и определить соответственно эффективные для них

программы скоростно-силовой подготовки. При разработке эффективной

методики подбора направленности средств скоростно-силовой подготовки

необходимо учитывать индивидуальный арсенал атакующих и защитных

действий того или иного дзюдоиста, с помощью которого он добился

определенного уровня спортивных результатов.

Для

каждого

из

спортсменов

рекомендуется

подобрать

такие

упражнения или комплексы упражнений, которые бы в большей степени по

своим внешним проявлениям были схожи с его «коронными» излюбленными

приемами. В связи с этим для этого спортсмена надо разработать

тренировочную программу по скоростно-силовой подготовке для тех групп

мышц, которые в большей мере задействованы в проведении приемов.

При повышении уровня скоростно-силовых качеств юных дзюдоистов

рекомендуется

стремиться

к

индивидуальному

разнообразию

выбора

эффективных тренировочных средств.

В годичном цикле тренировки борцов 13 – 14 лет применяются

преимущественно равномерное распределение средств скоростно-силовой

подготовки, не обеспечивающее достаточно эффективного повышения их

физической подготовленности.

Кратковременное

использование

концентрированного

применения

средств скоростно-силовой подготовки (1 – 2 недель) не приносит

значительного эффекта, при этом не приводит к существенному повышению

скоростно-силовых качеств и является недостаточным для включения

адаптационных возможностей организма спортсмена.

20

При использовании концентрированного планирования средств для

развития скоростно-силовых качеств на протяжении 4

х

и 8 недель отмечены

достоверные

сдвиги

тестирующих

показателей

этих

качеств.

Продолжительность

отставленного

тренировочного

эффекта

после

концентрированного применения средств скоростно-силовой подготовки на

две-три недели превышает продолжительность этапа концентрации нагрузок,

направленных на развитие скоростно-силовых качеств.

Наиболее целесообразно планировать средства скоростно-силовой

подготовки два раза в год в 1-ом и 2-ом подготовительном периодах, а также

в начале соревновательного периода. Это обеспечивает более эффективное

развитие скоростно-силовых качеств и их реализацию в соревновательной

деятельности.

Такое построение учебно-тренировочного процесса предусматривает

использование в каждом из них весьма значительного объема скоростно-

силовой работы, который приводит к снижению большинства показателей

физической подготовленности ниже исходного уровня. На этапе реализации

отставленного

тренировочного

эффекта

выполняется

основной

объем

тактико-технической подготовки, что создает благоприятные условия для

целенаправленного повышения всех показателей технического мастерства.

На этапах концентрированного применения средств скоростно-силовой

подготовки работа над техникой проводится со сниженной интенсивностью

повторным методом.

21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Алабин В.Г. Комплексный контроль в спорте // Теория и практика

физической культуры. – 1995, № 3. – с. 43 – 46.

2.

Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в

физическом воспитании. – М., 1978. – 228 с.

3.

Бабасян М.А. Исследование методики скоростно-силовой подготовки на

этапе предварительной спортивной тренировки // Теория и практика

физической культуры. – 1970, № 6. – с. 8 – 14.

4.

Благуш Г. К теории тестирования двигательных способностей: Пер. с

чешского. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 165 с.

5.

Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей

человека. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – с. 144.

6.

Бутенко Б.И. О путях развития быстроты // Теория и практика

физической культуры. – 1968, № 4. – с. 12 – 15.

7.

Быстров В.М., Филин В.П. Сравнительный анализ уровня развития

скоростно-силовых качеств у спортсменов разного возраста и различных

специализаций // Теория и практика физической культуры. – 1971, № 2. – с.

41 – 45.

8.

Вайцеховский С.М. Управление процессом тренировки: Книга тренера. –

М.: Физкультура и спорт, 1977. – с. 24 – 28.

9.

Васильев В.Н. Динамика подготовленности юных дзюдоисток: Автореф.

дис. … канд. пед. наук. – М., 1995. – 20 с.

10.

Васильев

Л.А.

Экспериментальные

исследования

значения

вариативности веса снаряда для воспитания скоростно-силовых качеств:

Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. – 21 с.

11.

Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.

– М.: Физкультура и спорт, 1977. – 215 с.

12.

Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки

спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 330 с.

22

13.

Верхошанский Ю.В. «Ударный» метод развития «взрывной» силы //

Теория и практика физической культуры. – 1968, № 8. – с. 59 – 63.

14.

Верхошанский

Ю.В.

Экспериментальное

обоснование

средств

скоростно-силовой подготовки в связи с биодинамическими особенностями

спортивных движений (на материале прыжковых упражнений): Автореф. дис.

… канд. пед. наук. – М., 1963. – 20 с.

15.

Волков

В.П.

Исследование

технико-тактической

и

физической

подготовленности борцов-самбистов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М.,

1968. – 21 с.

16.

Воловик А.Е. Исследование методики развития скоростных качеств в

классической борьбе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1970. – 28 с.

17.

Герасимов К.А. Специальная физическая подготовка (самбо). – Саратов,

1999.

18.

Гилеев Г.А., Абсалямов Т.М., Беляев В.В. Принципы построения

процесса специальной физической подготовки // Теория и практика

физической культуры. – 1981, №8. – с. 13 – 14.

19.

Гиров Б.Д., Суряхин С.В. Интегральная оценка подготовленности борцов

высокой квалификации // Спортивная борьба: Ежегодник. – М.: Физкультура

и спорт, 1980. – с. 46 – 48.

20.

Годик

М.А.,

Зациорский

В.М.

Методика

и

первые

результаты

исследований

«взрывной»

силы

спортсменов

//

Теория

и

практика

физической культуры. - 1965, №7. – с. 22 – 24.

21.

Грузных Г.М. Экспериментальное исследование выносливости и методов

ее совершенствования у спортсменов с различными морфологическими

особенностями: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1972. – 23 с.

22.

Дахновский В.С., Герасимов Ю.П., Пашенцев В.Г. Динамика структуры

подготовленности

юных

дзюдоистов

в

результате

применения

концентрированной скоростно-силовой нагрузки // Теория и практика

физической культуры. – 1991, №10. – с. 40 – 43.

23

23.

Дахновский В.С., Лещенко С.С. Подготовка борца высокого класса. –

Киев: Здоровья, 1989. – 189 с.

24.

Дахновский В.С., Новиков А.А. Спортивная борьба. – М., 1975.

25.

Еганов

А.В.

Управление

тренировочным

процессом

повышения

спортивного мастерства дзюдоистов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. –

Челябинск, 1999. – 41 с.

26.

Егиазарян

А.Д.

Экспериментальное

обоснование

путей

совершенствования скоростно-силовой подготовленности юных борцов:

Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1973. – 19 с.

27.

Закарьяев Ю.М. Методика развития и совершенствования скоростно-

силовых качеств и выносливости у борцов // Спортивная борьба: Ежегодник.

– М., 1982. – с. 49 – 51.

28.

Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической

подготовки (методические основы развития физических качеств) / Под общей

ред. А.В.Карасева. – М.: Лептос, 1994.

29.

Ивлев В.Г. Скоростно-силовая подготовка в борьбе // Спортивная борьба:

Ежегодник. – М., 1980. – с. 20 – 23.

30.

Ионов С.Ф. Исследование методики совершенствования технических

действий на основе специальной скоростно-силовой подготовки: Автореф.

дис. … канд. пед. наук. – М., 1973. – 19 с.

31.

Казацкая Л.В. Исследование скоростных и силовых качеств, методика их

совершенствования у фехтовальщиков: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М.,

1975. – 34 с.

32.

Карелин

А.А.,

Иванюженников

Б.В.,

Нелюбин

В.В.

Модель

высококвалифицированного борца. Монография. – Новосибирск, 2005. – 272

с.

33.

Коптев О.В. Скоростно-силовая подготовка дзюдоистов: Автореф. дис.

… канд. пед. наук. – М., 1991.

34.

Кузнецов В.В. Методы силовой подготовки спортсменов высших

разрядов. – М.: Физкультура и спорт, 1967.

24

35.

Кузнецов В.В. Специальные скоростно-силовые качества и методы их

развития // Теория и практика физической культуры. - 1968, №4.

36.

Ларионов Г.Е. Методы повышения скоростно-силовой подготовленности

борцов подростков 14 – 16 лет. – Омск, 1996.

37.

Ленц

А.Н.

Научно-методические

основы

подготовки

квалифицированных борцов – М., 1972. – 33 с.

38.

Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки

спортсменов. – Киев, 1999.

39.

Моргунов Ю.А. Экспериментальное обоснование выбора атакующих

действий, средств и методов их совершенствования в борьбе дзюдо в

зависимости от пропорции тела спортсмена: Автореф. дис. … канд. пед. наук.

– М., 1974. – 19 с.

40.

Мороз В.В. Эффективность выполнения технических действий на основе

повышения скоростно-силовой подготовленности борцов: Автореф. дис. …

канд. пед. наук. – М., 1983. – 24 с.

41.

Набатникова М.Я. Взаимосвязь уровня разносторонней физической

подготовленности и спортивных результатов у юных спортсменов // Теория и

практика физической культуры. – 1984, № 10. – с. 24 – 28.

42.

Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой спортсменов. – М.:

Физкультура и спорт, 1982. – 266 с.

43.

Олзоев К.С. Тренировка в спортивной борьбе. - Улан-Уде, 1999.

44.

Оценка

технической

подготовленности

борцов

/

А.А.Новиков,

О.П.Юшков, В.А.Никуличев и др. // Спортивная борьба: Ежегодник. – М.,

1979. – с. 40.

45.

Палецкий Д.П., Михеев П.П. Основы развития физических качеств в

спортивной борьбе. – Брянск, 1995.

46.

Письменский И.А., Коблев Я.К., Сытник В.И. Многолетняя подготовка

дзюдоистов. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

25

47.

Письменский И.А. Совершенствование силовых и скоростно-силовых

возможностей различных соматотипов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. –

М., 1974. – 30 с.

48.

Проблемы спортивной тренировки / Под общей ред. С.В.Каледина и

В.М.Дьячкова. – М., 1961 – Вып.I. – 317 с.

49.

Ратов И.П. Двигательные возможности человека. – Минск, 1994.

50.

Рудницкий В.И. Исследование способности борца к проявлению усилий

взрывного характера и пути ее совершенствования: Автореф. дис. … канд.

пед. наук. – М., 1972. – 21 с.

51.

Система подготовки спортивного резерва / Под ред. Никитушкина В.Г. –

М., 1994. – 316 с.

52.

Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов / Под ред. В.П.Филина

– М.: Физкультура и спорт, 1968.

53.

Совершенствование

технического

мастерства

спортсмена

(педагогические проблемы управления) / Под ред. В.М.Дьячкова. – М.:

Физкультура и спорта, 1972. – 291 с.

54.

Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П.Суслова,

В.Л.Сыча, Б.Н.Шустика. – М., 1995.

55.

Станков А.Г., Климин В.П., Письменский И.А. Индивидуализация

подготовки борцов. – М., 1984.

56.

Станков А.Г. Подготовка дзюдоистов. Монография. – М., 1994.

57.

Талыкин

Г.П.

Физическая

и

волевая

подготовка

студентов,

занимающихся спортивной борьбой. – Воронеж, 2002.

58.

Туманян Г.С. Спортивная борьба: отбор и планирование. – М.:

Физкультура и спорт, 1984.

59.

Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация

тренировки. Учебное пособие. В 4х кн. Кн.I. Пропедевтика. – М.: Советский

спорт, 1997.

26

60.

Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация

тренировки. Учебное пособие. В 4х кн. Кн.II. Кинезиология и психология. –

М.: Советский спорт, 1998.

61.

Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация

тренировки. Учебное пособие. В 4х кн. Кн.III. Методика подготовки. – М.:

Советский спорт, 1998.

62.

Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация

тренировки. Учебное пособие. В 4х кн. Кн.IV. Планирование и контроль. –

М.: Советский спорт, 2000.

63.

Фарфель В.С. Классификация движений в спорте // Теория и практика

физической культуры. – 1970, № 11. – с. 20 – 24.

64.

Фарфель В.С. Физиология спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1964.

65.

Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.:

Физкультура и спорт, 1974.

66.

Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М., 1980.

67.

Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие. –

М., 1987.

68.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания

и спорта: Учебное пособие. – М., 2000.

69.

Чудинов В.И. Зависимость абсолютной и относительной силы человека

от величины его мышечной масс // Теория и практика физической культуры. –

1960, № 11. – с. 8 – 11.

70.

Чудинов В.И., Мульчин А.И. Исследование топографии мышечной силы

тяжелоатлета // Теория и практика физической культуры. – 1966, № 8. – с. 43

– 46.

71.

Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца. – М., 1996.

72.

Шарипов А.Ф. Скоростно-силовая подготовка юных дзюдоистов на этапе

спортивного совершенствования с учетом их индивидуальных характеристик:

Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1998. – 64 с.

27



В раздел образования