Автор: Костромина Наиля Шамильевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДТДиМ-Дружба
Населённый пункт: г. Озерск
Наименование материала: Методическая разработка воспитательного мероприятия
Тема: "9 мая - великий День Победы"
Раздел: дополнительное образование
Управление образования администрации Озёрского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодёжи»
Методическая разработка воспитательного мероприятия:
«9 Мая — великий День Победы»
Возраст обучающихся: 8 - 12 лет
Наиля Шамильевна Костромина,
педагог дополнительного образования
Озёрск
2024
Пояснительная записка
На территории бывшего СССР нет ни одной семьи, которую не
затронула бы Великая Отечественная война. У каждого есть предки, которые
помогли спасти Землю от фашизма. Именно их подвиг мы вспоминаем в этот
день и не перестаем гордиться. Традиционно с утра 9 Мая проходит Парад
Победы на Красной площади в Москве. В Санкт-Петербурге проводится
парад с участием флота. Также мероприятия проходят в городах-героях и
городах воинской славы. Вечером — обязательно торжественный салют с
залпами из орудий и фейерверками. В День Победы россияне направляются к
местным памятникам и мемориалам, возлагают к ним цветы и венки. В
парках и на площадях проходят различные концерты с участием известных
артистов и самодеятельных коллективов. В городах проходят акции, митинги
и шествия. Основная цель празднования Дня Победы — не веселые гуляния,
а напоминание нынешним поколениям о той цене, которую отдали герои за
мир и свободу.
В творческом объединении «Радость» данное занятие проходит
в
рамках воспитательного мероприятия в честь праздника «9 мая - День
Победы».
Время и место проведения:
07.05.2024, 15:30 – 16:15, каб. 3,
Новогорненский филиал «Дружба».
Участники
занятия:
обучающиеся
творческого
объединения
«Радость» (8 - 12 лет).
Продолжительность занятия: 1 академический час.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Форма организации занятия: беседа.
Вид занятия: воспитательное.
Педагогические технологии:
- технология группового обучения.
Методы обучения:
- словесный;
- наглядный.
Формы контроля:
- опрос.
Цель занятия: формировать уважительное отношение к героям ВОВ,
прошлому нашей Родины.
Задачи:
Личностные:
1.
воспитывать
патриотические
чувства;
уважение
к
старшему
поколению;
Метапредметные:
1.
воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Предметные:
1.
расширить знания о Великой Отечественной войне.
Оборудование: Кабинет, интерактивная доска, ПК презентация.
Подготовительный этап для педагога:
Разработать конспект занятия.
Предполагаемый
результат:
воспитывать
уважение
и
чувство
благодарности ко всем, кто защищал Родину в годы войны.
Ход занятия
Здравствуйте ребята.
- Какое время года за окном? (Весна)
- А что означает выражение "красный день календаря"? (Праздник)
- Какие весенние праздники вы знаете? (8 Марта, Пасха, 1 Мая, 9 Мая)
Праздники
бывают
разными:
государственные
и
семейные,
религиозные и городские. Например, 8 Марта – праздник государственный,
мы празднуем его всей страной. Пасха – праздник религиозный, потому что
он связан с церковным календарем. Но есть у нас праздник, который является
и государственным, и семейным. Это тот праздник, который называют
"праздник со слезами на глазах". Какой это праздник? (это День Победы).
- Кто-нибудь может сказать, когда отмечается этот праздник ? (9мая)
- А что это за праздник, чему он посвящен? (Победе в Великой
Отечественной войне) .
-Верно, это 9 мая – великий День Победы.
Мы родились и выросли на мирной земле. Для нас война — история.
Память о войне – это, прежде всего – память о людях. Пройдут года,
десятилетия, немало ярких и важных событий произойдет в жизни народа, но
легендарный подвиг – Победа в Великой Отечественной войне – навсегда
останется в нашей памяти. Великая Отечественная война – это событие, над
которым не властно время, событие, которое мы никогда не забудем.
-Как вы думаете, зачем люди воюют?(для осуществления своих целей,
завоевания новых земель)
- Что такое война? (это политический конфликт за территории или власть
между двумя или больше сторонами)
- Какие слова ассоциируются у вас с войной? (боль, слезы, герой, патриот,
кровь, победа, память, весна).
83 года назад Гитлер начал самую страшную войну на свете. Давайте
пройдем дорогами войны и вспомним, как это было. Был летний воскресный
день 22 июня 1941года. Ласково светило солнце, согревая землю своими
лучами. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на
выходной день. Тысячи юношей и девушек по всей стране встречали рассвет.
Ничто не предвещало беды.
Такою все дышало тишиной,
Что вся Земля еще спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось (кадры мирной жизни перед войной).
И вдруг, по радио донеслась страшная весть о том, что фашистская
Германия напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла угроза.
Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду,
На все 4 долгих года.
Страна превратилась в огромный боевой лагерь. Все, от мала до велика,
встали на защиту своей Родины, уходили на войну наши деды, школьники
становились солдатами. Шёл сорок первый …
В то тихое мирное время
Никто и не знал, что начнётся война.
Никто и не знал, что фашисты
Фашисты нагрянут сюда.
Об этом по радио все услыхали,
И на секунду страна замерла.
Летят самолёты. Обстрелы. Обвалы.
Горит ярким пламенем наша земля (кадры нападения Германии на нашу
страну).
Каждый прожитый день на войне был настоящим подвигом.
-Как вы понимаете слово – «подвиг»? (это когда человек отдает себя людям,
во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью).
Бывает подвиг одного человека, двух, трех, а бывает ПОДВИГ
НАРОДА – когда народ поднимается на защиту Отечества, на защиту своей
Родины. По плану Германии война должна была продолжаться 3-4 месяца.
Но враг просчитался. И целых 4 бессонных года было до праздника Победы.
В первые месяцы войны наша Армия отступала. За три недели наши войска
потеряли очень много самолетов и танков. Очень много погибло наших
солдат, многие были взяты в плен. Велики подвиги тех, кому пришлось
принять первый удар врага.
Первыми приняли на себя удар советские пограничники. Небольшой
отряд Брестской крепости (иллюстрация на слайде) свыше месяца вёл
ожесточённый бой с огромными силами вражеских войск. Гитлеровцы
окружили крепость, обрушили на неё массу бомб, но её защитники
продолжали отбивать атаки противника. Никогда ещё вражеская армия не
терпела таких тяжёлых поражений, как в боях с советскими солдатами. На
стене Брестской крепости простой русский солдат написал кровью: «Я
умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина!»(кадры «Брестская крепость»).
Это было начало сражений,
Это было начало войны,
Отступали, несли пораженья,
Немец гнал нас вглубь нашей страны.
И один «островок» на границе,
Тот, который не взяли враги,
Он на карте словно крупица,
Крепость Брест долго взять не могли.
Гитлер шел на Москву. Он считал, что стоит его войскам войти в
Москву - и наш народ будет покорен. Свой план захвата Москвы гитлеровцы
назвали «Тайфун».
- Ребята, как вы думаете, что такое тайфун? (Ураган, уничтожающий все на
своем пути).
Вот так и Гитлер хотел тремя мощными ударами окружить и
уничтожить
нашу
армию.
Но
мужественно
встретила
столица
надвигающуюся опасность. Москвичи превратили столицу в неприступную
крепость. Наш народ выстоял. К концу 1941 года враг был остановлен под
Москвой. Была одержана победа в Московской битве (кадры битвы под
Москвой).
И так, столица была свободна, но был охвачен врагами Ленинград
(сейчас - Санкт – Петербург). В Ленинграде начался голод. От голода в
Ленинграде погибло очень много человек. Так как во время блокады
Ленинград был окружен со всех сторон, и выйти из него было невозможно.
Среди героев Ленинграда были и юные жители города. Одна из них – 11-
летняя школьница Таня Савичева (портрет на слайде). Она не стреляла в
фашистов. Она просто жила в родном городе в очень трудное время. Девять
страничек
из
маленькой
записной
книжки,
найденные
в
одном
из
ленинградских домов, потрясли весь мир. Обессиленная голодом, Таня
крупными буквами изо дня в день вела эти записи:
«Женя умерла 28 декабря»
«Бабушка умерла 25 января»
«Дядя Вася умер 13 апреля»
«Дядя Леша умер 10 мая»
«Мама — 13 мая»
И три последние строчки заключают ее дневник:
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня» (кадры осажденного
Ленинграда).
Вот так погибла большая ленинградская семья. Не выжила и сама Таня.
Ее вывезли из Ленинграда, но голод настолько испортил здоровье девочки,
что она умерла.
Несмотря на все Ленинград выстоял.
В те далекие и страшные годы не было ни одной семьи, которую не
затронула бы война. Отцы, деды, братья сражались на фронте. Женщины,
которые не ушли на войну, работали сутками в госпиталях, лечили раненных,
а дети помогали им. За подвиги на фронте, в тылу врага, за работу на заводах
и полях мальчишек и девчонок награждали орденами и медалями наравне с
взрослыми (кадры мальчишек и девчонок, работавших на заводах, в
больнице).
Четыре
года шла война! В мае 1945 года после ожесточенных
сражений наши войска взяли штурмом столицу Германии и повесили флаг
своего отечества в центре Берлина. А в ночь с 8 на 9 мая немецким
командованием был подписан договор о прекращении военных действий. 24
июня 1945 года в Москве на Красной площади в ознаменовании победы
прошел парад. Принимал его Маршал Жуков. Во время войны он проявил
себя как один из величайших руководителей войск. В параде принимали
участие солдаты и офицеры (кадры Победы в Берлине).
9 мая – это день Победы со слезами на глазах. Люди радовались
Победе, ведь они так долго шли к ней и одновременно плакали, вспоминая
бойцов, не доживших до Победы (кадры празднования Победы в Москве).
Горит дрожащая свеча.
Не дунь на пламя сгоряча.
А ты, волшебный огонек,
О чем бы нам поведать мог.
- Посмотрите, ребята, на горящую свечу на слайде. На что похож огонек
пламени? (на вечный огонь).
- Но этот огонь может в любой момент погаснуть. А где вы видели огонь,
который горит всегда? Как он называется? (верно, есть огонь, который
вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на
могиле Неизвестного солдата - «Вечный огонь»).
Я предлагаю вам «зажечь» свой Вечный Огонь (Ученики вырезают с
помощью шаблона «язычки» пламени . Приклеивают на приготовленный за
ранее лист ватмана) . Пусть такой же яркий огонь горит в наших сердцах в
память о героях Великой Отечественной войны. Родина помнит своих героев.
В каждом городе, селе есть памятники героям Великой Отечественной войны
(показ слайдов).
Рефлексия:
Какие чувства вызвала у вас наша беседа, показ слайдов о войне?
Как вы относитесь к защитникам Родины, к ветеранам?
Кто из ваших дедушек и бабушек участвовал в ВОВ, чтобы приблизить
Победу?
В завершении послушаем песню, посвященную победе в Великой
Отечественной войне. («День Победы!»).
-На этом наша встреча подошла к концу. До свидания!
Список рекомендуемой литературы
1. Борисенок Ю.А. (Великая Победа и современность. К 65-летию
Победы советского народа в Великой Отечественной войне. М., 2010
2. Великая Отечественная Война. Девствующая Армия. М., 2005
3. Великая Отечественная. История Великой Победы, 1941-1945гг. М.,
2005
4. Великая Отечественная Война 1941-1945. М., 2012
5. Залесский К. Великая Отечественная война. Большая
биографическая энциклопедия. М.2013
6. Захаревич С.С. Большая кровь: как СССР победил в войне 1941-1945
годов. Минск, 2009
7. Кривошеев Г.Ф., Андроников В.М., Буриков П.Д., Гуркин В.В.
Великая Отечественная без грифа секретности. М. 2010
8. Мединский В.Р. Мифы СССР, 1939-1945 М., 2011
9. Мухин Ю.И. Уроки Великой Отечественной. М., 2010
10. Ольштынский Л.И. Разгром фашизма. СССР и англо-американские
союзники во Второй мировой войне. М., 2010
11. Осокин А.Н. Великая тайна Великой отечественной: ключи к
разгадке. М., 2010
12. Семинарий по отечественной истории на тему: «Великая
Отечественная война как составная часть Второй мировой войны: трудные
вопросы». Ярославль , 2006.