Напоминание

Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи


Автор: Переверзева Оксана Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 59
Населённый пункт: Мурманская область город Апатиты
Наименование материала: статья
Тема: Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями

речи

Переверзева О.Н., старший воспитатель

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем

нашего

времени.

Говоря

о

здоровье,

мы

используем

определение,

которое

предлагает

Всемирная организация здравоохранения – “состояние полного физического, психического и

социального

благополучия,

а

не

только

отсутствие

болезней…”. ФГОС

дошкольного

образования

нацеливает

содержание

образовательной

области

«Физическое

развитие» на

достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям

физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Задачи физического воспитания в условиях ФГОС ДО:

охрана и укрепление физического здоровья детей (в том числе и эмоционального

благополучия);

формирование

основ

собственной

безопасности

и

безопасности

окружающего

мира;

владение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,

двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек);

приобретение

опыта

в

двигательной

деятельности,

в

том

числе

основных

движениях, а также при катании на санках, самокате, велосипеде, ходьбе на лыжах, в

спортивных играх, развитие крупной и мелкой моторики, участие в спортивных играх и

соревнованиях.

Коррекционные

задачи:

формирование правильной осанки и создание условий для профилактики плоскостопия.

развивать пространственно-координационные и ритмические способности.

знакомить

с

доступными

способами

укрепления

здоровья,

побуждать

сознательно,

относиться к своему здоровью;

формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам

движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений.

формировать умения произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции.

В

дошкольном

учреждении

функционирует 4

группы

компенсирующей

направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи,

заикание, алалия, дизартрия, ринолалия).

Дошкольники

с

тяжелыми

нарушениями

речи

это

дети,

у

которых

нарушено

формирование

всех

компонентов

речевой

системы

при

нормальном

слухе

и

сохранном

интеллекте (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Системный речевой дефект часто

приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному

формированию

психики

детей с

тяжелыми

нарушениями

речи.

Нарушение

речевой

деятельности

оказывает

непосредственное

влияние

на

формирование

сенсорной,

интеллектуальной, аффективно-волевой сферы, развитие всех психических процессов:

Особенности

внимания

-

отличаются

неустойчивостью,

более

низким

уровнем

показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с

трудом

сосредотачивают

внимание

на

анализе

условий,

поиске

различных

способов

и

средств в решении задач. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень

развития основных свойств внимания.

Особенности восприятия -

нарушения фонематического восприятия отмечаются у

всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и

речедвигательного анализаторов.

Особенности памяти

- значительно снижена по сравнению нормально говорящими

сверстниками

вербальная

память

и

продуктивность

запоминания.

Дети

часто

забывают

сложные инструкции (трёх-четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют

последовательность предложенных заданий; отстают в развитии наглядно-образной сферы

мышления,

без

специального

обучения

с

трудом

овладевают

анализом

и

синтезом,

сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

Особенности

воображения

- снижение мотивации в деятельности; познавательных

интересов;

бедный

запас

общих

сведений

об

окружающем

мире;

отсутствие

целенаправленности

в

деятельности;

сложность

в

создании

воображаемой

ситуации;

недостаточную точность предметных образов – представлений; непрочность связей между

зрительной и вербальной сферами.

Детям

с

недоразвитием

речи

наряду

с

общей

соматической

ослабленностью

и

замедленным

развитием

локомоторных

функции

присуще

и

некоторое

отставание

в

развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность

выражается в виде плохой координации сложных движений, снижении скорости и ловкости

их

выполнения.

Дети

отстают

от

нормально

развивающихся

сверстником

в

точном

воспроизведении

двигательного

задания

по

пространственно-временным

параметрам,

нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по

различным параметрам:

-низкий уровень развития ловкости и быстроты;

-низкая степень сформированности двигательных навыков, отсутствие автоматизации

движений и низкая обучаемость. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития

когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти);

детей

с

расстройствами

речи

встречаются

диспропорциональность

развития,

незрелость движений;

-наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется,

прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук;

-при заикании у детей в основном нарушены темпо-ритмические характеристики всех

циклических локомоторных актов, недостаточно сбалансированы процессы возбуждения и

торможения, а также есть различные проблемы в эмоционально-волевой сфере;

-дети с таким сложным дефектом, как алалия, отстают от своих сверстников по всем

компонентам психомоторики (статическая и динамическая координация, одновременность и

точность движений и т.д.) на один-два года.

Задачи

образовательной

области

«Физическое

развитие» обучения

детей

с

тяжелыми нарушениями речи решаются в разнообразных формах работы, которые отражают

тесную

взаимосвязь

между

психолого-педагогическим

и

медицинским

аспектами

коррекционно-

воспитательной

деятельности

(занятие

физкультурой,

утренняя

зарядка,

бодрящая

зарядка

после

дневного

сна,

подвижные

игры,

физкультурные

упражнения,

прогулки, спортивные развлечения, лечебная физкультура, массаж и закаливание, а также

воспитание культурно-гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни).

Работа

по

оздоровлению

и

физическому

воспитанию

детей

в

дошкольном

учреждении

строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двига -

тельно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения

детей дошкольного возраста. Только благодаря применению игровой деятельности и пра-

вильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, на наш взгляд,

можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей. Оздоровительный аспект – осо-

бая забота педагогического коллектива. Комплексная система оздоровления активно внедря-

ется в общий ритм каждой возрастной группы. Вся жизнедеятельность детей рассматривает -

ся с позиции повышения потенциала физического и психического здоровья. Физкультурно-

оздоровительная работа в полной мере связывает проблемы физического развития детей с

проблемами поддержания, укрепления и коррекции их здоровья. Физкультурные занятия

(ООД) дарят детям чувство радости, обеспечивают постоянную физическую нагрузку, под-

держивающую психофизический тонус, строятся с учетом резервных возможностей ребенка.

Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит педагогам

ДОУ. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестан-

дартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития

интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений

и навыков.

Спортивные

игры

представляют

собой

очень

важный

раздел

в

ряду

средств

физического воспитания дошкольников. Огромная роль в физическом развитии и воспитании

ребенка

принадлежит

игре

-

важнейшему

виду

детской

деятельности.

Она

является

эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых и

физических

качеств. В

дошкольном

учреждении

большую

популярность

получила

игра

«Зарница»,

ежегодно

проходящая

в

рамках

работы

городского

фестиваля

«Хибины».

Воспитательное

значение

игры

во

многом

зависит

от

профессионального

мастерства

тренера-воспитателя,

от

знания

им

психологии

ребенка,

учета

его

возрастных

и

индивидуальных

особенностей,

от

правильного

методического

руководства

взаимоотношениями воспитанников, от четкой организации и проведения возможных игр.

Особенно исключительные условия для развития физических качеств, подвижных играх

раскрывается подлинный характер ребенка. Именно здесь приобретаются коллективизм,

упорство,

настойчивость,

смелость

и

честность,

происходит

становление

духовных

и

физических качеств личности. Кроме того, подвижные игры служат средством эстетического

воспитания. Они способствуют закреплению и совершенствованию изученных упражнений

или

решают

самостоятельные

задачи

по

развитию

физических

качеств.

Подвижные

и

спортивные игры укрепляют здоровье ребенка, развивают двигательные качества, навыки,

совершенствуют

ритмичность

и

точность

движений,

способствуют

совершенствованию

деятельности основных физиологических систем организма - нервной, сердечно-сосудистой,

дыхательной,

улучшению

физического

развития

детей,

воспитанию

морально-волевых

качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют

воспитанию

у

дошкольников

положительных

черт

характера,

создают

благоприятные

условия для воспитания дружеских отношений в коллективе.

Работа с родителями по формированию здорового образа жизни является одной из

приоритетных

задач

ДОУ.

Ежегодно

в

дошкольном

учреждении

проходит

фестиваль

совместных

с

родителями

спортивных

игр «Маленькими

шагами

к

олимпийским

победам».

Одно

из

направлений

работы

имеющим

большое

значение

и

место

в

системе

физического воспитания в нашем ДОО является флорбол. Флорбол (в переводе с английского

– «мяч на полу») очень похож на канадский хоккей: игровая площадка практически тех же

размеров, такие же по размеру и расположению на поле ворота, составы команд – те же

«пятерки» нападающих и защитников. Отличие лишь в том, что играют во флорбол не на

льду и без силовой борьбы. Цель обеих команд – забить (забросить) мяч в ворота соперников.

Мяч

можно

вести,

передавать,

отбивать,

катить

в

любом

направлении,

соблюдая

установленные правила.

Для занятий в детском саду приобретен спортивный

инвентарь: клюшки

,

пластмассовые мячи, изготовлен тренажер для овладения бросков

по

воротам

«BALL

BUSTER»,

разработаны

инструктором

по

физической работе карточки – подсказки и т.п. Спортивная секция по

флорболу

имеет

физкультурно-оздоровительную

направленность.

Средствами

флорбола

решаются

задачи

гармонично-физического

развития

личности,

формируются

знания

и

умения,

необходимые

для

развития

быстроты, ловкости и силы. Для этого в работе физкультурно-

оздоровительной направленности применяются общеразвивающие и

специальные

упражнения,

направленные

на

укрепление

здоровья,

всестороннее физическое развитие, ознакомление с приемами игры

во

флорбол.

Основные причины выбора флорбола для работы с детьми дошкольного возраста с

ТНР:

флорбол – это безопасный вид спорта, как для самих игроков, так и для помещений,

так как команды играют клюшками и мячами, изготовленными из пластмассовых

материалов. Игра строится на справедливости и корректности, нет грубости и фальши.

флорбол развивает ловкость, выносливость, быстроту и практически не имеет

никаких противопоказаний. Флорбол влияет на становление личности ребенка в целом

(физическая подготовленность, развитие психических качеств, становление воли,

самоконтроля, ощущение ребенком себя как равноправного члена единой команды).

правила игры предельно просты и доступны.

для флорбола могут использоваться любые ровные площадки с различным покрытием

(земляным, деревянным, резиновым или асфальтовым), т.е. можно с успехом играть любом

спортивном зале, стадионе.

Во флорболе могут организовываться смешанные по полу команды, как женские, так

и мужские.

Допускается изменение количества полевых игроков (от трех и более) в зависимости

от размеров площадки.

Флорбол – это очень динамичная и зрелищная командная игра.

Направления работы для детей 5–7 лет: атлетическая подготовка (общефизическая и

специальная физическая); технико-тактическая подготовка; нравственно-волевая подготовка.

Место проведения занятий – спортивный зал.

При

проведении

занятий

в

первую

очередь

мы

руководствуемся

принципами оздоровительной направленности. Физические упражнения и

игры способствуют развитию у занимающихся различных групп мышц и

физических качеств.

Особое

внимание

обращаем

на

эмоциональную

сторону

занятий,

поддерживая у занимающихся постоянный интерес к занятиям, часто используя

игровые

формы,

эстафеты.

Вместе

с

тем

развитие

физических

качеств

должно

осуществляться с учетом специфики игры флорбол. Это так называемые профилирующие

(ведущие, специфические) качества. К ним относятся: адаптационная ловкость, скорость

реакции,

динамическое

равновесие,

рациональность

расслабления,

независимая

работа

мышц ног и рук.

Гибкость,

ловкость

и

координация

движений

взаимосвязаны

и

поэтому эти качества мы развиваем с помощью прохождения нескольких

стоек с элементами обводки в различных сочетаниях.

Для развития динамического равновесия используют движения: бег

"змейкой",

бег

с

преодолением

неровностей

и

различных

препятствий,

бег

с

быстрым

изменением

направления

движения,

упражнения

на

гимнастическом

бревне,

прыжки

с

поворотами и выполнением различных движений в полете, совершенствуя элементы обводки

и обыгрыша.

Разучивание элементов игры приемов обводки во флорболе осуществляется с

использованием,

главным

образом,

метода

показа

(принцип

наглядности).

Изучаемый

материал доступен и соответствует уровню спортивно-технической подготовки детей.

После освоения этих элементов можно приступить к игре флорбол на

ограниченной площадке.

Среди развивающихся во время игры во флорбол психических качеств

следует выделить внимание, восприятие, волевые качества. Эффективность

игровой

деятельности

в

значительной

мере

связывается

с

проявлением

внимания,

его

объема,

интенсивности,

устойчивости,

распределения

и

переключения. При этом под объемом внимания понимается способность игрока

одновременно

держать

в

поле

зрения

несколько

объектов:

мяч,

игроков

противника и партнеров. Концентрация внимания на наиболее важном

объекте

свидетельствует

об

интенсивности

внимания,

а

умение

противостоять различным отвлекающим действиям определяется устойчивостью внимания.

Способность контролировать сразу несколько объектов - движение мяча, игроков противника

и партнеров и быстро переключаться с одних на другие свидетельствуют о распределении и

переключении внимания. Умение ориентироваться в обстановке тесно связано с процессом

восприятия. Оно определяется периферическим и глубинным зрением, а также включает в

себя специфические виды восприятия: «чувство ворот», «чувство мяча», «чувство времени и

пространства». Игра во многом зависит от степени проявления волевых качеств: смелости,

инициативности,

решительности,

целеустремленности.

Естественно,

что

ребенок-

дошкольник

характеризуется

неустойчивостью

и

незрелостью

развития

данных

качеств.

Развитие их в старшем дошкольном возрасте наиболее активно происходит во время игры, в

том числе спортивной. Отсюда – основное правило – основой методики обучения флорболу

детей-дошкольников

является

игровая

форма

проведения

занятий.

Флорбол

игра

командная. Дети учатся понимать общую цель, брать на себя ответственность за свои

действия,

не

подводить

команду.

У

детей

создается

привычка

поступаться

личными

интересами

ради

достижений

общей

цели

команды.

Совместная

игра

способствует

взаимопониманию,

умению

считаться

с

другими

детьми.

Дошкольники

приучаются

оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение. В играх коллективного

характера дети учатся самостоятельно решать конфликты, споры.

Т а к и м

о б р а з о м

о п ы т

р а б о т ы

Д ОУ

п о

п р и м е н е н и ю

здоровьесберегающих технологий, способствует укреплению здоровья

детей, совершенствованию функций организма (дыхательной, сердечно-

сосудистой, нервной систем и т.д.), способствует физическому развитию.

Особо благоприятные условия часто создаются для развития точности,

ловкости

движений,

глазомера,

ориентации

в

пространстве.

Все

это

способствует

положительной

динамике

развития

моторных,

координационных

навыков,

ориентации в пространстве (зрительная группа), что составляет основу психомоторного

развития

детей.

Эффективное

развитие

сенсомоторной

координации

и

убедительная

поддержка

физического

развития

достигаются

инструктором

по

физической

культуре

в

рамках

физкультурных

занятий

и

индивидуальной

коррекционной

работы.

Внедряя

развивающие формы физкультурно-оздоровительной работы, приоритет отдает развитию

психомоторике

и

включению

в

обязательную

составляющую

занятий

(НОД)

разных

компонентов

корригирующих

гимнастик,

что

актуализирует

развитие

моторной,

двигательной, дыхательной систем ребенка.



В раздел образования