Автор: Переверзева Оксана Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 59
Населённый пункт: Мурманская область город Апатиты
Наименование материала: статья
Тема: Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями
речи
Переверзева О.Н., старший воспитатель
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем
нашего
времени.
Говоря
о
здоровье,
мы
используем
определение,
которое
предлагает
Всемирная организация здравоохранения – “состояние полного физического, психического и
социального
благополучия,
а
не
только
отсутствие
болезней…”. ФГОС
дошкольного
образования
нацеливает
содержание
образовательной
области
«Физическое
развитие» на
достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям
физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Задачи физического воспитания в условиях ФГОС ДО:
охрана и укрепление физического здоровья детей (в том числе и эмоционального
благополучия);
формирование
основ
собственной
безопасности
и
безопасности
окружающего
мира;
владение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек);
приобретение
опыта
в
двигательной
деятельности,
в
том
числе
основных
движениях, а также при катании на санках, самокате, велосипеде, ходьбе на лыжах, в
спортивных играх, развитие крупной и мелкой моторики, участие в спортивных играх и
соревнованиях.
Коррекционные
задачи:
формирование правильной осанки и создание условий для профилактики плоскостопия.
развивать пространственно-координационные и ритмические способности.
знакомить
с
доступными
способами
укрепления
здоровья,
побуждать
сознательно,
относиться к своему здоровью;
формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам
движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений.
формировать умения произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции.
В
дошкольном
учреждении
функционирует 4
группы
компенсирующей
направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи,
заикание, алалия, дизартрия, ринолалия).
Дошкольники
с
тяжелыми
нарушениями
речи
–
это
дети,
у
которых
нарушено
формирование
всех
компонентов
речевой
системы
при
нормальном
слухе
и
сохранном
интеллекте (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Системный речевой дефект часто
приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному
формированию
психики
детей с
тяжелыми
нарушениями
речи.
Нарушение
речевой
деятельности
оказывает
непосредственное
влияние
на
формирование
сенсорной,
интеллектуальной, аффективно-волевой сферы, развитие всех психических процессов:
Особенности
внимания
-
отличаются
неустойчивостью,
более
низким
уровнем
показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с
трудом
сосредотачивают
внимание
на
анализе
условий,
поиске
различных
способов
и
средств в решении задач. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень
развития основных свойств внимания.
Особенности восприятия -
нарушения фонематического восприятия отмечаются у
всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и
речедвигательного анализаторов.
Особенности памяти
- значительно снижена по сравнению нормально говорящими
сверстниками
вербальная
память
и
продуктивность
запоминания.
Дети
часто
забывают
сложные инструкции (трёх-четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют
последовательность предложенных заданий; отстают в развитии наглядно-образной сферы
мышления,
без
специального
обучения
с
трудом
овладевают
анализом
и
синтезом,
сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Особенности
воображения
- снижение мотивации в деятельности; познавательных
интересов;
бедный
запас
общих
сведений
об
окружающем
мире;
отсутствие
целенаправленности
в
деятельности;
сложность
в
создании
воображаемой
ситуации;
недостаточную точность предметных образов – представлений; непрочность связей между
зрительной и вербальной сферами.
Детям
с
недоразвитием
речи
наряду
с
общей
соматической
ослабленностью
и
замедленным
развитием
локомоторных
функции
присуще
и
некоторое
отставание
в
развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность
выражается в виде плохой координации сложных движений, снижении скорости и ловкости
их
выполнения.
Дети
отстают
от
нормально
развивающихся
сверстником
в
точном
воспроизведении
двигательного
задания
по
пространственно-временным
параметрам,
нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по
различным параметрам:
-низкий уровень развития ловкости и быстроты;
-низкая степень сформированности двигательных навыков, отсутствие автоматизации
движений и низкая обучаемость. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития
когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти);
-у
детей
с
расстройствами
речи
встречаются
диспропорциональность
развития,
незрелость движений;
-наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется,
прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук;
-при заикании у детей в основном нарушены темпо-ритмические характеристики всех
циклических локомоторных актов, недостаточно сбалансированы процессы возбуждения и
торможения, а также есть различные проблемы в эмоционально-волевой сфере;
-дети с таким сложным дефектом, как алалия, отстают от своих сверстников по всем
компонентам психомоторики (статическая и динамическая координация, одновременность и
точность движений и т.д.) на один-два года.
Задачи
образовательной
области
«Физическое
развитие» обучения
детей
с
тяжелыми нарушениями речи решаются в разнообразных формах работы, которые отражают
тесную
взаимосвязь
между
психолого-педагогическим
и
медицинским
аспектами
коррекционно-
воспитательной
деятельности
(занятие
физкультурой,
утренняя
зарядка,
бодрящая
зарядка
после
дневного
сна,
подвижные
игры,
физкультурные
упражнения,
прогулки, спортивные развлечения, лечебная физкультура, массаж и закаливание, а также
воспитание культурно-гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни).
Работа
по
оздоровлению
и
физическому
воспитанию
детей
в
дошкольном
учреждении
строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двига -
тельно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения
детей дошкольного возраста. Только благодаря применению игровой деятельности и пра-
вильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, на наш взгляд,
можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей. Оздоровительный аспект – осо-
бая забота педагогического коллектива. Комплексная система оздоровления активно внедря-
ется в общий ритм каждой возрастной группы. Вся жизнедеятельность детей рассматривает -
ся с позиции повышения потенциала физического и психического здоровья. Физкультурно-
оздоровительная работа в полной мере связывает проблемы физического развития детей с
проблемами поддержания, укрепления и коррекции их здоровья. Физкультурные занятия
(ООД) дарят детям чувство радости, обеспечивают постоянную физическую нагрузку, под-
держивающую психофизический тонус, строятся с учетом резервных возможностей ребенка.
Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит педагогам
ДОУ. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестан-
дартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития
интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений
и навыков.
Спортивные
игры
представляют
собой
очень
важный
раздел
в
ряду
средств
физического воспитания дошкольников. Огромная роль в физическом развитии и воспитании
ребенка
принадлежит
игре
-
важнейшему
виду
детской
деятельности.
Она
является
эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых и
физических
качеств. В
дошкольном
учреждении
большую
популярность
получила
игра
«Зарница»,
ежегодно
проходящая
в
рамках
работы
городского
фестиваля
«Хибины».
Воспитательное
значение
игры
во
многом
зависит
от
профессионального
мастерства
тренера-воспитателя,
от
знания
им
психологии
ребенка,
учета
его
возрастных
и
индивидуальных
особенностей,
от
правильного
методического
руководства
взаимоотношениями воспитанников, от четкой организации и проведения возможных игр.
Особенно исключительные условия для развития физических качеств, подвижных играх
раскрывается подлинный характер ребенка. Именно здесь приобретаются коллективизм,
упорство,
настойчивость,
смелость
и
честность,
происходит
становление
духовных
и
физических качеств личности. Кроме того, подвижные игры служат средством эстетического
воспитания. Они способствуют закреплению и совершенствованию изученных упражнений
или
решают
самостоятельные
задачи
по
развитию
физических
качеств.
Подвижные
и
спортивные игры укрепляют здоровье ребенка, развивают двигательные качества, навыки,
совершенствуют
ритмичность
и
точность
движений,
способствуют
совершенствованию
деятельности основных физиологических систем организма - нервной, сердечно-сосудистой,
дыхательной,
улучшению
физического
развития
детей,
воспитанию
морально-волевых
качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют
воспитанию
у
дошкольников
положительных
черт
характера,
создают
благоприятные
условия для воспитания дружеских отношений в коллективе.
Работа с родителями по формированию здорового образа жизни является одной из
приоритетных
задач
ДОУ.
Ежегодно
в
дошкольном
учреждении
проходит
фестиваль
совместных
с
родителями
спортивных
игр «Маленькими
шагами
к
олимпийским
победам».
Одно
из
направлений
работы
имеющим
большое
значение
и
место
в
системе
физического воспитания в нашем ДОО является флорбол. Флорбол (в переводе с английского
– «мяч на полу») очень похож на канадский хоккей: игровая площадка практически тех же
размеров, такие же по размеру и расположению на поле ворота, составы команд – те же
«пятерки» нападающих и защитников. Отличие лишь в том, что играют во флорбол не на
льду и без силовой борьбы. Цель обеих команд – забить (забросить) мяч в ворота соперников.
Мяч
можно
вести,
передавать,
отбивать,
катить
в
любом
направлении,
соблюдая
установленные правила.
Для занятий в детском саду приобретен спортивный
инвентарь: клюшки
,
пластмассовые мячи, изготовлен тренажер для овладения бросков
по
воротам
«BALL
BUSTER»,
разработаны
инструктором
по
физической работе карточки – подсказки и т.п. Спортивная секция по
флорболу
имеет
физкультурно-оздоровительную
направленность.
Средствами
флорбола
решаются
задачи
гармонично-физического
развития
личности,
формируются
знания
и
умения,
необходимые
для
развития
быстроты, ловкости и силы. Для этого в работе физкультурно-
оздоровительной направленности применяются общеразвивающие и
специальные
упражнения,
направленные
на
укрепление
здоровья,
всестороннее физическое развитие, ознакомление с приемами игры
во
флорбол.
Основные причины выбора флорбола для работы с детьми дошкольного возраста с
ТНР:
флорбол – это безопасный вид спорта, как для самих игроков, так и для помещений,
так как команды играют клюшками и мячами, изготовленными из пластмассовых
материалов. Игра строится на справедливости и корректности, нет грубости и фальши.
флорбол развивает ловкость, выносливость, быстроту и практически не имеет
никаких противопоказаний. Флорбол влияет на становление личности ребенка в целом
(физическая подготовленность, развитие психических качеств, становление воли,
самоконтроля, ощущение ребенком себя как равноправного члена единой команды).
правила игры предельно просты и доступны.
для флорбола могут использоваться любые ровные площадки с различным покрытием
(земляным, деревянным, резиновым или асфальтовым), т.е. можно с успехом играть любом
спортивном зале, стадионе.
Во флорболе могут организовываться смешанные по полу команды, как женские, так
и мужские.
Допускается изменение количества полевых игроков (от трех и более) в зависимости
от размеров площадки.
Флорбол – это очень динамичная и зрелищная командная игра.
Направления работы для детей 5–7 лет: атлетическая подготовка (общефизическая и
специальная физическая); технико-тактическая подготовка; нравственно-волевая подготовка.
Место проведения занятий – спортивный зал.
При
проведении
занятий
в
первую
очередь
мы
руководствуемся
принципами оздоровительной направленности. Физические упражнения и
игры способствуют развитию у занимающихся различных групп мышц и
физических качеств.
Особое
внимание
обращаем
на
эмоциональную
сторону
занятий,
поддерживая у занимающихся постоянный интерес к занятиям, часто используя
игровые
формы,
эстафеты.
Вместе
с
тем
развитие
физических
качеств
должно
осуществляться с учетом специфики игры флорбол. Это так называемые профилирующие
(ведущие, специфические) качества. К ним относятся: адаптационная ловкость, скорость
реакции,
динамическое
равновесие,
рациональность
расслабления,
независимая
работа
мышц ног и рук.
Гибкость,
ловкость
и
координация
движений
взаимосвязаны
и
поэтому эти качества мы развиваем с помощью прохождения нескольких
стоек с элементами обводки в различных сочетаниях.
Для развития динамического равновесия используют движения: бег
"змейкой",
бег
с
преодолением
неровностей
и
различных
препятствий,
бег
с
быстрым
изменением
направления
движения,
упражнения
на
гимнастическом
бревне,
прыжки
с
поворотами и выполнением различных движений в полете, совершенствуя элементы обводки
и обыгрыша.
Разучивание элементов игры приемов обводки во флорболе осуществляется с
использованием,
главным
образом,
метода
показа
(принцип
наглядности).
Изучаемый
материал доступен и соответствует уровню спортивно-технической подготовки детей.
После освоения этих элементов можно приступить к игре флорбол на
ограниченной площадке.
Среди развивающихся во время игры во флорбол психических качеств
следует выделить внимание, восприятие, волевые качества. Эффективность
игровой
деятельности
в
значительной
мере
связывается
с
проявлением
внимания,
его
объема,
интенсивности,
устойчивости,
распределения
и
переключения. При этом под объемом внимания понимается способность игрока
одновременно
держать
в
поле
зрения
несколько
объектов:
мяч,
игроков
противника и партнеров. Концентрация внимания на наиболее важном
объекте
свидетельствует
об
интенсивности
внимания,
а
умение
противостоять различным отвлекающим действиям определяется устойчивостью внимания.
Способность контролировать сразу несколько объектов - движение мяча, игроков противника
и партнеров и быстро переключаться с одних на другие свидетельствуют о распределении и
переключении внимания. Умение ориентироваться в обстановке тесно связано с процессом
восприятия. Оно определяется периферическим и глубинным зрением, а также включает в
себя специфические виды восприятия: «чувство ворот», «чувство мяча», «чувство времени и
пространства». Игра во многом зависит от степени проявления волевых качеств: смелости,
инициативности,
решительности,
целеустремленности.
Естественно,
что
ребенок-
дошкольник
характеризуется
неустойчивостью
и
незрелостью
развития
данных
качеств.
Развитие их в старшем дошкольном возрасте наиболее активно происходит во время игры, в
том числе спортивной. Отсюда – основное правило – основой методики обучения флорболу
детей-дошкольников
является
игровая
форма
проведения
занятий.
Флорбол
–
игра
командная. Дети учатся понимать общую цель, брать на себя ответственность за свои
действия,
не
подводить
команду.
У
детей
создается
привычка
поступаться
личными
интересами
ради
достижений
общей
цели
команды.
Совместная
игра
способствует
взаимопониманию,
умению
считаться
с
другими
детьми.
Дошкольники
приучаются
оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение. В играх коллективного
характера дети учатся самостоятельно решать конфликты, споры.
Т а к и м
о б р а з о м
о п ы т
р а б о т ы
Д ОУ
п о
п р и м е н е н и ю
здоровьесберегающих технологий, способствует укреплению здоровья
детей, совершенствованию функций организма (дыхательной, сердечно-
сосудистой, нервной систем и т.д.), способствует физическому развитию.
Особо благоприятные условия часто создаются для развития точности,
ловкости
движений,
глазомера,
ориентации
в
пространстве.
Все
это
способствует
положительной
динамике
развития
моторных,
координационных
навыков,
ориентации в пространстве (зрительная группа), что составляет основу психомоторного
развития
детей.
Эффективное
развитие
сенсомоторной
координации
и
убедительная
поддержка
физического
развития
достигаются
инструктором
по
физической
культуре
в
рамках
физкультурных
занятий
и
индивидуальной
коррекционной
работы.
Внедряя
развивающие формы физкультурно-оздоровительной работы, приоритет отдает развитию
психомоторике
и
включению
в
обязательную
составляющую
занятий
(НОД)
разных
компонентов
корригирующих
гимнастик,
что
актуализирует
развитие
моторной,
двигательной, дыхательной систем ребенка.