Напоминание

"Развитие эмпатических способностей"


Автор: Бесова Светлана Сергеевна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МАОУ "Образовательный центр №2"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Тренинговая программа
Тема: "Развитие эмпатических способностей"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тренинговая программа по развитию эмпатийных способностей у студентов вуза. При разработке данной тренинговой

программы мы опирались на работы таких авторов как: Дудина Д.И. и Агавелян Р.О.

В основе продуктивного прохождения программы лежит сотрудничество, целенаправленность деятельности и

искренность в выражении своих мыслей студентами, а также активность студентов и их творческое отношение к этой

теме. Стратегия проведения данной программы подразумевает, что представленный комплекс упражнений формируется

по возрастанию уровня сложности заданий.

Оценка эффективности программы - это повышение уровня эмпатических способностей у студента, фиксируемых

посредством применения различных психодиагностических методик.

Программа направлена на три компонента эмпатии, за счет эмоционального компонента мы развили с помощью

упражнений умение участников тренинга осознавать свое состояние, а также развили навыки вхождения в различные

эмоциональные ситуации, переживание соответствующих эмоций и состояний. За счет когнитивного компонента, мы

научили участников распознавать невербальные реакции человека. А за счет поведенческого компонента мы

формировали взаимопонимание партнеров, а также учились передавать позитивную обратную связь.

По продолжительности - это программа рассчитана на один месяц, 3 занятия в неделю, продолжительностью 4

часа. Но для сохранения приобретённых навыков в будущем, требуется повторный курс занятий, либо постоянное

применение умений в профессиональной деятельности.

Развитие эмпатических способностей

Время

Задача

Компонент

эмпатии

Метод

Содержание / материалы

Результат

35

мин.

Настроить

на

работу

Эмоциональный

компонент

Упражнение - игра

«Летний дождик».

Ход работы:

Необходимо освободить место для игры.

Члены группы должны образовать как

можно более правильный круг. Как только

это удалось, все должны повернуться

направо, так что теперь все игроки стоят

друг за другом на расстоянии вытянутой

руки.

Необходимо рассказать участникам, что в

этом

упражнении

каждый

сможет

услышать

шум

и

шорохи

летнего

проливного дождя. И чем лучше будет

взаимодействие в группе, тем прекраснее

будет ощущение от игры.

Ведущий встает в круг вместе с группой и

демонстрирует движения рук, которые

производят

желаемые

шорохи:

необходимо положить ладони на спину

стоящего

впереди

участника,

Снятие

напряжения.

Настрой на работу.

приблизительно

в

районе

лопаток,

и

описать

ими

круг.

Возникший

шорох

соответствует

ветру,

предшествующему

проливному

дождю

(фаза

А);

нужно

потихоньку

начать

похлопывать

кончиками пальцев по спине партнера,

чередуя при этом обе руки. Это начало

дождя (фаза В); затем барабанить ладонью

по спине партнера (фаза С); вернуться к

фазе В; перейти к фазе А; остановиться,

чтобы руки спокойно лежали на спине

партнера.

Объяснить группе, что это упражнение

дает потрясающий эффект, если при этом

все закроют глаза.

Начинать игру следует с фазы А. Стоящий

перед вами участник должен «передать»

это

движение

дальше

участнику,

стоящему перед ним, и т.д., пока оно не

вернется к ведущему. Когда ведущий

почувствует, как руки партнера совершают

круги по спине, необходимо начать фазу

В, и так далее, пока последовательность не

дойдет до конца. (Каждый продолжает

выполнять

движение,

которое

он

чувствует своей спиной, до тех пор, пока

не получит новый сигнал.)

30

мин.

Развивать

умения

участников

тренинга

осознавать свое

состояние.

Упражнение

«Цвет моего состояния».

Инструкция:

«Предлагается

начать

сегодняшний день с того, что каждый член

группы, подумав некоторое время, скажет,

какого он (или она) сейчас цвета. При этом

речь идет не о цвете одежды, а об

отражении в цвете состояния. (Дается

некоторое время на обдумывание задания,

после чего участник говорит, какого он

сейчас цвета.)

Затем

нужно

рассказать

о

том,

как

изменялось

состояние,

настроение,

в

течение утренних часов и до того, как

пришли на занятие, - и с чем были связаны

эти изменения.

В

заключение

своего

рассказа

нужно

охарактеризовать то состояние, в котором

участник находится сейчас и пояснить,

почему был выбран для его обозначения

именно тот цвет».

Научиться

развивать

способности

осознавать

и

вербализовать свое

состояние,

находить слова для

его обозначения.

25

мин.

Развивать

возможности

участника

в

области

Упражнение

«Чувства по кругу».

Инструкция:

«Сейчас

участники

будут

бросать друг другу мяч, называя при этом

какое-то состояние или чувство, а поймав

Развитие

навыков

сочувствия,

сопереживания,

чувствования

в

вербализации

чувств

и

состояний.

брошенный мяч, будут называть антоним -

противоположное состояние или чувство.

Например, ведущий бросает мяч любому

участнику и говорит: «Грустный». Этот

участник, поймав мяч, называет антоним

«веселый» и бросает мяч обратно, называя

чувство или состояние»

состояние

партнера.

35

мин.

Научиться

навыкам

вхождения

в

эмоциональные

ситуации.

Упражнение

«Ситуация».

Инструкция:

«Ведущий

предлагает

ситуацию, в которой каждый участник

попробует себя представить, постарается в

нее включиться и осознать те чувства,

состояния, которые при этом возникают.

Например: «Мы идем по густой чаще

леса…»

После

завершения

упражнения

можно

задать

вопросы:

«Какие

состояния

возникали в разных ситуациях?», «В какой

из предложенных ситуаций было легче

всего

себя

представить,

в

какой

-

сложнее?».

В ходе упражнения можно предлагать

следующие ситуации: «Вы опаздываете в

театр»; « Вас пригласили на прием к

английской королеве», «Вы спускаетесь в

темный

подвал»,

«Вы

на

вернисаже

Развитие

навыков

вхождения

в

различные

эмоциональные

ситуации,

переживание

соответствующих

эмоций

и

состояний.

современных художников», «Вы оказались

в толпе людей» и т. д.

20

мин.

Научиться

расслабляться.

Упражнение

«Медитация».

Ведущий просит, чтобы участники сели

поудобнее и убрали из рук все лишнее.

Затем

каждый

участник

должен

прислушаться к своему телу, удобно ли

ему сидеть? Затем нужно прислушаться к

своему дыханию... Сосредоточиться на

выдохе...

Прочувствовать как с каждым выдохом

происходит погружение все глубже и

глубже...

Ведущий просит участников вспомнить то,

что было сегодня на занятии...

Участникам

нужно

постараться

быть

достаточно пассивными…

Просто наблюдать...

И когда участники вспомнят все то, что

было сегодня, им нужно взять самое

ценное, самое важное в свою жизнь.

Сделать это совершенно сознательно или

доверится

бессознательному

-

это

не

важно. Просто в один прекрасный момент

участники обнаружат, что их поведение

неким образом изменилось, люди стали

Снятие

напряжения.

относится по- другому, и что-то неуловимо

меняется вокруг. Самое главное что это

произойдет и будет происходить само, и

именно тогда, когда это нужно.

30

мин.

Распознать

чувство

через

контакт.

Эмоциональный

и когнитивный

компоненты

Упражнение

«Прикосновение».

Выбирается

один

участник,

который

садится на стул, - «сенсор». Любой другой

участник

посредством

прикосновения

передает ему какое-то чувство. «Сенсор»

пытается это чувство угадать. В случае

угадывания его место занимает другой.

Возможен социометрический вариант этой

игры: «сенсор» садится спиной к группе, а

прикасающиеся к нему выражают свое

отношение.

Задача «сенсора» - отгадать, кто к нему

прикоснулся.

Научиться передать

и

почувствовать

чувство

через

прикосновение.

40

мин.

Содержание

речи

и

интонация

Упражнение

«Алфавит».

Ведущий говорит о том, что его речь

можно условно разделить на две составные

части. Первая - это содержание речи: слова

и предложения. Вторая - это интонация, с

которой

они

произносятся.

Порой

интонация

бывает

более

важна,

чем

содержание. В этом можно убедиться, если

взять абсолютно бессмысленный текст и

Развивать

умения

определять

состояние человека

по

содержанию

речи и интонации.

прочесть

его

с

разной

интонацией.

Ведущий просит участников взять любой

текст и прочитать вслух поочередно его

так, словно это: некролог;

признание в

любви; приговор суда; прогноз погоды; -

репортаж с футбольного матча.

40

мин.

Раскрыть

понятие

эмпатия.

Познакомить

участников

тренинга

с

понятием

и

сущностью

эмпатии

и

ее

влиянием

на

развитие

личности.

Когнитивный

компонент

Информирование

Презентация

Ведущий

информирует

участников

о

понятии эмпатии. Также демонстрирует

прзентацию по теме: «Понятие и сущность

эмпатии».

Эмпатия

-

осознанное

сопереживание

текущему

эмоциональному

состоянию

другого человека без потери ощущения

внешнего

происхождения

этого

переживания.

Это состояние активируется в человеке,

когда кто-то рядом переживает негативные

эмоции: у человека выступили слёзы, он

испытает страх, печаль, тоску, агрессию.

Эмпат чувствует, когда нужен другому

человеку,

и

как

большинство

людей

испытывает желание разобраться и помочь

по возможности.

Когда же люди подпрыгивают от радости,

Заинтересовать

участников

темой

тренинга.

Расширить знания.

это

не

привлекает

внимания

эмпата,

поскольку это чувство более понятно и не

вызывает

потребности

в

спасательном

круге (коим он себя считает).

Проявление эмпатии возможно не только в

реальном

мире.

Например,

когда

мы

читаем книгу или смотрим фильм, то

волей-неволей пытаемся войти в роль

главного героя, оказаться на его месте

(сопереживаем ему) – это тоже проявление

данного

чувства,

заложенного

в

нас

природой.

Такие чувствительные к другим людям

индивидуумы

часто

выбирают

своей

стезей педагогику, ведут кружки, работают

воспитателями

или

психологами,

поскольку в этих сферах деятельности

очень важно уметь тонко чувствовать

состояние других людей.

20

мин.

Побудить

участников

к

размышлениям о

психологически

е

качествах

проявившихся

Рефлексия

Ведущий

задает

участникам

вопросы,

касающиеся

подведения

итогов

по

пройденным занятиям.

Вопросы к обсуждению: Какие чувства

испытывали? Что нового узнали о себе?

Как будете использовать эти знания? Чему

Подведение итогов.

при

участии

в

тренинге

научились?

Как

это

пригодится

в

будущем? Что было важным? Над чем вы

задумались? Что происходило с вами? Что

нужно развивать на будущее?

45

мин.

Приобретение

навыков

эмпатии.

Упражнение

«Да».

Ведущий просит разделиться на пары.

Один из участников пары говорит фразу,

выражающую его состояние, настроения

или ощущения.

После

чего

второй

участник

должен

задавать ему вопросы, чтобы уточнить и

выяснить детали. Например: "Странно, но

я заметила, что когда нахожусь в таком

состоянии, то цвет моей одежды примерно

одинаков".

Упражнение

считается

выполненным, если в ответ на расспросы

участник получает три утвердительных

ответа - "да".

«Ситуации».

Ведущий

должен

вспоминать

в

произвольной

последовательности

две

различные

ситуации,

а

студент

будет

стараться угадать. Рассказывать про них не

надо, достаточно представлять их внутри

Совершенствование

навыков эмпатии и

рефлексии.

себя.

Одна ситуация - приятная, другая - не

совсем. А задача студента установить

внешние

проявления

этих

внутренних

переживаний. В одном случае могут быть

более

напряжены

губы

или

голова

наклонена более сильно вправо, а руки

сомкнуты за спиной, в то время как в

другой ситуации человек предпочитает их

не

соединять.

Упражнение

на

внимательность: сначала ведущий будет

говорить какую собственно ситуацию он

представляет,

а

студент

внимательно

смотреть. Когда они решат, что основные

различия найдены, то ведущий уже будет

представлять некую ситуацию внутри себя

произвольно, а студент будет стараться

угадать.

Обсуждение.

Каким

способом

определял

студент,

какую

именно

ситуацию ведущий представлял внутри

себя?

30

мин.

Распознавать

невербальные

переживания.

Упражнение

«Установление и поддержание контакта».

Ведущий предлагает участникам передать

невербально

друг

другу

переживания

следующих ситуаций, эмоций и чувств:

друг не позвонил и не пришел на день

Расширить

знания

по

невербальным

выражением

чувств.

рождения;

неожиданный сюрприз, подарок;

гордость за себя;

высокомерие;

подозрительность;

враждебность;

гнев;

любовь;

радость;

обида.

После

выполнения

упражнения

проводится обсуждение. Можно сделать

обобщения

о

том,

каким

образом

выражаются те или иные чувства.

25

мин.

Распознавать

невербальные

реакции

человека

Упражнение

«Карусель».

Ведущий просит участников сесть друг на

против друга. Затем он дает три минуты на

то, чтобы участники могли выяснить, что у

них общего. Узнать те части жизненного

опыта, которые совпадают. Именно то, что

у них общего, а не то, что различается.

Многие люди пытаются начать общение с

определения того, в чем различаются их

мнение

и

интересы

с

мнением

и

интересами

собеседника.

Обычно

это

приводит

к

спору

и

напряженным

Научиться

определять

состояние человека

по

движениям,

мимике.

отношением,

и

общения

просто

не

получается. В этом случае люди просто

отстраиваются друг от друга. Удобнее

сначала выяснить что общего, а только

после этого уже искать различия. Но

отношение уже к этому будет совершенно

иное. Рекомендуется обращать внимание

на то, как невербально реагирует человек

на слова собеседника».

30

мин.

Распознавать

невербальные

реакции

человека

Упражнение

«Невербальное

выражение

эмоций

и

«чтение» по невербальным признакам».

Ведущий просит, чтобы все члены группы

сели на стульях в круг очень плотно друг к

другу.

Затем

все

участники

должны

закрыть

глаза.

Задача

в

том,

чтобы

передать по кругу какое-нибудь чувство

без слов, только используя прикосновения

к

рядом

сидящему

члену

группы,

в

соответствии с передаваемым чувством.

Тренер назначает того, кто делает это

первым. После этого участник может

открыть

глаза,

а

член

группы,

воспринявший

переданное

чувство,

должен передать его следующему члену

группы. При этом совсем не обязательно в

Научиться

определять

состояние человека

по

движениям,

мимике.

точности

повторять

движения

предыдущего члена группы, главное -

передать то же самое чувство, состояние,

при этом можно использовать другие

движения, прикосновения. После того как

чувство

передано

по

кругу,

оно

возвращается тому, кто его отправил. К

этому моменту все сидят с открытыми

глазами.

Каждого,

начиная

с

первого

участника,

спрашивают,

какое

чувство

получил, какое отправил. В результате

находят того или тех людей, из-за которых

произошло искажение.

15

мин.

Побудить

участников

к

размышлению,

анализу

о

проделанной

работе.

Рефлексия

«Медитация».

Ведущий

дает

несколько

минут

участникам

на

то,

чтобы

они

могли

вспомнить, что узнали за сегодняшнее

занятие. И подумать о том, как они могут

применить полученные знания. И как это

может изменить их жизнь.

Подведение итогов.

25

мин.

Самоанализ

Упражнение

«Я отличаюсь от тебя».

Ведущий просит участников разделиться

на пары и 4 минуты вести разговор на тему

"Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на

тему "Чем мы отличаемся". По окончании

диалога,

проводится

обсуждение,

Развивать

умения

сравнивать.

обращается внимание на то, что было

легко и что было трудно делать, какие

были открытия. В итоге делается вывод о

том, что все мы, в сущности, похожи и в то

же время разные, но мы имеем право на

эти отличия, и никто не может нас

заставить быть другими.

25

мин.

Распознавание

состояний через

жесты.

Когнитивный и

поведенческий

компоненты

Упражнение

«Говорящие жесты».

Ведущий

просит

участников

встать

напротив

друг

друга.

Затем

ведущий

говорит о том, чтобы каждый участник по

очереди сделал движение, отражающее его

внутреннее состояние, а другие участники

будут повторять это движение 3-4 раза,

стараясь

вчувствоваться

в

состояние

человека, понять это состояние». После

завершения

упражнения

можно

задать

вопрос

«Каково,

по

вашему

мнению,

состояние каждого из нас?». После того

как относительно состояния участника

будет

высказано

несколько

гипотез,

следует обратиться к нему за объяснением

его действительного состояния.

Научиться

пониманию

состояния партнера

через его жесты.

35

Формировать

способность

к

Упражнение

«Побег из тюрьмы».

Развитие

способностей

к

мин.

эмпатии

Участники группы должны встать в две

шеренги лицом друг к другу. Ведущий

предлагает

задание:

"Первая

шеренга

будет играть преступников, вторая - их

сообщников, которые пришли в тюрьму,

для того чтобы устроить побег. Между

преступниками

и

сообщниками

звуконепроницаемая

стеклянная

перегородка. За короткое время свидания

сообщники с помощью жестов и мимики

должны "рассказать" преступникам, как

они будут спасать их из тюрьмы (каждый

"сообщник"

спасает

одного

"преступника")". После окончания игры

"преступники"

рассказывают

о

том,

правильно ли они поняли план побега.

эмпатии,

пониманию

мимики,

языка

телодвижений.

15

мин.

Динамичная

и

живая разминка.

Поведенческий

компонент

Игра

«Поменяться местами».

Описание:

Участники садятся в общий круг. Тренер

просит встать и найти себе новое место в

круге всех, кто обладает определенными

характеристиками, например:

Имеет светлые волосы.

Имеет пуговицы на ботинках.

В черных туфлях.

Активизация

участников. Снятие

напряжения

и

настрой

на

дальнейшую

работу.

Всем женщинам.

Всем, кто в очках.

Имеет сережки в ушах.

Всем кто любит собак.

Пока участники меняются местами, тренер

занимает

любой

свободный

стул.

Участник,

оставшийся

без

стула,

становится ведущим.

Игра продолжается 10-15 минут до тех

пор, пока группа не придет в активное

работоспособное состояние.

25

мин.

Невербальное

общение.

Упражнение

«Через стекло».

Ведущий просит одного из участников

загадать текст, записывая его на бумагу, но

передать его как бы через стекло, т. е.

мимикой и жестами: другой называет

понятое.

Формирование

взаимопонимания

партнеров

по

общению

на

невербальном

уровне.

30

мин.

Эксперимент

Упражнение

«Подстройка под позу».

Ведущий говорит о том, что сейчас в

группе проведем маленький эксперимент.

Просит всех участников сесть в одну позу.

(Ведущий принимает такую же позу).

Ведущий просит определить участников:

На сколько я сейчас вам близок? А сейчас?

(Ведущий

меняет

позу).

Изменилась

оценка? А что произойдет, если я сяду

Научиться по позе

человека

определять

состояние.

опять в позу, в которой Вы сидите?

(Ведущий садится в позу, в которой сидит

ученик). Улучшилось отношение ко мне

по сравнению с предыдущим разом? Итак,

вы уже поняли, что одним из основных

признаков доверия является поза.

30

мин.

Контакт,

пантомима.

Упражнение

«Прикосновение».

Ведущий

выбирает

одного

участника,

который садится на стул, - «сенсор».

Любой

другой

участник

посредством

прикосновения

передает

ему

какое-то

чувство. «Сенсор» пытается это чувство

угадать. В случае угадывания его место

занимает

другой.

Возможен

социометрический

вариант

этой

игры:

«сенсор» садится спиной к группе, а

прикасающиеся к нему выражают свое

отношение. Задача «сенсора» - отгадать,

кто к нему прикоснулся.

Научиться передать

и

почувствовать

чувство

через

прикосновение.

20

мин.

Формировать

позитивное

отношение

у

участников

тренинга.

Упражнение

«Комплимент с мячом».

Все участники должны встать в круг.

Тренер предлагает, бросая мяч любому из

группы, обратиться к нему по имени и

сказать ему что-то приятное. Сам тренер

может быть первым и дальше продолжает

участвовать в упражнении. Таким образом

Научиться

передавать

позитивную

обратную связь.

он

задает

модель

поведения.

Если

возникают паузы, это не означает, что

нужно

сразу

прекращать

упражнение.

Обычно

игра

имеет

свою

динамику.

Сначала говорят довольно поверхностные,

банальные

фразы

друг

другу,

но

постепенно обращение и высказывания

трансформируются в передачу позитивной

обратной связи друг другу и носят личный

характер.

25

мин.

Формировать

умение снимать

эмоциональное

напряжение.

Упражнение

«Моль».

Упражнение

направлено

на

снятие

барьеров, поднятие настроения, движение.

Необходимо всем встать и ловить «моль».

Для итоговой рефлексии тренинга можно

использовать следующие вопросы: Какие

психологические

качества

у

вас

проявились при участии в тренинге? Какие

чувства испытывали? Что нового узнали о

себе? Как будете использовать эти знания?

Чему научились? Как это пригодиться в

будущем? Что было важным? Над чем вы

задумались? Что происходило с вами? Что

нужно развивать на будущее?

Научиться

поднимать

настроение.

А

также

подвести

итоги проделанной

работы.



В раздел образования