Автор: Догадкина Екатерина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГБПОУ "Костромской торгово-экономический колледж"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Практика наставничества "Сделаем вместе"
Раздел: среднее профессиональное
ОГБПОУ «Костромской торгово-экономический колледж»
Практика наставничества
«Сделаем вместе»
Автор: Догадкина Е.А. - преподаватель ОГБПОУ «Костромской торгово-
экономический колледж»
Кострома, 2024
Тема наставничества является одной из центральных в национальном
2
проекте «Образование». Наставничество в колледже рассматривается как
ключевая стратегия в организации и управлении процессом обучения и
воспитательной системы.
Наставничество
- одна из форм педагогической деятельности,
направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых
профессиональных компетенций и развитие личностных качеств (общих
компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с
наставником.
Сегодня наставничество реализуется в разных системах отношений.
Наставничество в системе отношений «преподаватель — студент» предполагает
передачу знаний, умений и опыта посредством доверительного неформального
общения, основанного на принципах партнерства.
Наставничество реализуется по классическим принципам педагогики.
Основные этапы:
«Я скажу — ты послушай» ^ «Я покажу — ты попробуй» ^ «Сделаем вместе» ^
«Сделай сам — я подскажу» ^ «Сделай сам и расскажи, что сделал»
Цель наставничества выражается в полном раскрытии потенциала личности
студента (наставляемого), необходимое для успешной личной и профессиональной
самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание
условий для формирования эффективной системы поддержки самоопределения и
самореализации обучающихся, предполагает возрождение и расширение института
наставничества путем вовлечения
в различные формы наставничества студентов
колледжа.
Основные критерии эффективности наставничества:
Достижение поставленных целей.
Одобрение и позитивный настрой всех участников.
Высокие рабочие показатели подопечных.
Полное соответствие поведения подопечных с занимаемой должностью.
Экономическая эффективность.
Достичь высоких результатов по всем критериям невозможно без
простоты, активности и показательности внутри системы.
Как выразился знаменитый профессор, писатель и эксперт в области
управления Дэвид Майстер, наставничество является инвестицией в
долгосрочное развитие организации, ее «здоровьем». Мировая позитивная
практика это подтверждает.
Мне бы хотелось более подробно остановиться на практике
наставничества в своей работе.
Целевой группой являются студенты ОГБПОУ «КТЭК», модель
наставничества: преподаватель-студент.
В рамках внедрения и реализации данной модели наставничества, мы
приняли участие во Всероссийском конкурсе
«Большая перемена».
Всероссийский конкурс «Большая перемена» объединяет под своим крылом
школьников и студентов со всей России. Каждый человек из разных уголков нашей
необъятной страны получает уникальную возможность заявить о себе!
Все задания этапа встроены в сюжет игры: тесты, квесты, задания.
Прохождение игры позволяет участнику не только лучше узнать себя и получить
рекомендации к развитию, но и определить первичный интерес к профессиям.
В течение трех месяцев - май, июнь и июль 2023 года совместно со
студентами писали эссе, проходили творческие кейсы, делали видеовизитку и
3
многое другое.
Вместе мы творили, создавали, анализировали неудачи и успехи, что
привело к рождениям новых идей и постановке новых целей.
Сложившийся взаимный интерес и симпатия, позволяют эффективно
работать в паре, педагог-наставник не только передает опыт, а так же сам
получает новые знания и впечатления. Работа на равных проходит в
постоянном взаимодействии, не позволяя наставнику перейти на формальный
уровень общения и потерять интерес.
По результатам нашей совместной работы мы вышли в полуфинал
(Приложение А).
Полуфинал прошел в Москве. В рамках полуфинала для ребят прошла
насыщенная образовательная и конкурсные программы, а также активности от
молодых специалистов Городского совета старших вожатых образовательных
организаций Департамента образования и науки города Москвы и
регионального отделения Движения Первых города Москвы.
На этом этапе наше участие в данном конкурсе закончилось. Данный
проект дал уникальную возможность реализовать модель наставничества
«педагог-студент» и раскрыть творческую сторону процесса обучения.
Продолжая тему наставничества в своей деятельности стоит отметить, что на
протяжении многих лет совместно со студентами мы участвуем в конкурсах и
олимпиадах различного уровня, занимая призовые места. Некоторые из них
представлены в Таблице №1.
Таблица 1
календарей «Путь к звездам»
№
Название конкурса
Результат
1.
16 региональная олимпиада
технического творчества «Радуга
талантов»
Диплом 3 степени
2.
Региональная заочная олимпиада-
конкурс медиатворчества «Моя
компьютерная планета»
Диплом 2 степени
3.
Всероссийская олимпиада
«Созвездие» (региональный этап)
Диплом 2 степени
4.
Региональный конкурс
Диплом 1 степени
4
Каждый раз я не перестаю удивляться таланту и творческим способностям
детей.
Основываясь на результатах совместной работы (моей как наставника и
обучающихся как наставляемых) можно выдвинуть предположение о наличии
положительной динамики влияния модели наставничества на повышение
активности и заинтересованности участников в образовательной и
профессиональной деятельности.
Наставническая роль всегда была самой не простой задачей, особенно, когда
необходимо быть не просто хорошим педагогом, но прежде всего Человеком с
большой буквы, чувствовать и понимать своего студента, быть для него опорой.
календарей «Путь к звездам»
Приложение А
5