Напоминание

Ученический эксперимент как средство развития исследовательской деятельности учеников


Автор: Калачева Ольга Васильевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ пгт Арбаж Кировской области
Населённый пункт: пос. Арбаж Кировской области
Наименование материала: опыт работы
Тема: Ученический эксперимент как средство развития исследовательской деятельности учеников
Раздел: среднее образование





Назад




Ученический

эксперимент

как

средство

развития

исследовательской

деятельности учеников

Важнейшая задача современной школы – это сочетание обучения, воспитания и

развития. Химия как учебный предмет средней школы вносит существенный вклад в

ее решение. Ведущее место в преподавании химии занимает школьный химический

эксперимент.

Это

основной

и

специфический

метод

обучения,

который

непосредственно знакомит с химическими явлениями и одновременно развивает

познавательную деятельность учащихся.

Широкое

применение

эксперимента

в

обучении

химии

одно

из

важнейших

условий осознанных и прочных знаний учащихся по химии. Особое значение

имеет вопрос о месте эксперимента в процессе обучения. Учебный опыт является

средством обучения. В одном случае опыт можно поставить после объяснения и при

его помощи ответить на определенные вопросы. Так осуществляется дедуктивный

подход к проведению учебного эксперимента. В другом случае опыт можно принять

за

отправную

точку

и

заняться

разрешением

вопросов,

возникающих

при

наблюдении

явлений.

Это

характеризует

индуктивный

подход

к

проведению

учебного эксперимента.

Исследовательская

деятельность

может

послужить

отправной

точкой

к

возникновению

интереса

к

химической

науке.

Нестандартные

ситуации

исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной

информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.

Ситуация погружения в исследование дает наибольший эффект в классах, где

преобладают

ученики

с

неустойчивым

вниманием,

пониженным

интересом

к

предмету. Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную

окраску

в

учебную

работу,

снимает

утомление,

развивает

внимание,

сообразительность, взаимопомощь.

Я

хочу

посмотреть

на

проблему развития

исследовательской

деятельности

учеников через ученический эксперимент с точки зрения дидактики: а именно,

как меняется роль эксперимента в зависимости от этапа урока и, соответственно,

какие универсальные учебные действия, кроме предметных, мы здесь формируем.

9класс,

тема

урока

«Понятие

о

скорости

химических

реакций».

Этап

урока

целеполагание. Берем две пробирки с соляной кислотой (1:1). В одну пробирку

помещаем несколько крупинок порошкообразного железа, в другую – примерно

столько же порошка магния. Дети описывают результаты наблюдения, называют

признак химической реакции. В тетрадях и на доске записывают уравнения реакций

и называют их тип по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов

реакции».

Обсуждаем, отличия данных реакций. Исходя из наблюдений прошу

предположить

тему

урока

и

сформулировать

цели.

В

результате

некоторых

уточнений ребята предполагают, что тема урока «Скорость химических реакций », а

цель – выяснить, что такое скорость химической реакции и от чего она зависит.

Этап

проблематизации. 9 класс, тема «Теория электролитической диссоциации».

Демонстрирую классический опыт, показывающий электропроводность растворов.

Учащиеся видят, что растворы хлорида натрия, щелочи натрия, серной кислоты

проводят

электрический

ток,

а

в

растворах

спирта,

сахара

и

глюкозы

электропроводность отсутствует. Итогом этой демонстрации становится вывод о

том, что все вещества по их способности проводить электрический ток в растворах

можно

разделить

на

два

класса:

электролиты

и

неэлектролиты.

Тут

возникает

проблема: почему растворы электролитов ток проводят, а растворы неэлектролитов

не проводят. Далее в течение урока ищем причины такого поведения веществ.

Этап изучения нового материала. В 8 классе, изучая реакции обмена, мы используем

эмпирические методы – наблюдение и описание, во время которого учащиеся не

только видят реакцию, отмечают признаки ее протекания, но и могут выразить

происходящее посредством химических уравнений. В 9 классе в теме «Реакции

ионного обмена» развиваем исследовательские навыки. К эмпирическим методам

добавляем эксперимент и выходим на теоретические методы – это выдвижение и

доказательство гипотезы. Первый шаг – проводим реакцию нейтрализации (NaOH

+HCl), записываем уравнение реакции в молекулярном виде, полном ионном и

сокращенном ионном виде и устанавливаем причину протекания данной реакции до

конца.

Второй шаг – проводим реакцию взаимодействия раствора BaCl

2

c раствором Na

2

SO

4

,

в

которой

выпадает

осадок,

учащиеся

записывают

уравнения

данной

реакции,

объясняют причину ее протекания.

Третий шаг – выдвижение гипотезы. Задаю вопрос: «Что будет, если к Na

2

CO

3

добавим HCl?» Выслушиваю варианты ответов, которых бывает несколько. Как

настоящие ученые записываем уравнения реакций, находим истину, подтверждая

практикой.

На данном этапе формируем предметные навыки: умения записывать уравнения

реакций, объясняя сущность реакций ионного обмена, а так же познавательные,

личностные, коммуникативные …(выйти на творческие способности)

На этапе закрепления знаний прошу провести

реакцию раствора хлорида

магния с раствором сульфата натрия и сделать вывод о протекании данной реакции.

Учащиеся отмечают, что признаков реакции не наблюдается и, записав полное

ионное уравнение, сами приходят к выводу почему так происходит.

Исследовательская

деятельность связана

с

развитием

практических

умений и навыков исследованию их простейших признаков, т.е. освоению

простейших методов научно-исследовательской работы.

При

всем

этом

нельзя

забывать,

что

химический

эксперимент,

выполняя

различные дидактические функции, может использоваться в различных формах и

должен сочетаться с другими методами и средствами обучения. Он представляет

собой

систему,

в

которой

используется

принцип

постепенного

повышения

самостоятельности

учащихся:

от

демонстрации

явлений

через

проведение

лабораторных опытов под руководством преподавателя к самостоятельной работе

при выполнении практических занятий и решении экспериментальных задач.



В раздел образования