Автор: Калачева Ольга Васильевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ пгт Арбаж Кировской области
Населённый пункт: пос. Арбаж Кировской области
Наименование материала: опыт работы
Тема: Ученический эксперимент как средство развития исследовательской деятельности учеников
Раздел: среднее образование
Ученический
эксперимент
как
средство
развития
исследовательской
деятельности учеников
Важнейшая задача современной школы – это сочетание обучения, воспитания и
развития. Химия как учебный предмет средней школы вносит существенный вклад в
ее решение. Ведущее место в преподавании химии занимает школьный химический
эксперимент.
Это
основной
и
специфический
метод
обучения,
который
непосредственно знакомит с химическими явлениями и одновременно развивает
познавательную деятельность учащихся.
Широкое
применение
эксперимента
в
обучении
химии
–
одно
из
важнейших
условий осознанных и прочных знаний учащихся по химии. Особое значение
имеет вопрос о месте эксперимента в процессе обучения. Учебный опыт является
средством обучения. В одном случае опыт можно поставить после объяснения и при
его помощи ответить на определенные вопросы. Так осуществляется дедуктивный
подход к проведению учебного эксперимента. В другом случае опыт можно принять
за
отправную
точку
и
заняться
разрешением
вопросов,
возникающих
при
наблюдении
явлений.
Это
характеризует
индуктивный
подход
к
проведению
учебного эксперимента.
Исследовательская
деятельность
может
послужить
отправной
точкой
к
возникновению
интереса
к
химической
науке.
Нестандартные
ситуации
исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной
информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.
Ситуация погружения в исследование дает наибольший эффект в классах, где
преобладают
ученики
с
неустойчивым
вниманием,
пониженным
интересом
к
предмету. Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную
окраску
в
учебную
работу,
снимает
утомление,
развивает
внимание,
сообразительность, взаимопомощь.
Я
хочу
посмотреть
на
проблему развития
исследовательской
деятельности
учеников через ученический эксперимент с точки зрения дидактики: а именно,
как меняется роль эксперимента в зависимости от этапа урока и, соответственно,
какие универсальные учебные действия, кроме предметных, мы здесь формируем.
9класс,
тема
урока
«Понятие
о
скорости
химических
реакций».
Этап
урока
–
целеполагание. Берем две пробирки с соляной кислотой (1:1). В одну пробирку
помещаем несколько крупинок порошкообразного железа, в другую – примерно
столько же порошка магния. Дети описывают результаты наблюдения, называют
признак химической реакции. В тетрадях и на доске записывают уравнения реакций
и называют их тип по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов
реакции».
Обсуждаем, отличия данных реакций. Исходя из наблюдений прошу
предположить
тему
урока
и
сформулировать
цели.
В
результате
некоторых
уточнений ребята предполагают, что тема урока «Скорость химических реакций », а
цель – выяснить, что такое скорость химической реакции и от чего она зависит.
Этап
проблематизации. 9 класс, тема «Теория электролитической диссоциации».
Демонстрирую классический опыт, показывающий электропроводность растворов.
Учащиеся видят, что растворы хлорида натрия, щелочи натрия, серной кислоты
проводят
электрический
ток,
а
в
растворах
спирта,
сахара
и
глюкозы
электропроводность отсутствует. Итогом этой демонстрации становится вывод о
том, что все вещества по их способности проводить электрический ток в растворах
можно
разделить
на
два
класса:
электролиты
и
неэлектролиты.
Тут
возникает
проблема: почему растворы электролитов ток проводят, а растворы неэлектролитов
не проводят. Далее в течение урока ищем причины такого поведения веществ.
Этап изучения нового материала. В 8 классе, изучая реакции обмена, мы используем
эмпирические методы – наблюдение и описание, во время которого учащиеся не
только видят реакцию, отмечают признаки ее протекания, но и могут выразить
происходящее посредством химических уравнений. В 9 классе в теме «Реакции
ионного обмена» развиваем исследовательские навыки. К эмпирическим методам
добавляем эксперимент и выходим на теоретические методы – это выдвижение и
доказательство гипотезы. Первый шаг – проводим реакцию нейтрализации (NaOH
+HCl), записываем уравнение реакции в молекулярном виде, полном ионном и
сокращенном ионном виде и устанавливаем причину протекания данной реакции до
конца.
Второй шаг – проводим реакцию взаимодействия раствора BaCl
2
c раствором Na
2
SO
4
,
в
которой
выпадает
осадок,
учащиеся
записывают
уравнения
данной
реакции,
объясняют причину ее протекания.
Третий шаг – выдвижение гипотезы. Задаю вопрос: «Что будет, если к Na
2
CO
3
добавим HCl?» Выслушиваю варианты ответов, которых бывает несколько. Как
настоящие ученые записываем уравнения реакций, находим истину, подтверждая
практикой.
На данном этапе формируем предметные навыки: умения записывать уравнения
реакций, объясняя сущность реакций ионного обмена, а так же познавательные,
личностные, коммуникативные …(выйти на творческие способности)
На этапе закрепления знаний прошу провести
реакцию раствора хлорида
магния с раствором сульфата натрия и сделать вывод о протекании данной реакции.
Учащиеся отмечают, что признаков реакции не наблюдается и, записав полное
ионное уравнение, сами приходят к выводу почему так происходит.
Исследовательская
деятельность связана
с
развитием
практических
умений и навыков исследованию их простейших признаков, т.е. освоению
простейших методов научно-исследовательской работы.
При
всем
этом
нельзя
забывать,
что
химический
эксперимент,
выполняя
различные дидактические функции, может использоваться в различных формах и
должен сочетаться с другими методами и средствами обучения. Он представляет
собой
систему,
в
которой
используется
принцип
постепенного
повышения
самостоятельности
учащихся:
от
демонстрации
явлений
через
проведение
лабораторных опытов под руководством преподавателя к самостоятельной работе
при выполнении практических занятий и решении экспериментальных задач.