Напоминание

«Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции нарушения развития у дошкольников»


Автор: Оганян Ольга Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: "Кобраловская ООШ" СП ДО
Населённый пункт: Ленинградская область, поселок Кобралово
Наименование материала: Статья
Тема: «Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции нарушения развития у дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции нарушения

развития у дошкольников»

В современном мире проблема нарушений речи у детей является особо

острой. Количество детей с тяжелыми нарушениями речи увеличивается год

от года. Следовательно, поиск новых современных путей коррекции ТНР у

детей дошкольного возраста является одним из основных направлений

в логопедической практике.

Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер

личности ребенка. Нарушения речи приводят к торможению познавательных

процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с трудом

понимает инструкции и удерживает программы, теряя при этом смысловые и

логические связи; происходит нарушение коммуникационного компонента,

торможение ведущей деятельности этого возраста – игровой. Все эти

факторы

негативно

отражаются

на

психическом развитии

ребенка-

дошкольника.

Речевые процессы являются высшей психической функцией человека,

они развиваются в

процессе

онтогенеза

по

определенным

законам

формирования физического и двигательного развития, напрямую показывая

уровень актуального психического развития. По мнению ряда исследований,

в том числе А. В. Семенович, развитие речи на всех этапах невозможно без

активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о

трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального

включения.

Для

правильного планирования

коррекционной работы логопедам

необходимо

иметь

представление о

формировании

психических

процессов

и

базовых

закономерностях

детской нейропсихологии.

Нейропсихология – раздел клинической психологии, наука, которая

изучает мозговую организацию психических функций; исследует, какие зоны

мозга работают при осуществлении различных психических функций.

Основоположником отечественной нейропсихологии является А. Р. Лурия.

Можно сказать, что нейропсихолог, вооруженный знанием онтогенеза

различных

форм

психической

деятельности

и

механизмов

их

функционирования

в

норме

и

патологии,

может

квалифицированно

произвести системный анализ нарушений высших психических функций.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода

в

логопедической

практике

доказана.

Этот

подход

является

здоровьесберегающей и игровой технологией. Он позволяет задействовать

в коррекционной работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию

нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и

др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления

тяжелых нарушений речи

и

включает

в

себя игры

и

упражнения,

направленные

на развитие кинестетического

праксиса,

межполушарного

взаимодействия,

динамического (кинетического) праксиса,

зрительно-

пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия,

слухоречевой памяти, внимания, мышления.

Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится

необходимым условием для эффективной работы учителя-логопеда ДОУ.

Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен

нестандартный,

системный

подход

к коррекции речевого

и

психического развития

ребенка.

Современные

возможности

позволяют

осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных

приёмов нейропсихологии.



В раздел образования