Автор: Оганян Ольга Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: "Кобраловская ООШ" СП ДО
Населённый пункт: Ленинградская область, поселок Кобралово
Наименование материала: Статья
Тема: «Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции нарушения развития у дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
«Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции нарушения
развития у дошкольников»
В современном мире проблема нарушений речи у детей является особо
острой. Количество детей с тяжелыми нарушениями речи увеличивается год
от года. Следовательно, поиск новых современных путей коррекции ТНР у
детей дошкольного возраста является одним из основных направлений
в логопедической практике.
Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер
личности ребенка. Нарушения речи приводят к торможению познавательных
процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с трудом
понимает инструкции и удерживает программы, теряя при этом смысловые и
логические связи; происходит нарушение коммуникационного компонента,
торможение ведущей деятельности этого возраста – игровой. Все эти
факторы
негативно
отражаются
на
психическом развитии
ребенка-
дошкольника.
Речевые процессы являются высшей психической функцией человека,
они развиваются в
процессе
онтогенеза
по
определенным
законам
формирования физического и двигательного развития, напрямую показывая
уровень актуального психического развития. По мнению ряда исследований,
в том числе А. В. Семенович, развитие речи на всех этапах невозможно без
активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о
трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального
включения.
Для
правильного планирования
коррекционной работы логопедам
необходимо
иметь
представление о
формировании
психических
процессов
и
базовых
закономерностях
детской нейропсихологии.
Нейропсихология – раздел клинической психологии, наука, которая
изучает мозговую организацию психических функций; исследует, какие зоны
мозга работают при осуществлении различных психических функций.
Основоположником отечественной нейропсихологии является А. Р. Лурия.
Можно сказать, что нейропсихолог, вооруженный знанием онтогенеза
различных
форм
психической
деятельности
и
механизмов
их
функционирования
в
норме
и
патологии,
может
квалифицированно
произвести системный анализ нарушений высших психических функций.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода
в
логопедической
практике
доказана.
Этот
подход
является
здоровьесберегающей и игровой технологией. Он позволяет задействовать
в коррекционной работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию
нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и
др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления
тяжелых нарушений речи
и
включает
в
себя игры
и
упражнения,
направленные
на развитие кинестетического
праксиса,
межполушарного
взаимодействия,
динамического (кинетического) праксиса,
зрительно-
пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия,
слухоречевой памяти, внимания, мышления.
Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится
необходимым условием для эффективной работы учителя-логопеда ДОУ.
Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен
нестандартный,
системный
подход
к коррекции речевого
и
психического развития
ребенка.
Современные
возможности
позволяют
осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных
приёмов нейропсихологии.