Автор: Мелехова Елена Александровна
Должность: воспитатель МАДОУ
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "ЦРР - детский сад № 87"
Населённый пункт: г.Сыктывкар Республика Коми
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: «Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО».
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей по теме
«Дидактическая игра как средство развития связной речи
у детей среднего дошкольного возраста в ДОО».
Мелехова Елена Александровна, воспитатель ДОУ
Проблема развития связной речи в условиях дошкольной образовательной
организации не раз становилась объектом научного интереса ученых.
Большое внимание уделяет развитию речи детей чешский педагог-гуманист
Я. А. Коменский (1592–1672). Он разработал первое в мире руководство по
дошкольному воспитанию —
Материнская школа, или о заботливом
≪
воспитании юношества в первые шесть лет
, в которомраскрыл задачи,
≫
содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней посвящается
целая глава. Особая роль в создании системы первоначального обучения оте-
чественному языку принадлежит К. Д. Ушинскому (1824–1870). И, хотя,
основные
труды
адресованы
начальной
школе,
методические
идеи,
выдвинутые и обоснованные им, имеют большое значение для развития
дошкольной педагогики. Основное место в педагогической деятельности Е.
И. Тихеевой заняли вопросы речевого развития детей [5]. Она создала свою
систему
развития
речи
детей
дошкольного
возраста
в
условиях
общественного дошкольного воспитания. Во второй половине ХХ века —
в начале XXI вклад в изучение проблемы вносят такие ученые, как М. М.
Алексеева и В. И. Яшина [1], В. Гербова [2], В. Стерликова [4] и другие.
Почти все ученые отмечают роль игровой деятельности в успешной работе
по развитию речи детей.
Значение развития связной речи в настоящее время возрастает еще и
потому, что современное информационное общество требует от личности
таких качеств как умение хорошо ориентироваться во всем, что ее окружает;
грамотно доносить свое мнение; умение убеждать. Выход из противоречивой
ситуации, когда с одной стороны выступает необходимость совершенства
формирования связной речи, а с другой — необходимость защитить ребенка
от излишней перегруженности видится нам в том, чтобы учеба в условиях
ДОО организовывалась как игровая деятельность.
В центре внимания нашего исследования — развитие связной речи детей
среднего дошкольного возраста. Согласно В. Гербовой, работа в данном
направлении в средних группах включает:
−
совершенствование диалогической речи (учение активному участию в
беседе);
− использование объяснительной речи при общении друг с другом;
− описание картины, предмета по образцу воспитателя;
− упражнение в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с
использованием раздаточных карточек;
− упражнение в умении драматизировать небольшие сказки [2, с. 21].
В
рамках
темы
данного
исследования
целесообразно
рассмотреть
особенности применения дидактических игр в среднем дошкольном возрасте,
что требует психолого - педагогических знаний о новообразованиях, харак-
терных для воспитанников средней группы.
Н.Ф. Губанова отмечает, что у детей 4–5 лет расширяется словарный запас,
уточняются
знания
об
окружающем
мире,
развивается
воображение,
совершенствуется восприятие, мышление; они продолжают знакомиться
с сенсорными эталонами и способами обследования предметов
[3, с. 71].
≫
В этом возрасте детям очень нравится угадывать предметы. Исходя из этого,
можно предложить игру «Волшебный поднос». Воспитатель раскладывает
на подносе интересные предметы: золотистую пуговицу, лопатку для
песочницы, конфету, цветной мелок и т. д. Дети должны угадать по
описанию, что же загадал воспитатель. Например: он красный, с ним можно
рисовать, но это не карандаш и не краски (мел). Если воспитатель чувствует
достаточную подготовленность, описать предмет можно попросить детей. В
этом случае один ребенок строит описательный текст, а остальные стараются
угадать загаданный предмет.
Ученые считают целесообразным в этом возрасте предлагать серию игр на
составление из частей целого (кубики, разрезные картинки, разноцветная
мозаика) [3,с. 73]. Такие игры также можно использовать для развития
связной речи. Например, разделив детей на небольшие группы, можно
провести игру «Кто что делает?» на умение составлять из частей целое и
образовывать глаголы настоящего времени. Каждой группе раздаются раз-
резные картинки, в течение определенного времени дети собирают свою
целую картинку. Затем воспитатель спрашивает: кто (что) нарисован
(нарисовано) на картинке? (Дед Мороз, зайчонок, котенок, метель). А затем
спрашивает: А что он делает (раздает подарки, прыгает, лакает молоко,
метет).
Умению рассуждать, развитию объяснительной речи способствуют
дидактические игры на основе наглядности — картин-небылиц. Дети учатся
объяснять свой ответ: «художник ошибся, потому что на самом деле кошки
не умеют летать (на деревьях не растут арбузы и т. д.)». Кроме того, сами эти
картины способствуют повышению настроения, мотивации к работе у детей.
Действенным способом обучения монологической речи (рассказыванию)
является составлении рассказа по картинке. Если в младшем возрасте
воспитатель сам составляет такой рассказ, представляя образец, пример для
детей, то, как пишет В. В. Стерликова, «в средней группе педагог предлагает
сначала с его помощью, а затем самостоятельно составить рассказ
[4, с. 10].
≫
Данное умение развивается при помощи таких дидактических игр, как,
например, «Кто самый внимательный?». Детям предлагается рассмотреть
картинку.
Воспитатель
начинает
читать
предложение,
подходящее
предложенному изображению, а дети заканчивают предложение. Далее
рассказ по картинке составляется без помощи воспитателя.
Интерес представляет для детей презентационный материал в виде
картин-слайдов. На их основе также можно составить немало типов
дидактических игр. Например, мы предлагаем игры «Правильный выбор». На
каждом слайде представляются два рисунка, которые должны быть в чем-то
похожими. Воспитатель читает текст-описание, а дети должны выбрать
картину, которая подходит под это описание. Так, можно предложить
рисунок детскими протянутыми ладошками, на которых лежат снежинки
(левая картинка на слайде) и на которых лежит осенний кленовый лист
(правая картинка на слайде). Воспитатель читает стихотворение:
К небу протяну ладошки,
Поймаю белые сережки.
Зима наряд нам подарила,
Чтоб в Новый год красиво было (М. Мишакова)
Дети выбирают левую картинку. В дальнейшем дети сами по очереди
составляют по очереди текст-описание, а другие должны отгадать, к какой
картинке подходит рассказ.
В заключении хотелось бы сказать, что образовательный процесс в
современных ДОО усложняется и большим потоком информации, и
требованиями общества XXI века к детям.
Издавна игра считалась основной деятельностью ребенка и вот уже на
протяжении
многих
лет
этой
особенностью
пользуются
педагоги,
придумывая все новые способы развития детей в игровой деятельности.
Развитие связной речи является важной частью общего развития ребенка.
Признавая ее сложность, разнонаправленность, ученые единодушны во
мнении о необходимости использования дидактических игр. Предложенные
нами в рамках данного исследования игры, направлены на умение составлять
текст-описание, умению рассуждать и развивать объяснительную речь, на
развитие навыков правильного употребление глаголов. Почти все игры на-
правлены на создание условий коммуникативной среды между детьми.
Именно таким образом, на наш взгляд, можно повысить продуктивность
работы, способствовать росту познавательной активности детей и их
творческого и коммуникативного развития.
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2015. — 412 с.
2. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические
рекомендации. Для работы с детьми 2–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. —
146 с.
3. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми
2–7 лет / Н. Ф. Губанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 128 с.
4. Стерликова, В. В. Теория и методика развития речи детей (структурно-
логические схемы): учебно-методическое пособие / В. В. Стерликова. — М.:
Флинта, 2014. — 203 с.
5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста):
пособие для воспитателей детского сада / под ред. Ф. Сохина. — М.
Просвещение, 2012. — 159 с.