Напоминание

«Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО».


Автор: Мелехова Елена Александровна
Должность: воспитатель МАДОУ
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "ЦРР - детский сад № 87"
Населённый пункт: г.Сыктывкар Республика Коми
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: «Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей по теме

«Дидактическая игра как средство развития связной речи

у детей среднего дошкольного возраста в ДОО».

Мелехова Елена Александровна, воспитатель ДОУ

Проблема развития связной речи в условиях дошкольной образовательной

организации не раз становилась объектом научного интереса ученых.

Большое внимание уделяет развитию речи детей чешский педагог-гуманист

Я. А. Коменский (1592–1672). Он разработал первое в мире руководство по

дошкольному воспитанию —

Материнская школа, или о заботливом

воспитании юношества в первые шесть лет

, в которомраскрыл задачи,

содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней посвящается

целая глава. Особая роль в создании системы первоначального обучения оте-

чественному языку принадлежит К. Д. Ушинскому (1824–1870). И, хотя,

основные

труды

адресованы

начальной

школе,

методические

идеи,

выдвинутые и обоснованные им, имеют большое значение для развития

дошкольной педагогики. Основное место в педагогической деятельности Е.

И. Тихеевой заняли вопросы речевого развития детей [5]. Она создала свою

систему

развития

речи

детей

дошкольного

возраста

в

условиях

общественного дошкольного воспитания. Во второй половине ХХ века —

в начале XXI вклад в изучение проблемы вносят такие ученые, как М. М.

Алексеева и В. И. Яшина [1], В. Гербова [2], В. Стерликова [4] и другие.

Почти все ученые отмечают роль игровой деятельности в успешной работе

по развитию речи детей.

Значение развития связной речи в настоящее время возрастает еще и

потому, что современное информационное общество требует от личности

таких качеств как умение хорошо ориентироваться во всем, что ее окружает;

грамотно доносить свое мнение; умение убеждать. Выход из противоречивой

ситуации, когда с одной стороны выступает необходимость совершенства

формирования связной речи, а с другой — необходимость защитить ребенка

от излишней перегруженности видится нам в том, чтобы учеба в условиях

ДОО организовывалась как игровая деятельность.

В центре внимания нашего исследования — развитие связной речи детей

среднего дошкольного возраста. Согласно В. Гербовой, работа в данном

направлении в средних группах включает:

совершенствование диалогической речи (учение активному участию в

беседе);

− использование объяснительной речи при общении друг с другом;

− описание картины, предмета по образцу воспитателя;

− упражнение в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с

использованием раздаточных карточек;

− упражнение в умении драматизировать небольшие сказки [2, с. 21].

В

рамках

темы

данного

исследования

целесообразно

рассмотреть

особенности применения дидактических игр в среднем дошкольном возрасте,

что требует психолого - педагогических знаний о новообразованиях, харак-

терных для воспитанников средней группы.

Н.Ф. Губанова отмечает, что у детей 4–5 лет расширяется словарный запас,

уточняются

знания

об

окружающем

мире,

развивается

воображение,

совершенствуется восприятие, мышление; они продолжают знакомиться

с сенсорными эталонами и способами обследования предметов

[3, с. 71].

В этом возрасте детям очень нравится угадывать предметы. Исходя из этого,

можно предложить игру «Волшебный поднос». Воспитатель раскладывает

на подносе интересные предметы: золотистую пуговицу, лопатку для

песочницы, конфету, цветной мелок и т. д. Дети должны угадать по

описанию, что же загадал воспитатель. Например: он красный, с ним можно

рисовать, но это не карандаш и не краски (мел). Если воспитатель чувствует

достаточную подготовленность, описать предмет можно попросить детей. В

этом случае один ребенок строит описательный текст, а остальные стараются

угадать загаданный предмет.

Ученые считают целесообразным в этом возрасте предлагать серию игр на

составление из частей целого (кубики, разрезные картинки, разноцветная

мозаика) [3,с. 73]. Такие игры также можно использовать для развития

связной речи. Например, разделив детей на небольшие группы, можно

провести игру «Кто что делает?» на умение составлять из частей целое и

образовывать глаголы настоящего времени. Каждой группе раздаются раз-

резные картинки, в течение определенного времени дети собирают свою

целую картинку. Затем воспитатель спрашивает: кто (что) нарисован

(нарисовано) на картинке? (Дед Мороз, зайчонок, котенок, метель). А затем

спрашивает: А что он делает (раздает подарки, прыгает, лакает молоко,

метет).

Умению рассуждать, развитию объяснительной речи способствуют

дидактические игры на основе наглядности — картин-небылиц. Дети учатся

объяснять свой ответ: «художник ошибся, потому что на самом деле кошки

не умеют летать (на деревьях не растут арбузы и т. д.)». Кроме того, сами эти

картины способствуют повышению настроения, мотивации к работе у детей.

Действенным способом обучения монологической речи (рассказыванию)

является составлении рассказа по картинке. Если в младшем возрасте

воспитатель сам составляет такой рассказ, представляя образец, пример для

детей, то, как пишет В. В. Стерликова, «в средней группе педагог предлагает

сначала с его помощью, а затем самостоятельно составить рассказ

[4, с. 10].

Данное умение развивается при помощи таких дидактических игр, как,

например, «Кто самый внимательный?». Детям предлагается рассмотреть

картинку.

Воспитатель

начинает

читать

предложение,

подходящее

предложенному изображению, а дети заканчивают предложение. Далее

рассказ по картинке составляется без помощи воспитателя.

Интерес представляет для детей презентационный материал в виде

картин-слайдов. На их основе также можно составить немало типов

дидактических игр. Например, мы предлагаем игры «Правильный выбор». На

каждом слайде представляются два рисунка, которые должны быть в чем-то

похожими. Воспитатель читает текст-описание, а дети должны выбрать

картину, которая подходит под это описание. Так, можно предложить

рисунок детскими протянутыми ладошками, на которых лежат снежинки

(левая картинка на слайде) и на которых лежит осенний кленовый лист

(правая картинка на слайде). Воспитатель читает стихотворение:

К небу протяну ладошки,

Поймаю белые сережки.

Зима наряд нам подарила,

Чтоб в Новый год красиво было (М. Мишакова)

Дети выбирают левую картинку. В дальнейшем дети сами по очереди

составляют по очереди текст-описание, а другие должны отгадать, к какой

картинке подходит рассказ.

В заключении хотелось бы сказать, что образовательный процесс в

современных ДОО усложняется и большим потоком информации, и

требованиями общества XXI века к детям.

Издавна игра считалась основной деятельностью ребенка и вот уже на

протяжении

многих

лет

этой

особенностью

пользуются

педагоги,

придумывая все новые способы развития детей в игровой деятельности.

Развитие связной речи является важной частью общего развития ребенка.

Признавая ее сложность, разнонаправленность, ученые единодушны во

мнении о необходимости использования дидактических игр. Предложенные

нами в рамках данного исследования игры, направлены на умение составлять

текст-описание, умению рассуждать и развивать объяснительную речь, на

развитие навыков правильного употребление глаголов. Почти все игры на-

правлены на создание условий коммуникативной среды между детьми.

Именно таким образом, на наш взгляд, можно повысить продуктивность

работы, способствовать росту познавательной активности детей и их

творческого и коммуникативного развития.

Литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2015. — 412 с.

2. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические

рекомендации. Для работы с детьми 2–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. —

146 с.

3. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми

2–7 лет / Н. Ф. Губанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 128 с.

4. Стерликова, В. В. Теория и методика развития речи детей (структурно-

логические схемы): учебно-методическое пособие / В. В. Стерликова. — М.:

Флинта, 2014. — 203 с.

5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста):

пособие для воспитателей детского сада / под ред. Ф. Сохина. — М.

Просвещение, 2012. — 159 с.



В раздел образования