Автор: Мартынова Надежда Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№12 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург,г.Пушкин .п.Александровская
Наименование материала: Статья
Тема: Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Статья
Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями
воспитанников в ДОУ.
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Актуальность темы
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Организация семейного общения – это формирование семейных
ценностей и традиций в совместно проведённом свободном времени.
Совместное участие педагогов, детей и родителей делает воспитание ребёнка
наиболее эффективным и является залогом счастливой, дружной семьи, в
которой
не
остается
места
вредным
привычкам,
непониманию,
отчужденности, скуке.
Актуальность проблемы заключается в том, что в современном обществе
частично утеряны ценностные ориентиры среди взрослого населения.
Часто возникает проблема непонимания между родителями и детьми, а также
правильности распределения времени для удовлетворения потребностей
членов семьи. Ссылаясь на занятость и усталость, родители порой
недостаточно уделяют детям свое внимание. Отсюда вытекает проблема:
ребенок проводит много времени предоставленным самому себе и начинает
познавать мир самостоятельно. Выбор формы общения в каждой семье
определяется её интересами, склонностями и возможностями. Важной
особенностью семейного общения остается совместная деятельность детей и
родителей. Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого
ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего
мира. В данном вопросе мы приходим к пониманию того, что успешность ее
становления зависит от того, насколько взрослыми будет оказана помощь
ребенку
в
процессе
познания
нравственных
ценностей
постоянно
расширяющегося мира, для него небольшого жизненного опыт.
Проблема
В
современном
мире
все
больше
растет
понимание
семьи
как
определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие
всего общества. Взаимодействие ребенка с родителями является первым
опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и
формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые
передаются из поколения в поколение.
К сожалению, в связи с переоценкой ценностей, некоторые родители не
считают вопросы воспитания важными аспектами в развитии ребёнка в
раннем дошкольном возрасте.
По всеобщему признанию ученых-исследователей, социальный институт
семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности
общества и социальная напряженность расшатывает семью, вследствие чего
воспитательные функции отодвигаются на вторые и третьи места, в то время
как у детского сада они всегда на первом месте.
Гипотеза
Семейный клуб — это способ организации работы с родителями,
направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-
воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками
образовательной деятельности в детском саду.
Основными принципами работы семейного клуба являются принципы:
открытости,
добровольности,
развивающего
диалога,
индивидуального
подхода, системности, активности, преемственности.
Знания, накопленные в процессе взаимодействия участников семейного
клуба, обеспечивают ребенку развития понимания конкретных ситуаций,
развивают
наглядно-образное,
наглядно-действенное
и
понятийное
мышление, способствуют накоплению морально-ценностного опыта.
Родители же получают необходимые навыки и знания, обмен опытом в
воспитании, социализацию детей в обществе сверстников и взрослых.
Таким образом, в процессе участия в деятельности семейного клуба
родители и дети не только увлекательно и активно проводят вместе
свободное время, но и повышают свой интеллектуальный потенциал,
развивают свои способности и интересы.
Непосредственное «знакомство» детей и родителей имеет огромное
значение
для
ребенка
и
является
важным
условием
накопления
разнообразных представлений о его значимости в рамках развивающего,
воспитательного и образовательного процессов.
Цель «Семейного клуба: Создание условий для эффективного
взаимодействие детей и родителей.
Задачи:
Образовательные:
Повышение педагогической культуры родителей в области воспитания
детей и формированию родительских навыков;
Развивающие:
Способствовать формированию устойчивого интереса к
воспитательному процессу в совместной деятельности детей и
взрослых.
развивать творческие способности детей и родителей в совместной
деятельности.
Воспитательные:
Повысить этико-деонтологическую (должное поведение родителя)
культуру родителей в воспитании нравственных качеств детей
дошкольного возраста;
Ожидаемые результаты:
Предметные:
разработать совместно с семьями воспитанников систему мероприятий,
осуществляя совместную общественно-значимую деятельность и досуг
родителей и воспитанников;
Метапредметные:
родители и дети умеют выстраивать отношения и конструктивно
взаимодействовать;
выражать собственное мнение в процессе взаимодействия.
Личностные:
применяют полученные навыки развивающего, воспитательного и
образовательного процесса самостоятельно;
вырабатывают правильное отношение к конструктивной критике и
позитивное отношение к творческим успехам в коллективе и личных
отношениях.
Основные направления деятельности семейного клуба:
Организационные (обсуждаем проблемы воспитания, развития,
занятости детей, планируем совместные мероприятия);
Тематические - посвящены календарным праздникам, участие в акциях
реализации проектов, оказанию консультационной помощи родителям
по проблемам воспитания и развития детей;
Свободные – по предложению и выбору родителей;
Событийные - видео просмотры и слайд – шоу по организации жизни
детей в ДОУ, деятельности семейного клуба.
Методы и формы работы:
Информативно-наглядные (материалы на стендах, папки передвижки,
презентации, видео)
Коллективные (игры, беседа-обсуждение, мастер-классы, досуговые
мероприятия)
Индивидуальные (консультации).
ВЫВОДЫ;
Семейный клуб способствует:
повышению педагогической культуры родителей,
формированию активной жизненной позиции участников клуба
(родителей),
укреплению института семьи,
передаче опыта в воспитании детей,
улучшению родительского отношения к детям.
В заключении: влияние семьи на воспитание детей огромно. И от
организации работы с родителями, их включённости и вовлеченности в
педпроцесс, эффективного взаимодействия зависит успешность в едином и
цельном воспитании личности каждого ребёнка.