Автор: Кречетова Алена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 233"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк
Наименование материала: пособие
Тема: Особенности гиперактивных детей
Раздел: дошкольное образование
Особенности гиперактивных детей
Особенности активных детей:
• Могут быть активными, даже чрезмерно, это нормальное состояние деток,
познающих мир, радующихся каждому дню. Отличительной особенностью такого
поведения является непостоянство, это значит, что ребенок может дать волю эмоциям,
например, один-два раза в день. Такой выплеск наиболее вероятен вечером. Это
защитная функция организма, позволяющая избавиться от накопившейся энергии.
После такой разрядки ребенок успокаивается.
• Чрезмерная подвижность малыша наблюдается только в одном месте, например,
дома. В садике он ведет себя вполне спокойно или наоборот.
• Не конфликтный, то есть он может постоять за себя, дать сдачу, но сам не
провоцирует такие ситуации.
• Почти всегда веселый, жизнерадостный, полный энергии, энтузиазма.
• Нарушение сна не наблюдается.
Особенности гиперактивных детей:
•
Дети излишне подвижные практически постоянно, период спокойного состояния
присутствует, но продолжительность его слишком мала от 2 до 10 минут. В течение
выбранного промежутка времени можно наблюдать определенную цикличность в
поведении: активность – спокойствие – активность и т.д. Всегда время активности в
разы превышает время спокойствия.
• Активность проявляется везде, где бы ни был ребенок. Окружающая обстановка не
влияет на его поведение. Будь он дома с родителями, в гостях, детском саду,
общественном месте – он активен всегда.
• Говорит очень быстро, часто «съедая» окончания слов. Переходит от одной темы к
другой, забыв закончить предыдущую мысль. Задает множество вопросов, не дает
времени подумать и сформулировать ответ. Создается впечатление, что вопросы
задает просто так, без цели получить на них ответ.
• Сон гиперактивного ребенка беспокойный, тревожный. Ночью часто просыпается,
ворочается, плачет.
• Не способен сосредоточиться, его отвлекает любой посторонний шум. Из-за своей
активности при выполнении школьных заданий совершает много ошибок.
• Не может контролировать свое поведение, эмоции. Импульсивен. Может выступать в
роли инициатора ссор, драк.
Игры с гиперактивными детьми
«Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие
чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха,
кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол.
Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет
ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать,
какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть
поглаживающими, приятными. Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке,
колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
«Кричалки, шепталки, молчалки»
Цель:
развитие
наблюдательности,
умения
действовать
по
правилу,
волевой
регуляции. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный,
желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь —
"кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" —
можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети
должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует
"молчанками".
«Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то
сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести
на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки —
нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После
этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы
любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к
разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие,
они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего
хозяина. Пусть руки пообещают, что в течение вечера или, в случае работы с
гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени, они постараются
делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого
обижать. Затем необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более
длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
«Игры с песком и водой»
Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для
гиперактивных детей. В эти игры не обязательно играть только летом у озера. Можно
их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребенка. Первое время взрослые
должны помочь ребенку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали
соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и
др. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в
квартире), можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в горячую
духовку.