Автор: Нестерова Наталья Валерьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №32 "Тополёк"
Населённый пункт: г.Пятигорск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №32 «Тополёк»
Сообщение к педагогическому совету
Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи
дошкольников»
Подготовила:
учитель-логопед
Нестерова Н.В.
Пятигорск
2023
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана около 50 лет
учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не
стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для
сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. Впервые
в дошколные учреждения ТРИЗ – технологии приходят в 1987 году.
Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и
достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у
обучающихся. За эти качества ТРИЗ называют технологией.
Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих
процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому
воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство
и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Целью опыта является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как
гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой
активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не
изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Алгоритм решения изобретательских задач Основным средством работы с детьми
является педагогический поиск. Не надо давать детям готовые задания, раскрывать
перед ними истину, ребенок должен учиться ее находить. Если ребенок задает вопрос,
не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом
думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому,
чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же ребенок не задает вопроса, то нужно указать
противоречие. Тем самым ставить ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ , т.е. в
какой то мере повторить исторический путь познания предмета или явления.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников
способствует: -расширению словарного запаса; -развитию связной речи (диалогической
и
монологической);
-развитие
коммуникативных
навыков;
-интеллектуального
развития;
-творческого
развития
(фантазирование);
личностного
становления.
Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, учитываем
следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии
предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с
открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие
творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую
деятельность.
Принцип обратной связи — педагог может регулярно контролировать процесс
освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть
элементы предыдущих.
Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования
и могут быть частью любой деятельности, что позволяет максимально использовать
возможности и интересы детей.
Работа по развитию речи с использованием ТРИЗ проводится в несколько этапов:
На первом этапе общения с детьми подводим их к проблеме многофункционального
использования объекта. Например: Как можно использовать предмет –стул? (как стол,
как лестницу, чтобы что-то достать и т. п.)
Второй этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении,
когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то
нужно. Например: «Хорошо-плохо
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий
существует целая система игровых задач. Например, как узнать, глубокая лужа или нет,
если вода в ней мутная? Дети выдвигают разные версии, совместно с ними приходим к
одному, а может быть и нескольким, подходящим решениям проблемы. На этапе
изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение.
Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в
придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий.
Например, придумайте новую игрушку, новый транспорт и др.
Следующий этап работы по технологии ТРИЗ – это придумывание новых сказок с
помощью специальных методов. На последнем этапе, опираясь на полученные знания,
интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход
из любой сложной ситуации. Здесь мы только наблюдаем, а ребенок рассчитывает на
собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть
разные, из любой области человеческой деятельности. Например, как остаться сухим,
гуляя под дождем. Дети отвечали, что можно надеть плащ, взять большую коробку,
поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.
ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать эти самые
изобретательские задачи.
1. Данетка
2. Метод противоречий
3. Мозговой штурм
4. Синектика или метод аналогий
5. Метод «Робинзона»
6. Метод «Системный оператор»
7. Метод фокальных объектов.
8.Фантастическая аналогия
9.Эмпатия
10.Составление загадок
Метод
«ДАНЕТКА»
На первом этапе знакомим детей с каждым компонентом в
отдельности в игровой форме. Этот метод даёт возможность научить детей находить
существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим
признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы,
точно формулировать свои мысли. Игра «Да-Нетки» или «Чёрный ящик», «Угадай, что
я загадала» Цель игры: Учить классификация объектов, учить находить задуманный
предмет, отсекая все лишние признаки, учить слушать и слышать друг друга.
Метод
«ПРОТИВОРЕЧИЙ»
Это помогает увидеть в окружающей действительности
противоречия и научить детей их формулировать. Игра «Чёрное- белое», «Хорошо-
плохо», «Нравится –не нравится», «Маятник» Цель: Учить выделять противоречия в
предметах . Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети
называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением
черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”.
Хорошо – из книг узнаешь много интересного.. . Плохо – они быстро рвутся.. . и т. д.)
Игра
«»Цепочка-рассказ»,
«Соедини нас» Цель: установление ситуативных связей
Необходимо составить цепочку- рассказ: «Как от яблони перейти к ложке?» Как это
сделать? Воспитатель начинает цепочку, дети продолжают. - В саду стояла яблонька, на
которой … - Висели вкусные и спелые яблочки. - Яблочки были спелые и поэтому сами
… - Сами падали на землю. - Так как яблочки падали, бабушка… - Бабушка их
собирала. - Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка… - Варила вкусное
варенье. - Варенье было вкусное, поэтому… - Внуки ели его прямо ложками.
Метод
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Мозговой штурм предполагает постановку
изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора
ресурсов, выбор идеального решения. Темами мозгового штурма могут быть такие: •
как не намокнуть под дождём; • как мышам достать сыр из-под носа кота; • как выгнать
лису из зайкиной избушки; • как не дать медведю залезть на теремок и развалить его; •
как оставить кусочек лета в зиму. В сборниках развивающих сказок Анатолия Гина
«Задачки-сказки от кота Потряскина» Владимира Богата «В Жаркой Африке»
предложены задачи на применение мозгового штурма. Предлагаю их использовать на
практике для работы с детьми.
Метод
«СИНЕКТИКА»
Это так называемый метод аналогий: Личностная
аналогия (эмпатия). Предлагаем ребёнку представить самого себя в качестве какого-
нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например: -представь, что ты
цветочек на клумбе, которую забыли полить. Предлагаю рассказать детям о чем думает
цветочек в данной ситуации. Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных
процессов в других областях знаний (вертолёт - аналогия стрекозы, подводная лодка -
аналогия рыбы и т. д.). Игра «Добавь словечко» Яркое, теплое (Что?) солнце. Снег,
мороженое (Что делают?)тают. Звенит, бежит (что?) ручей. И.т.д.
Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной
сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость, изобрази
любовь). Символическая аналогия. Сравнение предметов по их свойствам. - по
форме (круглый, как) - по размеру (большой, как) - по цвету (жёлтый, как) - по
вкусовым ощущениям (кислый, как.) - по тактильным ощущениям (тёплый, как.)
«КОЛОБОК» Какой? Круглый Румяный Катиться
Что бывает таким же? Как/,но не Как/,но не Как/,но не
Д/и «Портреты — линии». Волнистая линия. - Каким характером должен обладать
герой, которого можно изобразить такой линией? Он должен быть добрым, нежным,
ласковым, трудолюбивым, заботливым. (Золушка, Белоснежка, Царевна — Лебедь,
Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.) Почему? Они все добрые,
великодушные, заботливые, ласковые, нежные. Ломаная линия. - Она похожа на
молнию, на колючки, на иголки. Герои, обладающие каким характером могут быть
изображены этой линией? Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые. ( Кощей-
Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.) Прямая линия. - Этот герой
добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый. (Иван-царевич. Иван
— крестьянский сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей.) Линия,
изображающую дугу. - На что она похожа? Она похожа на улыбку. Герои весёлые,
озорные, смешные. (Емеля, Буратино, Питер Пен, Карлсон.)
Метод
«РОБИНЗОНА»
Формирует умение находить применение казалось бы совсем
ненужному предмету. Может проводиться в виде игры "Аукцион" Предложить детям
предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и попросить придумать
как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее
предложение. Следующий вариант использования этого метода: предложить детям
представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты:
скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т. д.). Необходимо
выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове
есть только много жвачек. Как, используя только их, выжить в течение многих лет?
Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды из
оберток и фантиков, строят дома из жвачек и т. д.
Метод «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР
(АНАЛИЗ)»
Мир системен. Любой объект можно
рассматривать как единое целое (систему, можно мысленно поделить его на части,
каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во
времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.
Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации
полученных знаний. В теории формирования сильного мышления (одно из
направлений ТРИЗ) есть такое понятие: системный оператор. Работа с системным
оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать
систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику
развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.
А вот перед вами системный экран Он может об объекте много нам рассказать. Если мы
рассмотрим что –то , Это что-то для чего-то, Это что-то часть чего-то, Чем то было это
что-то, Что-то будет с этим что- то, Что- то, ты , сейчас возьми на экране рассмотри
Цель: формирование у детей системно мыслить по отношению к любому объекту,
расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи,
развитие творческого воображения.
Д/и: Волшебный экран» Частью чего объект являлся в прошлом? Частью чего объект
является? Частью чего объект будет являться в будущем? Что объект представлял собой
в прошлом? Объект Свойства Функции Как будет выглядеть объект в будущем? Из
каких частей объект состоял в прошлом? Из каких частей объект состоит? Из каких
частей объект будет состоять в будущем?
Метод фокальных объектов перенесение свойств одного объекта или нескольких на
другой. Этот метод используем для: -расширения словарного запаса развитие связной
речи (диалогической и монологической) -развитие коммуникативных навыков -
интеллектуального развития -творческого развития (фантазирования) личностного
становления
Детям предлагаю назвать три любых объекта, затем предлагаю назвать как можно
больше выбранных свойств предметов. Дальше выбираем объект который будем
модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства , а дети
объясняют как это выглядит и когда это бывает. Предметы получаются необычные и
интересные , поэтому предлагаю детям зарисовать то, что у них получилось. Например,
мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки.
Метод «Эмпатия» Цель: учить детей принимать на себя образы рукотворного мира;
обогащать словарь детей оценочной лексикой.
Ход игры: Представьте себя кастрюлей. Изобразите такую кастрюлю, про которую я
говорю. Кастрюлю забыли помыть, оставили в раковине грязную. Что чувствует
кастрюля? (ей неприятно, она липкая, неприятно пахнет). Кастрюлю помыли, сварили в
ней вкусные аппетитные щи. Что чувствует кастрюля?(она довольна, ей приятно
чувствовать себя нужной, полезной). Кастрюлю забыли убрать с огня, она пригорела, у
нее сгорело дно. Что чувствует кастрюля?(ей больно ,неприятно).
Метод «Составление загадок» Цель: формирование навыков речевой творческой
деятельности детей; обучение детей созданию сравнений, образных характеристик
объектов Какой? Что бывает? Что делает? Таким же? Ноне (как) Разноцветный, но не
радуга Имеет круглую форму, Но не арбуз Быстрый, но не заяц.
Использую в работе варианты ТРИЗ «Перевирание сказки» Изменяю сказку, меняя
сюжет и включая новых персонажей, а дети исправляют за мной. «Сказка в заданном
ключе» Например: жили-были старик со старухой у самого синего моря в наши дни.
Что будет просить старуха? Сочинение сказки по заданному началу. Например:
Наступил Новый год. Дед Мороз выехал из дома и поехал развозить детям новогодние
подарки и вдруг…
ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей
нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться
успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного
положения. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.
Педагог не дает детям готовую информацию, а учит ее находить. ТРИЗ позволяет
получать знания без перегрузок, без зубрежки.
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ
технологии.
ПО КРУГУ
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Дети сидят вокруг стола. В руках воспитателя стопка перевернутых карточек. Первый игрок
вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь
словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку.
«Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по
кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает
право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего
количества картинок.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕПОЧКЕ
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает
свои картинки в стопочку.
Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок
должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное
верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив
«шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому
необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется
с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а
следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто
первым избавляется от своих картинок.
АНТИЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок первой группы составляют
тематические пары с названиями картинок второй группы.
Ход игры:
Воспитатель поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются
рисунками вверх. Картинки второй группы логопед перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками
вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно
открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с
изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос воспитателя: «Зачем шкафу клюшка?». Дети
придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и на каждую
интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету
колбаса?» и т.д.
ПАРОВОЗ
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.
Ход игры:
Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается
большая картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В
паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь»
поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит:
«Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла
лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку,
прикладывает ее к
последней («лампа»), и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет
причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем
становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.
НЕОБЫЧНЫЕ ЗАГАДКИ
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.
Ход игры:
На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, логопед
дает им шуточные имена-дразнилки.
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки –… глаза.
Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.
Забивалка, ударялка, стучалка – молоток. И т.д.
Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить свои указательные пальчики на
соответствующую картинку и четко назвать ее. Тот, кому удается сделать это раньше остальных,
получает призовую фишку.
Игрок, набравший наибольшее количество фишек, начинает следующий тур, в котором дети
самостоятельно составляют аналогичные загадки.
В этом туре фишки не выдаются за правильные ответы, но первый разгадавший загадку игрок
получает право придумать следующую загадку.
ЧТО ТАКИМ БЫВАЕТ?
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Дети сидят вокруг стола, на котором разложены картинки, иллюстрирующие слова на заданный
звук. Логопед задает вопрос, например: «Что бывает волшебным? Синим?» и т.д., в зависимости от
отрабатываемого
звука.
Участники
игры,
используя
картинки,
составляют
с
заданными
прилагательными всевозможные словосочетания, за каждое из которых получают призовые фишки:
волшебная палочка, синяя сумка. Можно усложнить на втором этапе задание, предлагая детям
объяснить, почему тот или иной предмет бывает именно таким, например: почему сумка именно синяя?
Какой она еще может быть? Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек.
ЗАПОМИНАЙ-КА
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Воспитатель перетасовывает картинки и выкладывает их попарно перед игроками. Двум
участникам игры предстоит запомнить и назвать от десяти до двадцати (и более, по возможности,
конечно) пар картинок. Логопед предварительно объясняет детям, что сделать это совсем не сложно,
если «связывать» пары логически. Причем, чем забавнее и образнее эта связь, тем она надежнее.
Например: лошадь- велосипед; лошадь едет на велосипеде. и т.д.
После того, как первый игрок вслух «свяжет» предложениями первые десять (сколько сможет) пар
слов, логопед предлагает второму игроку вспомнить, что лежит под каждой картинкой. Второй игрок
отвечает, например: под велосипедом – лошадь и т.д.
Проверяя правильность ответов, логопед показывает картинки каждой пары и меняет их местами.
Теперь первому игроку нужно восстановить в памяти пары картинок в обратном порядке: под лошадью
– велосипед и т.д.
КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки на заданный звук
Ход игры:
В центре стола раскладываются картинки. Логопед задает вопрос, например: «О ком или о чем
можно сказать «идет?». Каждый игрок , используя картинки, составляет с заданным глаголом
словосочетание и объясняет его значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает
обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет, падают, стоят, сидят и т.д.
«ПАРОЛЬ»
Воспитатель говорит: «Я возьму с собой того, кто назовет мне сказку в названии которой есть
число».
Возможные варианты детей:
• Три медведя
• Три толстяка
• Волк и семеро козлят
• Белоснежка и семь гномов
• Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
• Дочь семилетка
• Семь Симеонов
• Три калача и одна баранка
• Мудрая девица и семь разбойников
Али Баба и сорок разбойников
«УГАДАЙ, ЧЬИ СЛЕДЫ?»
Дети видят перед собой множество следов на «снежной дорожке». Воспитатель предлагает угадать,
чьи следы они видят:
• След медведя – медвежий след
• След птицы – птичий след;
• След зайца – заячий след
• След волка – волчий след
«АУКЦИОН»
Задание детям, назвать сказки, в которых (например, волк) является главным героем.
Варианты ответов детей:
• Лисичка и Волк
• Волк, перепелка и дергун
• Иван-царевич и серый волк
• Волк и семеро козлят
• Колобок
• Теремок
• Рукавичка
• Три поросенка
• Красная Шапочка
«НАОБОРОТ»
Игра с мячом, вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово, а вы, возвращая
мяч, называете мне слово с противоположным значением.
Добрый – злой
Трудолюбивый - ленивый
Вежливый - грубый
Грустный - веселый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Щедрый – скупой
Упрямый – покорный
«ОБЪЯСНЯЛКИ»
Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ),
как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.
Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.
- В саду стояла яблонька, на которой …
- Висели вкусные и спелые яблочки.
- Яблочки были спелые и поэтому сами …
- Сами падали на землю.
- Так как яблочки падали, бабушка…
- Бабушка их собирала.
- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
- Варила вкусное варенье.
- Варенье было вкусное, поэтому…
- Внуки ели его прямо ложками…
«ДА-НЕТКА» (линейная) (Метод контрольных вопросов)
Воспитатель предлагает детям среди 9 картинок угадать объект, который находится в сундучке.
Напоминает, что вопросы задаются такие, на которые можно ответить либо «нет», либо «да». Задавайте
умные, интересные вопросы.
— Это живое? – Да.
— Живет в воде? – Нет.
— Живет на земле? – Да.
— Живет в лесу? – Нет.
— Живет дома? – Да.
— Это мама? – Нет.
— Это мальчик? – Да.
(Из коробки на наборное полотно выставляется графический рисунок мальчика). Это мальчик
Вова.
«ХОРОШО – ПЛОХО» (Метод контрольных вопросов)
— Ребята, вы рады, что весна наступила?
— А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички
прилетают, звери просыпаются и т.д.)
— Что плохо весной? ( Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно
упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т.д.)
Перед детьми предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, воздушный шарик, компьютер
и др. Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по
каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого. Например:
- В розе хорошо то, что она красивая и вкусно пахнет.
- Ее можно дарить в подарок, и это доставит людям радость.
- А плохо в розе то, что у нее шипы. Можно больно уколоть руку.
Вопросы к детям:
• Дети, а это хорошо или плохо, что шарик легкий?
• Что в этом хорошего?
• А что плохого в том, что шарик легкий
«ДРАЗНИЛКА»
Воспитатель предлагает «подразнить» например комариков по-доброму. Дети преобразуют
действия объекта в слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом – лка, – чк,
«РИФМЫ»
Дети придумывают слова-рифмы к слову, например «лягушка».
Лягушка – подушка
Лягушка - подружка и др.
СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗКИ методом «Каталога»
Воспитатель предлагает совместно придумать сказку как настоящие сказочники.
С помощью Умной Ромашки выбирается зачин («Жили-были…», «В некотором царстве, в
некотором государстве…», «Однажды…» и т.д.)
Вопросы:
• Жил-был... Кто?
• Какое добро умел делать?
• Встретил кого злого?
• Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
• Был у нашего героя друг.
• Как он мог помочь главному герою?
• Что стало со злым героем?
• Где наши друзья стали жить?
• Что стали делать?
По завершению сказки дети создают книгу. Придумывают название и записывают сказку, а также
делают к ней иллюстрации.
«ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО» (Метод прямой аналогии).
Яркое, теплое (Что?) – солнце
Руки, лужи (Какие?) – грязные
Снег, мороженое (Что делают?) – тают
Звенит, бежит (Что?) — ручей
Котенок, девочка (Какие?) – маленькие
Чашка, тарелка (Что делают?) – стоят
«НА ЧТО ПОХОЖЕ?» (Метод графической символической аналогии)
Вова приготовил для вас загадку:
Днем оживает,
Ночью засыпает.
(Выставляется графическая модель загадки о сосульке)
— На что похожа сосулька? (На нос, морковку, колпак, ножик, карандаш, иголку, клюв, указку).
— Давайте назовем красивые слова о сосульке. Сосулька какая? (Прозрачная, длинная, мокрая,
холодная, блестящая, прозрачная, острая)
«Что это может быть?» (Метод ассоциаций)
— А что еще может быть мокрым и блестящим? (Лед, лужа, трава, зеркало, окно, машина)
«ЛЕСЕНКА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ» (Прием «Наоборот»)
— Ребята, вы так много знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете? Давайте быстренько
поднимемся по лесенке противоположностей (Два контрастных маленьких человечка выставляются на
лесенку)
Пособие «Лесенка противоположностей»
Зима ушла, а весна… пришла
Зима холодная, а весна… теплая.
Зимой солнце морозит, а весной… греет.
Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.
Зимой надевают шубы, а весной … куртки
«УВЕЛИЧЕНИЕ – УМЕНЬШЕНИЕ».
- Вот у меня карандаш, меня он не устраивает, я хочу его увеличить. Показываю детям огромный
карандаш, теперь он похож на волшебную палочку.
Что бы вы хотели увеличить или уменьшить?
Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.
Хотела бы увеличить выходные.
Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
Усложним эту игру дополнительными вопросами:
Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (дети
приводят свои ответы)
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или
поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.
- Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет
искать грибы.
«В СТРАНЕ НЕБЫВАЛОЙ», нелепицы по картине найдите, что неправильно нарисовал художник-
шутник, и почему так в жизни не бывает, объясните, в чем нелепость и неправдоподобность.
«ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?»
Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед
может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и.т.д.
Предложите детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно
«подарить» Красной Шапочке. Как велосипед помог бы ей?
«МОИ ДРУЗЬЯ».
Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей.
- Я – водяной. Мои друзья – те, кто живёт в воде. Дети подбегают или подходят к ведущему,
называя подходящие предметы.
«ЧТО БЫЛО – ЧЕМ СТАЛО»
Можно
предложить
детям
называть
предметы,
изготовленные
из
названного
материала:
- Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички).
- Было зёрнышком, а стало…(деревом)
- Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что растаял и.т.д.
- Было зелёным, а стало жёлтым. Что это?
Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан.
«ПАРОВОЗИК»
Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например:
зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество,
все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в
будущем».
«ПОМОГИ ЗОЛУШКЕ» (нахождение внутренних и внешних ресурсов решения задачи) Злая мачеха
велела Золушке на обед напечь пирожков. Золушка замесила тесто, сделала начинку. Теперь ей нужно
раскатать тесто, но скалки нигде нет. Наверно, вредные сёстры спрятали скалку специально, чтобы
досадить
бедной
Золушке.
Как
теперь
поступить?
Варианты: попросить у соседей, купить в магазине новую, сделать самой из полена или бутылки,
формировать лепёшки рукой и.т.д.
«ПРЕВРАЩЕНИЯ»
Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в
стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в
кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку
необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый,
а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно
будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».
Примерный речевой материал:
внучка маленькая, а бабушка старенькая;
Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
Заяц серый, а петушок смелый;
Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п
Примерные формулировки заполнения речевых карт
ВВОДНАЯ БЕСЕДА
(коммуникативная функция)