Автор: Арсланова Сания Нигматулловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ДОУ Тополек
Населённый пункт: г.Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Волшебный мир Эбру - как секрет успеха в работе с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование
Аннотация. В статье представлены некоторые техники нетрадиционного
рисования, их значение в развитии творческого воображения, устойчивого
интереса к изобразительному искусству, эмоциональной сферы детей.
Описание опыта работы подтверждает необходимость использования
нетрадиционных способов рисования для
развития детского интеллекта, творческой активности ребенка, умению
нестандартно мыслить.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, нетрадиционные техники
рисования, творчество, творческие способности, воображение, фантазия.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте
закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного
искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Рисование развивает у дошкольников творчество – создание нового,
оригинального, проявляя воображение, реализуя свой замысел,
самостоятельно находя средство для его воплощения. Наиболее характерная
черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность
заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации;
неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития
знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной
практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у
ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие,
художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует
и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также
передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе
отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась
возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в
работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления
и творческой активности. Работая в детском саду, я задумалась над тем, как
можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своём умении,
помочь им поверить, в то, что они очень просто могут стать маленькими
художниками и творить чудеса. Для развития творческих способностей
необходимы условия, которые помогут обогатить жизненный опыт ребёнка,
показать ребенку радость творческого процесса, поощрить и развить
свободный полет фантазии, а также научить ребенка разным
художественным приемам и способам. Мной была разработана
дополнительная образовательная программа художественно - эстетической
направленности «Использование нетрадиционных техник рисования для
развития творческих способностей дошкольников». В
программе разработаны занятия изобразительной деятельностью
нетрадиционными методами рисования с детьми 5-7 лет.
Использование нетрадиционных техник рисования, помогает воспитанникам
раскрепоститься, сделать что-то необычное. Дети получают незабываемые
положительные эмоции. Использование нетрадиционных техник рисования
способствует: интеллектуальному развитию детей, развитию
пространственного мышления, умению детей выражать свой замысел,
развитию мелкой моторики руки.
Новизна данной программы заключается в том, что проблема развития
художественно-творческих способностей детей решается в процессе
дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными
техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование
необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям
ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие
способности.
Практическая значимость разработанной мной программы состоит в том, что
можно работать не только с ярко заявляющими о себе детьми с
художественными способностями, но и с теми, кто просто любит рисовать,
так как обеспечивается поле деятельности для творческого самопроявления и
самовыражения детей. В программе проблема развития творчества детей
рассматривается в художественной студии, выступающей как форма
дополнительного образования в ДОУ, определены новые тенденции её
деятельности на основе интеграции различных видов художественно –
творческой деятельности детей и различными изобразительными техниками.
Работу с воспитанниками я организовала в форме дополнительной
образовательной услуге «Волшебная кисть», цель которой - обучение детей
старшего дошкольного возраста изобразительным навыкам с использованием
традиционных и нетрадиционных техник рисования; развитие творческих
способностей, фантазии, воображения детей. Дополнительная
образовательная услуга проводится 2 раза в неделю, посещает её 16 человек,
продолжительность дополнительной образовательной услуги 25 для детей 5-
6 лет и 30 минут для детей 6-7 лет.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания
материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник
является универсальность их использования. Технология их выполнения
интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Нетрадиционных техник
рисования, используемых в работе с детьми много, я хочу познакомить вас
лишь с некоторыми из них.
«Рисование пальцами, ладонью, кулаком»
У ребёнка нет настроения? Его можно вернуть с помощью рисования
пальчиками, ладошкой, кулаком.
Техника рисования:
1.берём широкую миску;
2.разводим гуашевую краску до консистенции жидкой сметаны;
3.наливаем в блюдце;
4.ладонь с широко расставленными пальцами опускаем в краску;
5. оставляем отпечаток на листе и дорисовываем его.
С помощью рисования ладошкой можно изображать различные
объекты: животных, подводный мир, растения и т.д. Занятия начинаются с
наблюдения и рассматривания за ними.
«Печать пластиковой бутылкой и винной пробкой».
У вас дома накопились пластиковые бутылки лил винные пробки, не спешите
их выбрасывать, а используйте для рисования.
Техника рисования:
1.берём миску, чем шире, тем лучше;
2.кладём на дно миски тонкий поролон;
3.разводим гуашевую краску небольшим количеством воды;
4.выливаем краску в миску с поролоном;
5.опускаем бутылку донышком в поролон;
6.наносим отпечаток на бумагу.
Данную технику хорошо использовать при изображении растений.