Автор: Федорова Татьяна Сергеевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГАОУ ВПО "СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.К. АММОСОВА" Педагогический институт
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: "Основные рекомендации новому руководителю ДОО для составления программы развития в условиях изменяющейся среды."
Раздел: дошкольное образование
Основные рекомендации новому руководителю ДОО для составления
программы развития в условиях изменяющейся среды.
На
современном
этапе
проектирование
руководителем
программы
развития
дошкольной
образовательной
организации
происходит
главным
образом с учетом требований потребителей образовательных услуг. Таким
образом потребитель сам инициирует процесс изменения в традиционные
программы . Ведь в условиях изменяющейся среды современному ребенку
чтобы
идти
в
ногу
со
временем,
необходимо
комплексное
развитие, IT-
технологии,
робототехника,
искусственные
лаборатории
для
изучения
химических и физических свойств предметов, так как с развитием мира уже и
маленький человек нуждается в цельных представлениях и полных сведениях
в окружающих его областях.
Программа
рассматривается
как
инструмент
органа
управления,
необходимый для привлечения ресурсов для решения определенных проблем.
С точки зрения управленца или заведующего Программа развития является
основным блоком для принятия оперативных управленческих решений в
повседневной
деятельности
дошкольной
образовательной
организации.
Таким образом, структура управленческого решения и сам процесс принятия
этого
решения
представляет
собой
методологию
разработки
Программы
развития ДОО.
Как
стратегический
документ
программно-целевого
управления,
программа
развития
представляет
собой
поэтапный
план
осуществления
нововведений во всех областях деятельности дошкольной образовательной
организации, в которых необходимо провести изменения.
Также программа развития ДОО является нормативно-управленческим
документом
образовательной
организации,
который
разрабатывается
на
о сновании
Федерального
закона
"Об
образовании
в
Российской
Федерации"
№273-ФЗ
от
29
декабря
2012
года,
Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольной образовательной
1
организации, Устава, в котором полностью отражена специфика содержания
образования
и
ключевые
особенности
организации
образовательного
процесса,
учитывающим
потребности
всех
субъектов
образовательной
деятельности (педагогов, воспитанников, законных представителей в лице
родителей или опекунов, социальных партнеров)
Программа
развития
ДОО
составляется
для
систематизации
всех
факторов и исходных условий, влияющих на организацию инновационного
процесса. Программа развития отождествляет некую нормативную модель
совместной деятельности педагогического коллектива, определяющую:
первоначальное состояние. Выявление как сильных, так и слабых
сторон организации. Согласования перспектив с родителями,
перспектив которые видит перед собой ДОО
Дифференциация образовательной программы.
анализ возможных затруднений и проблем, их решение. Оценка
степени эффективности организации
алгоритм действий организации для перехода от режима
функционирования к режиму развития. Индивидуальная стратегия.
Конечный результат деятельности
Приступая
к
разработке
Программы
развития,
которая
является
внутренним документом организации и не имеет жестких законодательных
нормативов,
опытные управленцы всё же придерживаться определенной
последовательности.
В
первую
очередь
следует
выделить
основные
проблемы для программной разработки, ограничить пространство рисков. Во
вторую,
принять
ответственное
решение
по
формированию
и
разработке
программы. Следующим шагом, производится экспертная оценка программы.
Затем утверждение и управление организацией программы. Далее, важно
производить
тщательный
мониторинг
выполнения
программы
всеми
участниками образовательного процесса.
Современная программа развития дошкольной организации содержит в
себе следующие свойства:
2
1.
Ориентированность на предотвращение возможных проблем во время
работы ДОО, своевременная коррекция отклонений противоречащих
задачам ДОО.
2.
Гибкость,
вариативность
и
прогностичность.
Для
соответствия
настоящим и будущим требованиям к дошкольной образовательной
организации.
3.
Определение максимально короткого и выгодного пути достижения
цели.
4.
Действенность.
Быть
прозрачной,
соответствовать
возможному
обеспечению
и
реальным
целям.
Законодательному
обеспечению
полной концепции конечного результата.
5.
Обеспечивать все необходимые условия для расширения возможностей
перспективных действий и рациональное разделение обязанностей.
В составлении программы развития принимает участие руководитель,
осуществляющий непосредственно административное управление, старший
воспитатель, логопед, психолог и весь коллектив педагогов для создания
общей картины комплексной и гармоничной программы развития ДОО.
Для
нового
руководителя,
ранее
не
задействованном
в
создании
программы
развития
полезно
будет
опираться
на
следующую
приблизительную структуру:
Титульный лист
Паспорт Программы
Информация-справка о дошкольной образовательной организации
Анализ
Развернутая проект-стратегия будущего ДОО
План мероприятий
Всё перечисленное включает в себя дополнительные компоненты:
- общая характеристика, название, паспорт ДОО и глоссарий;
-подробный
анализ
предыдущего
этапа
выполнения
Программы
развития.
Информацию
о
кадровом
составе,
исследование
нормативно-
правовой
базы,
оценка
уровня
программно-методического
обеспечения,
3
социальный
паспорт,
состояние
материально-технического
обеспечения,
рациональную
необходимость
дополнительных
образовательных
услуг,
итогом за 3 года ;
- прогнозируемый образ желаемых результатов ДОО в предлагаемый
период ;
-цели и задачи согласно исследуемым данным;
-подразделы по достижению каждой цели программы (пути решения,
технология управления, участники процесса, ресурсы, критерии оценки и
ответственный по проекту);
- общая концепция развития определенной ДОО;
- организационная культура для стабильного развития;
- проект финансирования.
В готовой программе развития указывается запланированный маршрут
дошкольной образовательной организации, бесперебойность которого
обеспечивается тщательным наблюдением руководителя ДОО, создавая
необходимый управленческий опыт.
4