Автор: Козина Галина Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №23 "Росиночка"
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: Организация подвижных игр в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Организация подвижных игр в ДОУ
Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка,
характеризующаяся
точным
и
своевременным
выполнением
заданий,
связанных
с
обязательными для всех играющих правилами. Подчиняясь правилу игры, ребенок действует
согласно взятой на себя роли. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры
побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Степаненкова Эмма Яковлевна
- кандидат педагогических наук, профессор, автор
учебных пособий и соавтор программы «От рождения до школы». Предлагает следующую
классификацию подвижных игр в ДОУ:
1.
По возрасту.
2.
По степени подвижности ребенка в игре (игры с малой подвижности: движения в
которых выполняются в медленном темпе, и с незначительной интенсивностью, средней:
характер движения относительно спокойный (ходьба, передача предметов) и большой
подвижности).
3.
По видам движений: игры с ходьбой и бегом, с прыжками, с ползанием и лазанием:
игры
с бегом, с метанием и ловлей (рис.1).
Рис. 1. Классификация подвижных игр по степени подвижности
4.
По содержанию: подвижные игры с правилами и спортивные игры (рис.2).
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный
эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку,
воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и так далее. Несюжетные подвижные
игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели.
Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Важно
учитывать время года и состояние погоды. Во время летней прогулки хорошо проводить игры,
применяя все виды движений, но если очень жарко, то соревнования с быстрым бегом не
рекомендованы.
Педагог должен учитывать индивидуальные способности каждого ребенка. Детям
робким, неуверенным в движениях необходимо помогать в преодолении трудностей (опустить
пониже веревочку во время прыжков, поддержать во время хождения на равновесие и т.д.)
делать это надо тактично, не задевая самолюбие ребенка. Детям легко возбудимым, излишне
подвижным необходимы игры с движениями, способствующими развитию тормозных
процессов («Двигайся-замри», «Морская фигура» и т.д.).
Рис. 2. Классификация подвижных игр по содержанию
Перед тем как организовать с детьми игру воспитателю необходимо подготовить её:
1. Выбор игры – подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего к Программе
воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и
двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение
соответствующих учебно-воспитательных задач.
2.
Владеть теми движениями, которые есть в данной игре.
3.
Выучить игру, выучить слова (если есть), для того, чтобы активизировать
деятельность детей и сохранять интерес к игре.
4. Выбрать место.
5. Продумать расстановку детей.
6. Подготовить атрибуты зрительные ориентиры.
Методика проведения игры включает:
Сбор детей на игру - собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда
будут начаты игровые действия, сбор на игру не должен превышать 1 - 2 минуты. Длительный
сбор снижает у детей интерес к игре, дезорганизует их. В группах раннего и младшего
дошкольного возраста детей привлекает главным образом сам процесс действия (рис.3). Им
интересно бежать, догонять, бросать; результат этих действий для них не имеет значения.
Поэтому игры сначала выбираются простые, построенные на одном действии. Например,
воспитатель говорит: «Вот какие мячи покатились, догоняйте их». В играх с текстом
воспитатель не только произносит его, но и вместе с детьми выполняет движения (игра
«Зайчик»). В играх, где есть роль водящего, привлекается помощник воспитателя. Когда дети
усвоят движения, они выполняют самостоятельно, а воспитатель берет на себя роль водящего.
Как только дети научатся действовать по словесному сигналу, можно вводить правила игры.
Вначале совсем простые: «Как только пес залает, все убегают». Во второй младшей группе роль
водящего могут выполнять отдельные дети. В течении года постепенно необходимо привлекать
поочередно всех детей. Для малышей характерно эмоциональное восприятие игрушки, образа,
данного в игре. Поэтому педагогу, организуя игру, необходимо это учитывать.
Рис.3. Подвижные игры в младшей группе
В средних и старших группах собрать детей на игру можно различными приёмами.
Можно собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять - всех зову я поиграть);
использовать звуковые и зрительные ориентиры (как только воспитатель ударит в бубен, они
соберутся около него или вокруг обруча). В старших и подготовительных группах поручить
отдельным детям, распределив заранее кто кого позовёт, собрать остальных.
Создание интереса к игре - а протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес
детей к ней, особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность
игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей.
Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос к малышам: «Хотите быть птичками?
Летите ко мне на луг!» Или обыгрывание атрибутов. Например, педагог говорит: «Сейчас я
кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик... Ловите его!»
В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда
игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки на тему игры и др.
Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается
форма
или
эмблемы,
выбираются
капитаны
команд.
Проведение
игр
с
элементами
соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости
оценки деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и товариществу во
взаимоотношениях детей.
Объяснение правил - важно соблюдать последовательность объяснений: назвать игру и
ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если
нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать
игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с
детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное
объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.
При объяснении игры взрослый должен стоять так, чтобы его видели все дети. Если дети
стоят в шеренге, сидят полукругом или свободно сгруппировались около воспитателя, он
становится к ним лицом. Если дети стоят по кругу, педагог занимает место рядом с детьми, но
не в центре круга, так как, находясь в центре круга, он не увидит ту часть группы, которая
расположена позади него.
Изложение содержания игры, объяснение её правил должны быть краткими, чёткими.
Например, при проведении игры «Бездомный заяц» ребенок выполнявший роль зайца
бесконечно бегал по кругу, а остальные дети просто стояли. Здесь педагогу необходимо было
объяснить, что зайцу необходимо как можно быстрее забегать в «домик». Причиной нарушения
правил в данной игре было нечёткое объяснение их воспитателем.
Распределение ролей - существует несколько способов выбора водящего: назначает
воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки; при помощи
«волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все
названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения, нового водящего
основным критерием является качество выполнения движений и правил. Выбор на главную
роль дети должны воспринимать как поощрение. Водящим можно также назначить игрока,
победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил
задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п. Выбор водящего должен
способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы
товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в
этой роли.
Руководство игрой - В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение детьми
правил,
тщательно
анализирует
причины
их
нарушения.
Следит
за
движениями,
взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре.
Подведение итогов - оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей,
называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь,
творчество, соблюдал правила, а затем анализирует причины нарушения правил. Анализирует,
как удалось достичь успеха в игре. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех
детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к
выполнению правил игры. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным.
Детей надо обязательно похвалить.
Таким образом, продуманная методика подвижных игр способствует раскрытию
индивидуальных способностей ребенка, развитию способности к самовыражению, воспитанию
навыков общения и взаимодействия со сверстниками, умению самостоятельно и творчески
решать самые разнообразные задачи.