Авторы: Киселева Кадрия Зафировна, Хибарова Валентина Анатольевна
Должность: воспитатель, студент
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - детский сад №101"Жар-птица", Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Олимпийское образование дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Олимпийское образование дошкольников
Олимпийское образование это взаимодействие педагогов, воспитанников
и их родителей с целью распространения знаний об Олимпийских играх, приоб-
щения детей к идеалам и ценностям олимпизма. Термин «олимпийское образо-
вание» появился в 1944 г. по инициативе Руководящего комитета всемирной
компании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение
олимпийских идеалов через образование».
В содержании олимпийского образования выделяют три составляющие:
— формирование доступной возрасту системы знаний об Олимпийских
играх, идеалах и ценностях олимпизма;
— формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом:
интересов, потребностей, ценностных ориентирах, установок;
— развитие двигательных умений и навыков, физической качеств и инди-
видуальных способностей к физической культуре и спорту, высоких достиже-
ний.
Стало доброй традицией проводить Малые Олимпийские игры в детском
саду.
Малые Олимпийские игры — это соревнования, которые мы обычно про-
водим летом и в зимнее время. В течение года дети на занятиях познавательного
характера учатся понимать смысл олимпийской символики, знакомятся с побе-
дами наших спортсменов. В ходе игр ребята соревнуются, выявляют победи-
телей, которым вручаются награды. Проводя с детьми Малые Олимпиские
игры, мы решаем следующие задачи:
1)
Формирование основ здорового образа жизни;
2)
Знакомство
детей
с
олимпийскими
видами
спорта,
с
символикой
разных стран-участниц олимпиад;
3)
Формирование представления об Олимпийских играх как соревновани-
ях в целях физического совершенствования человека;
4)
Воспитание волевых качеств, развитие стремления к победе и уверен-
ности в своих силах;
5)
Формирование дружеских отношений в коллективе детей, чувства со-
переживания за своих товарищей.
Реализация данных задач предполагает наличие необходимых и достаточ-
ных средств и условий. К ним мы относим: спортивный зал, ИЗО-студию, ме-
диа-средства,
аудиоустановку,
пособия
с
развивающими
играми,
интернет-
ресурсы, спортивные участки ДОУ, оборудованные спортивным инвентарем.
Начинаем работу с ознакомления летей с олимпийским движением: пока-
зываем видеозаписи, проводим беседы, рассматриваем альбомы с иллюстрация-
ми открытия Олимпийских игр и соревнований по отдельным видам спорта.
Особенно много времени уделяем подготовке атрибутов: изготавливаем
костюмы для детей, олимпийский флаг с разноцветными кольцами, «олимпий-
ский огонь», медали, дипломы, подбираем музыкальный репертуар, готовим
танцевальные номера.
В рамках «олимпийского» образования старших дошкольников мы фор-
мируем и совершенствуем следующие знания:
— Олимпийские игры, их история, традиции, ритуалы, факельная эстафе-
та Древней Греции, символы игр;
— олимпийские виды спорта, в том числе зимние и летние, олимпийские
чемпионы в отдельных видах спорта;
— роль спорта в здоровом образе жизни человека, его место в системе
средств, обеспечивающих физическую культуру личности.
Малые летние Олимпийские игры в детском саду мы проводим в один
день. В программу Малых Олимпийских игр входят следующие виды спорта:
бег на 30 метров;
прыжки в длину с места;
прыжки в длину с разбега;
метание мешочков с песком на дальность;
велосипедные гонки;
соревнования с элементами баскетбола.
Малые зимние Олимпийские игры проводим в течение недели. В их про-
грамму входят следующие виды спорта:
соревнования хоккеистов;
лыжные гонки;
лыжная эстафета;
санки-ледянки;
санки с заданием.
В сценарии мероприятий включаются интересные персонажи, которые
вместе с детьми участвуют во всех соревнованиях.
Такие праздники учат детей тому, что спорт не только укрепляет здоровье,
но и делает человека сильным, смелым, находчивым, жизнерадостным.
Большое внимание уделяем предварительной работе:
— чтение художественной литературы на спортивную тематику;
— рассматривание репродукций, альбомов на спортивную тематику;
— разучивание с детьми и сотрудниками стихов и песен на спортивную
тематику;
— просмотр видеоматериалов, где представлены элементы олимпийских
игр, шествие спортсменов, поднятие флага, соревнования;
— интерактивная игра «Виды спорта»;
— беседы о спорте;
— придумывание и разучивание с детьми названия команд и девизов;
— подготовление лозунгов, эмблем, плакатов.
Безусловно, все оздоровительные мероприятия проводятся с учетом пока-
зателей здоровья наших воспитанников.
Всем
известно,
что
детский
сад
—
открытая
модель
взаимодействия
взрослых и детей. Мамы и папы являются полноправными участниками всей
жизнедеятельности детей в ДОО. Без их помощи, поддержки, одобрения, сове-
тов, невозможно было бы все это организовать.
Основная цель дошкольного физического воспитания — всестороннее
гармоничное развитие личности ребенка, которое предусматривает охрану и
укрепление его здоровья, обеспечение полноценного психофизического и физи-
ческого развития. Также необходимо формировать у детей потребность в систе-
матических занятиях физическими упражнениями, воспитывать доброе товари-
щеское отношение детей друг к другу, взаимовыручку, честность, справедли-
вость, умение заниматься в коллективе. Формируя представления детей об
олимпизме и олимпийском движении, мы успешно решаем задачи не только фи-
зического, но и умственного, эстетического, нравственного и патриотического
воспитания.
Малые Олимпийские игры — это спортивные развлечения, которые нра-
вятся не только детям и педагогам, но и родителям, которые принимают актив-
ное участие в их организации и проведении. Конечно, детская олимпиада хотя и
включает в себя взрослые виды спорта, и подчиняется общим правилам органи-
зации, но все же проходит как занимательная игра с элементами веселой раз-
минки аэробики, музыкально-танцевальных номеров.
Комплексное применение средств и форм физического воспитания делает
каждый день пребывания детей в нашем ДОО разнообразным, веселым, а глав-
ное, полезным.
В феврале 2014г. открылись Олимпийские игры в Сочи — праздник муже-
ства, силы, выносливости, красоты и гармонии человека. Олимпийское движе-
ние, уважение к спорту, его силе, духу и красоте с каждым годом растет в нашей
стране. Через спорт, физическую культуру взрослые и дети приобщаются к здо-
ровому образу жизни, учатся беречь свое здоровье, овладевают прекрасными
чувствами коллективизма, мужественности, ответственности. Все более разно-
образные формы приобретает олимпийское образование в дошкольных органи-
зациях, где воспитываются будущие олимпийцы. «Быстрее! Выше! Сильнее!»
— слова олимпийского девиза сегодня уже понятны детям, а завтра станут нор-
мой жизни— их жизни, значит — всего общества.
Список литературы:
1.
Виммерт, Й. Олимпийские игры / Й. Виммерт, пер. с нем. Е.Ю. Жирно-
вой. — М.: Мир книги, 2007. — 48 с.
2.
Филиппова, С.О. Олимпийское образование дошкольников / С.О. Фи-
липпова, Т.В. Волосникова. — СПб.: Детство-пресс, 2007. — 120 с.