Авторы: Чупина Вероника Евгеньевна, Мальцева Галина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР детский сад № 252"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Конспект НОД в старшей группе
Тема: путешествие по экологической тропе
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 252» г. Перми
НОД по экологии в старшей группе «Прохождение экологической
тропы».
Воспитатели: Чупина В.Е и Мальцева Г.Л.
г. Пермь, 2024 г.
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Прохождение
экологической тропы».
Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема занятия – «Прохождение экологической тропы».
Виды образовательной деятельности: игровая, коммуникативная,
познавательно-исследовательская, двигательная.
Цель занятия – обобщить знания детей об окружающей среде, научить
детей различать и называть растения, расширить представление детей об
объектах экологической тропы, а также о сезонных изменениях в природе,
систематизировать знания детей о пользе растений для человека и животных.
Задачи:
1. расширить и закрепить представления детей о сезонных изменениях в
природе; сформировать у детей интерес к природе, желание активно
познавать природные объекты; уточнить и углубить знания детей о
взаимосвязи человека и природы.
2. активизировать познавательную деятельность детей через создание
проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и
экспериментирования.
3. сформировать бережное отношение к окружающей среде, приобщить к
культуре общения с природой.
4. воспитать у детей стремление охранять и сохранять природный мир,
следовать простым правилам во взаимоотношениях с природой.
Материалы и оборудование: объекты экологической тропы (берёза, рябина,
клумба, скворечник на дереве, пень); картинки наблюдаемых объектов; план-
схема экологической тропинки; проектор, презентация «Экологическая
тропа».
Раздаточный материал: листочки с изображениями разных деревьев на
каждого ребенка, бумажные силуэты листочков.
Предварительная работа: демонстрация иллюстраций и фотографий,
отображающих природу, наблюдение за птицами, рассматривание, изучение
деревьев их компонентов, растущих на участке, рисование объектов
экологической тропы.
Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемный вопрос, мотивация
деятельности, загадывание загадок, беседа, игра, чтение, объяснение,
рассматривание, рисование, анализ готовых рисунков.
Ход занятия.
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Сегодня нас с вами ждет увлекательное
путешествие. Хотите узнать какое? (ответы детей)
Воспитатель: сегодня нас с вами ждет путешествие по экологической тропе.
Кто мне скажет, что такое экологическая тропа? (ответы детей)
Воспитатель: сейчас я вам загадаю загадку, ребята и вы поймете, кто нам
будет помогать в нашем путешествии:
«Загадка»
Очень добрый старичок
По лесу гуляет-
Он природу охраняет,
Он леса нам бережет
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек.
Ответ: дед «Лесник».
Дед «Лесник»: здравствуйте, ребята! Меня зовут дед «Лесник», меня так
называют, потому что я живу в лесу и знаю много тайн и секретов природы.
2. Организационный момент.
Дед «Лесник»: сегодня я покажу вам ребята и расскажу некоторые секреты
природы.
Воспитатель: дед «Лесник», наши ребята очень любознательные, они очень
хотят узнать все секреты природы, правда, ребята? (ответы детей).
Дед «Лесник»: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Дед «Лесник»: а кто мне сможет рассказать стихотворение про весну?
Стихи по желанию детей.
3. Путешествие по экологической тропе.
Воспитатель: Раз, два, три березу найди! (дети должны найти березу и
прибежать к ней)
Дед «Лесник»: Дети, а как вы узнали, что это береза? Ответы детей.
Дед «Лесник»: Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно
посмотрите на листочки березы, какого они цвета? Ответы детей.
Дед «Лесник»: а что не дает дереву упасть? Ответы детей.
Дед «Лесник»: а сейчас я предлагаю вам, ребята, немножко отдохнуть.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачались
Это дерево в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки!
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они сядут, тихо помашем –
Крылья сложили назад.
Дед «Лесник» по экологической тропинке приводит детей к мольберту.
Дед «Лесник»: ребята, а вы знаете, как называются цветы, которые растут в
природе? (ответы детей).
Воспитатель: А какие правила поведения в природе вы знаете?
Дети отвечают, воспитатель выставляет картинки схемы и просит детей
объяснить, почему они считают, что так делать нельзя?
Дед «Лесник» дальше ведет ребят по экологической тропинке.
Дед «Лесник»: как вы думаете, ребята, какое место считается правильным
для дерева? Давайте подумаем, какие условия необходимы для того, чтобы из
семечки выросло дерево? (ответы детей).
Воспитатель: как вы думаете, прорастёт ли дуб, упавший на асфальт и
почему? (ответы детей).
Дед «Лесник»: Ребята! Какие, вы все молодцы так много всего знаете о
деревьях. Помогите мне отгадать загадки!
Загадка «1»
Белоствольные девицы
Дружно встали у тропинки,
Книзу веточки склонили,
А на веточках сережки повисли.
Ответ: береза.
Загадка «2»
Ствол – могучий!
Крона – в тучах.
В кроне желуди видны.
Ведь не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны.
Ответ: дуб.
Загадка «3»
Что же это за девица:
Не швея и не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках – круглый год!
Ответ: елка.
Загадка «4»
Что за плакса навсегда
Поселилась у пруда.
Ветви в нём свои купает,
Это дерево, кто знает?
Ответ: ива.
Дети подходят к дереву со скворечником.
Дед «Лесник»: а вы знаете, кто живет в этом домике? (показывает на
скворечник) ответы детей.
Педагог обобщает ответы детей:
Воспитатель: все верно, ребята, в этом домике живут скворцы, а домик
называется «скворечник». Как вы думаете, куда же подевались птицы?
(ответы детей).
Дед «Лесник»: как вы думаете, для чего люди изготавливают для птиц
домики?
Дед «Лесник»: а сейчас, ребята, давайте поиграем в игру. Я вам показываю
листочек, а вы должны найти такой же. Кто быстрее находит выигрывает
приз от деда «Лесника».
Д/и. «Найди такой же листочек». Дед «Лесник» показывает детям листочек
любого дерева и предлагает ребятам попробовать найти такой же.
Выбранные листочки дети сравнивают по форме, описывают, чем они
похожи и чем отличаются. Каждому ребенку даются разные листочки: клен,
береза, рябина, липа.
Дед «Лесник»: ребята, а я пришел к вам не один. У пенька детей встречает
белочка.
Белочка: здравствуйте ребята! Кто мне скажет, что такое пень? (ответы
детей).
Белочка: все правильно, посмотрите, когда-то здесь было дерево, но оно
постарело и засохло, а потом его спилили. Вместо этого остался пень. Как вы
думаете, живет ли кто-то на пеньке? (ответы детей).
Белочка: правильно, ребята, в пеньке прячется очень много маленьких
букашек и жучков, они забираются в пенек и живут там весь холодный
период, зимой это их дом. Из пенька может вырасти травка, цветок и даже
грибочек.
Белочка: а сейчас отгадайте мою загадку.
Хоть вкусна, да не малина,
С терпким вкусом – не калина,
Дрозд, снегирь, другая птица
Могут ею угоститься
Как усилится мороз,
Возрастёт на пищу спрос.
Ответ: рябина.
Белочка: правильно, ребята. Как вы догадались, что это рябина? (ответы
детей). Осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды
рябины. Эти ягоды очень любят птицы, они полезны и для людей.
Воспитатель предлагает детям внимательно изучить листочки рябины.
Обращает внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев.
Угощает детей ягодами рябины.
Воспитатель: Какие ягоды по вкусу? Ягоды сладко-горькие, терпкие, но
после морозов ягоды будут вкуснее.
Проводится пальчиковая гимнастика «Весна »
Пальчиковая гимнастика
Снова солнце в небе улыбается,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
Снег растаял, ручейки звенят.
(пальцы левой руки с большим.)
И подснежник первый распускается,
(Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к
другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.)
С юга птицы с песнями летят. ( Ладони повернуты к себе, большие пальцы
переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения –
«птичка».)
д/и « Найди пару»
на полу разложены листья разных деревьев, по паре с каждого листа. Пока
играет музыка, дети ходят гуляют по лесу, затем каждый ребенок поднимает
один листок и ищет себе пару.
4. Заключительная часть.
Воспитатель: вот такие остановки мы сделали на нашей экологической
тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Вам понравилось
путешествие? (ответы детей).
Воспитатель: спасибо, ребята за отличную работу! Давайте попрощаемся с
дедом «Лесником» и Белочкой. Ребята, а на каких остановках экологической
тропы мы с вами останавливались? Что мы наблюдали? Ребята, вам
понравилось путешествие по экологической тропе? (ответы детей).