Автор: Коновалова Татьяна Юрьевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 28"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Организация активного отдыха детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Т.Ю.Коновалова
МАДОУ «Детский сад №28» г. Нижний Новгород
Аннотация. В статье говорится о важности проведения активного отдыха
дошкольников
в
дошкольных
образовательных
учреждениях.
Автором
перечислены
разнообразные
формы
активного
отдыха
детей
старшего
дошкольного возраста.
Ключевые слова: активный отдых, дошкольный возраст,
ф
изкультурный
досуг,
физкультурные праздники, туристические прогулки и экскурсии.
В современном обществе одной из актуальных тем является сохранение
здоровья. Чем раньше человек будет получать информацию и двигательный
опыт, улучшающий качество его жизни, тем более стойким он будет к стрессам,
тем крепче у него будет иммунитет. Поэтому так важен дошкольный возраст. Ведь
в это время закладываются основы здоровья ребенка. Ребенок активно растет и
развивается. Происходит формирование основных движений, мышечного корсета.
Формируются
физические
качества,
привычки,
способствующему
его
дальнейшему развитию.
Осокина Т.И. говорила {Н. И. Осокина «Физическая культура в детском
саду»; Москва «Просвещение» 1986; с.5}, что движение – главное проявление
жизни; и что без него немыслима творческая деятельность. А так же, что
ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех
жизненных процессах. Еще они писали о том, что для растущего организма
требуется особенно большое количество движений. Ведь неподвижность для
маленьких
детей
утомительна,
приводит
к
замедлению
роста,
задержке
умственного
развития
и
снижению
сопротивляемости
инфекционным
заболеваниям. Вот почему необходимо с первых дней жизни приучать ребенка к
многообразным формам и способам движений, развивать его мускулатуру.
Также, в процессе образовательной деятельности, дети зачастую
вынуждены находиться определенное время в неподвижном состоянии. Что
сказывается пагубно на физическом состоянии ребенка – он утомляется, чувствует
себя вялым, теряется внимание и интерес. А движение, как мы знаем, это
естественный
биологический
процесс
у
ребенка.
И
поэтому
создается
необходимость в средстве, которое поможет решить эту проблему.
Таким средством и является активный отдых. Активный отдых как раз и
предполагает смену умственной и физической деятельности, т.е. включает виды
физических
упражнений.
Движения
помогают
сохранить
и
укрепить
здоровье ребенка путем «догрузки» его организма необходимым по возрасту
объемом
мышечной
деятельности,
а
также
способствует
предупреждению
невротических состояний, связанных с перенапряжением детского организма.
Комплекс физических упражнений, проводимых с целью предупреждения
утомления_ называется физкультминуткой. Физкультминутка является одной из
форм проведения активного отдыха.
По данным ученых физкультминутки
положительно влияют на аналитико – синтетическую деятельность мозга,
активизируют сердечно – сосудистую и дыхательную системы, улучшают
кровообращение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Физкультминутка длится обычно недолго 1-3 минуты. При правильном
подборе упражнений снимается напряжение, утомление, улучшается общее
состояние. Это может быть как простой комплекс упражнений на разные группы
мышц, так и подвижные и малоподвижные игры (если позволяет помещение и
обстановка). Здесь можно включать такие игры как «Совушка», «Сделай фигуру»,
«Передай мяч», «Найди и промолчи», «Великаны, гномики», «Самолеты» и др.
Во время проведения физкультминуток, мы заметили, что детям особенно
нравятся двигательные комплексы со стихами, где выполняются движения в
соответствии с текстом («Хомка – хомячок»; «Поезд», «Листопад», «Две синички
прилетели»; «Капуста»; «Мы ногами – топ, топ, топ»; «Девочки и мальчики» и др.).
А также ребятам очень нравятся динамические паузы, проходящие под музыку в
виде ритмической гимнастики. Где могут использоваться как ритмические танцы
(«Мы
маленькие
звезды»,
«Аэробика»,
«Фиксики»,
«Чунга-чанга»),
так
музыкально подвижные игры (движения имитируют в соответствии со словами).
Мы используем такие музыкальные игры, как: «У оленя дом большой»;
«Крокодильчик просто класс!»; «Замри!»; «Ракета»; «Обнимашки»; «У жирафов
пятна, пятна» и др. Также для переключения внимания и создания положительно
эмоционального настроя мы можем включать гимнастику для глаз; пальчиковую
гимнастику, а также самомассаж. Из пальчиковой гимнастики - «Утята», «Замок»,
«Вверх по лесенке», «Цветок», «Паук», «Моя семья», «Игрушки» и др.
Гимнастика для глаз: « Два мяча», «Слоник», «Соколиный глаз» и др.
Как
отдельную физкультминутку или ее составляющей также может быть дыхательная
гимнастика. Это такие комплексы , как: «Куры», «Самолет», «Насос», «Подуем на
плечо», «Трубач».
Также одним из составляющих активного отдыха можно назвать
физкультурный досуг. Физкультурный досуг у нас проводится 1-2 раза в месяц во
второй половине дня длительность досуга для старшей группы 30 - 40 минут. В
зимний период возможно проведение досуга в физкультурном зале. А в теплое
время года
можно на свежем воздухе. Проведение
досугов способствует
решению задач приобщения к здоровому образу жизни.
На физкультурных
досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются их
двигательные способности. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства
коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости,
дисциплинированности,
организованности.
Темы
досугов
могут
быть
разнообразными и соответствовать программному материалу по воспитанию,
обучению и развитию детей дошкольного возраста. В старшем возрасте мы
проводим такие досуги, как: «Мой друг Светофор», «Дорожка здоровья»,
«Тренировка космонавтов», «Мой веселый звонкий мяч» и др. В том числе и
иметь
социально-значимую
и
патриотическую
тематику,
посвящаться
государственным праздникам, олимпиаде и другим спортивным событиям,
включать подвижные игры народов России («День клюшки», «Гори, гори ясно»,
«День флага», «Тренировка футболистов» и др. В содержании
досугов
мы
включаем ранее освоенные движения, в том числе, спортивные и гимнастические
упражнения, подвижные и спортивные игры. Но для того, чтобы заинтересовать
детей, в программу досуга можно включать и малознакомые игры и конкурсы.
Также для поддержания интереса мы включаем в программу досуга упражнения с
предметами (ленты, гантели, мячи, обручи, султанчики). Вся обстановка досуга
создается так, чтобы дети чувствовали себя непринужденно, свободно, испытывали
радость от двигательных действий.
Следующая важная форма активного отдыха – это праздники.
Физкультурные праздники мы организуем 2 раза в год, продолжительностью не
более 1,5 часа. Физкультурный праздник – это всегда радостное событие, как для
детей,
так и для взрослых (если родители
приглашены на праздник).
Физкультурному празднику предшествует большая подготовка. Заранее пишется
сценарий, оформляется зал, соответственно
выбранной тематике, готовятся
награды и призы, готовится одежда для команд, подбирается инвентарь,
музыкальное сопровождение. Инструктор по физкультуре, заранее раздает на
группы распечатанные стихи, распределяет названия команд, уточняет девизы.
Например, в праздник , посвященный 23 февраля , мы приглашали в спортивный
зал ребят из старших групп вместе с папами. Мы заранее разучили с детьми
стихотворения с поздравлениями для пап. Так же воспитатели сделали медали для
всех пап и мальчиков («Самый лучший папа» и «Будующий защитник»). Зал был
украшен красочными плакатами «С праздником 23 февраля!» и тематическими
воздушными шарами. Мы заранее разделили команды поровну ; в каждой команде
было одинаковое колличество детей и взрослых. Конкурсы были подобраны
соответственно с возрастом, и так, чтобы все ребята и взрослые принимали
максимальное участие. Активная двигательная деятельность сменялась более
спокойной. Например, после конкурса «Доставь донесение», ребята и взрослые
участвовали в исполнении песни «Бравые солдаты». После конкурса девочек
«Окажи помощь раненому» - (девочки забинтовывали папам руки или ноги),
следовал конкурс для мальчиков «Быстрый подьем» , где мальчики должны были
быстро подняться с одеяла и надеть на себя все обмундирование (пилотку,
гимнастерку, ремень, вещь-мешок) или «Самый сильный папа», где папы должны
были быстро надуть воздушный шарик.
В программу проведения праздников можно включать строевые шаги,
перестроения, комплексы аэробики, различные игры, упражнения, эстафеты.
Особенную радость у детей вызывают шуточные конкурсы с переодеваниями,
бинтованием, рисованием («Быстро добеги», «Быстро оденься», «Забинтуй
раненого», «Рисование с завязанными глазами», «Музыкальный стул»). И конечно
же детям очень нравится участие родителей в конкурсах – «Чья мама лучше
крутит обруч», «Самый сильный папа», «Танцевальный флэшмоб для мам» .
Особый интерес у детей вызывают физкультурные праздники, проводимые на
улице. Свежий воздух, открытое пространство дает больше возможностей в выборе
эстафет и конкурсов. На спортивной площадке можно использовать самокаты,
велосипеды, ведра – ходули. Летом можно внести конкурсы с водой
(«Кто
быстрей выловит шарики» или «Поймай рыбу»). Для красочности мероприятия,
можно использовать мыльные пузыри – «Шоу мыльных пузырей», «Поймай
пузырик», «Салют из мыльных пузырей».
Не менее интересно проходят музыкально – спортивные праздники.
Музыкально – спортивные праздники организуются инструктором по физкультуре
и музыкальным руководителем с помощью педагогов групп участников. В ход
праздника
включаются
знакомые
комплексы
упражнений
и
игр,
которые
необычно
обыгрываются,
сопровождаются
музыкой
и
все
это
сменяется
танцевальным композициями и заранее разученными песнями. Здесь можно
перечислить такие праздники, как : « День Российского флага», «День знаний»,
«День защиты детей» и другие. Проведение подобных праздников, да еще с
привлечением родителей, способствует укреплению дружеских связей среди
детей групп, так и родителей. Подобные мероприятия способствуют развитию
дружелюбия, положительного эмоционального настроя, чувства товарищества и
развитию желания активно участвовать в совместных мероприятиях.
Нельзя не вспомнить о такой форме активного отдыха, как Дни здоровья.
Дни здоровья мы проводим один раз в квартал. В этот день, уже с утра в группе
воспитатели проводят беседы о здоровом образе жизни. Группа может быть
украшена плакатами и семейными снимками, где основная тема совместные
занятия физкультурой и спортивными играми. Педагог может прочитать детям
художественную литературу на тему здоровья, спорта, туризма. В «День здоровья»
наши педагоги организуют двигательную деятельность детей наиболее активно.
На прогулке ребята выполняют простые упражнения, играют в разнообразные
подвижные игры, народные игры, участвуют в легкой пробежке, катаются на
лыжах, метают снежки, меряются силой, с помощью каната (соответственно
сезону) и другое. В этот день можно запланировать туристический поход по
ближайшим зеленым зонам, в ближайший парк, к озеру и другое. Обычно мы
планируем свой поход так, чтобы время пути до места отдыха составляло 30 - 40
минут. Наше любимое время для прогулок и походов на природу - это лето.
Обычно мы организуем наши походы в парк, на озеро Светлоярское. К походу
привлекаются и воспитатели групп, и родители, инструктор по физкультуре,
медсестра , а также методист. Педагоги проводят игры, загадывают загадки
соответствующего содержания на тему туризма. Инструктор по физкультуре
проводит подвижные игры : «Ловишки», «Совушка», «Мышеловка», «Найди себе
пару» , «Горячая картошка», «Мини футбол». А также малоподвижные: «Сделай
фигуру», «Угадай по голосу», «Летает не летает». Детские туристические походы
в детском саду могут быть направлены на приобщение детей к физической
культуре и спорту. Также походы могут
носить познавательный характер,
способствовать расширению кругозора и знаний детей о природе, о родном крае.
Педагоги формируют у детей представления о туризме как виде активного отдыха
и способе ознакомления с природой и культурой родного края; оказывают помощь
в подборе снаряжения
для туристской прогулки, организуют наблюдение за
природой, обучают ориентировки на местности, соблюдению правил гигиены и
безопасного поведения, осторожности в преодолении препятствий.
При организации и проведении походов, прогулок, экскурсий, мы всегда
учитываем возраст детей и стараемся сочетать
двигательную активность
и
познавательную деятельность. Данные мероприятия в детском саду способствуют
поддержанию положительного эмоционального настроя у детей, веру в себя,
развитию умения приспосабливаться к новым, не всегда благоприятным условиям,
развитию и укреплению дружеских связей, и развитию интереса к проведению
активного отдыха , например на природе.
Также Т.И. Осокина {Т.И.Осокина «Физическая культура в детском саду»;
Москва «Просвещение» 1986 с. 291.} говорила, что организованность и хорошая
дисциплина – непременные условия проведения экскурсий и походов всех видов.
Кроме того важной задачей является воспитание товарищества и взаимопомощи, а
также других нравственных и волевых качеств.
Список литературы:
1 Федеральная Образовательная Программа Дошкольного Образования .
Электронный ресурс .
2.
Т.И.
Осокина
Физическая
культура
в
детском
саду.
Москва
«Просвещение»1986 г.
3. С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарева «Теория и методика физической
культуры дошкольников». ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
4. Т.Е. Харченко « Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии
спортивных развлечений.» ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.
5.М.А. Давыдова «Спортивные мероприятия для дошкольников» Москва –
ВАКО 2007.
6. И. Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в
дошкольных образовательных учреждениях» АЙРИС – пресс, 2005