Напоминание

"Организация активного отдыха детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"


Автор: Коновалова Татьяна Юрьевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 28"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Организация активного отдыха детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Т.Ю.Коновалова

МАДОУ «Детский сад №28» г. Нижний Новгород

Аннотация. В статье говорится о важности проведения активного отдыха

дошкольников

в

дошкольных

образовательных

учреждениях.

Автором

перечислены

разнообразные

формы

активного

отдыха

детей

старшего

дошкольного возраста.

Ключевые слова: активный отдых, дошкольный возраст,

ф

изкультурный

досуг,

физкультурные праздники, туристические прогулки и экскурсии.

В современном обществе одной из актуальных тем является сохранение

здоровья. Чем раньше человек будет получать информацию и двигательный

опыт, улучшающий качество его жизни, тем более стойким он будет к стрессам,

тем крепче у него будет иммунитет. Поэтому так важен дошкольный возраст. Ведь

в это время закладываются основы здоровья ребенка. Ребенок активно растет и

развивается. Происходит формирование основных движений, мышечного корсета.

Формируются

физические

качества,

привычки,

способствующему

его

дальнейшему развитию.

Осокина Т.И. говорила {Н. И. Осокина «Физическая культура в детском

саду»; Москва «Просвещение» 1986; с.5}, что движение – главное проявление

жизни; и что без него немыслима творческая деятельность. А так же, что

ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех

жизненных процессах. Еще они писали о том, что для растущего организма

требуется особенно большое количество движений. Ведь неподвижность для

маленьких

детей

утомительна,

приводит

к

замедлению

роста,

задержке

умственного

развития

и

снижению

сопротивляемости

инфекционным

заболеваниям. Вот почему необходимо с первых дней жизни приучать ребенка к

многообразным формам и способам движений, развивать его мускулатуру.

Также, в процессе образовательной деятельности, дети зачастую

вынуждены находиться определенное время в неподвижном состоянии. Что

сказывается пагубно на физическом состоянии ребенка – он утомляется, чувствует

себя вялым, теряется внимание и интерес. А движение, как мы знаем, это

естественный

биологический

процесс

у

ребенка.

И

поэтому

создается

необходимость в средстве, которое поможет решить эту проблему.

Таким средством и является активный отдых. Активный отдых как раз и

предполагает смену умственной и физической деятельности, т.е. включает виды

физических

упражнений.

Движения

помогают

сохранить

и

укрепить

здоровье ребенка путем «догрузки» его организма необходимым по возрасту

объемом

мышечной

деятельности,

а

также

способствует

предупреждению

невротических состояний, связанных с перенапряжением детского организма.

Комплекс физических упражнений, проводимых с целью предупреждения

утомления_ называется физкультминуткой. Физкультминутка является одной из

форм проведения активного отдыха.

По данным ученых физкультминутки

положительно влияют на аналитико – синтетическую деятельность мозга,

активизируют сердечно – сосудистую и дыхательную системы, улучшают

кровообращение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Физкультминутка длится обычно недолго 1-3 минуты. При правильном

подборе упражнений снимается напряжение, утомление, улучшается общее

состояние. Это может быть как простой комплекс упражнений на разные группы

мышц, так и подвижные и малоподвижные игры (если позволяет помещение и

обстановка). Здесь можно включать такие игры как «Совушка», «Сделай фигуру»,

«Передай мяч», «Найди и промолчи», «Великаны, гномики», «Самолеты» и др.

Во время проведения физкультминуток, мы заметили, что детям особенно

нравятся двигательные комплексы со стихами, где выполняются движения в

соответствии с текстом («Хомка – хомячок»; «Поезд», «Листопад», «Две синички

прилетели»; «Капуста»; «Мы ногами – топ, топ, топ»; «Девочки и мальчики» и др.).

А также ребятам очень нравятся динамические паузы, проходящие под музыку в

виде ритмической гимнастики. Где могут использоваться как ритмические танцы

(«Мы

маленькие

звезды»,

«Аэробика»,

«Фиксики»,

«Чунга-чанга»),

так

музыкально подвижные игры (движения имитируют в соответствии со словами).

Мы используем такие музыкальные игры, как: «У оленя дом большой»;

«Крокодильчик просто класс!»; «Замри!»; «Ракета»; «Обнимашки»; «У жирафов

пятна, пятна» и др. Также для переключения внимания и создания положительно

эмоционального настроя мы можем включать гимнастику для глаз; пальчиковую

гимнастику, а также самомассаж. Из пальчиковой гимнастики - «Утята», «Замок»,

«Вверх по лесенке», «Цветок», «Паук», «Моя семья», «Игрушки» и др.

Гимнастика для глаз: « Два мяча», «Слоник», «Соколиный глаз» и др.

Как

отдельную физкультминутку или ее составляющей также может быть дыхательная

гимнастика. Это такие комплексы , как: «Куры», «Самолет», «Насос», «Подуем на

плечо», «Трубач».

Также одним из составляющих активного отдыха можно назвать

физкультурный досуг. Физкультурный досуг у нас проводится 1-2 раза в месяц во

второй половине дня длительность досуга для старшей группы 30 - 40 минут. В

зимний период возможно проведение досуга в физкультурном зале. А в теплое

время года

можно на свежем воздухе. Проведение

досугов способствует

решению задач приобщения к здоровому образу жизни.

На физкультурных

досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются их

двигательные способности. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства

коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости,

дисциплинированности,

организованности.

Темы

досугов

могут

быть

разнообразными и соответствовать программному материалу по воспитанию,

обучению и развитию детей дошкольного возраста. В старшем возрасте мы

проводим такие досуги, как: «Мой друг Светофор», «Дорожка здоровья»,

«Тренировка космонавтов», «Мой веселый звонкий мяч» и др. В том числе и

иметь

социально-значимую

и

патриотическую

тематику,

посвящаться

государственным праздникам, олимпиаде и другим спортивным событиям,

включать подвижные игры народов России («День клюшки», «Гори, гори ясно»,

«День флага», «Тренировка футболистов» и др. В содержании

досугов

мы

включаем ранее освоенные движения, в том числе, спортивные и гимнастические

упражнения, подвижные и спортивные игры. Но для того, чтобы заинтересовать

детей, в программу досуга можно включать и малознакомые игры и конкурсы.

Также для поддержания интереса мы включаем в программу досуга упражнения с

предметами (ленты, гантели, мячи, обручи, султанчики). Вся обстановка досуга

создается так, чтобы дети чувствовали себя непринужденно, свободно, испытывали

радость от двигательных действий.

Следующая важная форма активного отдыха – это праздники.

Физкультурные праздники мы организуем 2 раза в год, продолжительностью не

более 1,5 часа. Физкультурный праздник – это всегда радостное событие, как для

детей,

так и для взрослых (если родители

приглашены на праздник).

Физкультурному празднику предшествует большая подготовка. Заранее пишется

сценарий, оформляется зал, соответственно

выбранной тематике, готовятся

награды и призы, готовится одежда для команд, подбирается инвентарь,

музыкальное сопровождение. Инструктор по физкультуре, заранее раздает на

группы распечатанные стихи, распределяет названия команд, уточняет девизы.

Например, в праздник , посвященный 23 февраля , мы приглашали в спортивный

зал ребят из старших групп вместе с папами. Мы заранее разучили с детьми

стихотворения с поздравлениями для пап. Так же воспитатели сделали медали для

всех пап и мальчиков («Самый лучший папа» и «Будующий защитник»). Зал был

украшен красочными плакатами «С праздником 23 февраля!» и тематическими

воздушными шарами. Мы заранее разделили команды поровну ; в каждой команде

было одинаковое колличество детей и взрослых. Конкурсы были подобраны

соответственно с возрастом, и так, чтобы все ребята и взрослые принимали

максимальное участие. Активная двигательная деятельность сменялась более

спокойной. Например, после конкурса «Доставь донесение», ребята и взрослые

участвовали в исполнении песни «Бравые солдаты». После конкурса девочек

«Окажи помощь раненому» - (девочки забинтовывали папам руки или ноги),

следовал конкурс для мальчиков «Быстрый подьем» , где мальчики должны были

быстро подняться с одеяла и надеть на себя все обмундирование (пилотку,

гимнастерку, ремень, вещь-мешок) или «Самый сильный папа», где папы должны

были быстро надуть воздушный шарик.

В программу проведения праздников можно включать строевые шаги,

перестроения, комплексы аэробики, различные игры, упражнения, эстафеты.

Особенную радость у детей вызывают шуточные конкурсы с переодеваниями,

бинтованием, рисованием («Быстро добеги», «Быстро оденься», «Забинтуй

раненого», «Рисование с завязанными глазами», «Музыкальный стул»). И конечно

же детям очень нравится участие родителей в конкурсах – «Чья мама лучше

крутит обруч», «Самый сильный папа», «Танцевальный флэшмоб для мам» .

Особый интерес у детей вызывают физкультурные праздники, проводимые на

улице. Свежий воздух, открытое пространство дает больше возможностей в выборе

эстафет и конкурсов. На спортивной площадке можно использовать самокаты,

велосипеды, ведра – ходули. Летом можно внести конкурсы с водой

(«Кто

быстрей выловит шарики» или «Поймай рыбу»). Для красочности мероприятия,

можно использовать мыльные пузыри – «Шоу мыльных пузырей», «Поймай

пузырик», «Салют из мыльных пузырей».

Не менее интересно проходят музыкально – спортивные праздники.

Музыкально – спортивные праздники организуются инструктором по физкультуре

и музыкальным руководителем с помощью педагогов групп участников. В ход

праздника

включаются

знакомые

комплексы

упражнений

и

игр,

которые

необычно

обыгрываются,

сопровождаются

музыкой

и

все

это

сменяется

танцевальным композициями и заранее разученными песнями. Здесь можно

перечислить такие праздники, как : « День Российского флага», «День знаний»,

«День защиты детей» и другие. Проведение подобных праздников, да еще с

привлечением родителей, способствует укреплению дружеских связей среди

детей групп, так и родителей. Подобные мероприятия способствуют развитию

дружелюбия, положительного эмоционального настроя, чувства товарищества и

развитию желания активно участвовать в совместных мероприятиях.

Нельзя не вспомнить о такой форме активного отдыха, как Дни здоровья.

Дни здоровья мы проводим один раз в квартал. В этот день, уже с утра в группе

воспитатели проводят беседы о здоровом образе жизни. Группа может быть

украшена плакатами и семейными снимками, где основная тема совместные

занятия физкультурой и спортивными играми. Педагог может прочитать детям

художественную литературу на тему здоровья, спорта, туризма. В «День здоровья»

наши педагоги организуют двигательную деятельность детей наиболее активно.

На прогулке ребята выполняют простые упражнения, играют в разнообразные

подвижные игры, народные игры, участвуют в легкой пробежке, катаются на

лыжах, метают снежки, меряются силой, с помощью каната (соответственно

сезону) и другое. В этот день можно запланировать туристический поход по

ближайшим зеленым зонам, в ближайший парк, к озеру и другое. Обычно мы

планируем свой поход так, чтобы время пути до места отдыха составляло 30 - 40

минут. Наше любимое время для прогулок и походов на природу - это лето.

Обычно мы организуем наши походы в парк, на озеро Светлоярское. К походу

привлекаются и воспитатели групп, и родители, инструктор по физкультуре,

медсестра , а также методист. Педагоги проводят игры, загадывают загадки

соответствующего содержания на тему туризма. Инструктор по физкультуре

проводит подвижные игры : «Ловишки», «Совушка», «Мышеловка», «Найди себе

пару» , «Горячая картошка», «Мини футбол». А также малоподвижные: «Сделай

фигуру», «Угадай по голосу», «Летает не летает». Детские туристические походы

в детском саду могут быть направлены на приобщение детей к физической

культуре и спорту. Также походы могут

носить познавательный характер,

способствовать расширению кругозора и знаний детей о природе, о родном крае.

Педагоги формируют у детей представления о туризме как виде активного отдыха

и способе ознакомления с природой и культурой родного края; оказывают помощь

в подборе снаряжения

для туристской прогулки, организуют наблюдение за

природой, обучают ориентировки на местности, соблюдению правил гигиены и

безопасного поведения, осторожности в преодолении препятствий.

При организации и проведении походов, прогулок, экскурсий, мы всегда

учитываем возраст детей и стараемся сочетать

двигательную активность

и

познавательную деятельность. Данные мероприятия в детском саду способствуют

поддержанию положительного эмоционального настроя у детей, веру в себя,

развитию умения приспосабливаться к новым, не всегда благоприятным условиям,

развитию и укреплению дружеских связей, и развитию интереса к проведению

активного отдыха , например на природе.

Также Т.И. Осокина {Т.И.Осокина «Физическая культура в детском саду»;

Москва «Просвещение» 1986 с. 291.} говорила, что организованность и хорошая

дисциплина – непременные условия проведения экскурсий и походов всех видов.

Кроме того важной задачей является воспитание товарищества и взаимопомощи, а

также других нравственных и волевых качеств.

Список литературы:

1 Федеральная Образовательная Программа Дошкольного Образования .

Электронный ресурс .

2.

Т.И.

Осокина

Физическая

культура

в

детском

саду.

Москва

«Просвещение»1986 г.

3. С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарева «Теория и методика физической

культуры дошкольников». ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.

4. Т.Е. Харченко « Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии

спортивных развлечений.» ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.

5.М.А. Давыдова «Спортивные мероприятия для дошкольников» Москва –

ВАКО 2007.

6. И. Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в

дошкольных образовательных учреждениях» АЙРИС – пресс, 2005



В раздел образования