Авторы: Абушаев Даниил Дмитриевич, Ринат Галиакберов Рафилевич
Должность: старший преподаватель кафедры физического воспитания
Учебное заведение: УГНТУ АСИ
Населённый пункт: УФА
Наименование материала: статья
Тема: Влияние физических нагрузок на умственную деятельность студентов.
Раздел: полное образование
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА УМСТВЕННУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
Автор: студент УГНТУ АСИ г.Уфа Абушаев Даниил Дмитриевич
соавтора старший преподаватель кафедры физического воспитания
Ринат Галиакберов Рафилевич
Резюме. Рассмотрены вопросы влияния физических нагрузок на умственную
работоспособность студентов.
Ключевые слова:
студенты, умственная работоспособность, физические
нагрузки, учебные занятия физической культурой и спортом в вузе.
Актуальность:
Физическая
активность
выступает
средством
снятия
отрицательных эмоций утомления и является стимуляцией интеллектуальной
деятельности.
Под
влиянием
выполнения
физических
упражнений
увеличивается внимательность, умственная активность.
Цель
работы:
оценить
влияние
физических
нагрузок
на
умственную
деятельность
Материалы и методы исследования:
1)
провести
сравнительную
характеристику
студентов
занимающихся
спортом и тех, кто ведет малоподвижный образ жизни.
2)
оценить пользу физической нагрузки на умственную деятельность
студентов.
Термины:
•
Работоспособность
– способность человека выполнять рациональную,
мотивированную деятельность на определенном уровне эффективности в
заданный период времени, зависящая от условий работы и индивидуальных
возможностей.
Возможны
состояния
максимальной,
оптимальной
и
уменьшенной работоспособности.
• Утомление – временное состояние, возникающее в результате длительной или
интенсивной
работы,
приводящее
к
снижению
производительности.
Сопровождается
потерей
интереса
к
работе,
стремлением
закончить
деятельность и отрицательными эмоциональными реакциями.
1
• Физическая активность
– это движения тела с использованием мышц,
сопровождающиеся затратой энергии (в калориях). Включает в себя различные
виды занятий, такие как ходьба, велосипед, плавание, спорт и другие
повседневные физические упражнения.
Результаты и обсуждения:
Молодёжь
представляет
собой
обособленную
социальную
группу
населения, обладающую своим собственным образом жизни, ценностями и
мотивами
деятельности.
Для
поддержания
и
укрепления
физического,
психологического здоровья и умственной активности необходимо применять
индивидуальный
подход.
Игнорирование
физической
активности
может
привести к накоплению рисковых факторов, что в конечном итоге может
привести к ухудшению работоспособности и обучаемости.
Среднее количество времени, затрачиваемое студентами на учебу, включая
самостоятельное обучение, составляет около 52-58 часов в неделю, что
означает, что ежедневная нагрузка составляет 8-9 часов. Многие студенты
(примерно 57%) не умеют эффективно планировать своё время, из-за чего
вынуждены заниматься самообразованием и в выходные дни. Недостаточный
сон, нерегулярное питание, недостаток свежего воздуха, ограниченное занятие
физической культурой и спортом препятствуют полноценному восстановлению
у многих студентов.
Мыслительная работа требует других сосудистых реакций, чем мышечная
работа, и может вызвать нервно-эмоциональное напряжение. Регулярные
физические упражнения могут помочь предотвратить подобные нарушения.
Физическая культура способствует укреплению здоровья, развитию физических
способностей и является частью общей культуры человека и общества.
Регулярные занятия физическими упражнениями помогают сохранить отличное
физическое состояние. Физическая активность имеет прямое влияние на
когнитивные функции и учебные успехи студентов. Исследования показывают,
что регулярные занятия спортом улучшают память, концентрацию внимания и
общую умственную производительность.
2
Например, проведенное исследование с участием студентов показало, что те,
кто занимается физической активностью хотя бы 3 раза в неделю, показывают
на 20% более высокие результаты на экзаменах по сравнению с теми, кто не
занимается спортом. Это связано как с физиологическими изменениями в мозге,
способствующими лучшему запоминанию и обработке информации, так и с
улучшением
психоэмоционального
состояния,
что
влияет
на
учебную
мотивацию и успеваемость.
Другие исследования показывают, что студенты, ведущие активный образ
жизни и уделяющие время физическим упражнениям, имеют на 30% меньше
вероятность столкнуться с проблемами со сном, чем те, кто ведет сидячий образ
жизни. Это связано с тем, что физическая активность способствует выработке
гормонов, регулирующих циркадные ритмы организма и способствующих
более качественному отдыху.
Из проведенного исследования можно сделать вывод о том, что спортсмены,
занимающиеся физкультурой, имеют более высокий уровень успеваемости и
оценок на экзаменах по сравнению с общим показателем университета. В
первую сессию ни один студент-спортсмен не получил неудовлетворительной
оценки на экзамене, что говорит о их высокой успеваемости. Тем не менее, во
вторую
сессию
процент
спортсменов,
сдавших
экзамен
на
неудовлетворительно, вырос до 3,7%, но оставался ниже общего показателя
университета, который составил 4,0%.
Более
того,
исследования
показывают,
что
физическая
активность
положительно влияет не только на физическое здоровье, но также на
умственные процессы человека, такие как память, внимание и скорость
мыслительных
функций.
Спорт
помогает
поднять
энергию,
повысить
работоспособность и общее качество жизни. Чередование физических и
3
умственных нагрузок может сделать выполнение учебных заданий более
эффективным, что противоречит распространенному мнению, будто занятия
спортом и учеба несовместимы из-за нехватки времени.
Для
повышения
умственной
работоспособности
на
преодоление
и
профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения для
студентов, школьников и сотрудников учреждений, можно рекомендовать
следующие профилактики:
- ритмичную и системную организацию умственного труда;
- организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;
- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и
токсикомании;
- физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии
оптимальной физической тренированности.
- поддержание положительного эмоционального настроя.
Дополнительно можно рекомендовать следующие меры:
- регулярные перерывы в работе: частые небольшие перерывы помогут снизить
утомление и повысить концентрацию.
-физические упражнения в течение дня: короткие физические паузы, даже
простые упражнения на месте, могут улучшить кровообращение и помочь
сосредоточиться.
-правильное
питание:
употребление
полезных
продуктов,
обогащенных
витаминами и минералами, также важно для поддержания энергии и ясности
ума.
-социальная поддержка: общение с друзьями и близкими, разговоры о
проблемах и эмоциях могут помочь справиться со стрессом и улучшить
настроение.
- позитивный фидбек: поощрение и поддержка со стороны окружающих обычно
наполняют эмоции позитивом и повышают мотивацию.
Соблюдение всех этих рекомендаций способствует общему улучшению
самочувствия и повышению эффективности умственного труда.
4
Таким образом, занятия физкультурой могут оказывать положительное влияние
на успеваемость студентов, улучшая уровень знаний и память, что в конечном
итоге способствует сохранению здоровья, энергии и радости жизни.
5