Напоминание

Влияние физических нагрузок на умственную деятельность студентов.


Авторы: Абушаев Даниил Дмитриевич, Ринат Галиакберов Рафилевич
Должность: старший преподаватель кафедры физического воспитания
Учебное заведение: УГНТУ АСИ
Населённый пункт: УФА
Наименование материала: статья
Тема: Влияние физических нагрузок на умственную деятельность студентов.
Раздел: полное образование





Назад




ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА УМСТВЕННУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Автор: студент УГНТУ АСИ г.Уфа Абушаев Даниил Дмитриевич

соавтора старший преподаватель кафедры физического воспитания

Ринат Галиакберов Рафилевич

Резюме. Рассмотрены вопросы влияния физических нагрузок на умственную

работоспособность студентов.

Ключевые слова:

студенты, умственная работоспособность, физические

нагрузки, учебные занятия физической культурой и спортом в вузе.

Актуальность:

Физическая

активность

выступает

средством

снятия

отрицательных эмоций утомления и является стимуляцией интеллектуальной

деятельности.

Под

влиянием

выполнения

физических

упражнений

увеличивается внимательность, умственная активность.

Цель

работы:

оценить

влияние

физических

нагрузок

на

умственную

деятельность

Материалы и методы исследования:

1)

провести

сравнительную

характеристику

студентов

занимающихся

спортом и тех, кто ведет малоподвижный образ жизни.

2)

оценить пользу физической нагрузки на умственную деятельность

студентов.

Термины:

Работоспособность

– способность человека выполнять рациональную,

мотивированную деятельность на определенном уровне эффективности в

заданный период времени, зависящая от условий работы и индивидуальных

возможностей.

Возможны

состояния

максимальной,

оптимальной

и

уменьшенной работоспособности.

Утомление – временное состояние, возникающее в результате длительной или

интенсивной

работы,

приводящее

к

снижению

производительности.

Сопровождается

потерей

интереса

к

работе,

стремлением

закончить

деятельность и отрицательными эмоциональными реакциями.

1

Физическая активность

– это движения тела с использованием мышц,

сопровождающиеся затратой энергии (в калориях). Включает в себя различные

виды занятий, такие как ходьба, велосипед, плавание, спорт и другие

повседневные физические упражнения.

Результаты и обсуждения:

Молодёжь

представляет

собой

обособленную

социальную

группу

населения, обладающую своим собственным образом жизни, ценностями и

мотивами

деятельности.

Для

поддержания

и

укрепления

физического,

психологического здоровья и умственной активности необходимо применять

индивидуальный

подход.

Игнорирование

физической

активности

может

привести к накоплению рисковых факторов, что в конечном итоге может

привести к ухудшению работоспособности и обучаемости.

Среднее количество времени, затрачиваемое студентами на учебу, включая

самостоятельное обучение, составляет около 52-58 часов в неделю, что

означает, что ежедневная нагрузка составляет 8-9 часов. Многие студенты

(примерно 57%) не умеют эффективно планировать своё время, из-за чего

вынуждены заниматься самообразованием и в выходные дни. Недостаточный

сон, нерегулярное питание, недостаток свежего воздуха, ограниченное занятие

физической культурой и спортом препятствуют полноценному восстановлению

у многих студентов.

Мыслительная работа требует других сосудистых реакций, чем мышечная

работа, и может вызвать нервно-эмоциональное напряжение. Регулярные

физические упражнения могут помочь предотвратить подобные нарушения.

Физическая культура способствует укреплению здоровья, развитию физических

способностей и является частью общей культуры человека и общества.

Регулярные занятия физическими упражнениями помогают сохранить отличное

физическое состояние. Физическая активность имеет прямое влияние на

когнитивные функции и учебные успехи студентов. Исследования показывают,

что регулярные занятия спортом улучшают память, концентрацию внимания и

общую умственную производительность.

2

Например, проведенное исследование с участием студентов показало, что те,

кто занимается физической активностью хотя бы 3 раза в неделю, показывают

на 20% более высокие результаты на экзаменах по сравнению с теми, кто не

занимается спортом. Это связано как с физиологическими изменениями в мозге,

способствующими лучшему запоминанию и обработке информации, так и с

улучшением

психоэмоционального

состояния,

что

влияет

на

учебную

мотивацию и успеваемость.

Другие исследования показывают, что студенты, ведущие активный образ

жизни и уделяющие время физическим упражнениям, имеют на 30% меньше

вероятность столкнуться с проблемами со сном, чем те, кто ведет сидячий образ

жизни. Это связано с тем, что физическая активность способствует выработке

гормонов, регулирующих циркадные ритмы организма и способствующих

более качественному отдыху.

Из проведенного исследования можно сделать вывод о том, что спортсмены,

занимающиеся физкультурой, имеют более высокий уровень успеваемости и

оценок на экзаменах по сравнению с общим показателем университета. В

первую сессию ни один студент-спортсмен не получил неудовлетворительной

оценки на экзамене, что говорит о их высокой успеваемости. Тем не менее, во

вторую

сессию

процент

спортсменов,

сдавших

экзамен

на

неудовлетворительно, вырос до 3,7%, но оставался ниже общего показателя

университета, который составил 4,0%.

Более

того,

исследования

показывают,

что

физическая

активность

положительно влияет не только на физическое здоровье, но также на

умственные процессы человека, такие как память, внимание и скорость

мыслительных

функций.

Спорт

помогает

поднять

энергию,

повысить

работоспособность и общее качество жизни. Чередование физических и

3

умственных нагрузок может сделать выполнение учебных заданий более

эффективным, что противоречит распространенному мнению, будто занятия

спортом и учеба несовместимы из-за нехватки времени.

Для

повышения

умственной

работоспособности

на

преодоление

и

профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения для

студентов, школьников и сотрудников учреждений, можно рекомендовать

следующие профилактики:

- ритмичную и системную организацию умственного труда;

- организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и

токсикомании;

- физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии

оптимальной физической тренированности.

- поддержание положительного эмоционального настроя.

Дополнительно можно рекомендовать следующие меры:

- регулярные перерывы в работе: частые небольшие перерывы помогут снизить

утомление и повысить концентрацию.

-физические упражнения в течение дня: короткие физические паузы, даже

простые упражнения на месте, могут улучшить кровообращение и помочь

сосредоточиться.

-правильное

питание:

употребление

полезных

продуктов,

обогащенных

витаминами и минералами, также важно для поддержания энергии и ясности

ума.

-социальная поддержка: общение с друзьями и близкими, разговоры о

проблемах и эмоциях могут помочь справиться со стрессом и улучшить

настроение.

- позитивный фидбек: поощрение и поддержка со стороны окружающих обычно

наполняют эмоции позитивом и повышают мотивацию.

Соблюдение всех этих рекомендаций способствует общему улучшению

самочувствия и повышению эффективности умственного труда.

4

Таким образом, занятия физкультурой могут оказывать положительное влияние

на успеваемость студентов, улучшая уровень знаний и память, что в конечном

итоге способствует сохранению здоровья, энергии и радости жизни.

5



В раздел образования