Авторы: Игнатова Светлана Викторовна, Баум Жанна Романовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ "СПБ ГДТЮ"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: эссе
Тема: Польза оздоровительного плавания для детей школьного возраста
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
“Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных”.
«Польза оздоровительного плавания
для детей школьного возраста»
Эссе Светланы Викторовны Игнатовой
Жанны Романовны Баум
Педагогов дополнительного образования.
Учебно-оздоровительный отдел.
Санкт-Петербург
2024г.
Оздоровительное плавание — одно из наиболее эффективных средств
укрепления
здоровья
и
физического
развития
человека,
оказывает
всестороннее и гармоничное воздействие на весь организм.
Оздоровительное плавание является частью оздоровительной физической
культуры.
Занятия
оздоровительным
плаванием
характеризуются
невысоким
уровнем состязательности, отсутствием ярко выраженной конкуренции
между
занимающимися,
направленностью
на
оздоровление,
самосовершенствование
личности,
постепенностью
и
последовательностью увеличения нагрузки.
Основные задачи, решаемые на занятиях оздоровительным плаванием:
достижение и в дальнейшем поддержание желаемого уровня здоровья,
повышение качества жизни, профилактика заболеваний, связанных с
возрастом и вредными воздействиями окружающей среды, обучение
плаванию, развитие физических качеств.
Важно помнить, что возраст 6-8 лет в развитии ребенка является
периодом, когда закладывается основной фундамент его здоровья,
физического развития, а также культуры движений, и именно плавание
оказывает неоценимое значение для развития физических качеств ребенка.
Помимо несомненной пользы для физического состояния ребенка,
систематические занятия в воде вызывают у детей очень много
положительных эмоций, а также способствуют укреплению сердечно-
сосудистой и дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата.
Плавание способствует раннему развитию молодого организма,
стимулирует обменные процессы, укрепляет нервную систему: крепче
становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма.
При
систематических
занятиях
плаванием
совершенствуются
координационные движения, увеличивается выносливость, быстрота, сила,
ловкость.
Плавание благотворно воздействует не только на физическое развитие,
но и на формирование личности ребенка, создавая условия для воспитания
смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей,
способствует развитию навыков действия в коллективе, учит помогать
друг другу, стремиться к цели. Умение плавать, приобретенное в детстве,
сохраняется на всю жизнь.
Кроме всего прочего, стоит отметить, что регулярные занятия плаванием
способствуют эффективному закаливанию ребёнка, что оказывает, пользу
для организма в целом. Закаливание совершенствует механизмы
терморегуляции тела, учит организм адаптироваться к перепадам
температур и изменениям окружающей среды. Особенно это показательно
осенью и весной, в период массовых респираторных заболеваний.
Стоит помнить о том, что в воде задействуются почти все группы мышц.
Благодаря равномерной нагрузке формируется пропорциональная фигура,
правильная осанка, формируется и укрепляется мышечный корсет, поддер-
живающий позвоночный столб.
Кроме всего прочего, занятия водными видами спорта служат и профи-
лактикой многих болезней. Хорошо известно, насколько школьные годы
формируют осанку и другие анатомические характеристики человека. Ре-
гулярное посещение бассейна предотвращает всевозможные искривления
позвоночника, плоскостопие, ожирение, плюс ко всему - тренировки в во-
де снимают стресс. Особенно такие занятия будут полезны для гиперак-
тивных детей, которым необходима дополнительная физическая нагрузка
каждый день. Ну и не стоит забывать, что любая спортивная секция учит
ответственности, трудолюбию, внимательности и целеустремленности.
Однако, несмотря на все очевидные положительные аспекты занятий
водными видами спорта, не стоит забывать и о возможных
противопоказаниях. Несмотря на то, что занятия в воде полезны и
безопасны, все-таки закалять ребенка в бассейне не стоит, если у него есть
какая-то инфекция, или заболевания кожи; травмы позвоночника,
врожденный порок сердца, серьезные проблемы с сердцем, эпилепсия,
судорожный синдром, определенные нарушения опорно-двигательного
аппарата. В данных случаях необходима консультация, или даже
медицинский допуск от врача.
Возникает резонный вопрос - а с какого же возраста начинать приучать
ребенка к воде и к занятиям спортом? Возможно, вы удивитесь, но учить
ребенка плавать можно еще в грудничковом возрасте. Однако, стоит по-
мнить, что до пяти лет занятия в воде не должны носить слишком се-
рьезный характер. Тренировки необходимо проводить в игровой форме и
комфортной обстановке, чтобы малыш полюбил воду и не чувствовал к
ней страха.
В то же время, плавание, как профессиональный спорт, рекомендовано с
5-7 лет. В этом возрасте уже сформирована координация движений. Ребе-
нок уже может сосредоточиться и послушать тренера, чтобы понять, что
от него требуется. Главное в данный период - закладывание основ, кото-
рые включают в себя правильные гребные и толчковые движения, синхро-
низированные с дыханием и положением тела в воде.
Еще один мало освещенный аспект, на который часто обращают
внимания молодые родители, это - в какое время года лучше отдавать свое
чадо в спортивную секцию? (в нашем случае - в бассейн) Иногда родители
считают, что в холодное время года, будь то осень, зима или ранняя весна,
ребенку не стоит ходить на занятия в бассейн в качестве «меры
предосторожности», чтобы не простудиться и не заболеть.
Многолетние медицинские исследования и наблюдения за детьми
показали, что сезонный перерыв в занятиях плаванием имеет ровно
противоположный эффект: длительная пауза в занятиях в бассейне может
послужить причиной снижения устойчивости организма к возникновению
простудных и других заболеваний.
В холодное время года значительно снижается двигательная активность
детей любого возраста – в это время меньше хочется гулять на улице и
играть в подвижные игры. Плавание в бассейне отлично компенсирует
сезонную гиподинамию у ребенка. Научно установлено, что для
нормального развития и поддержания всех функций организма в норме
требуется как минимум один час в день активной физической нагрузки.
Плавание является одним из наиболее гармоничных видов физической
активности, способствующей созданию равномерной тренирующей
нагрузке на основные скелетные мышцы, отлично тренирующей функции
дыхания и обеспечивая улучшение кровоснабжения и питания всех
основных органов и систем. Сезонный перерыв в плавании вызывает
снижение функций иммунитета, состояние которого напрямую зависит от
образа жизни, подвижности и состояния трофики и метаболизма в
организме.
Круглогодичные занятия физической культурой и, в первую очередь –
плаванием, обеспечивают поддержание защитных функций иммунитета
ребенка на должном уровне, чтобы предотвратить такую сезонную
заболеваемость. Кроме того, частые занятия плаванием и дыхание теплым
увлажненным воздухом в бассейне способствуют поддержанию здорового
состояния слизистой оболочки носоглотки.
Умение плавать порой сохраняет человеку жизнь, застраховывает его от
несчастных случаев на воде.
Плавание является таким физическим упражнением, которое способству-
ет росту тела подростков, так как во время плавания человек находится в
условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, вслед-
ствие чего позвоночник временно разгружается от обычных гравитацион-
ных нагрузок.
Оздоровительное плавание в школьные годы позволяет разгрузить орга-
низм, дать отдых уставшим от долгих школьных занятий мышцам и нерв-
ной системе.
В период быстрого роста организма плавание помогает поддерживать
мышцы в тонусе, развивает мускулатуру, тренирует легкие и сердце. Заня-
тия плаванием для школьников уже проводят с тренером, который учит
детей добиваться определенных целей. Оздоровительное плавание будет
поддерживать хорошую физическую форму ребенка.
Важно учитывать, что нужно дозировать нагрузки, чтобы не вызвать
переутомления в период полового созревания и гормональных изменений.
Температура воды: от +28 до +30 градусов. Тренировки: 1 или 2 раза в
неделю. 12 человек одного возраста - таков должен быть состав группы.
Предпочтительные стили плавания - «кроль на груди» и «кроль на спине».
Замечено, что у тех, кто занимается плаванием с детства, наиболее пра-
вильное телосложение. В Древнем Риме говорили о невежественном чело-
веке так: "Он не умеет ни плавать, ни говорить". Плавайте на здоровье!
Список литературы:
1.
Белиц- Гейтман С.В. Мы учимся плавать. - М.: Просвещение 2010.
(стр.243)
2.
Волков В. М., Филин В. П., "Спортивный отбор": Москва,
"Физкультура и спорт", 2008
3.
Коробков
А.В.,
Головин
В.А.,
Масляков
В.А.,
"Физическое
воспитание": Москва, "Высшая школа", 2006
4.
В.И. Лях, А.А. Зданевич / под ред. В.И. Ляха, Физическая культура
8-9 классы, учебник для общеобразовательных учреждений, М.,
«Просвещение», 2012