Автор: Мелешко Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №28 "Вишенка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Междуреченск
Наименование материала: Адаптация
Тема: "Организация условий для адаптации детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Организация условий для адаптации детей раннего возраста
Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь
от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе.
Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу
о его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами
помощи и заботы. Основная задача педагога - заслужить доверие ребенка.
Педагогу, работающему с детьми раннего возраста, следует, прежде
всего, любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике,
словах и действиях.
Детям
нравится
в
воспитателях:
эмоциональность
и
искренность,
доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других,
способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и
мягкие, ласковые движения.
Педагог-профессионал
владеет
арсеналом
приемов,
позволяющих
затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить:
-игры
с
песком
и
водой
(дать
детям
небьющиеся
сосуды
разного
объема,
ложки,
воронки,
сита,
пусть
малыш
переливает
воду
из
одной
емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);
-монотонные
движения
руками
(нанизывание
колец
пирамидки
или
шариков с отверстием на шнур);
-сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку-пищалку,
пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);
-рисование фломастерами, маркерами, красками;
-слушание
негромкой,
спокойной
музыки
(«Утро»
Грига,
«Король
гномов» Шуберта, «Мелодия» Глюка);
-заняться смехотерапией.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался,
необходимо следующее:
1.
Создание
эмоционально
благоприятной
атмосферы
в
группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание
идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий
воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.
Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и
страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно
приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие
комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в
группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть
или
отдохнуть.
Сделать
такой
“домик”
можно,
например,
из
детской
кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.
Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и
вообще
зеленый
цвет
благоприятно
влияют
на
эмоциональное
состояние
человека.
В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы
потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы
у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои
чувства
и
эмоции.
Невыраженные
эмоции
(особенно
негативные)
накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны
выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого
проявления эмоций нет.
Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность
для
ребенка
не
столько
художественно-эстетическое
развитие,
сколько
возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со
свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту
проблему
в
любое
время,
как
только
у
малыша
возникнет
потребность
выразить
себя.
Особое
удовольствие
доставляет
детям
рисование
фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном
к стене листе бумаги.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры
имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным
является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее
время
желательно
иметь
уголок
песка
и
воды
в
помещении.
Для
разнообразных
и
увлекательных
игр
используются
небьющиеся
сосуды
разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые
трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые
игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
По
мере
привыкания
к
новым
условиям
у
детей
сначала
восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3
месяцев).
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и
окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя
неуютно
в
большой
комнате.
Такая
простая
вещь,
как
прикроватная
занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического
комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта
занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и
частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.
Необходимо
всячески
удовлетворять
чрезвычайно
острую
в
период
адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на
руках
взрослого
дают
ему
чувство
защищенности,
помогают
быстрее
адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама
все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный”
альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае
малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать
вдали от дома.
2.
Работа
с
родителями,
которую
желательно
начать
еще
до
поступления
ребенка
в
детский
сад.
Необходимое
условие
успешной
адаптации
—
согласованность
действий
родителей
и
воспитателей,
сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и
детском саду.
Целесообразно
рекомендовать
родителям
в
первые
дни
приводить
ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями
и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на
утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание
на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В
первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был
свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с
мамами.
Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их
осмотреть
групповые
помещения,
показать
шкафчик,
кровать,
игрушки,
рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с
режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В
свою
очередь,
родители
должны
внимательно
прислушиваться
к
советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и
пожелания.
Если
ребенок
видит
хорошие,
доброжелательные
отношения
между
своими
родителями
и
воспитателями,
он
гораздо
быстрее
адаптируется в новой обстановке [9, c. 68-70].
3.
Формирование
у
ребенка
чувства
уверенности.
Одна
из
задач
адаптационного
периода
—
помочь
ребенку
как
можно
быстрее
и
безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее,
хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за
люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Решению этой
задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое
полугодие (до января).
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:
знакомство, сближение детей между собой;
знакомство
с
воспитателями,
установление
открытых,
доверительных
отношений между воспитателями и детьми;
знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);
знакомство с педагогами и персоналом детского сада;
Правило
1.
Первое,
и
самое
важное,
правило
—
добровольность
участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять
участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше
чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не
стоит.
Напротив,
увидев,
как
играют
другие,
увлекшись,
ребенок
сам
включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и
лично затронула каждого из них, необходимо выполнять
Правило
2.
Взрослый
должен
стать
непосредственным
участником
игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает
их
в
игровую
деятельность,
делает
ее
важной
и
значимой
для
них.
Он
становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на
первых
этапах
знакомства
с
новой
игрой.
В
то
же
время
взрослый
организовывает
и
направляет
игру.
Таким
образом,
второе
правило
заключается
в
том,
что
взрослый
совмещает
две
роли
—
участника
и
организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило
3.
Многократное
повторение
игр,
которое
является
необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и
в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в
той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять
условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.
Правило
4.
Наглядный
материал
(определенные
игрушки,
различные
предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда
доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал
долго останется для детей необычным.
Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова
типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не
используются.
Дайте
ребенку
возможность
проявить,
выразить
себя,
не
загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у
него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!
В каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для
него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.