Напоминание

"Организация условий для адаптации детей раннего возраста"


Автор: Мелешко Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №28 "Вишенка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Междуреченск
Наименование материала: Адаптация
Тема: "Организация условий для адаптации детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация условий для адаптации детей раннего возраста

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь

от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе.

Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу

о его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами

помощи и заботы. Основная задача педагога - заслужить доверие ребенка.

Педагогу, работающему с детьми раннего возраста, следует, прежде

всего, любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике,

словах и действиях.

Детям

нравится

в

воспитателях:

эмоциональность

и

искренность,

доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других,

способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и

мягкие, ласковые движения.

Педагог-профессионал

владеет

арсеналом

приемов,

позволяющих

затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить:

-игры

с

песком

и

водой

(дать

детям

небьющиеся

сосуды

разного

объема,

ложки,

воронки,

сита,

пусть

малыш

переливает

воду

из

одной

емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);

-монотонные

движения

руками

(нанизывание

колец

пирамидки

или

шариков с отверстием на шнур);

-сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку-пищалку,

пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);

-рисование фломастерами, маркерами, красками;

-слушание

негромкой,

спокойной

музыки

(«Утро»

Грига,

«Король

гномов» Шуберта, «Мелодия» Глюка);

-заняться смехотерапией.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался,

необходимо следующее:

1.

Создание

эмоционально

благоприятной

атмосферы

в

группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание

идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий

воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.

Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и

страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно

приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие

комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в

группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть

или

отдохнуть.

Сделать

такой

“домик”

можно,

например,

из

детской

кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и

вообще

зеленый

цвет

благоприятно

влияют

на

эмоциональное

состояние

человека.

В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы

потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы

у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои

чувства

и

эмоции.

Невыраженные

эмоции

(особенно

негативные)

накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны

выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого

проявления эмоций нет.

Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность

для

ребенка

не

столько

художественно-эстетическое

развитие,

сколько

возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со

свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту

проблему

в

любое

время,

как

только

у

малыша

возникнет

потребность

выразить

себя.

Особое

удовольствие

доставляет

детям

рисование

фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном

к стене листе бумаги.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры

имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным

является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее

время

желательно

иметь

уголок

песка

и

воды

в

помещении.

Для

разнообразных

и

увлекательных

игр

используются

небьющиеся

сосуды

разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые

трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые

игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.

По

мере

привыкания

к

новым

условиям

у

детей

сначала

восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3

месяцев).

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и

окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя

неуютно

в

большой

комнате.

Такая

простая

вещь,

как

прикроватная

занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического

комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта

занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и

частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

Необходимо

всячески

удовлетворять

чрезвычайно

острую

в

период

адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на

руках

взрослого

дают

ему

чувство

защищенности,

помогают

быстрее

адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама

все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный”

альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае

малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать

вдали от дома.

2.

Работа

с

родителями,

которую

желательно

начать

еще

до

поступления

ребенка

в

детский

сад.

Необходимое

условие

успешной

адаптации

согласованность

действий

родителей

и

воспитателей,

сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и

детском саду.

Целесообразно

рекомендовать

родителям

в

первые

дни

приводить

ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями

и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на

утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание

на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В

первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был

свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с

мамами.

Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их

осмотреть

групповые

помещения,

показать

шкафчик,

кровать,

игрушки,

рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с

режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В

свою

очередь,

родители

должны

внимательно

прислушиваться

к

советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и

пожелания.

Если

ребенок

видит

хорошие,

доброжелательные

отношения

между

своими

родителями

и

воспитателями,

он

гораздо

быстрее

адаптируется в новой обстановке [9, c. 68-70].

3.

Формирование

у

ребенка

чувства

уверенности.

Одна

из

задач

адаптационного

периода

помочь

ребенку

как

можно

быстрее

и

безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее,

хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за

люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Решению этой

задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое

полугодие (до января).

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:

знакомство, сближение детей между собой;

знакомство

с

воспитателями,

установление

открытых,

доверительных

отношений между воспитателями и детьми;

знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);

знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);

знакомство с педагогами и персоналом детского сада;

Правило

1.

Первое,

и

самое

важное,

правило

добровольность

участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять

участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше

чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не

стоит.

Напротив,

увидев,

как

играют

другие,

увлекшись,

ребенок

сам

включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и

лично затронула каждого из них, необходимо выполнять

Правило

2.

Взрослый

должен

стать

непосредственным

участником

игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает

их

в

игровую

деятельность,

делает

ее

важной

и

значимой

для

них.

Он

становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на

первых

этапах

знакомства

с

новой

игрой.

В

то

же

время

взрослый

организовывает

и

направляет

игру.

Таким

образом,

второе

правило

заключается

в

том,

что

взрослый

совмещает

две

роли

участника

и

организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило

3.

Многократное

повторение

игр,

которое

является

необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и

в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в

той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять

условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

Правило

4.

Наглядный

материал

(определенные

игрушки,

различные

предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда

доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал

долго останется для детей необычным.

Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова

типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не

используются.

Дайте

ребенку

возможность

проявить,

выразить

себя,

не

загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у

него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

В каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для

него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.



В раздел образования