Напоминание

"Поговорим о буллинге"


Автор: Московцева Надежда Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ лицей №6 г. Данкова Липецкой области
Населённый пункт: село Берёзовка, Данковский район, Липецкая область
Наименование материала: Статья
Тема: "Поговорим о буллинге"
Раздел: полное образование





Назад




Поговорим о буллинге

Буллинг — это агрессия одних детей против других, когда имеют место нера-

венство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит пси-

хологическое насилие в форме:

словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и

прочее);

распространения слухов и сплетен;

бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных

приводит к суициду).

Чем буллинг отличается от

конфликтов?

Три главных отличия:

Конфликт — это разовая попытка с помощью агрессии разрешить пробле-

му или спор. Буллинг — это протяжённый во времени социальный акт, цель

которого — поднять статус и самооценку агрессоров за счёт унижения жерт-

вы.

Участники конфликта понимают и признают, что они конфликтуют (ссо-

рятся, дерутся). Участники травли часто оправдывают свои действия оговор-

ками «Мы же пошутили», «Мы просто играли», «Он что, шуток не понимает».

Конфликт предполагает более-менее равные силы его участников. В

травле жертва всегда ощущает себя одинокой и беспомощной.

Например, если двое школьников подрались, потому что один наступил другому

на ногу, — это конфликт. А если один ученик наступил другому на ногу, и с тех

пор второй не даёт ему прохода — постоянно обзывает «неуклюжим» и «идио-

том», распространяет сплетни, подговаривает других учеников не общаться

с ним, — это уже буллинг.

Чем буллинг отличается от

розыгрышей?

Друзья и приятели часто подкалывают друг друга, и порой эти шутки могут вы-

глядеть очень недружелюбно, но восприниматься обеими сторонами именно как

юмор. Как различить розыгрыш и буллинг:

Розыгрыш — это когда смешно обеим сторонам. В травле одна из сторон

переживает обиду и злость, ей вовсе не смешно.

Розыгрыш может исходить от обеих сторон (сегодня ваш друг прикалыва-

ется над вами, завтра — вы над ним), а буллинг — это односторонний про-

цесс. Если тот, над кем подшутили, попытался тоже ответить шуткой и за это

был избит — это буллинг.

Кто такой буллер?

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллин-

га они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко.

Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Кто участвует в школьном буллинге?

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам

на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к

саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много

ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), на-

блюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осужда-

ют агрессоров) и жертва.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от

благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы

взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока)

не направлена на их детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен?

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле

можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

беспричинные боли в животе и груди;

нежелание идти в школу и плохая успеваемость;

нервный тик, энурез;

печальный вид, беспокойство, тревожность;

нарушенный сон, кошмары;

длительное подавленное состояние;

участившиеся простуды и другие заболевания;

склонность к уединению, нежелание общаться;

проблемы с аппетитом;

излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников.

Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к разви-

тию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубий-

ства.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобре-

тают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив за-

ниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и мо-

гут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невме-

шательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издева-

тельства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение,

отчуждение и жестокость.

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплекс-

ный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все

стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто

столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специа-

листа. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

Что делать родителям?

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бес-

силия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него

с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!»,

«Сам виноват» и так далее.

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват,

особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с

ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддерж-

ку близких или психолога.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о слу-

чившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

«Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с

проблемой.

«Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его

чувства.

«Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок,

многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания

и агрессии.

«Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно

сделал, обратившись к вам.

«Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожа-

ла опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмот-

реть в будущее.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы

они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю?

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь

один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие

жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё

четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объяс-

няет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных

решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети

активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и

рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как пра-

вило, себя исчерпывает.

Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы.

Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто

смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время

семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком

его травмирующего опыта.

Что делать ребёнку?

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа

взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему

для профилактики конфликтов:

1.

Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — пра-

вильно, это не стукачество.

2.

Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и

сильным (хотя бы внешне).

3.

Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это

приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и

использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.

4.

Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять

предложения поучаствовать в ней.

5.

Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из

взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или

учителю, которому она доверяет.

Что делать, если ваш ребёнок — буллер?

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а

также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и

унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он по-

пробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно

нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в

вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сни-

женной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы

жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об

этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со

стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастиче-

ских замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе

разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Выводы:

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических,

интеллектуальных способностей или материального положения. Психологиче-

скую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в

стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими ро-

дителями и постарайтесь найти выход.

Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать,

если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у

ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрес-

сором.

Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам од-

ноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или фор-

му обучения.



В раздел образования