Автор: Московцева Надежда Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ лицей №6 г. Данкова Липецкой области
Населённый пункт: село Берёзовка, Данковский район, Липецкая область
Наименование материала: Статья
Тема: "Поговорим о буллинге"
Раздел: полное образование
Поговорим о буллинге
Буллинг — это агрессия одних детей против других, когда имеют место нера-
венство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит пси-
хологическое насилие в форме:
словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и
прочее);
распространения слухов и сплетен;
бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных
приводит к суициду).
Чем буллинг отличается от
конфликтов?
Три главных отличия:
Конфликт — это разовая попытка с помощью агрессии разрешить пробле-
му или спор. Буллинг — это протяжённый во времени социальный акт, цель
которого — поднять статус и самооценку агрессоров за счёт унижения жерт-
вы.
Участники конфликта понимают и признают, что они конфликтуют (ссо-
рятся, дерутся). Участники травли часто оправдывают свои действия оговор-
ками «Мы же пошутили», «Мы просто играли», «Он что, шуток не понимает».
Конфликт предполагает более-менее равные силы его участников. В
травле жертва всегда ощущает себя одинокой и беспомощной.
Например, если двое школьников подрались, потому что один наступил другому
на ногу, — это конфликт. А если один ученик наступил другому на ногу, и с тех
пор второй не даёт ему прохода — постоянно обзывает «неуклюжим» и «идио-
том», распространяет сплетни, подговаривает других учеников не общаться
с ним, — это уже буллинг.
Чем буллинг отличается от
розыгрышей?
Друзья и приятели часто подкалывают друг друга, и порой эти шутки могут вы-
глядеть очень недружелюбно, но восприниматься обеими сторонами именно как
юмор. Как различить розыгрыш и буллинг:
Розыгрыш — это когда смешно обеим сторонам. В травле одна из сторон
переживает обиду и злость, ей вовсе не смешно.
Розыгрыш может исходить от обеих сторон (сегодня ваш друг прикалыва-
ется над вами, завтра — вы над ним), а буллинг — это односторонний про-
цесс. Если тот, над кем подшутили, попытался тоже ответить шуткой и за это
был избит — это буллинг.
Кто такой буллер?
Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллин-
га они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко.
Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.
Кто участвует в школьном буллинге?
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам
на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к
саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много
ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), на-
блюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осужда-
ют агрессоров) и жертва.
Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от
благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы
взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока)
не направлена на их детей.
Как распознать буллинг и чем он опасен?
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле
можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
беспричинные боли в животе и груди;
нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
нервный тик, энурез;
печальный вид, беспокойство, тревожность;
нарушенный сон, кошмары;
длительное подавленное состояние;
участившиеся простуды и другие заболевания;
склонность к уединению, нежелание общаться;
проблемы с аппетитом;
излишняя уступчивость и осторожность.
Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников.
Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к разви-
тию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубий-
ства.
Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобре-
тают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив за-
ниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.
Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и мо-
гут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невме-
шательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издева-
тельства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение,
отчуждение и жестокость.
Как бороться с буллингом
Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплекс-
ный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все
стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто
столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специа-
листа. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.
Что делать родителям?
Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бес-
силия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него
с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!»,
«Сам виноват» и так далее.
Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват,
особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с
ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддерж-
ку близких или психолога.
После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о слу-
чившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.
«Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с
проблемой.
«Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его
чувства.
«Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок,
многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания
и агрессии.
«Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно
сделал, обратившись к вам.
«Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожа-
ла опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмот-
реть в будущее.
Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы
они смогли вовремя попросить о помощи.
Что делать учителю?
Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь
один пример, как можно поступить учителю.
Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие
жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё
четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объяс-
няет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных
решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети
активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и
рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как пра-
вило, себя исчерпывает.
Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы.
Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто
смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время
семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком
его травмирующего опыта.
Что делать ребёнку?
Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа
взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему
для профилактики конфликтов:
1.
Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — пра-
вильно, это не стукачество.
2.
Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и
сильным (хотя бы внешне).
3.
Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это
приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и
использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
4.
Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять
предложения поучаствовать в ней.
5.
Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из
взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или
учителю, которому она доверяет.
Что делать, если ваш ребёнок — буллер?
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а
также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и
унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он по-
пробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно
нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в
вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сни-
женной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы
жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об
этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со
стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастиче-
ских замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе
разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Выводы:
Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических,
интеллектуальных способностей или материального положения. Психологиче-
скую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.
Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в
стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими ро-
дителями и постарайтесь найти выход.
Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать,
если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у
ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрес-
сором.
Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам од-
ноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или фор-
му обучения.