Автор: Виноградова Светлана Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №37
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Журнал
Тема: «Использование палочек Х. Кюизенера в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
По теме: «Использование палочек
Х. Кюизенера в развитии математиче-
ских представлений у детей дошколь-
ного возраста»
СОДЕРЖАНИЕ
Колонка главного редактора………………………………………………
3
Формирование элементарных математических представлений у детей
с задержкой психоречевого развития……………………………………..
4
Ознакомление с цветными палочками Х. Кюизенера …………………..
Этапы работы с цветными палочками Х. Кюизенера……………………
7
10
Упражнения с палочками Х. Кюизенера по формированию элементар-
ных математических представлений для детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психоречевого развития ………………………….
60 заданий с цветными палочками……………………………………......
Дидактические игры по разделу «Количество и счет» ………………….
Дидактические игры по разделу «Величина»…..…..……………....……
Дидактические игры по разделу «Форма»….….………………………....
Дидактические игры по разделу «Ориентировка в пространстве» …….
Рекомендуем к просмотру родителям (QR кода) …………………..…....
Рекомендуем к просмотру детям (QR кода) ………………………..……
Полезные ссылки для родителей………………………………………….
Волшебные дорожки…………………….……………………....................
Выкладываем из палочек…………………………………………………..
Цифры из палочек………………………………………………………….
Придумываем сами…………………………………………………….......
Кроссворд…………………………………………………………….……..
Список использованной литературы………………………………….......
Опросный лист..............................................................................................
12
18
26
30
33
35
37
38
39
40
44
47
48
49
50
51
2
Воспитатели:
Виноградова Светлана Алексеевна
Китаева Светлана Владимировна
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Уважаемые читатели в Ваших руках журнал для детей и родителей
по теме «Использование палочек Х. Кюизенера в развитии матема-
тических представлений у детей с задержкой психоречевого разви-
тия старшего дошкольного возраста». На страницах этого журна-
ла вы найдете множество полезной информации, узнаете, как проис-
ходит формирование математических представлений у детей, какие
при этом могут возникнуть трудности и как их преодолеть. Озна-
комитесь с цветными палочками Х. Кюизенера и особенностями ра-
боты с ними. Данные палочки являются замечательным пособием по
формированию математических представлений детей, в этом вы
вскоре убедитесь. Специально для родителей даны рекомендации,
подобрана литература для чтения, а также подобраны полезные
ссылки и видеоролики. Для маленьких читателей в журнале подобра-
ны игры и упражнения, раскраски, «видеоролики», которые можно
посмотреть. Надеемся, что журнал будет интересен как детям,
так и родителям! Приятного вам чтения! Ждем отзывов о журнале.
Спасибо!
3
.
Математика – наука и сложная, и простая. Ее сложность и про-
стота, как ни парадоксаль-
но, в одном и том же свой-
стве – тщательной упоря-
доченности,
логичности
элементов знания. Поэто-
му для одних, в силу осо-
бенностей интеллектуаль-
ного развития, она оказы-
вается «легкой», для других – «трудной».
Так или иначе, ее освоение начинается в дошкольном возрасте и
включает формирование элементарных математических представле-
ний на основе чувственного сенсорного опыта. Математическое раз-
витие – значимый компонент формирования «картины мира» ребен-
ка, оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных пред-
ставлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их
свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у
ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Среди всех детей дошкольного возраста выделяют группу детей,
которую определяют, как дети с задержкой психоречевого развития.
4
Это дети, у которых по причине врожденной недостаточности или
приобретенного
органического
поражения
сенсорных
органов,
опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы
развитие психических функций отклоняется от нормы (дети с недо-
статочным интеллектуальным развитием, задержкой психического
развития, различными речевыми нарушения, особенностями в разви-
тии эмоционально-волевой сферы и поведения).
Математическая подготовка детей с задержкой психоречевого
развития имеет исключительную практическую важность, поскольку
человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать
арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные опе-
рации с числовыми величинами. Овладение ребенком математически-
ми представлениями, знаниями и умениями является немаловажным
фактором его социализации.
Ученые отмечают характерные особенности, свойственные де-
тям с задержкой психоречевого развития, при формировании элемен-
тарных математических представлений:
- нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и
синтеза;
- наблюдается слабость мыслительных операций при выполне-
нии элементарных математических представлений;
- трудно формируются количественные представления;
- не умеют сравнивать две группы множеств, не пользуются
самостоятельно приемами наложения и приложения;
- испытывают трудности в решении задач;
5
- не испытывают потребности рассматривать, исследовать, оце-
нивать предметы, их взаимное положение, количественные и про-
странственные отношения групп предметов;
- воспринимают величину предметов недифференцированно,
т. е. ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его
длину, высоту, ширину;
- не владеют приемами измерения: наложением, приложением,
условной меркой;
- слабо распознают основные геометрические формы и фигу-
ры;
- испытывают трудности в нахождении предметов заданной
формы в окружающей обстановке;
- не дифференцируют объемные формы и плоскостные фигуры;
- нарушена пространственная ориентировка;
- с трудом запоминают эталоны и меры времени.
Обучение математике в игровой форме развивает и формирует
познавательный интерес ребенка. Лучше всего сформировать интерес
к этой науке еще до преподавания ее в школе. В этом помогут ин-
тересные и увлекательные задания и упражнения по математике для
дошкольников.
6
Комплект палочек Х. Кюизенера представляет собой сложное
обдуманное математическое множество. Комплект состоит из 116
пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая
призма имеет длину 10 мм и является кубом. Палочки Кюизенера —
это набор цветных (счетных) палочек
десяти различных цветов, причем каж-
дому цвету соответствует определенная
длина от 1 см до 10 см. К примеру, бе-
лая палочка означает число 1 и пред-
ставляет собой куб со стороной 1 см, ро-
зовая палочка соответствует числу 2 и
представляет
собой
прямоугольную
призму, оранжевая палочка равна числу
10 и т.п. Все палочки отличаются по трем качествам — это их длина,
число и цвет.
С математической точки
зрения палочки это множество,
на котором легко обнаружива-
ются отношения эквивалентно-
сти и порядка. В этом множе-
стве скрыты многочисленные
математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подво-
дят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникаю-
7
щих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоя-
тельной практической деятельности.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осо-
знанию отношений больше-меньше, больше-меньше на…, научить
делить целое на части и измерять объекты условными мерками, по-
упражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел,
подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению
чисел.
Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия
как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-
нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета»,
«иметь одинаковую длину» и др.
В силу возраста у детей-дошкольников преобладает наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление, поэтому палочки Х.
Кюизенера в абсолютной мере соответствуют возрастным способно-
стям, особенностям и уровню мышления детей.
Цветные палочки дают возможность для:
- знакомства с понятиями (цвет, величина, длина, высота);
- изучения счета и называния чисел в обратном порядке;
- знакомства с составом числа;
- усвоения отношений между числами, употребления знаков <,>,
=;
- измерения объектов;
- деления целого на части;
- овладения пространственными связями («слева», «правее»,
«между» и т.п.);
- развития творческих возможностей, воображения, моделирова-
ния.
8
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплек-
та. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», 3,6,9 – «синюю се-
мью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. Подбор палочек в од-
но семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определен-
ным соотношением их по величине. Например, в семейство красных
входят числа кратные двум и т.д.
В каждом из наборов действует правило: чем больше длина па-
лочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.
Применяя цветные числа, осуществляется один из главных
принципов дидактики — наглядность. Игры и упражнения с ними
позволяют ребёнку овладеть способами действий, которые необходи-
мы для возникновения простых математических представлений. Они
значимы для накапливания чувственного опыта, формирования
стремления овладеть счётом, измерением, простыми вычислениями.
Как показывает педагогический опыт, палочки Кюизенера яв-
ляются превосходным дидактическим материалов для освоения
подраздела «Количество и счёт». Упражнения можно выполнять как
индивидуально, так и в подгруппах. Изначально следует ознакомить
детей с набором данных палочек, затем дать возможность осмотреть
их с разных сторон, попробовать самостоятельно составить из них ка-
кие-либо фигуры, постройки. После чего, следует предлагать детям
выполнять упражнения вида. В наборе палочек Кюизенера найти и
сложить отдельными группами палочки белого, жёлтого цвета и т.д.
Отыскать зелёную и жёлтую палочки, выложить их концами друг к
другу, получились вагоны поезда. Составить поезд из белой и крас-
ной. Взять одну палочку в правую руку, другую в левую. Сравнить их
по длине.
9
10