Напоминание

«Использование палочек Х. Кюизенера в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста»


Автор: Виноградова Светлана Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №37
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Журнал
Тема: «Использование палочек Х. Кюизенера в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




По теме: «Использование палочек

Х. Кюизенера в развитии математиче-

ских представлений у детей дошколь-

ного возраста»

СОДЕРЖАНИЕ

Колонка главного редактора………………………………………………

3

Формирование элементарных математических представлений у детей

с задержкой психоречевого развития……………………………………..

4

Ознакомление с цветными палочками Х. Кюизенера …………………..

Этапы работы с цветными палочками Х. Кюизенера……………………

7

10

Упражнения с палочками Х. Кюизенера по формированию элементар-

ных математических представлений для детей старшего дошкольного

возраста с задержкой психоречевого развития ………………………….

60 заданий с цветными палочками……………………………………......

Дидактические игры по разделу «Количество и счет» ………………….

Дидактические игры по разделу «Величина»…..…..……………....……

Дидактические игры по разделу «Форма»….….………………………....

Дидактические игры по разделу «Ориентировка в пространстве» …….

Рекомендуем к просмотру родителям (QR кода) …………………..…....

Рекомендуем к просмотру детям (QR кода) ………………………..……

Полезные ссылки для родителей………………………………………….

Волшебные дорожки…………………….……………………....................

Выкладываем из палочек…………………………………………………..

Цифры из палочек………………………………………………………….

Придумываем сами…………………………………………………….......

Кроссворд…………………………………………………………….……..

Список использованной литературы………………………………….......

Опросный лист..............................................................................................

12

18

26

30

33

35

37

38

39

40

44

47

48

49

50

51

2

Воспитатели:

Виноградова Светлана Алексеевна

Китаева Светлана Владимировна

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Уважаемые читатели в Ваших руках журнал для детей и родителей

по теме «Использование палочек Х. Кюизенера в развитии матема-

тических представлений у детей с задержкой психоречевого разви-

тия старшего дошкольного возраста». На страницах этого журна-

ла вы найдете множество полезной информации, узнаете, как проис-

ходит формирование математических представлений у детей, какие

при этом могут возникнуть трудности и как их преодолеть. Озна-

комитесь с цветными палочками Х. Кюизенера и особенностями ра-

боты с ними. Данные палочки являются замечательным пособием по

формированию математических представлений детей, в этом вы

вскоре убедитесь. Специально для родителей даны рекомендации,

подобрана литература для чтения, а также подобраны полезные

ссылки и видеоролики. Для маленьких читателей в журнале подобра-

ны игры и упражнения, раскраски, «видеоролики», которые можно

посмотреть. Надеемся, что журнал будет интересен как детям,

так и родителям! Приятного вам чтения! Ждем отзывов о журнале.

Спасибо!

3

.

Математика – наука и сложная, и простая. Ее сложность и про-

стота, как ни парадоксаль-

но, в одном и том же свой-

стве – тщательной упоря-

доченности,

логичности

элементов знания. Поэто-

му для одних, в силу осо-

бенностей интеллектуаль-

ного развития, она оказы-

вается «легкой», для других – «трудной».

Так или иначе, ее освоение начинается в дошкольном возрасте и

включает формирование элементарных математических представле-

ний на основе чувственного сенсорного опыта. Математическое раз-

витие – значимый компонент формирования «картины мира» ребен-

ка, оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных пред-

ставлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их

свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у

ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Среди всех детей дошкольного возраста выделяют группу детей,

которую определяют, как дети с задержкой психоречевого развития.

4

Это дети, у которых по причине врожденной недостаточности или

приобретенного

органического

поражения

сенсорных

органов,

опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы

развитие психических функций отклоняется от нормы (дети с недо-

статочным интеллектуальным развитием, задержкой психического

развития, различными речевыми нарушения, особенностями в разви-

тии эмоционально-волевой сферы и поведения).

Математическая подготовка детей с задержкой психоречевого

развития имеет исключительную практическую важность, поскольку

человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать

арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные опе-

рации с числовыми величинами. Овладение ребенком математически-

ми представлениями, знаниями и умениями является немаловажным

фактором его социализации.

Ученые отмечают характерные особенности, свойственные де-

тям с задержкой психоречевого развития, при формировании элемен-

тарных математических представлений:

- нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и

синтеза;

- наблюдается слабость мыслительных операций при выполне-

нии элементарных математических представлений;

- трудно формируются количественные представления;

- не умеют сравнивать две группы множеств, не пользуются

самостоятельно приемами наложения и приложения;

- испытывают трудности в решении задач;

5

- не испытывают потребности рассматривать, исследовать, оце-

нивать предметы, их взаимное положение, количественные и про-

странственные отношения групп предметов;

- воспринимают величину предметов недифференцированно,

т. е. ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его

длину, высоту, ширину;

- не владеют приемами измерения: наложением, приложением,

условной меркой;

- слабо распознают основные геометрические формы и фигу-

ры;

- испытывают трудности в нахождении предметов заданной

формы в окружающей обстановке;

- не дифференцируют объемные формы и плоскостные фигуры;

- нарушена пространственная ориентировка;

- с трудом запоминают эталоны и меры времени.

Обучение математике в игровой форме развивает и формирует

познавательный интерес ребенка. Лучше всего сформировать интерес

к этой науке еще до преподавания ее в школе. В этом помогут ин-

тересные и увлекательные задания и упражнения по математике для

дошкольников.

6

Комплект палочек Х. Кюизенера представляет собой сложное

обдуманное математическое множество. Комплект состоит из 116

пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая

призма имеет длину 10 мм и является кубом. Палочки Кюизенера —

это набор цветных (счетных) палочек

десяти различных цветов, причем каж-

дому цвету соответствует определенная

длина от 1 см до 10 см. К примеру, бе-

лая палочка означает число 1 и пред-

ставляет собой куб со стороной 1 см, ро-

зовая палочка соответствует числу 2 и

представляет

собой

прямоугольную

призму, оранжевая палочка равна числу

10 и т.п. Все палочки отличаются по трем качествам — это их длина,

число и цвет.

С математической точки

зрения палочки это множество,

на котором легко обнаружива-

ются отношения эквивалентно-

сти и порядка. В этом множе-

стве скрыты многочисленные

математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подво-

дят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникаю-

7

щих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоя-

тельной практической деятельности.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осо-

знанию отношений больше-меньше, больше-меньше на…, научить

делить целое на части и измерять объекты условными мерками, по-

упражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел,

подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению

чисел.

Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия

как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-

нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета»,

«иметь одинаковую длину» и др.

В силу возраста у детей-дошкольников преобладает наглядно-

действенное и наглядно-образное мышление, поэтому палочки Х.

Кюизенера в абсолютной мере соответствуют возрастным способно-

стям, особенностям и уровню мышления детей.

Цветные палочки дают возможность для:

- знакомства с понятиями (цвет, величина, длина, высота);

- изучения счета и называния чисел в обратном порядке;

- знакомства с составом числа;

- усвоения отношений между числами, употребления знаков <,>,

=;

- измерения объектов;

- деления целого на части;

- овладения пространственными связями («слева», «правее»,

«между» и т.п.);

- развития творческих возможностей, воображения, моделирова-

ния.

8

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплек-

та. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», 3,6,9 – «синюю се-

мью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. Подбор палочек в од-

но семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определен-

ным соотношением их по величине. Например, в семейство красных

входят числа кратные двум и т.д.

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина па-

лочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.

Применяя цветные числа, осуществляется один из главных

принципов дидактики — наглядность. Игры и упражнения с ними

позволяют ребёнку овладеть способами действий, которые необходи-

мы для возникновения простых математических представлений. Они

значимы для накапливания чувственного опыта, формирования

стремления овладеть счётом, измерением, простыми вычислениями.

Как показывает педагогический опыт, палочки Кюизенера яв-

ляются превосходным дидактическим материалов для освоения

подраздела «Количество и счёт». Упражнения можно выполнять как

индивидуально, так и в подгруппах. Изначально следует ознакомить

детей с набором данных палочек, затем дать возможность осмотреть

их с разных сторон, попробовать самостоятельно составить из них ка-

кие-либо фигуры, постройки. После чего, следует предлагать детям

выполнять упражнения вида. В наборе палочек Кюизенера найти и

сложить отдельными группами палочки белого, жёлтого цвета и т.д.

Отыскать зелёную и жёлтую палочки, выложить их концами друг к

другу, получились вагоны поезда. Составить поезд из белой и крас-

ной. Взять одну палочку в правую руку, другую в левую. Сравнить их

по длине.

9

10



В раздел образования