Автор: Лукьянова Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №5"
Населённый пункт: г. Дальнереченск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования игрового набора "Дары Фрёбеля"
Раздел: дошкольное образование
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования образовательный процесс должен строиться на адекватных
возрасту формах работы с детьми. Достижение целей образовательной программы
дошкольного образования реализуется через основной вид детской деятельности – игру, и
охватывает все образовательные области, представляющие определённые направления
развития и образования детей: социально – коммуникативное развитие, познавательное
развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Важность игры для детей дошкольного
возраста отмечали и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное
средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века
Фридрих Фрёбель. Он был известным гуманистом, педагогом, автором оригинальной
системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских
садов (1837 год). Он хотел, чтобы дети чувствовали себя там, как растения, за которыми
бережно ухаживает садовник – педагог и учились самостоятельно мыслить и
сосуществовать с людьми. Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в
современное дошкольное образование стала причиной разработки методических
комплектов под названием «Дары Фрёбеля». Комплект является составной частью
развивающей предметно – пространственной образовательной среды. Его структура и
содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой
деятельности в дошкольном возрасте и личностно – ориентированного подхода в развитии
и воспитании ребёнка.
В своей группе я активно использую «Дары Фребеля» в работе с детьми. Этот набор
разнообразен, в составе 14 модулей. Все предметы изготовлены из качественного
натурального материала (дерева и хлопка). Базовый набор состоит из шести даров. Они
сделаны из природных материалов, собранных в модули, это шерстяные шары,
деревянные блоки в виде куба, цилиндра, призмы. В расширенный набор, который я
использую в своей работе, входят мозаика, палочки, кольца, полукольца, точки и т. д.
Я использую материал из даров Фребеля для обогащения знаний детей об окружающем
мире и развития ряда навыков: ловкости рук, пространственного воображения,
креативного мышления, развития памяти, вербальной деятельности. Дары Фребеля очень
помогают в области математики, конструирования и художественной деятельности.
Помимо совместной деятельности взрослого и ребенка, есть возможность
самостоятельной продуктивной игровой деятельности.
В группе организовала образовательную среду, которая находится в доступности для
детей. Она:
- безопасна;
- содействует развитию эстетического понимания, любознательности, познания, сенсорно
насыщена;
- способствует развитию у ребенка индивидуальности, ответственности, независимости.
Методы:
- игровой: дидактические игры;
- наглядный: рассматривание пособий, схем;
- практический: показ способов действий с предметами.
Формы организации деятельности:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Учитываю интересы и способности детей, добровольное участие.
Ребята могут в любое время самостоятельно пользоваться дарами Фребеля.
В начале года провела мониторинг знаний (диагностику):
15 % - высокий;
50 % - средний;
35 % - ниже среднего.
Игра «Волшебная змея».
Положить на первый стол наборы для нанизывания.
Я держу длинную верёвку с узелком на конце с одной любой нанизанной деталью.
- Начну я, а вы запоминайте слова и действия: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу!
–Я отдаю верёвку с деталью (головой) следующему игроку (показ) и спрашиваю:
«Хочешь стать моим хвостом?» - игрок отвечает: «Да хочу. Я хочу стать хвостом (и
добавляет любое слово, не связанное ни с цветом, ни с фигурой, которое обозначает
признак) красной или круглой, длинной, прекрасной и. т. д. змеи, при этом, надевает
любую другую деталь.
- Игрок после нанизывания детали обращается к следующему игроку со словами: «Я змея,
змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! –отдаёт верёвку с деталью следующему игроку и
спрашивает: «Хочешь стать моим хвостом?» - игрок отвечает: «Да хочу. Я хочу стать
хвостом (и добавляет 2 слова, сказанное ранее и новое своё, обозначающее признак…и. т.
д. пока не закончатся слова.
- Чем эта игра полезна? (обогащение активного словаря, формирование грамматически
правильного строя речи; развитие фантазии, коммуникативных навыков, навыков
работы в группе).
6. Игра «Повтори последовательность».
- Нужно собрать (построить) из набора на столе Тропинку. Последовательность ваших
фигур вы должны придумать и соблюдать сами.
- Задание понятно? По кругу разложить большие синие и фиолетовые кольца, достать
синий мячик.
- Кто готов показать свою Тропинку? Сложите Тропинки обратно в коробочки.
- «Жила-была Принцесса. Очень капризная. Захотелось ей подснежников. Но зимой
подснежников не было. И объявила Принцесса: «Кто соберёт для меня больше всех
цветов, того щедро награжу. Но цветы должны быть собраны в специальные букеты».
- Послушайте задание: нужно составить специальный букет из трёх «цветков» - фигур.
Все три фигуры должны быть одинаковыми или разными по двум признакам, по цвету и
форме.
- Как только вы составите специальный букет, скажите вслух «букет», и я подойду к вам.
- Кто желает, расскажите про свой специальный букет?......
- Что развивает эта игра? (сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности
навыки, ЭМП, расширяет кругозор; восприятие, мышление, воображение, внимание,
память, самостоятельную творческую деятельность).
- Использую точки для ориентировки на листе бумаги:
- левый верхний угол
- правый нижний угол и т. д.
- На закрепление цифр.
- Сложи узор (самостоятельно).
- Сложи фигуру (работа по схемам).
Выполняем задание на марафон, используя геометрические фигуры.
Планируемый результат:
умение действовать по собственной инициативе как в знакомых, так и в новых
условиях;
умение ставить перед собой цель и планировать результат;
выполнять действия без помощи взрослых;
осуществлять самоконтроль при наличии адекватной самооценки.
Работая с дарами Фребеля, я создаю условия для организации как совместной
деятельности взрослого и детей («Змея», «Тропинка»), так и самостоятельной
игровой, продуктивной и познавательной деятельности детей. Мои дети с большим
интересом и с удовольствием играют с набором, создают композиции,
придумывают сюжеты, обыгрывают постройки, развивая творческие способности.