Напоминание

"Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования игрового набора "Дары Фрёбеля"


Автор: Лукьянова Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №5"
Населённый пункт: г. Дальнереченск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования игрового набора "Дары Фрёбеля"
Раздел: дошкольное образование





Назад




В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного образования образовательный процесс должен строиться на адекватных

возрасту формах работы с детьми. Достижение целей образовательной программы

дошкольного образования реализуется через основной вид детской деятельности – игру, и

охватывает все образовательные области, представляющие определённые направления

развития и образования детей: социально – коммуникативное развитие, познавательное

развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Важность игры для детей дошкольного

возраста отмечали и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное

средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века

Фридрих Фрёбель. Он был известным гуманистом, педагогом, автором оригинальной

системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских

садов (1837 год). Он хотел, чтобы дети чувствовали себя там, как растения, за которыми

бережно ухаживает садовник – педагог и учились самостоятельно мыслить и

сосуществовать с людьми. Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в

современное дошкольное образование стала причиной разработки методических

комплектов под названием «Дары Фрёбеля». Комплект является составной частью

развивающей предметно – пространственной образовательной среды. Его структура и

содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой

деятельности в дошкольном возрасте и личностно – ориентированного подхода в развитии

и воспитании ребёнка.

В своей группе я активно использую «Дары Фребеля» в работе с детьми. Этот набор

разнообразен, в составе 14 модулей. Все предметы изготовлены из качественного

натурального материала (дерева и хлопка). Базовый набор состоит из шести даров. Они

сделаны из природных материалов, собранных в модули, это шерстяные шары,

деревянные блоки в виде куба, цилиндра, призмы. В расширенный набор, который я

использую в своей работе, входят мозаика, палочки, кольца, полукольца, точки и т. д.

Я использую материал из даров Фребеля для обогащения знаний детей об окружающем

мире и развития ряда навыков: ловкости рук, пространственного воображения,

креативного мышления, развития памяти, вербальной деятельности. Дары Фребеля очень

помогают в области математики, конструирования и художественной деятельности.

Помимо совместной деятельности взрослого и ребенка, есть возможность

самостоятельной продуктивной игровой деятельности.

В группе организовала образовательную среду, которая находится в доступности для

детей. Она:

- безопасна;

- содействует развитию эстетического понимания, любознательности, познания, сенсорно

насыщена;

- способствует развитию у ребенка индивидуальности, ответственности, независимости.

Методы:

- игровой: дидактические игры;

- наглядный: рассматривание пособий, схем;

- практический: показ способов действий с предметами.

Формы организации деятельности:

- групповая;

- подгрупповая;

- индивидуальная.

Учитываю интересы и способности детей, добровольное участие.

Ребята могут в любое время самостоятельно пользоваться дарами Фребеля.

В начале года провела мониторинг знаний (диагностику):

15 % - высокий;

50 % - средний;

35 % - ниже среднего.

Игра «Волшебная змея».

Положить на первый стол наборы для нанизывания.

Я держу длинную верёвку с узелком на конце с одной любой нанизанной деталью.

- Начну я, а вы запоминайте слова и действия: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу!

–Я отдаю верёвку с деталью (головой) следующему игроку (показ) и спрашиваю:

«Хочешь стать моим хвостом?» - игрок отвечает: «Да хочу. Я хочу стать хвостом (и

добавляет любое слово, не связанное ни с цветом, ни с фигурой, которое обозначает

признак) красной или круглой, длинной, прекрасной и. т. д. змеи, при этом, надевает

любую другую деталь.

- Игрок после нанизывания детали обращается к следующему игроку со словами: «Я змея,

змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! –отдаёт верёвку с деталью следующему игроку и

спрашивает: «Хочешь стать моим хвостом?» - игрок отвечает: «Да хочу. Я хочу стать

хвостом (и добавляет 2 слова, сказанное ранее и новое своё, обозначающее признак…и. т.

д. пока не закончатся слова.

- Чем эта игра полезна? (обогащение активного словаря, формирование грамматически

правильного строя речи; развитие фантазии, коммуникативных навыков, навыков

работы в группе).

6. Игра «Повтори последовательность».

- Нужно собрать (построить) из набора на столе Тропинку. Последовательность ваших

фигур вы должны придумать и соблюдать сами.

- Задание понятно? По кругу разложить большие синие и фиолетовые кольца, достать

синий мячик.

- Кто готов показать свою Тропинку? Сложите Тропинки обратно в коробочки.

- «Жила-была Принцесса. Очень капризная. Захотелось ей подснежников. Но зимой

подснежников не было. И объявила Принцесса: «Кто соберёт для меня больше всех

цветов, того щедро награжу. Но цветы должны быть собраны в специальные букеты».

- Послушайте задание: нужно составить специальный букет из трёх «цветков» - фигур.

Все три фигуры должны быть одинаковыми или разными по двум признакам, по цвету и

форме.

- Как только вы составите специальный букет, скажите вслух «букет», и я подойду к вам.

- Кто желает, расскажите про свой специальный букет?......

- Что развивает эта игра? (сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности

навыки, ЭМП, расширяет кругозор; восприятие, мышление, воображение, внимание,

память, самостоятельную творческую деятельность).

- Использую точки для ориентировки на листе бумаги:

- левый верхний угол

- правый нижний угол и т. д.

- На закрепление цифр.

- Сложи узор (самостоятельно).

- Сложи фигуру (работа по схемам).

Выполняем задание на марафон, используя геометрические фигуры.

Планируемый результат:

умение действовать по собственной инициативе как в знакомых, так и в новых

условиях;

умение ставить перед собой цель и планировать результат;

выполнять действия без помощи взрослых;

осуществлять самоконтроль при наличии адекватной самооценки.

Работая с дарами Фребеля, я создаю условия для организации как совместной

деятельности взрослого и детей («Змея», «Тропинка»), так и самостоятельной

игровой, продуктивной и познавательной деятельности детей. Мои дети с большим

интересом и с удовольствием играют с набором, создают композиции,

придумывают сюжеты, обыгрывают постройки, развивая творческие способности.



В раздел образования